Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ладан в русской традиции



На одно из первых мест в борьбе с нечистью народная мудрость у русских ставит ладан. Это отражается в фольклоре, пословицах: "Боится, как черт ладана." Или: "Бежит как черт от ладана", "Его ладаном не выкуришь", "Святым духом, ладаном запахло", "Ладан на чертей, а тюрьма на воров", "Ладан на вороту, а черт на шее" (то есть на шею надета "ладанка" так у русских назывался мешочек с ладаном носимый на шее, считалось что он предохраняет от напастей и нечистой силы. Обычно этот мешочек привешивали к нательному кресту.)

В обиходном словаре у русских достаточно слов связанных с ладаном и приспособлениями для его хранения и употребления, так например - "Ладанницей" назывался сосуд для хранения ладана. Распространена была также "Ладанная курильница" которая ставилась перед иконами, обычно ее делали из меди в виде шара, с крестиком на верху. Такую информацию можно найти в "Словаре русского языка" составленного В. Далем. правда Даль немного ошибается определяя ладан как смолу Juniperus turifera, а это как известно можжевельник.

Вообще во времена Даля в России не было четкости в ботаническом определении производителя ладана, например, Энциклопический словарь А. Старчевского изданный в С. Петербурге в 1853 году. Из главы "Ладан" посылает читателя в главу "Бальзам" и там в числе естественных бальзамов, упоминает: "гальбан, смирна, бделий, росный ладан, стиракс". И все на этом следы настоящего ладана здесь просто теряются. Наверное автор подумал: "Потом отдельную статью напишу." Да видно забыл. Через тридцать лет уже в энциклопедическом словаре "Гранат" ладан определяется правильно, это смола производимая деревом Босвеллия. Кстати, написал эту статью о благовониях для словаря - о. Павел Флоренский!

В средние века известны были в России "Ладанные книги" в них вписывались расходы на ладан и облачение, которые отпускались из казенного приказа в разные московские и иногородние церкви, а также к государю и царице. Главный интерес представляется куда, в какие монастыри и церкви посылали ладан и облачения, а также сведения о лицах которые являлись в приказ за получением этих вещей. Книги эти относятся к царствованию Алексея Михайловича и хранятся в архиве московской оружейной палаты. Глянуть в них мне не довелось, а то бы было интересно узнать сколько же ладана употреблялось в том или ином городе.

В Новгороде в начале восемнадцатого года в "весчей" книге мы находим запись за 1714 год: " Ладан - 7.75 пудов общей суммой 78 рублей". Вероятно это цифры годового потребления ладана в Новгороде и окрестностях, всего 124 килограмма, цифра не маленькая, я думаю теперь в Новгородской области употребляют настоящего ладана в 10-20 раз меньше. Связано это с тем, что настоящий ладан дорог, также долгое время при советской власти ладан практически не употребляется прихожанами и священниками в домашних службах, в домовых церквях, как это было раньше. Надо отметить, что духовенству было запрещено совершать молебны, погребальные ритуалы вне стен церкви, что тоже уменьшало количество потребления ладана.

Так как ладан использовали в церкви его использовали и в народе, иногда с несколько языческим оттенком или даже с магическим. Например, в Сараповском уезде Вятской губернии в XIX веке был такой способ выявления колдунов. Нужно было взять "сорокообеденный ладан" то есть пролежавший на престоле во время Сорокоуста, растереть его в порошок и всыпать в вино или пиво. Затем надо было подозрительному человеку дать это выпить, после чего тот если был колдуном начинал ходить по избе с одного угла в другой и он при этом не мог выйти в двери, для этого ему нужно было дать выпить обычной воды, тогда он мог покинуть дом, но при этом такой колдун терял всю свою магическую силу.

Без ладана не обходилось на Руси при лечения "кликушества", то есть особого рода психической болезни или одержимости бесом, при которой страдающий этим недугом выкрикивает разные бессвязанности или подражает крикам животных. Если припадок был сильный и больная при этом не могла двигаться, то ее вносили в избу и начинали окуривать ладаном с трех сторон, таким образом чтобы сторона открытая к двери была свободна и бес мог покинуть больную и выйти на улицу. Так как бес нападает на человека изнутри, то только ладан мог туда проникнуть и вытеснить его из одержимого.

На орловщине для этих целей используют ладан, собранный из двенадцати церквей и двенадцать раз утром вскипяченный в чугуне. Затем, этот отвар сливают в штоф, после чего дают пить его больной. В Болоховском уезде, там же, на орловщине, в одном из сел продавали подобный ладан под названием "херувимского" то есть таким которым кадят в киевских пещерах, во время исполнения "Херувимской песни" причем "одну росинку дают на трешку". Нельзя не отметить, что народ был весьма искушен в отношению к ладану. Прочитав об этом у С. Максимова - этнографа XIX века, я был сильно удивлен, и в тоже время опечален, как много теперь утрачено тонкости в отношении к подобным вещам.

Ладан является также основным средством во время совершения очень важного для русской деревни обряда "опахивания". Обряд производится для того чтобы оградить деревню от моровых поветрий, то есть эпидемий, угрожающих, как скоту так и людям. Для его совершения собираются как правило девицы и вдовы и ночью впрягшись в соху пропахивают вокруг деревни борозду. В Судогском уезде Владимирской губернии обряд "опахивания" проводят под Духов день при этом поют "Да воскреснет Бог" на всех перекрестках дорог ведущих в селение проводят сохою крест, а в копанные специально ямы закладывают ладан. Здесь мы очевидно сталкиваемся с древними языческими очистительными обрядами которые народ мило пытается замаскировать под что-то церковное.

В православной церкви перед литургией разжигает кадило пономарь, а потом уже священник или диакон им кадит во время службы. Вот как это описывается "каждение" в "Богослужебном уставе Православной Церкви." изданном в Москве в 1902 году: "Иерей принимает приготовленное кадило и влагает в него ладан, при чем тайно читает молитву кадила: "Кадило тебе приносим...", а диакон берет зажженную свечу; священник кадит около престола с четырех его сторон, жертвенник и весь алтарь; диакон ему сопутствует при каждении.

Когда каждение алтаря окончится, сей последний проходит чрез царские врата и, обратясь лицом к престолу, возглашает: "Восстаните. Господи, благослови". Священник, стоя пред престолом и совершая каждение, произносит начальный возглас: "Слава святой и единосущей..." и под пение с клироса: "Благослави душе моя..." Священник выходит из алтаря и в сопровождении диакона кадит местные иконы, весь храм, клир, и народ. По окончании каждения царские врата затворяются. Интересно, что сейчас благочестивый священник не разжигает уголь в кадиле при помощи спички, но использует для этого свечу по сообщению Романа. Из других источников известно, что если и приходится зажечь в храме спичку, то дым от нее выпускается в форточку, так как запах серы традиционно противостоит запаху ладана и символизирует при этом нижние миры.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 370 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...