Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти



●При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигал нижнюю челюсть вперёд до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливались впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживалась около 10 сек, затем медленно занимала исходное положение. То же упражнение ребёнок выполнял с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.

●При мезиальном прикусе ребёнок открывал рот и медленно закрывал его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливал передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживалось в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.

●Упражнение для мышц, поднимающих нижнюю челюсть, – прикусывание палочки. Палочка с надетой на нее резиновой трубкой прокладывалась между боковыми зубами ребёнка и удерживалась в таком положении. Ребёнок сжимал и разжимал зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

●Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти.

●Упражнения, направленные на развитие подвижности нижней челюсти:

а) широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то вправо, то влево;

б) широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то как можно дальше вперед, то максимально назад;

в) предлагалось координировать направление движений нижней челюсти и темп их выполнения с движениями руки педагога. Движения руки педагога в горизонтальной плоскости соответствовали смещению нижней челюсти ребенка вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяли открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него.

●Ребенок широко открывал рот и помещал указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникал эффект сопротивления.

●Педагог помещал свою руку по подбородок ребенка. Ребенок пытался открыть рот (опустить нижнюю челюсть), преодолевая сопротивление руки.

●Специалист располагал большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и производил легкое надавливание на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытался преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

       
   
 

Миотерапия с использованием специальных аппаратов.

 
 

Рис. 1. Активаторы для миогимнастики. Рис. 2. Работа с активатором 1.

       
   
 

Рис. 3. Работа с активатором 2. Рис. 4. Работа с активатором 2.

Рис. 5. Работа с активатором 3. Рис. 6. Работа с межгубной

пластмассовой пластинкой.

 
 

Рис. 7. Работа пластинкой из жесткой резины.

Рис. 8. Вестибулярные пластинки. Рис. 9. Работа с вестибулярной

       
   
 

пластинкой.

       
   
 
 

Рис. 10, 11. Работа с межзубным резиновым кольцом.

Рис. 12, 13. Работа с межгубным металлическим диском.

Миодыхательная гимнастика

Комплекс упражнений состоял из нескольких частей.

I. Упражнения, направленные на укрепление мышц шеи и подчелюстной области. (Эти упражнения дети выполняли стоя или сидя на стульях. Все движения совершались плавно, в медленном темпе).

·Ребенок сидел на стуле, опираясь на его спинку. При нейтральном положении головы ребенок делал глубокий вдох через нос, затем медленно наклонял голову вперед, стараясь при этом дотронуться подбородком до груди. При наклоне максимально вперед выдвигалась нижняя челюсть и производился плавный медленный выдох через рот. Затем ребенок снова занимал исходное положение.

·Исходное положение было то же. При нейтральном положении головы ребенок делал глубокий вдох через нос, затем медленно запрокидывал голову назад, производя плавный выдох через рот (который был приот-крыт) и стараясь как можно дальше отодвинуть нижнюю челюсть назад.

·Чередование наклонов головы вперед и назад, с одновременным выдвиже-нием нижней челюсти вперед или продвижением ее назад, сопровож-давшееся глубокими носовыми вдохами и плавными ротовыми выдохами.

·Чередование наклонов головы вперед и назад, с одновременным выдвижением поднятием верхней губы или опусканием нижней губы, сопровождавшееся глубокими носовыми вдохами.

·Ребенок сидел на стуле или стоял, руки были расслаблены и опущены вдоль туловища. По команде ребенок медленно поднимал плечи, совершая при этом глубокий плавный носовой вдох, затем также медленно опускал плечи, широко открывал рот /максимально опуская нижнюю челюсть/ и делал медленный ротовой выдох.

·Исходное положение было то же. Ребенок совершал вращательные движения плечами вперед и назад, при этом на первом полуобороте делался глубокий носовой вдох, на втором полуобороте – плавный носовой выдох.

