Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возврат к Ницше. Несколько дней спустя



Часть вторая.

«Книга для свободных умов».

Освободите руки, ибо они жаждут пера, освободите душу, ибо она желает воспарить, освободите мозг, ибо мысли подобны скоростным машинам, не терпят препятствий и коротких путей. Пусть падут оковы, мои мысли стремятся к цели, моя цель свобода. Долой предрассудки, долой насажанные рамки, долой горечь скудомыслия! Преобразимся, раскроем ум наш, и, возвращаясь на грешную землю, мы увидим прекрасные сады, там, где раньше мы видели свалки отходов и выжженную землю. «Свободный ум» - болезнь для «здоровых», новый виток существования для «больных». Больные, здоровые, все это теряет свой первозданный вид, если для человека (мы рассматриваем именно человека, так как сами являемся этим созданием и для нас лучше понять сущность самоё, чем сущность далекого от нас типа) болезнь - это благо, а здоровье – мучения.

«…Еще шаг далее в выздоровлении — и свободный ум снова приближается к жизни, правда медленно, почти против воли, почти с недоверием. Вокруг него снова ста­новится теплее, как бы желтее; чувство и сочувствие полу­чают глубину, теплые ветры всякого рода обвевают его. Он чувствует себя так, как будто теперь у него впервые откры­лись глаза для близкого. В изумлении он останавливается: где же он был доселе? Эти близкие и ближайшие вещи — какими преображенными кажутся они ему теперь! Какую пушистость, какой волшебный вид они приобрели с тех пор! Благодарный, он оглядывается назад, — благодарный своим странствиям, своей твердости и самоотчуждению, своей дальнозоркости и своим птичьим полетам в холодные высоты. Как хорошо, что он не оставался, подобно изне­женному - темному празднолюбцу, всегда «дома», «у себя»! Он был вне себя — в этом нет сомнения. Теперь лишь видит он самого себя, — и какие неожиданности он тут встречает! Какие неизведанные содрогания! Какое счастье даже в усталости, в старой болезни и ее возвратных припадках у выздоравливающего! Как приятно ему спокойно страдать, прясть нить терпения, лежать на солнце! Кто умеет, подоб­но ему, находить счастье зимой, наслаждаться солнечными пятнами на стене! Эти наполовину возвращенные к жизни выздоравливающие, эти ящерицы — самые благодарные животные в мире: некоторые среди них не пропускают ни одного дня без маленькой хвалебной песни. Серьезно го­воря, самое основательное лечение всякого пессимизма (как известно, неизлечимого недуга старых идеалистов и лгу­нов) — это заболеть на манер таких свободных умов, долго оставаться больным и затем еще медленнее возвращаться к здоровью — я хочу сказать — становиться «здоровее». Мудрость, глубокая жизненная мудрость содержится в том, чтобы долгое время прописывать себе даже само здоровье в небольших дозах….»

Кто поймет, тот испытывал подобное «лечение», кто не поймет, тот не поймет и дальнейшее. Кажется, что это все просто размышления, идеалистическое приближение бытия, но это лишь внешнее содержание, внутреннее же – понимание себя, как центральное иррациональное зерно мира, мира, который мы создаем ежесекундно нашим мысленным восприятием. Два индивидуума на расстоянии двух миллиметров друг от друга могут находиться в совершенно различных мирах, влияющих, конечно же, друг на друга, но настолько разных, что при одинаковых граничных условиях у этих индивидуумов будет совершенно различное восприятие мира. А ведь именно на восприятии основывается наше представление об окружающем. Тем более будет различие, если один будет обычным человеком, назовем его «здоровым» (обычный человек, живущий «по прямой») и человек с возможностью выходить в пространство со «свободным умом».

«…И в эту пору, среди внезапных проблесков еще не­обузданного, еще изменчивого здоровья, свободному, все более освобождающемуся уму начинает наконец уясняться та загадка великого разрыва, которая доселе в темном, таинственном и почти неприкосновенном виде лежала в его памяти. Если он долго почти не решался спрашивать: «Отчего я так удалился от всех? Отчего я так одинок? Отчего я отрекся от всего, что почитаю, — отрекся даже от самого почитания? Откуда эта жестокость, эта подозрительность, эта ненависть к собственным добродетелям?» — то теперь он осмеливается громко спрашивать об этом и уже слышит нечто подобное ответу: «Ты должен был стать господином над собой, господином и над собственными добродетеля­ми. Прежде они были твоими господами; но они могут быть только твоими орудиями наряду с другими орудиями. Ты должен был приобрести власть над своими «за» и «против» и научиться выдвигать и снова прятать их, смотря по твоей высшей цели. Ты должен был научиться понимать начало перспективы во всякой оценке — отклонение, искажение и кажущуюся телеологию горизонтов и все, что относится к перспективе, и даже частицу глупости в отношении к противоположным ценностям, и весь интеллектуальный ущерб, которым приходится расплачиваться за каждое «за» и каждое «против». Ты должен был научиться понимать необходимую несправедливость в каждом «за» и «против», несправедливость, неотрешимую от жизни, обусловленность самой жизни началом перспективы и его несправедливос­тью. Ты должен был прежде всего воочию видеть, где несправедливости больше всего: именно там, где жизнь развита меньше, мельче, беднее всего, где она всего более первобытна и все же вынуждена считать себя целью и мерой вещей и в угоду своему сохранению исподтишка, мелочно и неустанно подрывать и расшатывать все высшее, более великое и богатое, — ты должен был воочию увидеть проблему иерархии и как сила, и право, и широта перспек­тивы одновременно растут вверх. Ты должен был...» — довольно, свободный ум знает отныне, какому «ты должен» он повиновался, и знает также, на что он теперь способен и что ему теперь — позволено...»

