Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Истина обретается не столько разумом, сколько верой. Это апологетика



5. В истории общества и жизни каждого человека имеет место провидение, т.е замысел Божий. История носит линейный характер, направляется от сотворения мира к Судному дню.

6. Окружающий мир иерархичен – представляет собой гигантскую пирамиду с Богом на ее вершине.

7.Философия носит догматический и авторитарный характер, т.к. положения Священного писания (Библии) Рассматривается как безусловное и незыблемое. Вместе с тем в ее рамках постепенно происходило определенное развитие онтологии, гносеологии, логики, антропологии, этики, диалектики.

Патристика (3в.н.э. – 8в.н.э) – это период в истории средневековой философии, связанный с деятельностью так называемых «отцов церкви – философствующих авторов, которые придавали раннему христианству философское содержание. Патристика есть опыт рациональной систематизации христианского вероучения, создания его философских основ. Она есть, как иногда считается, переход от античной философии к подлинно философии Средних веков.

Аврелий Августин Блаженный (354-430гг.) был наиболее заметной и влиятельной личностью в философии всего периода патристики. В своих книгах, таких как «Исповедь», «О троице», «О величие души», О граде божьем» он не только показал свой путь в философию, но и раскрыл содержание собственного мировоззрения.

Августин – это крупнейший систематизатор христианства. Его взгляды состояли в следующем.

1.Бог – начало и конец всего сущего. Бог – это абсолютная личность, сотворившая мир и человека. Бог первичен и находится в центре мироздания. Он всемогущ. Бог является единственной причиной возникновения каждой вещи и любого вещества. Он не только сотворил этот мир, но и продолжает творить его, совершенствуя все сущее.

Мир представляет собой лестницу – где есть высшее (бестелесное и боже6ственное) и низшее (телесное материальное). Т.е в мире существует иерархия, т.е. жестко установленный Творцом порядок – неживое-живое-божественное.

Мир, созданный Богом вещей, изменчив и пребывает во времени – прошлом, настоящем и будущем. Бог неизменен – это нечто застывшее, постоянное.

2.Бог и объект познания. Бог - источник «умственного света», т.е. способности к познанию. Божественный свет – та сила, которая высвечивает подлинную сущность вещей. Лишь в состоянии озарения человек сможет постичь истину и отличать ее от заблуждений.

Августин проповедовал тезис о превосходстве веры над разумом. Знания черпаются из двух источников: первый – чувственный опыт, но он дает поверхностные и ограниченные знания. Второй источник – знания, полученные от других людей и приятые на веру. Они - коллективный опыт и поэтому обладают достоверность. Разум подчинен вере. «Верь, что бы понимать». Путем веры обретается подлинная мудрость.

3.О душе. Душа от Бога и поэтому бессмертна. Она выше тела, и поэтому от человека требуется постоянная работа над своим внутренним миром, погашая влечения и страсти. Душа есть только у человека. Она не материальна и рассеяна по всему телу. Ее важнейшие функции – разум, воля и память. Душа есть, по Августину, «разумная субстанция, приспособленная управлять телом». Большую роль играет воля, т.е. благодаря ее усилиям становится возможным деятельность разума и обретение веры.

4. В человеке все от бога. Следовательно, он не свободен, т.к. все предопределено свыше. Все благо в мире от Бога, а зло это отсутствие добра. Источник этого – в свободной воле человека, т.е. он отошел от воли Бога, от его заповедей и запретов. Грех – это бунт смертного тела против бессмертной души и поэтому человек нуждается в божественной поддержке и покровительстве. С грехопадения Адама и Евы началась длительная история грехопадения человечества, а смерть стала наказание за грехи. Спасение человека возможно только через возврат к Богу, через добрые дела с помощью и под руководством Бога. Поэтому Бог не только творец, но и спаситель. Жизнь по Богу – единственно достойный способ существования.

5.О государстве и обществе. Социальное неравенство является принципом бытия общества. Это результат грехопадения человечества, в ходе чего разрушилась прежняя райская жизнь и благополучие. Иерархичность в обществе тоже естественна для всего окружающего мира. Но все же, люди равны в том смысле, что имеют единое происхождение и несут одинаковую ответственность перед богом.