·Упражнение выполнялось также как предыдущее. (1-й вариант дыхания: перед началом движения совершался носовой вдох, затем дыхание задерживалось, при окончании движения совершался носовой выдох. 2-й вариант дыхания: при выполнении упражнения вдох и выдох совершался через рот). Вращение плеч вперед сопровождалось выдвижением нижней челюсти вперед, ее опусканием, максимальным отодвиганием ее назад и возвращением в исходное /нейтральное/ положение. Вращение плеч назад сопровождалось отодвиганием нижней челюсти назад, ее опусканием, подъемом с выдвижением вперед и возвращением в исходное положение.

·Исходное положение было то же. Ребенок при нейтральном положении головы делал носовой вдох, затем плавно поворачивал голову направо или налево, совершая ротовой выдох через губы, вытянутые трубочкой. (При дистальном прикусе ребенок, поворачивая голову, выдвигал нижнюю челюсть вперед и старался дотронуться подбородком до плеча, совершая при этом плавный выдох через рот при нейтральном положении губ).

·Исходное положение то же. 1-й вариант упражнения: ребенок при нейтральном положении головы делал носовой вдох, затем плавно наклонял голову к правому или к левому плечу, совершая ротовой выдох через соответственно правый или левый угол рта. 2-й вариант: при наклоне головы ребенок смещал нижнюю челюсть в ту же сторону и производил ротовой выдох.

·Исходное положение то же. Ребенок, не наклоняя головы, производил ее смещение в горизонтальном направлении вперед-назад, вправо-влево, что сопровождалось носовым вдохом и ротовым выдохом. При усложненном варианте: а) движение головы ребенок сопровождал движением нижней челюсти в горизонтальном направлении вперед-назад, вправо-влево; б) движение головы вперед сопровождалось вытягиванием и округлением губ – «трубочка», движение головы назад сопровождалось растягиванием губ в улыбке, движения головы вправо или влево сочетались с подниманием правого или левого угла рта соответственно.

·Упражнения с сопротивлением

- Педагог помещал руку на лоб ребенка, ребенок пытался наклонить голову, преодолевая сопротивление оказываемое рукой педагога, и одновременно: а) надувал щеки, б) вытягивал губы в форме трубочки, в) опускал нижнюю губу, г) выдвигал нижнюю челюсть вперед.

- Педагог помещал руку на затылок ребенка, ребенок пытался запрокинуть голову назад, преодолевая сопротивление, и одновременно: а) втягивал щеки, б) растягивал губы в широкой улыбке – «оскал», в) поднимал верхнюю губу, г) перемещал назад нижнюю челюсть.

- Педагог помещал руку на правую или левую сторону головы ребенка, ребенок пытался наклонить голову в сторону, преодолевая сопротивление, и одновременно: а) закрывал или зажмуривал правый или левый глаз, б) надувал или втягивал правую или левую щеку, в) поднимал правый или левый угол рта, г) смещал вправо или влево нижнюю челюсть.

II. Упражнения, направленные на укрепление мышц верхнего плечевого пояса и развитие свойств физиологического дыхания.

·Исходное положение: ребенок стоял, расставив ноги на ширине плеч, или сидел на мягком коврике. Производились различные наклоны, повороты верхней части туловища, прогибание туловища, потягивание вверх с поднятыми руками и вставание на носочки. Все движения на начальных этапах коррекционной работы сопровождались ритмичными глубокими вдохами и сильными плавными выдохами (носовыми и ротовыми). (Например, при дистальном прикусе выполнялось следующее упражнение. Ребенок, сидя на полу с выпрямленными в коленях и немного разведенными в стороны ногами, перед собой держал мяч и делал глубокий носовой или ротовой вдох. Затем, медленно наклоняясь вперед и прогибаясь, он прокатывал мяч перед собой, удерживая его в руках. Одновременно с наклоном вперед ребенок плавно выдвигал вперед нижнюю челюсть и совершал медленный ротовой выдох. При мезиальном прикусе ребенок, сидя в том же положении, поднимал мяч над головой и, прогибаясь, немного запрокидывал его назад. Одновременно с этим движением ребенок перемещал назад нижнюю челюсть. В исходном положении совершался глубокий вдох, при выполнении движения – плавный выдох. Для всех детей, независимо от характера аномалий прикуса эти движения сопровождались в первом случае – выдвижением губ вперед в виде трубочки, во втором случае – напряженной улыбкой («оскал»).