Увидеть Гордиев узел, после его разрубления, в первозданном виде, пощупать, найти его былые изъяны, вот то, что открывает нам мир, при взгляде на него «свободным умом», свободным он подгорелой корки мира, которая закрывает от нас все свои ответы на поставленные им же вопросы. И мы можем видеть все переливы сущности мира, который дан нам, мы видим марлевую повязку на глазах мира, что держит на весах наше существование. Марлевую повязку в один слой. Правосудие несправедливости.

«Такого рода ответ дает себе свободный ум в отношении загадки разрыва и кончает тем, что, обобщая свой случай, он объясняет себе пережитое. «Что случилось со мной, — говорит он себе, — то должно случиться со всяким, в ком воплощается и «хочет явиться на свет» задача. Тайная сила и необходимость этой задачи будет властвовать над его судьбой и ее частными событиями, подобно неосознанной беременности, — задолго до того, как он уяснит самое эту задачу и узнает ее имя. Наше назначение распоряжается нами, даже когда мы еще не знаем его; будущее управляет нашим сегодняшним днем. Допустив, что именно проблему иерархии мы, свободные умы, можем назвать нашей пробле­мой, лишь теперь, в полдень нашей жизни, мы понимаем, в каких подготовлениях, обходных путях, испытаниях, ис­кушениях, переодеваниях нуждалась эта проблема, прежде чем она могла встать перед нами, и что мы сначала должны были испытать душой и телом самые разнообразные и противоречивые бедствия и радости в качестве искателей приключений и путешественников вокруг того внутреннего мира, который зовется «человеком», в качестве измерите­лей каждого «выше», каждого «сверх иного», которое тоже зовется «человеком», — проникая повсюду почти без стра­ха, не пренебрегая ничем, не теряя ничего, пробуя все, очи­щая и как бы отсеивая все случайное, — пока мы, свобод­ные умы, не можем наконец сказать: «Здесь лежит новая проблема! Здесь длинная лестница, на ступенях которой мы сами сидели и по которой мы поднимались, — какими мы некогда сами были. Здесь есть высота и глубина, есть мир под нами, есть огромный длинный порядок и иерархия, которую мы видим; здесь — наша проблема!»

Ничего более сказать не могу. Все уже сказано, повторять уже трижды написанное не имеет смысла. Несмотря на далекость во временной, психоисторической областях пространства этого текста (а значит и человека его создавшего, его мыслей), я ощущаю примерно тоже и более того, неожиданно для себя выбрав путь знакомства с философией Ницше, я вдруг осознал, то, что…. Что то, что я прятал в глубине души, на листочках в линейку и клеточку на дне шкафа, то что вызывало бурю противоречивых чувств, что в нашем мире зовется безумием, отклонением от нормы – уже написано. Читая «Книгу для свободных умов» я понял, что случилось, что-то невероятное, что-то фантастическое. Я читал свою книгу, ненаписанную книгу. Конечно, у меня оно более примитивное, филологически не подкованное, но, несмотря на это, настолько похожее, что заставило меня психологически напрячься, чтобы остаться в «здравом уме». Остаться в себе и не в себе одновременно, ведь встреча с таким чудом может сильно нарушить дальнейшую деятельность, дальнейшее познавание мира, методом пришивания его иголкой-ручкой к листу бумаги, как к своей плоскости. Трудно описать те чувства, что возникли во мне в тот момент, трудно описать не потому, что не хватает слов в словарном запасе, а потому, что слово - очень грубое средство описания душевных волнений, описывая словами состояния души, мы даем очень грубую оценку, все равно, что сантиметровой линейкой измеряем мельчайшие детали. Душу можно описать только между строк, да и то, только для тех, кто способен на это чтение.

В Германии это произведение (книга) (грубо сказано, а если сказать «философия», то выражение будет не верным) читалось небрежнее всего. Хотя Ницше подчеркивает, что это «немецкая книга», что она «не лишена какой-то музыки и звуков флейты, с помощью коих можно склонить к вниманию даже тугие уши иностранцев». Однако оказалось, что о на туга для самих же немцев, не потому что у них «тугие уши», а потому что: ««Она требует слишком многого, — отвечали мне, — она обращается к людям, не угнетенным грубыми обязанностями, она ищет тонких и избалованных ощущений, она нуждается в избыт­ке времени, в избытке светлого неба и сердца, в избытке otium (досуг) в самом дерзком смысле; но всех этих хороших вещей мы, нынешние немцы, не имеем, а следовательно, не можем и давать»». Видимо не поняли они, что это не нужно, это не является необходимыми условиями понимания данной философии. Где уж у нас свободное время, досуг, избыток времени… Мы несемся, как электроны под воздействием внешних сил, не можем остановиться. Все хватаем кусками и не смотря на это многие могут понять это. Но это сейчас. А раз так, значит что-то изменилось в нашем мире, в вашем, в общем. Что-то стало другим и пройдет еще много времени, прежде чем это «что-то» станет рациональным зерном и ляжет на свое место в амбаре жизни.

