Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сущность государства. 1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона)



Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если рассматривать сущность государства только с формальной стороны, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности, что в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего, данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике. В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

1) Классовый подход выступает хронологически первым. Согласно данному подходу государство является организацией политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, что вызывает сопротивление у других классов. Отсюда проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные государства во многом по своей сути выступают классовыми.

2) Общечеловеческий (общесоциальный) подход является более прогрессивным. Согласно данному подходу государство является организацией политической власти, создающей условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.

3) Религиозный подход определяет государство, как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

4) Национальный подход определяет государство как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими государствами, в действительности проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.

5) Расовый подход определяет государство как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида (политика расовой сегрегации), правящие круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

7. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Типология государства рассматривается в двух подходах: формационном; цивилизационном.

Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)в качестве главного критерия использует социально-экономические признаки. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений и соответствующий ему тип надстройки (государство, право). В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государств.

Рабовладельческое государство направлено на поддержание власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда. Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Социалистическое государство есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим. Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе. Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового общества.

Достоинства: продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество; она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства.

Недостатки: она во многом однолинейна, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые могут весьма существенно влиять на природу государства.

Цивилизационный подход (А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер и М. Вебер). В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. По мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Достоинства: определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях; в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки: недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; выделяя большое количество идеально-духовных факторов, авторы, по сути дела, дали типологию не столько государства, сколько общества.

В силу того факта, что типология государства является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1039 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...