На этапах формирования и закрепления правильного произношения звуков речи на основе этих упражнений осуществлялось развитие фонационного выдоха и речевого дыхания: движения детей сопровождались произношении изолированных звуков, слогов, слов, ритмичных стихотворных текстов.

·Комплексы упражнений игрового характера (по методикам, предложенным В.Л.Страковской [212] и Л.Г.Антоновой [7]): «Дровосек», «Пильщики», «Самолет», «Мельница», «Насос», «Кукла», «Погреемся» и др..

Приемы развития свойств физиологического дыхания.

·Для увеличения глубины и объема вдоха и выдоха использовались такие игровые приемы, как выдувание мыльных пузырей, дутье через соломинку в банку с обычной и мыльной водой, надувание воздушных шариков, небольших резиновых игрушек, игра на игрушечных музыкальных инструментах: дудочке, губной гармошке и т.д.

·Особое внимание уделялось формированию произвольного целенаправленного выдоха и регуляции его длительности, силы, плавности. Применялись такие игры и игровые приемы, как «Пароходик» (тренировка целенаправленного сильного ротового выдоха через нижнюю губу или сформированный на спинке языка желобок в небольшой пузырек с узким горлышком), «Кораблики» (дутье на один из бумажных корабликов, плававшие в тазике с водой), «Снежинки», «Бабочки» (дутье на фигурки из бумаги, подвешенные на нитках или расположенные на столе), «Загони мяч в ворота» (при помощи целенаправленного ротового выдоха маленький бумажный шарик перемещался по поверхности стола в сторону игрушечных ворот), задувание свечей, перемещение по горизонтальной поверхности небольших легких карандашей, пластмассовых трубочек (соломинок для сока) при помощи сильного целенаправленного ротового выдоха.

·Для дифференциации ротового и носового выдоха были использованы следующие упражнения: вдох и выдох носом, чередующийся со вдохом и выдохом ртом; вдох носом, выдох ртом и наоборот. Для контроля утечки воздуха через носовые ходы у крыльев носа помещались полоски бумаги.

·Для развития ритмичности носового и ротового дыхания

- Дыхание под счет в процессе ходьбы, при этом ходьба осуществлялась в различном темпе (начиналась работа со среднего темпа, потом вводился ускоренный темп, затем – медленный); вдохи и выдохи производились по различным схемам, состоявших их двух, трех и четырех элементов (например, в течение трех шагов – вдох, в течение трех шагов – выдох) регуляция темпа и ритма движений осуществлялась педагогом посредством хлопков или счета.

- Дыхание детей под дирижирование педагога. (Например, движение руки вверх – вдох, вниз – выдох)

·Для развития грудобрюшного типа дыхания использовались следующие упражнения. «Качели»: ребенок лежал на мягком коврике на полу в расслабленном положении, на область его диафрагмы помещалась небольшая легкая игрушка и предлагалось, вдыхая и выдыхая, покачать ее. Ребенок следил глазами за опусканием и подниманием игрушки. «Надуй шарик»: ребенок сидел на стуле, положив ладонь на область диафрагмы. Ребенку предлагалось глубоко вдохнуть – «надуть шарик» и плавно выдохнуть – «сдуть шарик» (при этом ребенок следил глазами за поднятием и опусканием руки, расположенной на диафрагме).

Элементы фонетической ритмики для развития фонационного выдоха.

Звук [А]. Исходное положение: руки детей были вытянуты вперед и на уровне груди образовывали круг. При длительном произнесении звука [А] дети плавно разводили руки в стороны, при этом кисти рук оставались округленными.