Столько написано, столько различных философских суждений об одном и том же мире, поистине огромное число, столько философских конфессий создано, все для описания нашего бескрайнего мира, а возможно и множества миров. И возможно книг было бы гораздо больше или просто не все соблюдают, то, о чем говорит поговорка, а как известно (как любая пословица-поговорка) имеет протестированный смысл: «можно остаться философом только благодаря тому, что — молчишь.»… Парадокс.

Это все была прелюдия. Описание состояния «свободного ума». А теперь перейдем, собственно, к самой книге. Описание всего с новой точки зрения или, точнее, вне точки зрения (за ней, перед ней, вместо нее).

«Химия понятий и чувств. Философские проблемы при­нимают теперь опять почти во всех областях ту же форму, какую они имели две тысячи лет назад: как может что-либо возникнуть из своей противоположности, например разум­ное из неразумного, ощущающее из мертвого, логика из нелогического, бескорыстное созерцание из вожделеющего хотения, жизнь для других из эгоизма, истина из заблуж­дений? Метафизическая философия одолевала доселе эту трудность тем, что отрицала возникновение одного из другого и в отношении более высоко ценимых вещей принимала чудесное происхождение непосредственно из ядра и существа «вещи в себе». Напротив, историческая философия, которую вообще нельзя уже мыслить отдельно от естествознания и которая есть самый новый из всех философских методов, установила в отдельных случаях (и, вероятно, к такому результату она придет во всех случаях),. что это вообще не противоположности — разве только в обычном преувеличении популярного или метафизическо­го понимания — и что в основе этого противопоставления лежит заблуждение разума; согласно ее объяснению, не существует, строго говоря, ни неэгоистического поведения, ни совершенно бескорыстного созерцания: то и другое суть лишь утончения, в которых основной элемент кажется почти испарившимся, так что лишь самое тонкое наблю­дение может обнаружить его присутствие. — В чем мы нуждаемся и что лишь при современном уровне отдель­ных наук может быть нам дано — есть химия моральных, религиозных, эстетических представлений и чувств, равно как всех душевных движений, которые мы испытываем в крупных и мелких отношениях культурной и общественной жизни и даже в одиночестве; а что, если эта химия закон­чилась бы выводом, что и в этой области самые роскошные краски добыты из низменного, презираемого материала? Многие ли будут иметь охоту подчиниться таким исследо­ваниям? Человечество любит заглушать в своем сознании вопросы о происхождении и началах; и не нужно ли почти лишиться человеческого облика, чтобы почувство­вать в себе противоположное влечение?»

Развенчание идеалистического – почти всегда первый шаг, нельзя начинать построение новой картины мира, опираясь на перманентно присутствующие вехи прошлой. Однако, не знал Ницше, что его философия, что его образное выражение, его опорная точка построения, в наше время начнет становиться реальной, однако это так. И можно было бы говорить о предсказательном характере, если бы не одно «но». Это не предсказание, это картина мира, то есть его собственный мир, мир номер 2, 55, 1024… Он создал его, он его увидел, осознал, он пожил в нем, он вернулся оттуда, он рассказал о нем. Химия чувств. Гормональность любви, ненависти, желания и презрения, вот открытия нашего мира, того, что является для многих основным.

Но мы отвлеклись немного от темы нашего реферата. Поговорим об иррациональности в более выраженном виде. Поговорим о таком иррациональном явлении в нашей жизни, как сон.

Посмотрим, что по этому поводу писал Ницше. Я не буду перебивать его своими замечаниями, своими суждениями, а лучше потом повторюсь (нет, не для объема, как могут понять некоторые, а для лучшего восприятия, ведь если иногда разорвать текст на кусочки, то восприятие каждого и всех потом в сумме, другое, нежели всего текста вместе). Однако разобьем по пунктам (надеюсь они не помешают), чтобы потом лучше ориентироваться.

1. «Неправильное понимание сна. В эпоху грубой, первоначальной культуры человек полагал, что во сне он узнает другой реальный мир. Без сна человек не имел бы никакого повода для деления мира на две половины. Деление на душу и тело также связано с древним пониманием сна, равно как и допущение воображаемого душевного тела, т.е. происхождение всей веры в духов и, вероятно, также веры в богов. «Мертвый продолжает жить, ибо он является во сне живому» - так умозаключали некогда, много тысячелетий подряд.»

