Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Античная философия. Философ Направление, школа Основные труды Основные проблемы, понятия и принципы Сущность главных идей Фалес



Философ Направление, школа Основные труды Основные проблемы, понятия и принципы Сущность главных идей
Фалес, (625-547 гг. до н.э.) Милетская школа "0 началах", "0 солнцестоянии", "0 равноденствиии ", "Морская астрология" или "Астрономия". Онтология, вопрос о субстанци и, первонача' ле всего. i 1)Начало всех вещей - вода. Вода есть начало онтологическое, т.е. тот элемент, та субстанция, которая лежит в основе всех вещей. 2) «Все полно богов»: душа - это двигательное начало, она есть не только у живых, но и у вещей. Поэтому одушевлена вся вселенная. Бог - это ум космоса, и космос -прекраснее всего, ибо он --творение бога.
Анаксим андр, (610-546 гг. до н.э.) i Милетская школа ! "0 природе" В центре внимания природа, а не человек. Вопросе первонача ле всего сущего. Первоначалом называл - апейрон. Это нечто, не относящееся ни к одной из стихий. Во-первых, начало не-может быть какой-то одной стихией, ибо в этом случае все остальные стихии, в конце концов, будут этой стихией поглощены. Поэтому не будет и многообразия вещей. Во-вторых, поскольку многообразие всех вещей и явлений бесчисленное, то и начало, лежащее в основе всех вещей и явлений, также должно быть бесконечно. В-третьих, всякая вещь есть или начало, или происходит из начала, но у бесконечного нет начала, как нет и конца. Поэтому-то оно и есть божество. Весь мир находится в непрестанном движении, значит, это начало должно быть вечно и никогда не иссякать.
Анаксим ен, (585 -528 г. до н.э.) Милетская школа i k i Вопрос о первонача ле. Принцип параллели* зма микрокос ма и макрокосм а. j В качестве первоначала Анаксимен назвал воздух. Воздух, действительно, - это стихия, во-первых - невидимая, во-вторых -бесформенная, а в-третьих -безграничная, т.е. отвечает всем критериям беспредельного. Он, так же как и Фалес, считал, что все полно богов, и что бог есть душа мира. А что такое душа? Душа - это дыхание. И так же как наша душа есть наше дыхание, так и душа мира есть воздух, все олимпийские боги возникли из воздуха. Воздух лежит в основе всего, в том числе и богов. Из

!   1 воздуха посредством разряжения и сгущения образуются все остальные стихии и элементы. Разряжаясь, воздух становится огнем, а сгущаясь, он становится сначала ветром, потом облаками, потом водой, землей, камнями и всеми теми вещами, которые существуют на земле.
Гераклит Эфесская "0 природе". Эта Учение о 1)Все сущее постоянно изменяется,
,(520- школа работа состоит всеобщем так что "на входящих в те же самые
460 гг.   из трех частей, в изменени реки притекают один раз - одни,
до н.э.   которых и, о другой раз -другие воды". Все
    говорится, противопо переходит из одного в другое: ночь
    соответственно, ложностях, переходит в день, жизнь переходит в
    о вселенной, о логосе, о смерть, болезнь переходит в
    государстве и природе и здоровье и наоборот. Поэтому вещи
1 1 i богословии. 4 ' о человеке. Вопрос о первонача ле. Вбпросо душе. 1 ' всегда несут противоположности. Все находится в гармонии друг с другом, как находятся в гармонии лук и лира (имеется в виду гармония сил и покоя). То, что происходит в мире, происходит не случайно. Миром управляет некий Логос. Люди не видят и не слышат Логоса: «"Этот вот логос сущий вечно люди не понимают и прежде чем выслушать его, и выслушав однажды, ибо, хотя все люди сталкиваются напрямую с этим вот логосом, они подобны незнающим его...». 2) Первоначалом мира является огонь. Мир не вечен и через каждые 10 800 лет сгорает. Из огня возникает следующий мир на основании обычных превращений: огонь превращается в воздух, воздух - воду, вода - в землю. Таким образом, космос в целом вечен, его не создал никто из богов и никто из людей. 3) Душа есть с одной стороны воздух, а с другой - имеет в себе огневидное начало, то мудрая душа -сухая. И наоборот, глупая, плохая душа - душа влажная. Жить нужно согласно разуму, согласно логосу, который правит миром и который содержится в нашей душе.
Пифагор, Пифагоре- Фрагменты • 1)Учение 1) Число - начало всего сущего.
(ок. 570- йская школа высказываний у о числе Материя как изменяющаяся и
ок. 500   различных как о неистинная, не может привести нас к
гг. до   античных начале познанию истины. Поэтому нужен
н.э.)   авторов и мира. 2) некий посредник между материей и
    последующих, Учение о богом. И таким посредником
    философов. Ему душе. 3) является число, ибо оно есть то, что,
  i приписывают учение об ' с одной стороны, можно четко