Звук [О]. Исходное положение: руки детей были опущены по бокам, мизинцы прижаты к туловищу. При длительном произнесении звука [О] дети плавно поднимали руки вверх, кисти рук были округлены. Руки над головой образовывали овал.

Звук [У]. Исходное положение: руки детей были согнуты в локтях, локти приподняты, пальцы одной руки соединены в «кольцо» (пальцы – с указательного по мизинец – были согнуты и соприкасались с большим пальцем), пальцы другой руки плотно обхватывали «кольцо» – получалась воображаемая труба. «Труба» была приближена ко рту. При длительном произнесении звука [У] дети медленно разгибали руки в локтях, при этом пальцы обеих рук оставались в исходном положении. «Труба» удалялась ото рта.

Звук [Ы]. Исходное положение: руки детей были согнуты в локтях, локти приподняты, ладони расположены на уровне груди; ладонь одной руки располагалась на тыльной поверхности другой. При длительном произнесении звука [Ы] дети медленно с напряжением разгибали руки в локтях и опускали вниз; кисти оставались в исходном положении. Руки как будто давили на «большую кнопку».

Звук [Э]. Исходное положение: руки детей были вытянуты вперед, разогнуты в локтях и напряжены; ладони и пальцы рук, соприкасаясь друг с другом, образовывали «лодочку». При длительном произнесении звука [Э] дети плавно сгибали руки в локтях, при этом пальцы и ладони оставались в исходном положении. «Лодочка» приближалась к груди.

Приемы, направленные на развитие собственно речевого выдоха.

Применялись следующие игры и упражнения:

· Игра «Словесные цепочки» проводилась на различном тематическом словесном материале, например:

- «имена»: дети вставали в круг, педагог называл свое имя и предлагал стоявшему рядом с ним ребенку его повторить и назвать свое имя, произнося слова на одном выдохе; следующий по кругу ребенок на одном выдохе проговаривал уже три имени (два предыдущих и одно свое) и т.д.;

- «счет»: детям дошкольного возраста предлагалось по очереди считать от одного до десяти (школьникам – от одного до двадцати) и обратно на одном выдохе; дети по очереди проговаривали числовой ряд, увеличивая его каждый раз на одно слово;

- «временные представления»: детям предлагалось на одном выдохе называть по порядку времена года, дни недели, месяцы, каждый ребенок увеличивал словесный ряд на одно слово;

- «игрушки», «овощи», «фрукты», «животные», «птицы», «насекомые», «одежда», «города» и т.д.: каждый ребенок на одном выдохе прого-варивал слова, ранее названные другими детьми, и добавлял свое слово.

· Игры-упражнения на основе фразового материала были направлены на развитие речевого дыхания и слитности речи:

- составление предложения по одной сюжетной картинке: педагог раздавал детям различные сюжетные картинки, предлагал составить по картинке одно длинное предложение (сначала из трех-четырех, затем из пяти-восьми слов) и произнести его на одном выдохе; дети по очереди проговаривали свое предложение, выигрывал ребенок, который составлял связное предложение с наибольшим количеством слов и правильно произносил его;

- проговаривание различных чистоговорок, пословиц, потешек;

- использование фрагментов известных стихов К. Чуковского, С. Михалкова и других авторов; педагог произносил полностью стихотворный текст и разучивал с детьми одну-две первые строчки четверостишия, затем дети должны были по очереди проговаривать текст на одном выдохе, каждый раз увеличивая предложение на одно слово, называя картинки, которые педагог помещал на доске. Например,


С. Маршак Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

С. Михалков Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту,морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

(к выделенным словам были подобраны предметные картинки).