2. «Сон и культура. Мозговая функция, наиболее нару­шаемая сном, есть память. Не то чтобы она совсем при­останавливалась — но она сведена к такому состоянию несовершенства, в каком она находилась, вероятно, в пер­вобытные времена у всякого человека днем и наяву. Будучи произвольной и спутанной, она постоянно смешивает вещи на основании самых мимолетных сходств; но с такой же произвольностью и смутностью народы сочиняли свои мифологии, и еще теперь путешественники часто замечают, как сильно дикарь склонен к забывчивости и как его дух, после краткого напряжения памяти, начинает шататься по сторонам, и от простого утомления он говорит ложь и бессмыслицу. Но все мы во сне похожи на такого дикаря; плохое узнавание виденного и ошибочное отождествление есть источник дурных умозаключений, в которых мы по­винны во время сна; так что, когда мы отдаем себе ясный отчет в нашем сне, мы пугаемся, что в нас таится столько безумия. — Совершенная отчетливость всех представлений сна, которая опирается на безусловную веру в их реаль­ность, напоминает нам состояние прежнего человечества, когда галлюцинации были чрезвычайно часты и иногда охватывали одновременно целые общины и целые народы. Итак, во сне и его грезах мы снова проходим урок прежнего человечества.»

3. «Логика сна. Во сне наша нервная система постоянно возбуждается множеством внутренних поводов, почти все органы находятся в деятельности, кровь совершает свой бурный круговорот благодаря положению спящего, отдель­ные члены придавлены, покрывала влияют различно на ощущения, желудок переваривает и беспокоит своими дви­жениями другие органы, кишечник извивается, положение головы определяет собой необьиное положение мускулов, ноги, оставаясь необутыми и не опираясь подошвами на почву, причиняют ощущение необычного, равно как и иное одеяние всего тела, — всё это, ежедневно меняясь, усили­ваясь и ослабевая, своею необычностью возбуждает всю систему вплоть до функции мозга. И таким образом, у духа есть сотни поводов удивляться и искать причин этого воз­буждения; сон же есть искание и представление причин для этих возбужденных ощущений, т. е. мнимых причин. У кого, например, ноги опоясаны двумя ремнями, тому, может быть, снится, что две змеи обвиваются вокруг его ног; это есть сначала гипотеза, затем вера, сопровождае­мая образным представлением и измышлением: «эти змеи должны быть causa (причина) того ощущения, которое испытываю я, спящий» — так судит дух спящего. Умозаключенное таким образом прошлое становится для него благодаря возбуж­денной фантазии настоящим. Так, всякий по личному опыту знает, как быстро спящий вплетает в свой сон доходяг щи до него сильный звук, например звон колоколов или пушечный выстрел, т. е. объясняет его задним числом, так что ему кажется, что он сперва пережил обусловливающие обстоятельства, а затем уже данный звук. — Но почему же дух спящего всегда ошибается, тогда как дух бодрствующий обыкновенно столь трезв, осторо­жен и скептичен в отношении гипотез? — Почему он удовлетворяется первой попавшейся гипотезой для объяс­нения чувства и тотчас же верит в ее истинность? (Ибо во сне мы верим в сон, как будто он есть реальность, т. е. мы считаем нашу гипотезу вполне доказанной.) — Я полагаю: как еще теперь человек умозаключает во сне, так человече­ство умозаключало и наяву много тысячелетий подряд: первая causa, которая приходила в голову, чтобы объяснить что-либо нуждавшееся в объяснении, была достаточна и принималась за истину. (Так, согласно рассказам путеше­ственников, поступают дикари еще и теперь.) Во сне это первобытное свойство человечества возрождается в нас, ибо это есть основа, на которой развился и еще развивается в каждом человеке высший разум: сон переносит нас назад, к отдаленным эпохам человеческой культуры, и дает нам средство лучше понять их. Сонное мышление удается нам теперь так легко, потому что в течение очень долгих перио­дов развития человечества мы были так хорошо приучены именно к этой фантастической и дешевой форме объясне­ния всего любой выдумкой. В этом смысле сон есть отдых для мозга, ибо днем последний должен удовлетворять более строгим требованиям, которые ставит мышлению более высокая культура. — Сходное состояние, образующее пря­мо-таки преддверие и ворота ко сну, мы можем испытать и при бодрствующем сознании. Когда мы закрываем глаза, то мозг создает множество световых впечатлений и цветов, вероятно, как своего рода отголосок и эхо всех тех световых ощущений, которые проникают к нему днем. Но рассудок (в союзе с фантазией) тотчас же перерабатывает эту, самое по себе бесформенную, игру цветов в определенные фигу­ры, образы, пейзажи, оживленные группы. Подлинный процесс при этом есть опять-таки известного рода умозак­лючение от действия к причине; задаваясь вопросом: «от­куда эти световые впечатления и цвета?» — дух подставляет в качестве причин указанные фигуры и образы; они кажут­ся ему источниками этих цветов и световых впечатлений, потому что он привык днем и при открытых глазах находить действующую причину каждого цвета, каждого светово­го ощущения. Здесь, следовательно, фантазия постоянно снабжает его образами, опираясь в своей деятельности на зрительные впечатления дня, и совершенно то же делает фантазия во сне — т. е. мнимая причина выводится из действия и представляется после действия, и все это с необычайной быстротой, так что здесь, как когда смотришь на фокусника, может возникнуть неправильное суждение, и то, что следует одно за другим во времени, может показаться одновременным и даже в обратной последова­тельности. Из этих процессов мы можем усмотреть, как поздно развилось более острое логическое мышление, стро­гое отношение к причине и действию, если еще теперь наш разум и рассудок непроизвольно возвращаются в своих функциях к этим примитивным формам умозаключения, и мы приблизительно половину нашей жизни пребываем в этом состоянии. — Точно так же поэт, художник измышляет для своих настроений и душевных состояний причины, которые отнюдь не суть истинные; он в этом смысле напоминает нам прежнее человечество и может содейство­вать пониманию последнего.»

