Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сочетание истины и вымысла



Следующий признак эпического стиля в диалогах «Тимей» и «Критий» - сочетание в повествовании об Атлантиде истины и вымысла, взаимодействие образного и понятийно-логического начал. В единстве истины и вымысла, которое состовляет главную черту эпического стиля, образной системы эпоса, реализуется художественное мифо-эпическое мышление – эпический синкретизм.

Повествование об Атлантиде имеет характер исторического предания, основанного на реальных событиях, предания достоверного (λόγος αληθής), по словам Солона. Доказательство этому находим во множестве точных географических сведений, исторических сведений об основании городов, описаний культуры, жизни, быта, законов, государственного устройства, религиозных культов, обрядов, в описании устройства храмов, святилищ, архитектурных, городских построек, зданий, точных описаниях природы, особенностей климата, в участии богов, которые в предании действуют как вполне реальные родоначальники афинян и атлантов, как основатели их городов, или как карающие, наказывающие боги (Зевс, наказывающий атлантов) (боги в предании, их действия и функции представляются как вполне достоверные, реальные, так как вера в богов характерна для тех людей, которые жили за 9000 лет до эпохи Солона; то есть, боги реальны как факты религиозного сознания древнейших людей, в данном случае – афинян и атлантов).

Все достоверные, реальные сведения, которые находим в предании, имеют не просто художественную ценность, но, прежде всего, познавательную ценность, они самоценны, в силу своей точности и достоверности (знакомят нас с культурой двух великих древних народов), как это характерно для эпоса, который стремится к правдоподобию, к достоверности 21).

Вот, например, как обосновывается в диалоге «Тимей» истинность, правдивость предания об Атлантиде.

По словам египетского жреца, то, что сохраняется у них в Египте (речь идет о преданиях) – самое древнее (τά παλαιότατα): «И какое бы прекрасное (καλόν) или великое (μέγα) деяние не произошло, о котором мы услышим, оно записывается. Все записанное с древних времен (γεγραμμένα έκ παλαιού) сохраняется в храмах» 22). Жрец объясняет древность хранящихся у них преданий, и древность египетских культурных традиций тем, что они не страдают от регулярных потопов, которыми боги очищают Землю; а спасает их от потопов река Нил, воды которой во время потопа поднимаются снизу, а не падают с небес, как в других краях. Жрец объясняет древность хранящихся у них преданий (в том числе и предания об Атлантиде) географическими, климатическими, природными особенностями их местности. Иными словами, «истинные» сведения географического характера, достоверные описания природы Древнего Египта, разлива реки Нил входят в художественный замысел повествования – они призваны логически, научно доказать древность хранящихся у египтян преданий, а значит и правдивость предания об острове Атлантида, и правдивость всего, что будет рассказано о ней далее, каким бы удивительным и необычайным это не казалось.

В предании дана достаточно точная характеристика Древних Афин. Так, точно определяются границы, территория Древних Афин – «ее границы в те времена доходили до Истма (т.е. Коринфский перешеек), а материковом направлении шли до вершин Киферона (горная цепь на севере Аттики) и Парнефа (гора Парнеф к востоку от Киферона) и затем спускались к морю, имея по правую руку Оропию, а по левую Асоп (Оропия – местность на северном берегу Аттики; Асоп – река в Аттике, берущая начало в Беотии)» 23 ) .

Географическое положение Атлантиды также вполне определенно: остров находился перед проливом Геракловы столпы в Атлантическом океане; он превышал своими размерами Ливию и Азию вместе взятые. Власть царства Атлантида простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении (область Средней Италии у побережья Тирренского моря) 24).

Как видно, мы сталкиваемся здесь с «истинными», т.е. реальными и точными географическими описаниями Атлантиды и Афин, которые имеют познавательную, информационную цель и одновременно служат средством создания художественного образа, эпической характеристики двух народов (подчеркивается величина и могущество Атлантиды, которая владеет огромной территорией).

«Истинны» в диалогах и описания государственного устройства Афин и Атлантиды: вполне обычно, естественно для древних индоевропейских государств деление на три сословия, как было в обществе древних Афинян 25). В Афинах в ту эпоху было общественное государственное устройство (κοινή πολιτεία).