· Игры-упражнения на основе текстового материала:

- составление короткого рассказа по серии сюжетных картинок: дети должны были составить связный рассказ из двух-четырех простых распространенных предложений и проговорить каждое предложение на одном выдохе; побеждал тот ребенок, который составлял связный рассказ из большего количества предложений и правильно произносил текст;

- чтение стихотворений, сопровождавшееся соответствующими по смыслу движениями (использовались стихотворные тексты, представленные в пособиях И. Лопухиной [130], Т.М. Власовой, А.Н. Пфафенродт [34] и других авторов);

- чтение небольших стихотворных текстов с соблюдением пауз между интонационно-смысловыми отрезками и осуществлением во время пауз вдоха: дети проговаривали текст сначала под дирижирование педагога (по схеме: рука быстро поднимается вверх – вдох, рука плавно опускается вниз – проговаривание текстового отрезка на длительном плавном выдохе), затем дирижировали вместе с педагогом и, наконец, читали стихотворение, сопровождая его самостоятельным дирижированием.

Игры и упражнения для развития голосовых функций.

· Игры и упражнения на основе звукового материала, например:

- Детям демонстрировалась картинка с изображением шестиэтажного дома, в двух вертикальных рядах окон были размещены гласные буквы, с правой и с левой стороны дома были нарисованы лифты и обозначено направление их движения – вверх и вниз. Педагог объяснял детям суть задания: «На каждом этаже располагается определенная гласная буква. Давайте поднимемся и спустимся на лифте, напевая песенку каждого гласного. Чем выше этаж, тем выше наш голос. И наоборот, чем ниже этаж, тем ниже голос. Поднимаясь на лифте, поем на одном выдохе, не делая пауз между звуками. Когда доберемся до верхнего этажа, сделаем вдох и спустимся вниз. Помогайте себе движениями рук: указательный палец правой руки передвигайте по этажам, левой рукой показывайте изменение голоса в зависимости от высоты этажа».

- Педагог демонстрировал детям три картинки: «лопнувший воздушный шар (вид транспорта)», «шипящая змея», «дерево» – и просил определить: во-первых, что звучит громче, а что – тише (выходящий из огромного лопнувшего шара воздух, шипение змеи, шелест листвы); во-вторых, каким речевым звуком можно передать данные звучания (звуком [Ш]). Затем дети в соответствии содержанием картинки произносили звук очень громко на сильном интенсивном речевом выдохе, голосом разговорной громкости или шепотом.

· Игры и упражнения на слоговом материале, например:

- Детям демонстрировались картинки с изображением различных животных и их детенышей (утки и утят, кошки и котят, быка, коровы и теленка и т.д.), и предлагалось воспроизвести голоса этих животных. Например, звукоподражание «му» при передаче голоса быка должно было звучать очень громко и низко, голоса коровы – со средней громкостью и высотой, голоса теленка – более тонко и тихо.

· Игры и упражнения на основе словесного материала, например:

- Проговаривание названий пальцев рук, дней недели, месяцев, порядковый счет в пределах десяти с постепенным повышением, а затем понижением голоса или усилением, а затем ослаблением голоса.

- Педагог демонстрировал детям картинку, на которой были изображены все герои сказки «Репка», державшиеся друг за друга, и предлагал детям назвать этих персонажей, постепенно изменяя голос от тихого и высокого до громкого и низкого: «Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку».

· Игры и упражнения на основе фразового материала

Например, изменение силы голоса (от тихого до громкого) при проговаривании предложений:

Мяч покатился под горку, запрыгал по кочкам и шлепнулся в лужу.

Дождь по листьям зашелестел, по стеклам застучал, по крыше загремел и вдруг раздался раскат грома.

· Использовались игры-инсценировки (на основе дидактических игр-сказок из серии «Живое чтение»), чтение коротких забавных диалогов (на основе речевого материала, представленного в пособиях Л.Е. Стрельцовой, Н.Д. Тамарченко [205], Т.И. Бахметьевой, Г.Т. Соколовой [53], а также авторских стихотворных текстов).

Например,

Мамы и дети.


Позвала утенка утка:

(низко)

«Кря, беги ко мне, малютка!

Я поймала червяка,

Ты поклюй его пока».

Побежал утенок к маме,

А червяк пополз под камень.

Удивлен утенок: (высоко)

«Кряк!

Где же, мама, мой червяк?»