  i 1 авторство следующих книг: "О воспитании", "О государстве", "О душе", "О мире", "О природе" и др. образе жизни. Дуалистич еская концепция души и материи. представить, что можно сосчитать, а с другой стороны, оно непреходяще, в отличие от чувственного мира. 2) Метемпсихоз - переселение душ. Люди об этом не знают, ибо не помнят свои предыдущие воплощения. Душа, следовательно, считалась бессмертной, и задачей человека было уподобить себя богу. Чтобы уподобить себя Богу, нужно вести соответствующий образ жизни. 3) Жизнь человека должна быть упорядоченной,спланированной. День должен быть заполнен полезными делами. Прежде, чем лечь спать, нужно себя спросить: «Что я сделал за сегодняшний день, что я не сделал и что мне предстоит сделать завтра». Главное же для пифагорейцев - это стремиться к истине, ибо только это, указывал Пифагор, приближает людей к богу.
Пармени Д, (2-я пол. б-го - нач.5 вв. до н.э.) i Элейская школа i "О природе" (состоит из двух частей: "Путь истины" и "Путь мнения") Вопросы бытия,1 мышления Рационали стический, логически й методы в филосрфи и.' В "Пути истины" выделяются два положения Парменида. Первое: "То, что есть - есть, то, чего нет, - нет". Второе положение гласит: "Мыслить ;- то же, что быть". Все, что вы будете мыслить, будете мыслить только на основе существующего. Логические аргументы относятся не просто к области разума, но и к области бытия, и то, что мы с вами исследуем при помощи разума, непосредственно относится к бытию. Существует только бытие, то оно неделимо. Движение частей бытия возможно только тогда, когда между частями бытия существует некое небытие. Поэтому движения в мире также нет. То, что нам кажется существующей множественность вещей, и то, что мы верим в движение этих частей, - это лишь нам кажется.
Зенон, (ок. 490 -ок.430 г,г. до н.э.) Элейская школа i «апории» (логические парадоксы), дошедшие не в оригинале. Апории делятся на две группы. Первая группа -апории против множественной- Способ доказател ьства от противног о: ! ' Истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений. В любом случае частей у сущего нет, т.е. нет множественности вещей, поскольку получается, что всякая величина или бесконечно велика, или бесконечно мала. Конечной вещи быть не может. Апория относительно пространства: если вещь существует, то она

  1 и, и вторая - против движения. "Споры", "Толкование Эмпедокла", "Против философов", "О природе". 1 ' существует в пространстве. Это пространство существует, соответственно, в другом пространстве. Это пространство, в свою очередь, существует и в третьем пространстве и т.д. до бесконечности. Но принимать бесконечное количество пространств невозможно. Поэтому нельзя сказать, что вещь существует в пространстве. Апории против движения говорят следующее: движение никогда не сможет начаться. Допустим, телу нужно пройти какой-то путь. Для того,
  i i! , ( ' чтобы ему дойти до конца, ему нужно сначала дойти до половины, а для этого нужно дойти до четверти. Чтобы дойти.до четверти, нужно дойти до восьмой части пути и т.д. Деля все время до бесконечности, мы получаем, что тело не сможет дойти ни до конца, ни даже начаться. Ведь за конечное время невозможно пройти бесконечный участок пути, т.е. участок, состоящий из бесконечного числа точек. Напрашивается вывод: не во всем следует доверять своим чувствам.
Демокри Атомизм "Большой и Вопросы Чувства не всегда дают правильное и
т, (ок.   малый бытия. достоверное знание. Бытие
460 - 370   мирострой", "Об Материал целокупно, оно не делится на части.
гг. до   уме", "О истически Небытие существует, поскольку
н.э.)   природе", "О и подход к движение и множественность вещей
i   чувствах" i i понимани ю мира, учение об атомах. Учение о познании. Критика чувственн ых методов познания. проблемы этики,в особенное ти вопросы о справедли вости, честности, достой нет существуют, то, следовательно, существует небытие. Небытие - это то, что разделяет бытие друг с ;другом. Будучи таким же целокупным, неделимым, бездрожным, бытие все-таки не имеет всеобъемлющий характер. Бытие для Демокрита - это атом (atomos, доел. - нерезанный, неделимый). Бытие делимо, но не до бесконечности. Оно делимо до некоторых неделимых далее частиц, которые так и называются - атомы. Существуют лишь атомы и пустота, все остальное - в мнении. Атомы двигаются вечно. Они не были когда-то созданы и никогда не исчезнут, потому что бытие вечно и не переходит в "небытие.