Кроме того, необходимо отметить, выделить мифологический, религиозный элемент – участие богов в создании, обустройстве государства Афинян: город Афины основала богиня Афина, восприняв семя от Геи и Гефеста 26). Богиня решила первым заселить такой край, который обещал порождать людей, более всего похожих на нее (προσφερεστάτους αυτή)  27). Боги, Гефест и Афина, брат и сестра, любящие мудрость и искусства, имеющие общую природу, получают и общий удел. Они населяют эту землю людьми благородными (τούς αγαθούς) и вкладывают им в умы понятие о порядке государственного устройства (τής πολιτείας τάξιν) 28)

О государственном устройстве Атлантиды повествуется, что весь остров был поделен на 10 частей, каждой частью управлял царь-архонт (άρχων), каждому царю была дана власть над множеством людей и над множеством земель 29). Полномочия царей-архонтов также обозначены в диалогах: каждый из 10 царей в своей области и в своем государстве властвовал над людьми и над большинством законов, так что мог наказать и казнить любого, кого пожелает 30).

По традициям эпических преданий, происхождение атлантов и их государственного устройства также восходит к деяниям богов (как и в случае с Афинами) 31).

Таким образом, описания государственного устройства афинян и атлантов, вполне достоверные, имеющие информационную, познавательную цель – дать исторически достоверную картину двух древних государств, точно описать их устройство, не перестают выполнять и художественную функцию – например, показать могущество царей Атлантиды, их власть над множеством людей, над большинством законов, равноправие всех 10 царей (у каждого своя страна). Это опять же создает образ сильного, мудрого, справедливого государства Атлантида, древнее государство, устройство которого в предании идеализируется. Те же самые функции выполняет и описание государственного устройства Афинян.

Точность, конкретность деталей, реалистичность описаний, свойственная эпосу (эпосу Гомера, например), которые не заинтересовали бы более позднюю, художественную литературу, проявляется, например, в описании религиозного обряда, который цари Атлантиды совершали перед своим общим собранием, проходящим раз в 5-6 лет (см. выше).

Сочетание истины и вымысла проявляется и в эпитетах, в характеристиках персонажей предания. В основе эпитетов предания, как и в основе гомеровских эпитетов, лежит субъективно-объективная истина. Субъективно-объективная истина, лежащая в основе гомеровского эпитета, - причина, по какой эпитет, помимо переносного значения тропа, сохраняет за собой и исконный, прямой смысл «общеупотребительного» слова 32).

Например, эпитеты, характеризующие подвиги древних афинян - κάλλιστα έργα, μεγάλα έργα - прекраснейшие подвиги, великие подвиги – это обычные, общеупотребительные слова древнегреческого языка, обозначающее вполне реальное свойство – прекрасный, великий. Но в предании они выполняют еще и роль эпической характеристики народа, который совершил великие и прекраснейшие подвиги, потому что эти качества -  κάλλιστα, μεγάλα - выражают эпический идеал. Поэтому эти эпитеты являются и тропами, выразительными определениями предмета. Или, например, слово, характеризующее могущество, силу атлантов и афинян - η δύναμις. Оно является вполне обычным словом, имеющим буквальный смысл – сила, могущество. Но в эпическом предании слово  η δύναμις показывает доблесть, силу, воинскую мощь эпических народов, т.е. опять же выражает качество, составляющее эпический идеал. Или, например, эпитет, характеризующий землю, которая была в Афинах в те далекие времена - πίειρα γή. Эпитет имеет вполне реальное, буквальное значение – тучная земля, плодородная, в которой все хорошо растет; но в эпосе он приобретает и переносное значение, значения вымысла, потому что опять же является средством создания образа, эпической характеристики, частью картины общего изобилия и красоты природы в древние времена («тучная» земля выражает своего рода эпический идеал почвы, земли).

То же самое мы можем сказать о любом эпитете предания, о любой встречающейся в нем характеристике.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что вымысел в предании об Атлантиде всегда имеет под собой истину факта, реальность, это эпический вымысел, что роднит его с гомеровским эпосом.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 249 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...