***

Говорит мышонку мышь:

(низко)

«Что же ты, сынок, не спишь?»

отвечает ей мышонок:

(высоко)

«Испугался я спросонок –

мне приснился страшный кот

и теперь болит живот».

***

Шустрый маленький котенок –

Непоседливый ребенок.

Молоко свое пролил –

Маму-кошку рассердил:

(низко)

«Раз такой ты хулиган,

Отправляйся-ка в чулан!»

(высоко)

«Нет, мама, лучше я на крышу,

А то в чулане живут мыши!»


Для акцентировании внимания детей на изменении тона голоса и его силы использовались: приемы дирижирования (рука на уровне шеи – средний регистр или голос нормальной разговорной громкости, руки вверх – повышение голоса до верхнего регистра или усиление голоса, рука вниз – переход голоса в нижний регистр или ослабление голоса до шепота); графические схемы (стрелки, направленные вверх – высокий голос или громкий голос, горизонтально – голос средней высоты или средней громкости, вниз – низкий голос или тихий голос; ступеньки).

Приемы, направленные на развитие просодики

1. Работа над темпо-ритмической организацией высказывания.

В процессе работы над сериями слогов, словами и короткими (три-четыре слова) предложениями использовались графические схемы, например:

- детям демонстрировалась графическая схема (– – / – –) и предлагалось воспроизвести ее при помощи серии однотипных слогов с правильно произносимым в речи согласным звуком (па-па-па’-па-па);

- детям предлагалось прослушать слово, отхлопать его ритмический рисунок с акцентом на ударном слоге и выбрать из нескольких предложенных схем подходящую;

- дети должны были выбрать из предложенных картинок ту, название которой соответствовало бы заданной схеме;

- из предложенных картинок дети отбирали парные картинки, названия которых совпадали по звуковому составу, но отличались расположением ударного слога /«за’мок – замо’к», «стре’лки – стрелки’», «по’лки – полки’», «кру’жки – кружки’»/ и подбирали к ним соответствующие схемы или рисовали их самостоятельно);

- педагог повторял одно и тоже предложение (из двух-четырех слов), каждый раз выделяя разные слова (меняя положение логического ударения), дети должны были после каждого предъявления либо подобрать соответствующую графическую схему, либо зарисовать ее самостоятельно, либо выложить ее на планшете (например, предложение из трех слов обозначалось белой бумажной полоской, разделенной на три ячейки, акцентированное слово – красным прямоугольником).

2. Работа над мелодикоинтонационной организацией высказывания.

А) В процессе работы над логическим ударением использовались следующие упражнения:

- выбор картинки в соответствии со словом, выделенным при помощи логического ударения («Мальчик сажает дерево» – картинка «дерево»);

- повторение предложения с выделением слова, соответствующего заданному вопросу (Кто поливает цветы? – Девочка поливает цветы. Что поливает девочка? – Девочка поливает цветы.);

- повторение прослушанного предложения с выделением акцентированного слова движением руки;

- воспроизведение знакомых детям пословиц, поговорок и потешек с различными вариантами расстановки логического ударения и акцентирование внимания детей на изменении смысла высказывания


Стар годами, да молод умом..

Что посеешь, то и пожнешь.

Что испек, то и кушай.

Шила в мешке не утаишь.

Катя, Катя маленька,

Катя удаленька..

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой [53].


Б) Для развития умений дифференцировать и правильно воспроизводить в речи различные типы интонационных высказываний применялись следующие упражнения:

- прослушивание детьми высказываний разного интонационного типа, определение характера высказывания и выбор картинки с соответствующим обозначением (повествовательное – точка, вопросительное – вопросительный знак, восклицательное – восклицательный знак);

- повторение детьми прослушанного высказывания, сопровождавшееся в зависимости от его интонационного типа соответствующим движением руки (повествовательное – движение руки по горизонтали слева направо; вопросительное – движение руки сначала вверх, затем вниз; восклицательное – взмах руки вверх);

- дифференциация общих и специальных вопросов (с употреблением вопросительных слов): после прослушивания вопроса составлялась схема высказывания, например, «Катя пошла в кино?» – карточка со знаком вопроса помещалась после полоски, обозначавшей высказывание (общий вопрос); «Кто пошел в кино?» – карточка с вопросительным знаком помещалась в начале полоски, обозначая вопросительное слово.

