Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средневековая философия 5-15вв



Падение Римской империи в 5 в н.э. ознаменовало начало в Европе эпохи средних веков 5-15вв., времени феодальных отношений. В современной литературе под феодализмом понимается совокупность социально-экономических и политических отношений, присущих европейскому обществу на пути от античности к новому времени. Характерными чертами феодализма («доиндустриального») общества были: закрепощение крестьян, господство натурального хозяйства, иерархическая структура общества и медленные темпы его развития. Это была эпоха, по выражению Гегеля, эпоха «тысячелетней ночи», время послушания и покорности. В духовной сфере, общества господствовала религия, а философия стала, по известному выражению Ф.Энгельса – «служанкой богословия». Основными темами философствования были: тема Бога, как некого творящего начала бытия, источника всего сущего, также проблема соотношения веры и знания, как различных способов постижения Творца; толкование и обоснование догматических положений христианского вероучения, его защиту как безусловно истинного. Основными авторитетами для средневековой философии были Платон и Аристотель.

Само христианство возникла на волне кризиса и распада Римской империи, и поначалу было религией обездоленных низов и рабов. Эта религия отразила великую социальную катастрофу – крушение рабовладения и гибель огромной империи. Христианство учило, что мировой порядок создан некой внешней силой (Богом), изменить его не дано никому и поэтому остается надеяться на приход мессии (спасителя). Основы новой религии сформировалась среди древних иудеев как выражение их мечты о бессмертии и избавлении от гнета. Со временем христианство стало государственной, а затем и одной из мировых религий. В отличие от древних языческих верований, оно утвердило идею монотеизма.

В развитии средневековой («христианской») философии принято выделять два крупных периода. Первый – это патристика или учения «отцов церкви» (А. Августин и др.), которые заложили основы новой философии. Второй – схоластика (Фома Аквинский и др.), когда эта философия обрела характер систематических учений, стала достоянием общественного сознания и духовной культуры общества. В рамках схоластики можно выделить спор между реалистами и номиналистами.

Особенности средневековой философии:

1.теоцентизм («бог в центре») – признание Бога исходным принципом бытия, источником и основой всего сущего. «Все, что есть, - все от Бога».

2.Креационизм («create» – творить, создавать) – идея сотворенности мира Богом из ничего.

3. Познание мира есть провиденциализм – самовыявление Бога в мире (священные книги, чудеса, мироточение, нетленные мощи).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 152 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...