Вот теперь настал и мой черед высказать свое отношение к этому. А оно у меня несколько другое. Выгребем наши мятые записки, как бумажного, так и электронного вида, разворошим-раскидаем совковой лопатой застывшую память.

1. «Неправильное понимание сна» само оказалось неправильным. Оно звучит, как попытка Ницше доказать что-то самому себе, что-то сильно оказало на него влияние и он хочет зачеркнуть это, чтобы жить свободно. Если посмотреть его биографию, то можно заметить, что он пытается защититься от рокового сна, так сильно его потрясшего. Ошибку подобного рода допустил и я, в начале своего реферата, пытаясь откреститься от книги «Как говорил Заратустра», на основании, как бы, предвзятости, текущего восприятия и внутреннего настроя, состояния души, внутренней консистенции. А этого нельзя допускать при переходе в «свободный ум», это как парить на воздушном шаре, с якорем, привязанным к земле.

2. «Мозговая функция, наиболее нару­шаемая сном, есть память». В корне не согласен. Просто на основании собственных ощущений. Возможно, для отдельных людей это и справедливо, но обобщать сразу, думаю, не стоило бы. Чтобы не быть голословным приведу пример. Приснился мне сон, о том, что я проснулся. Я встал и хожу по квартире, занимаясь тем, чем обычно занимаюсь по утрам. При этом: квартира представлена, «прорисована», до мельчайших подробностей – тени, блики, картинки, рисунки. Все есть, так как есть в жизни. Может немного замедленно, немного не статично, но я был не в состоянии отличить сон от реальности, хотя по вот этой не статичности, я понял, что сплю. А теперь подумайте, как работала память, которая вытащила все эти образы. Как все, что было запомнено, прекрасно реализовалось, да так, что проснуться стало практически невозможным из-за высокой реалистичности. К слову: удалось проснуться, только найдя изъян в это «мире». На новой чайной кружке не было четкого рисунка, я видимо не успел его разглядеть на днях…. При этом никакого ужаса я не испытываю, кроме разве, что ужаса не проснуться, а вечно там бродить.

3. «Во сне наша нервная система постоянно возбуждается множеством внутренних поводов, почти все органы находятся в деятельности…». Тоже не совсем верный факт. Нервная система, как и другие органы, находятся в замедленном состоянии, их деятельность замедляется настолько, что в приближении можно говорить об остановке. Так говорят современные исследование в области медицины, но, даже не опираясь на них, можно заметить на собственном опыте, что все далеко не так. Хотя, это опять же зависит от конкретного индивидуума. От его внутреннего состояния. От его «энергетического уровня». Позволю себе сослаться на себя же. (Смешно, но так, как это уже написано и читалось многими, не могу сказать, что оно написано только что. Поэтому придется брать себя в кавычки. (Во дожил.))

«Что же такое сон? На этот вопрос пытаются и отвечают многие ученые, занимающиеся время от времени этой проблемой, в основном это психологи, для которых важно знать о пациенте не только его внешние реакции, но и внутренние. Так что же в их понимании сон? Сон – реакция мозга (мозговых клеток) на внешнее раздражение, произошедшее с индивидуумом до момента отхода ко сну. Есть и замедленные реакции, которые могут наступить через день – два, а иногда и через несколько недель. Нельзя сказать, что это утверждение неправильно, скорее

оно неполно.

В чем же неполнота этого высказывания? Дело все в том, что нельзя сказать точно является ли сон реакцией мозга на раздражение или это своеобразная работа мозга над нерешенной проблемой в бодрствующем состоянии. Реакция – не совсем подходящее слово для этого процесса. Когда мы отдергиваем руку от горячего или холодного предмета – это реакция, когда нас оскорбили, и мы начинаем переживать – это тоже реакция. А когда нам сниться оскорбивший нас – реакция ли просто это? Или мозг нам предлагает в такой своеобразной форме выход из сложившейся ситуации или просто показывает нас со стороны, как заботливый лекарь разгружает больного от его проблем.

Без еды человек может прожить неделю, без воды – 3 дня, а, сколько может прожить человек без сна? И можно ли будет назвать его состояние жизнью или это будет просто болтание на границе меду реальностью и небытием. Во время сна затормаживается деятельность всего организма, только клетки некоторых участков мозга не спят в этот момент, но это не означает, что они всю жизнь работают, у них тоже есть своего рода «заместители». Однако часто бывают ситуации, когда не спят клетки ответственные за мозговую деятельность и за ассоциативное мышление, вот тогда-то нам и снятся сны, своего рода сказка, придуманная нашим мозгом и рассказанная нам не на ночь, а где – то в середине или под утро. Сказки бывают страшные, добрые, загадочные, могут представлять собой ответ на волнующий нас вопрос, а могут быть еще и такими описание которых провести не удается или будет находиться на грани фантастики и оккультизма. Попробуем рассмотреть все типы снов, но сначала придется поговорить об некоторых различных особенностях индивидуумов, которым сняться те или иные сны. Ведь один сон может присниться одному, но никогда не сможет присниться другому, хотя бывает, что рассказанный сон передается слушателю и он тоже видит (потом), что-то похожее.

