Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пояснительная записка. С изучения истории античной литературы начинается изучение всемирной и, прежде всего западноевропейской литературы



С изучения истории античной литературы начинается изучение всемирной и, прежде всего западноевропейской литературы. Главные цели при изучении античной литературы: познакомить студента с художествен­ным своеобразием античной литературы и специфическими условиями ее формирова­ния и развития; на конкретном историко-литературном материале сформировать основу для пони­мания последующего культурного процесса, спо­собствовать осознанию художественно-эстетической ценности античной литературы и культуры для всей истории европейской и русской духовной мысли, в том числе и на современном этапе развития общества.

В настоящее время возросло внимание к античной литературе и культуре, о чем сви­детельствуют многочисленные издания, подготовленные для со­временного читателя, возобновляемые постановки пьес античных авторов, многочисленные, особенно в конце ХХ века, ин­терпретации античных мифов и т.д. Значительно увеличился так­же объем изучения античной литературы и культуры в разных типах школ: гимназиях, лицеях и др.

Изучение курса «Античная литература» начинается с рассмотрения темы «Античная мифология», предполагающей освещение понятий миф и мифология, установление связи мифа с особенностями родо­племенного общества, изложение основных этапов эволюции мифологических представлений с особым выделением классической «олимпий­ской мифологии», получившей более полное отражение в литера­туре и искусстве всех эпох. Изучение темы целесообразно осуще­ствлять как на лекционных, так и на практических занятиях. Кроме того, при изучении многих конкретных тем появляется возмож­ность расширения и углубления мифологических представлений, а также их интерпретаций как в античную, так и в последующие эпохи.

Основная часть литературного курса представляет историю возникновения и развития трех литератур­ных родов (эпоса, лирики и драмы) и их главных форм. Эпос пред­ставлен произведениями древнегреческой литературы – Гомера, Гесиода, и римской литературы – Верги­лия. Особое внимание уделяется изучению произведений Гомера не только потому, что каждый из эпических авторов соотносил свое творение с гомеровской традицией.

Древнегреческая лирика должна быть представлена в основ­ных своих видах (декламационная, вокальная – сольная и хоро­вая) с выделением наиболее ярких авторов (Архилох, Солон, Феогнид, Сапфо, Алкей, Анакреонт, Пиндар), с непременным освещением явлений, ставших в лирике основой для последую­щих традиций (сапфическая строфа, алкеева строфа, анакреонти­ка, пиндарическая ода). Важно также подчеркнуть особую роль музыки в развитии как названного рода литературы (что закреп­лено в самом названии мелика, или позднее лирика), так и дру­гих родов и их жанровых форм.

При рассмотрении процесса становления трех литературных родов подчеркивается преемственность в их развитии. Греческая драма, например, содержала как эпическое, так и лирическое на­чало.

Важным этапом освое­ния курса является изучение древнегреческой драмы, одной из наиболее актуаль­ных частей античного наследия. Происхождение драмы, ее структура, тесная связь с мифологией, устрой­ство древнегреческого театра и театральных празднеств, твор­чество поэтов-трагиков – Эсхила, Софокла, Еврипида – с акцентированием вклада каждого в развитие жанра трагедии, рассмотрение наиболее ярких образов, вошедших в европейскую культурную традицию – все это, прежде всего, входит в программу изучения данного раздела.

Особого внимания заслуживает аристотелевское учение о дра­ме (понимание трагедии и катарсиса), позволяющее лучше усво­ить эстетические установки античного театра, обусловившие пре­имущественный успех Эсхила и Софокла и критическое отноше­ние к Еврипиду. Более пристального рассмотрения заслуживают трагедии, идущие на современных сценах («Орестея» Эсхила, «Электра», «Антигона», «Эдип-царь» Софокла, «Медея» Еврипи­да и т.д.) с мотивировкой их обозначившейся актуальности.

Вслед за трагедией рассматривается комедия, генетически с ней связанная и дошедшая преимущественно в текстах Аристофа­на.

Изучение темы «Древнегрече­ская проза», как правило, получает обзорный характер (проза ис­торическая, риторическая, философская) с более подробным рассмотрением последней, представленной прежде всего творениями Платона и Аристотеля.

Философский аспект, ощутимо заявленный при изучении древ­негреческой прозы, получает продолжение при рассмот­рении литературы эллинистического периода, поскольку римская литература будет в значительной степени опираться на опыт александрийской поэзии и комедию Менандра.

Органичным продолжением тенденций, обозначившихся в культуре эллинистического периода, выступает древнегреческий роман. Как жанр поздний, ро­ман синтезировал и развил предшествующий литературный опыт (мотивы идиллии, приемы бытовой драмы и т.д.). Для более под­робного рассмотрения выделяется роман Лонга «Дафнис и Хлоя», связываемый с процессом становления римской литера­туры.

При изучении римской литературы важно учитывать ее преемственность и одновременно самобытность ее достижений. Например, творчество Вергилия и традиции Феокрита, Ге­сиода, Гомера. В то же время необходимо вскрыть органичную связь творчества Вергилия с духом современной ему римской эпо­хи.

Необходимо обращать внимание на восприятие явлений как греческой, так и римской литературы русской культурой преимущественно XIX-XX вв. Важно подчеркнуть широкое воздействие на русских авторов произведений римской литературы, прежде всего поэтов эпохи принципата Августа – Горация, Вергилия, Овидия.

Поздняя римская литература, так же, как и греческая, требует учитывать влияние культурологического и, в частности, религиозно-фило­софского аспекта.

Курс «Античная литература» изучается в первом семестре и включает лекции, практические занятия, СКР. Общий объем аудиторных занятий на очном отделении – 34 часа (24 – лекции, 10 – практические занятия); на заочном отделении – 12 часов (8 – лекции, 4 – практические занятия). Данные формы занятий призваны стимулировать академическую активность студента, заложить основы для формирования индивидуальной траектории обучения, сформировать навыки учебно-исследовательской работы.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 257 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...