- составление вопросов к предложенному повествовательному предложению, употребление вопросительных слов в зависимости от постановки логического ударения в повествовательном предложении (например, Вчера ребята были в зоопарке. – Где вчера были ребята?);

- определение различных интонационных типов высказывания в небольших текстах (потешках, стихах, рассказах), воспринятых на слух; воспроизведение текстов детьми с учетом выделенных интонационных типов высказывания и логического ударения:


- Ты пирог съел?

-Нет, не я!

вкусны й был?

- Очень.

Утром дед спросил у внучки:

-Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

не белоручка! [53]


В) В процессе работы детям предлагались упражнения, построенные на понимании эмоционального состояния людей и сказочных персонажей в различных проблемных ситуациях. Использовались следующие упражнения:

- Демонстрировались рисунки и фотографии лиц людей, пребывавших в различном эмоциональном состоянии; дети должны были определить это состояние и придумать ситуацию, которая могла его бы вызвать.

- Предъявлялись картинки с изображением животных и сказочных персонажей; детям предлагалось вспомнить сказки, в которых участвовали эти герои и назвать основные черты их характера и эмоциональные состояния, присущие эти персонажам в соответствии с сюжетом определенной сказки (например, в сказке «Лиса и заяц» дети давали следующие характеристики героям: лиса хитрая, злая, она радовалась, когда выгнала зайца из его избушки и испугалась, когда пришел петух ее выгонять; заяц маленький, всего боится, он испугался лисы, он очень расстроился, когда лиса его выгнала из дома; петух храбрый, он не испугался лисы, он добрый, потому что заступился за зайца).

- Демонстрировались сюжетные картинки с изображением коммуникативных ситуаций различного эмоционального характера («Ссора», «День рождения», «Мама сердится», «На горке» и др.); дети должны были определить эмоциональное состояние людей на картинке и объяснить, чем оно вызвано.

- Определение настроение по эмоциональной окраске речевых высказываний (например, педагог предлагал детям определить, какое эмоциональное состояние у мамы, если она говорит: «Ты помыл посуду! Какой ты молодец!» /радость/, «У тебя снова беспорядок в комнате. Убери немедленно!» /гнев/; по образцу речи педагога дети определяли заданную эмоцию – либо подбирали соответствующую тону высказывания картинку, либо давали ответ устно).

- Передача настроение при помощи мимики и жестов (например, одному ребенку демонстрировалась картинка с изображением веселого клоуна, Буратино, дразнящего Карабаса или плачущей девочки и предлагалось при помощи мимики и пантомимики передать настроение и поведение главного героя, другие дети пытались угадать, что было изображено на картинке).

- Чтение стихотворных текстов с различным эмоциональным содержанием.

Например, Прогулка в лесу.


Ах! Как хорошо в лесу!

(восхищенно)

Ой! Заметил я лису!

(удивленно)

Ах! Как пахнет ландыш белый! (восхищенно)

Ха! Какой бельчонок смелый!

(весело)

Прям из рук берет орех!

(удивленно)

Презабавный – просто смех!

(очень весело)

Ай! О ветку я споткнулся!

(с досадой)

Бах! На тропке растянулся…

(растерянность)

Прямо носом в лужу…

(с досадой)

Перемазался я – ужас!

(с ужасом)

Ой-ой-ой!

(обеспокоенно)

Пора домой!

(расстроенно)

Ух! Как долго я гулял!

(устало)

Чуть в лесу не заплутал!

(жалобно)


- Пересказ сказок по ролям с использованием дидактических игр серии «Живое чтение» (игровой методики «Волшебная липучка»).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1268 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.034 с)...