Для полноты ощущения схемы, которая будет описана выше, вашему вниманию предлагается схематичная картинка (рис.1), которую многие уже наверняка видели, действительно подобная картинка объясняла такое физическое состояние, как положение покоя. (Физика 10 класс или первый курс института). В нашем случае вместо шарика, мы имеем ввиду энергетическое состояние организма индивидуума или самого его, что, в принципе, не так уж далеко от истины.

Перейдем, наконец, к рассмотрению данной схемы.

Рис.1

1 – самое низкое энергетическое состояние, положение абсолютной устойчивости

2 – промежуточное относительно устойчивое состояние

3 – наивысшее энергетическое положение

4 – переходное состояние

Рис. 2

Рассмотрим индивидуума с энергетическим состоянием 3. Положение шарика на схеме можно считать, как неустойчивым, так и устойчивым (рис 2). В случае нахождения шарика в такой яме – индивидуум имеет устойчивый наивысший энергетический уровень, в случае отсутствия таковой – временное наивысшее энергетическое состояние.

Рассмотрим состояние 2. Его также можно поделить на устойчивое и неустойчивое состояние, как и в предыдущем случае. Это некое промежуточное (среднее) энергетическое состояние.

Положение 1 – абсолютная устойчивость, самое низкое энергетическое состояние. Может перейти в промежуточное, только при сильнейшем возмущении и потом все равно вернется к своему исходному состоянию.

Положение 4 – переходное состояние, это может быть изменение вследствие возмущения всех трех положений: 1,2,3. Неустойчивое положение стремящееся перейти в устойчивое, но такое, которое оно занимало раньше, т.е. измененное 3 будет стремиться вернуться обратно в 3, 2 в 2, 1 в 1. И никогда 1 не сможет перейти (насовсем) в 3 или, хотя бы в 2.

Теперь, когда мы знаем и понимаем сущность данных энергетических состояний, посмотрим, как и в какой мере, они влияют на процесс сна.

Индивидуум устойчивого состояния 3. Все части организма (внутренние органы, нервная система, мозг) имеют высокое энергетическое состояние, т.е. не испытывают энергетического недостатка, такие люди редко видят сны, а если и видят, то к утру это забывается или просто эта информация уничтожается, как ненужная еще до момента пробуждения, может быть даже сразу после построения картины сна. Понять, какие типы снов снятся данному типу людей практически невозможно, т.к. они редко их видят и еще реже кого-нибудь в них посвящают. Можно предположить, что это сны разгрузочно-развлекательного характера, хотя бывают сны типа ответа на вопрос.

Индивидуум неустойчивого состояния 3. Какие-то части организма имеют недостаток энергии, это не значит, что они подвержены каким либо болезням, просто у них более замедленная нервная реакция или неправильная нервная реакция. В зависимости от такого энергетически низкого органа, меняется и характер снов. Если это нервная система, то большая вероятность снов связанных с предыдущим раздражением нервной системы (обиды, перенапряжение, и т.п.). Если это какой – либо внутренний орган, то в случае его болезненного или раздраженного состояния, он может подавать сигналы на активные центры головного мозга, тем самым, добавляя что-то в процесс построения сна. Наименьшее энергетическое состояние мозга, чаще всего конструирует непродолжительные сны, либо сразу после отключения основных центров бодрствования, либо непосредственно перед их включением.

Состояние 2 говорит о неком промежуточном энергетическом уровне. Это может быть и временное устойчивое состояние, и полностью устойчивое состояние, а так же переходное состояние. Все эти состояния практически не зависят друг от друга, но следует учитывать, что если это переходное состояние, то сны будут ближе по характеру к тому состоянию, которое было у индивидуума изначально. Сны в таком энергетическом состоянии разнообразны: одни поражают своим динамичным развитием, другие яркостью красок и образов, третьи имеют неординарную смысловую характеристику. Но все они довольно хорошо запоминаются, если снятся последними, а в таком состоянии их может присниться до нескольких десятков за ночь. Разнообразие по содержанию может быть, как приобретенным, так и врожденным. Яркие сны снятся людям с не совсем устойчивой психикой, высоко интеллектуальный сон практически никогда не приснится человеку с низким уровнем интеллекта, динамичные сны снятся людям с такой же реальной жизнью, для них это пересмотр образов пронесшихся за прожитый отрезок времени. Состояние 2 наиболее распространенное состояние, включающее в себя столько различных конфигураций снов, что их разнообразие невозможно классифицировать и разложить по полочкам.

Состояние 4. Можно сказать, что это состояние 2 – переходное. Это почти так, но есть одно но. Если это падение, то и сны будут приближаться к состоянию 2, а то и 1. Если это подъем, то ближе к состоянию 2 или 3. Нельзя не заметить, что нарушение исходного энергетического состояния всегда приводит к появлению снов, другое дело, что в случае высокого общего энергетического уровня, потребность в лишней информации отпадает и контролируется на уровне подсознания, в таком случае (это было уже сказано выше) информация об увиденном сне может, к моменту пробуждения не сохраниться.