Особое место в обществе занимает церковь. Она является сообществом верующих людей, представителем Бога на земле. По мнению Августина, государство должно быть ниже церкви, т.к оно основано на эгоизме людей и они постоянно борются, воюют, конфликтуют. Государство – это царство греха, братоубийства. Государство должно быть подчинено церкви и иметь теократический характер (т.е. государство подчинено церкви).

6. Об истории. Вся история человечества - есть борьба двух градов («царств») – божьего и земного. «Божье царство», Град Божий – это меньшая часть человечество, это люди верующие и добропорядочные, это мир добра и красоты. «Град земной» - это люди алчные и эгоистичные, отвергнувшие Бога, падшие ангелы, это мир зла и сатаны. Со временем, наступит конец истории и праведники окончательно соединяться с Богом. Неправедники будут осуждены и отправлены на вечные мучения. После страшного суда наступит эпоха тысячелетнего царства справедливости и всеобщего счастья. Это будет конец истории. История имеет начало (сотворение мира), кульминацию (приход Иисуса Христа) и завершение (второе пришествие Христа и Страшный суд).

Значение творчества Августина – он систематизировал христианство и придал ему литературный характер.

Схоластика средних веков. Реализм и номинализм (9-15вв)

После 5 века христианская религия и церковь обрели господствующие положение в странах Западной Европы. Монастыри, а затем и университеты стали основными очагами образования и культуры. Здесь преподавались приспособленные к религиозным целям семь «свободных искусств»: грамматика и риторика, диалектика, арифметика и геометрия, астрономия м музыка. В Западной Европе утвердился феодальный строй с монархической формой правления и духовной властью католической церкви. В этот период философия преподавалась в школах при монастырях, а ее основной задачей считалось обоснование истинности и незыблемости христианского вероучения. Такая философия стала называться схоластикой (школьная философия). Если патристика систематизировала христианское вероучение, то схоластика стремилась сделать его популярным и доступным для широких слоев населения. В схоластике философское мышление использовалось как средство для доказательства истинности религиозной веры и ее догматов.

В ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях. Речь шла о том, как соотносятся общее и единичное, реально ли существуют такие понятия как «бог», «человек» и т п., или же они есть всего лишь обозначения вещей.

Реалисты считали, что такие понятия действительно существуют, а номиналисты видели в универсалиях всего лишь названия вещей, их имена. По сути дела, за этим спором скрывалась, пусть даже и слабо выраженная, борьба двух тенденций в философии - материалистической (номинализм) и идеалистической (реализм). Теоретическими же источниками спора являлась философия Платона и Аристотеля.

Реалисты полагали, что общее – это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. Например, справедливые поступки истины, т.к.соответствуют понятию справедливости вообще, добрые дела вытекают из понятия добра. Позже к реализму примкнул Фома Аквинский. Реализм был продолжением «линии Платона» в решении весьма важного вопроса о соотношении мышления и бытия сознания и материи.

Номиналисты утверждали, что действительно существуют только единичные вещи. Общие же понятия и идеи являются лишь звуками голосом и речью. Они представляю собой наименования (имена) вещей. Вне единичных вещей нет ничего. Нет цвета вообще, вне конкретного цвета, нет справедливости без ее конкретных проявлений. Слово «человек» тоже существует лишь в языке, тогда как в действительности есть конкретные отдельные люди –Сократ, Платон и другие.

В 13-14вв в Западной Европе сформировались развитые школы схоластической философии, которые отвечали потребностям римско-католической церкви и ее вероучения. В это время философы стали проявлять большой интерес к творческому наследию Аристотеля, прежде всего к его логическому и естественному учению. В связи с развитием городов и университетов рациональное мышление обретало более прочные позиции.

Крупнейшей фигурой периода схоластики был Фома Аквинский.

Фома Аквинский (1225-1274) – католический теолог, монах родом из Италии. Длительное время он преподавал теологию в Парижском университете, центре католицизма того времени. В 1323г. он был причислен церковью к лику святых, а за черты своего характера получил прозвище «ангельский доктор». Творчество Фомы Аквинского («томизм») охватило целый ряд областей знаний: теологию, философию, право. Его основными произведениями являются: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Философия Фомы сформировалась в ходе теологической интерпретации учения Аристотеля. Фома не питал интереса к естествознанию, но зато проявил его к логике как методу познания.