Состояние 1. Самое низкое энергетическое состояние, полное состояние покоя. Из этого уровня не имея запаса энергии (в случае 1-переходного) выбраться практически невозможно. Людям с таким энергетическим состоянием свойственно просматривать сны, как бесконечные сериалы, которые тянутся, как резина и в них вязнешь, как во фруктовом желе. В случае раздражения нервной системы снятся сны, как продолжение терзаний и кошмаров и иногда сложно или почти невозможно вырваться из круга этих мучений. Вообще, болезнь или временное недомогание, какого – либо внутреннего органа или части тела, может и почти всегда отражается во сне, причем энергетически низкий мозг может не прореагировать на это раздражение, а может и послать заведомо ложный ответный сигнал. Такое может случиться и на энергетическом уровне 2, но с той разницей, что на 1 органы посылают сигналы, только в случае острой необходимости, а на 2 почти сразу же.

В результате в состоянии 1 хотя бы мозг и нервная система должны быть в более высоком энергетическом состоянии, чем все остальные органы, иначе могут возникнуть существенные проблемы с функционированием организма во время сна, и тогда будет требоваться вмешательство специалистов-психологов.

Помимо разнообразия энергетических состояний, существует и разнообразие снов в зависимости от характеристики данного индивидуума. В характеристику входит: врожденные отличительные признаки - развитость воображения, ассоциативного и абстрактного мышления, способности к гипнозу и/или к самогипнозу, наследственные болезни; приобретенные признаки – устойчивость нервной системы, чувство собственного достоинства и другие подобные чувства, черты характера, уровень интеллектуального и духовного развития, приобретенные болезни, уровень и устойчивость окружающего общества.

Это далеко не все перечисленные характеристики, в зависимости от которых, данному индивидууму чаще будет сниться или вообще не сниться тот или иной сон. Из этого следует, что классификация снов – дело далеко не простое и требует тщательного исследования. Но сон это не тот «объект», который можно зарегистрировать каким-либо прибором, снять его и показать его на экране, сон это совершенно не исследуемый (в этом смысле) объект. Поэтому никакой науки об изучении снов нет, и эта часть исследований проводится только психологами, для составления своих картин о пациенте и не собирается воедино. А возможно, можно было объединить работы многих психологов и стало бы ясно, что же такое сон «и с чем его едят». Одно ясно точно, если вам часто снятся сны, значит нужно пить успокоительное или снотворное, даже если вы итак засыпаете «на ходу» и «абсолютно спокойны». Сон – продукт деятельности некоторых клеток мозга, значит, мозг не отдыхает, он работает, а продолжительная работа без отдыха никаких позитивных результатов никому еще не приносила. Тем более стоит получше присмотреться к себе (разобрать свои проблемы, подумать, что вас волнует), если вам снится один и тот же или почти один и тот же сон. Распространенная детская болезнь энурез (ночное недержание мочи), происходит из-за неподготовленности молодого организма к процессам, протекающим во время сна, неприятные последствия возникают из-за ложных сигналов посылаемых мозгом, в ответ, на сигнал, полученный от мочевого пузыря. Больному просто снится физиологический процесс мочеиспускания, и он не задумывается, что это просто обманная картина, выстроенная неподготовленным мозгом. Мозг нужно подготовить, внушить самому себе, что все это обман и попытаться проснуться. Это довольно трудно, иногда это удается, иногда приходит с возрастом, а иногда неожиданно напоминает о себе в более позднем зрелом возрасте. Иногда случаются отклонения от нормы, которые чаще всего рассматриваются (почему то) в психиатрических заведениях, когда во время сна мозг живет как бы отдельной жизнью и каждый раз по-новому «измывается» над своим владельцем. Научиться просыпаться в любой приснившейся ситуации также важно, как и не терять самообладания в сложной жизненной ситуации. Вариант: произнести «Я просто сплю» иногда не срабатывает. Щипание себя, тоже сомнительный способ, вполне может присниться и боль от щипания. Хорошо срабатывает способ лечь во сне и встать, только обдуманно (а то иногда снится, что спишь и видишь сон), но тут могут возникнуть довольно странные проблемы: мы ведем себя во сне, почти, как в реальной ситуации и не каждый сможет во сне улечься поперек тротуара или на проезжей части. Просто не хватит логики, и перебороть инстинкт самосохранения ой как сложно (случай, когда ходишь по однообразному или страшному замкнутому городу). Можно действовать по принципу «мой сон, что хочу то и ворочу», хотя нередко сон подкидывает раз за разом многострадальную строчку древнего анекдота «ну пробьешь ты головой стенку, ну и что ты будешь делать в соседней камере».».