1. о соотношении веры и знания. Знания дает наука, веру – религия. Наука и религия отличаются по методу получения своих истин. Задача науки – постижение и объяснение закономерностей природного мира, и получение достоверного знания. Наука может пойти далеко и глубоко, но ей не доступна идея Бога. И напряженная умственная деятельность и обладание строгим научным знанием доступно далеко не каждому человеку. Большинство людей склонны верить (доверять), а не заниматься логическими доказательствами. Тем более, что разум нередко ошибается, а органы чувств вводят в заблуждение. Поэтому вера достовернее и ценнее разума, она доступна каждому. Значит, теология как учение о Боге и есть подлинная, а поэтому высшая мудрость. А наука должна быть в роли служанки теологии.

2.Фома Аквинский разработал систему доказательств существования Бога в мире.

- первое. Все в мире движется, и имеет причину движения. Самодвижение невозможно. Должен быть некий «перводвигатель». Это Бог. Он и есть источник всех движений и изменений в мироздании.

- второе. Все в мире причинно-обусловлено. Всякий процесс имеетпричину. Следовательно, должна существовать и причины всех причин, т.е. Бог. Он есть первопричина всего сущего.

-третье. Хотя в мире и есть случайности, но в целом его развитие представляет собой закономерный процесс. Бог и есть некая всеобщая закономерность, которая определяет необходимое развитие материального мира.

-четвертое. Мир гармоничен и совершенен. За всем этим стоит Бог – как абсолютная красота, наисовершеннейшая реальность.

-пятое. Все в мире целесообразно, согласованно. Высшее вытекает из низшего и т.д. В этом реализует себя цель, исходящая из Творца мира. Бог – это как бы руководитель развития мира, придающий этому развитию смысл и значение.

3. об универсалиях. По мнению Фомы Аквинского общее существует, это как бы «первоначальный формы», которые содержаться в божественном уме.

Сотворив мир, Бог продолжает активно участвовать во всех протекающих в нем процессах.

4.Иерархичность, упорядоченность и субординацию миру придал тоже Бог. Это имеет место и в обществе, где существует социальное неравенство, данное, якобы от Бога.

5.О человеке. Человек единство тела и души, душа является доминирующим началом. Душа есть и растений и у животных, но у них она выполняет узкий круг функций. У растений – размножение, у животных – движение и чувственное восприятие. Высшая функция человеческой души - познавательно-разумная деятельность. Душа разлита по всему телу и существует как некая внутренняя энергия. Тело смертно, душа бессмертна.

6. в гносеологии. Фома полагал, что знание формируется на базе чувственного восприятия мира с активным участием души. Чувственное познание не в состоянии обнаружить Бога в мире. Но разум и разум неспособен овладеть полной истиной – это может сделать лишь Бог. Поэтому особое значение играет откровение – самообнаружение Бога в мире. И принятие его человеком на веру.

7. об обществе. Как и у Аристотеля, у Фомы Аквинского человек рассматривается кА существо общественное и политическое. Обладание свободной волей обязывает человека нести ответственность за свои поступки. Основное содержание этой жизни – подготовка к вечной посмертной жизни. Подлинное счастье – это познание Бога и спасение с его помощью. Бог добр, но несет ответственности за наличие зла в мире. Зло – это результат отпадения человека от Бога, забвение его заповедей.

8.о государстве. Государство установлено Богом. Церкви принадлежит духовная власть, исходящая от Бога. Она призвана руководить людьми, возвращать заблудших на путь истинный, готовить к жизни неземной. Государству принадлежит светская власть, оно должно устраивать земную жизнь людей. Каждая социальная группа должна выполнять, отведенную ей Богом, функцию. Самым значимым является труд священнослужителей, духовных наставников народа. Наилучшей формой государства является монархия. Как Бог один в мире, так и во главе должен находиться один человек.

Творчество Фомы Аквинского (томизм)получило большое признание в философских кругах католицизма и весьма широко распространилось в Европе. Со временем оно стало официальной доктриной католической церкви, а его автор был провозглашен «всеобщим доктором» (учителем) католиков. Философия Фомы Аквинского стала высшей точкой в развитии средневековой схоластики.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 199 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...