---------«ссылание» закончено------

И неизвестно еще, кто чего измышляет, кто чего переживает, ибо человек сталкивается с настолько необъяснимым, что никакая способность освобождения мозга не может ему рассказать суть происходящего. Он может лишь построить зыбкий мир существования «себя любимого». Ведь он «врезан» в замкнутую систему, он человек и он должен им перестать быть, чтобы взглянуть на мир со стороны, именно со стороны, а не через призму. Исказив мир, исказив до другого мира, мы все равно остались в тех же рамках, в тех же условиях, на той же почве. Как далеко бы не шагнула наука, все равно человек (если он останется таковым), будет подходить с человеческой точки зрения, пусть какой-то новой, но челвовеческой! А не амебной, собачьей, бактериально-клеточной! Как мало мы знаем о своей природе, как много мозг наш оставляет пустым, неоткрытым. Как мало мы успеваем «перелопатить». Ницше показал нам свой мир, я себе такой же, но с другими условиями и допущениями. Бегущий человек – другой. Кто-то поймет третье. Все так многозначно. Философия бесконечна. Познание бесконечно. И все разбивается вдребезги при окончании нашего существования здесь в этом мире, в котором рыпаются наши тела, в которых дух наш не находит себе места. Все разбивается о скалы нерациональности, необъяснимого и непонятного. Остаются осколки – книги, записи.… Одни теряются в водовороте времени, возвращаются в первозданное ничто, другие остаются в назидание, остаются для того, чтобы человек остался человеком, человеком разумным, философствующим, творящим, созерцающим и созидающим. Но не дай бог вам увязнуть в своей философии, не дай бог остаться в придуманном мире, ибо жизнь для вас (в обыденном понимании) закончится, вы станете свободным разумом, парящим в своих размышлениях, в рамках своего мира, вам будет легко, если вы забудете родивший вас мир, но вам будет чрезвычайно тяжело, если вы останетесь с якорем. Великое прозрение, чувствовать этот мир из другого (временами) – это дает необычное чувство. Такое чувство можно найти на страницах этой книги Ницше, которую я не смог прочитать целиком из-за переживаний и других, более рациональных вещей. Но я думаю, что сказанное мной здесь, можно почерпнуть из этой книги. И много чего еще.

Боль Мира

Поля, леса и серая земля,

С небес промозглых это вижу я.

Там человек среди ветров,

С душой из ледяных оков.

Душа замерзла, чувства нет,

И только лишь болит, болит,

В кристалл единый превращаясь…

Бетонные столбы домов

Стоят, как мертвые скрижали.

Оконными глазницами светясь,

Чтоб мы, теперь, надежду не стяжали.

И над землею тусклый мрак,

Как стлевший саван погребальный,

И ветер в гуще облаков

Поет молебен поминальный.

Вокруг мелькание частиц,

И люди есть не исключенье,

То гений Броун доказал,

На миг остановив движенье.

На мертвый город я гляжу,

Что не согрел меня огнями,

Что душу в клочья разорвал,

Мне, выдав, стон в зловонной яме!

Печальный взгляд простой собаки

Во мне рождает бурю чувств,

И боль все тело разрывает,

И хуже волка воет дух.

А взрывы землю сотрясают,

Гремя осколками костей,

И души, души утекают

Из мира призрачных людей.

Куда то выше, выше, выше

Стремится мой никчемный дух,

И каждый плач на всей планете

Мне режет, циркулярной, слух.

Лишь свежий ветер лечит раны,

Деревья льют листвы бальзам,

Рожденья тайна студит душу,

Да чистый снег - покой глазам.

Мы не живем, мы существуем,

Спеша насквозь самих себя.

И душу спящую не будим,

На мир беспамятно глядя.

И с грузом боли я упал,

Упал я в оболочку духа,

А по пятам за мной идет:

Страданье, муки и разруха.

"Боль Мира" - это чувств предел,

И холод боли запредельный.

Как жаль, что чувство это не дано

Всему Земному населенью!

Боль мира я в себе ношу,

И дать хочу другим познанье.

И пусть на вас спустится благодать,

Коль до души дошло моё посланье.

Литература (используемая до, во время, для и после написания):


1 К.Маркс

2 Библия

3 Фридрих Ницше

4 Кто-то.

5 Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

6 Переделка от Заратуштра(Зороастр)


1. К. Маркс «Капитал» 198?

2. Библия. Новый Завет. 1999

3. Фридрих Ницше «По ту сторону добра и зла» М,Х: «Эксмо-пресс», «Фолио». 2001

4. Карлос Кастанеда «Учения дона Хуана» М: «Эксмо-пресс» 2001

5. Костелов В.С. «Философия иррационального»

6. Освальд Шпенглер «Закат европы. Образ и действительность». Минск: «Попурри» 1998

7. В.В. Ильин «Философия» Учебник для вузов. М: «Академия-центр» 1999

8.* Собственные произведения и мысли за период 1989-2001 годы. «Сны», «Лунно-затменный JKL. Бред в семи с половиной частях», «Боль мира» и другое не имеющее названий и не открывавшееся доселе читателям. (demirjian.mpei.ac.ru/~jkl/text.htm)

* - ни в коем случае не следует понимать, так, как будет обязательно понято.

При написании использовались музыкальные произведения: И.С. Бах «Органные произведения», «Месса»; В.А. Моцарт «Реквием»; «Агата Кристи» - «Опиум»; и др.

За несовпадения с точкой зрения других людей, автор ответственности не несет.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.032 с)...