I

      ве человека.  
Протагор,.(480 -410 гг. до н.э.) i Софистика "Наука спора", "0 первоначальном порядке вещей", "0 государстве", "0 добродетелях", "0 сущем" и др. 1' i "человек есть мера всех вещей" Практичес кие навыки риторики, ведения спора. Искусство убеждения , а не поиска истины. Материал истически й подход. Бытие постоянно изменяется. Изменчивость является главным свойством материального мира. Постоянно изменяется не только материальный мир, не только объект познания, но и субъект, т.е. изменяется абсолютно все. Каждая вещь хранит в себе противоположности. Исходя из этого Протагор доказывает, что все истинно. Он говорит, что это вытекает из того, что поскольку вещи изменяются, переходят в свою противоположность и хранят противоположности в себе, следует, что об одной и той же вещи можно высказать противоположные суждения - и оба суждения будут истинными. Поэтому истины как таковой, объективной истины, не существует.
Горгий, (483-375 гг. до н.э.) Софистика "0 несуществующе м, или о природе" Проблемы политики, этики, государств а, права, языкознан ИЯ,! познания. Каждый человек имеет свою особую истину, "вообще ничто не существует", в том числе и сама природа. Бытие не существует, и даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, и даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям.
Сократ, (470-399 гг. до н.э.) Афинская школа "Диалоги" Платона, "Апология Сократа" Платона. Книги Диогена Лаэртского. Принцип: «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Этические и гносеолог ические проблемы. Значение понятий, важность их определен ия, роль индукции в их Отрицание познания космоса, возможно лишь познать свою душу. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы. Майевтика - это диалогический способ рождения нового знания (Сократ сравнивал свой метод с повивальным искусством, которое по гречески называлось «мэевтика»). Это был поиск истины через

  i   формиров ании. ! противоречия; противоречия и их преодоление в познании становились источником развития знания.
Платон, Афинская "Апология Онтология, Бытие разграничивается на
(427- школа Сократа", 25 теория несколько сфер, родов бытия, между
347 гг.   достоверно познания, которыми имеются довольно
до н.э.)   идентифицирова этика, сложные отношения; это - мир идей,
    иных диалогов, эстетика и вечный и подлинный; мир материи,
    недиалогически социально столь же вечный и самостоятельный,
    е "Законы", и 13 - как и первый мир; мир
    авторских политичес вещественных, чувственно
    писем. кая проблемат ика. Идеал воспринимаемых предметов - это мир возникающих и смертных погибаюших вещей, мир временных
      государств явлений (а потому он и
i     а. «ненастоящий» в сравнении с идеями); наконец, существует Бог, космической Разум (Ум-Демиург). Идеи, в отличие от чувственных вещей, бестелесны и умопостигаемы. Если чувственные вещи бренны, преходящи, то идеи постоянны (в этом смысле вечны) и обладают более истинным существованием. Социальная справедливость, как он полагал, будет в обществе тогда, когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия. В идеальном государстве управлять должны философы.
Аристоте Афинская ("История Внерелиги Общей целью наук, в том числе
ль, (384- школа животных", оз,ные! философии, является установление
322 гг.   "Описание знания, истин, объективного знания о сущем
до н.э.)   государственных научное и вещах природы. Материя вечна,
    устройств", знание в как и форма, между ними нет
    "Политика", целом,а отношения «первичное -
    "Органон", также:иску сство,поли вторичное»;обнаружение активности формы в момент ее соединения с
    "Метафизика", тика. материей есть движение. Бог - это
    "Физика", "О Основные «причина причин», «форма
    небе", "О принципы форм».Он не материален, это
    возникновении онтологии, духовный Абсолют. Это чистая
  V 1. и уничтожении", гносеолог энергия, чистая деятельность.
    "О душе", ИИ. Человек есть политическое
    "Поэтика"и Метафизи животное. Условиями счастья
i   "Риторика" и др. ка в противопо ЛОЖНОСТЬ i т диалектик е. Критика концепции идей каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность. Справедливым должно быть и государство. Монархия, аристократия и полития (республика) - это «правильные» формы правления - и тирания,

      Платона. Преимуще ство частной собствённ ости в концеции государств а. олигархия и демократия -«неправильные».
Эпикур, (341-271 гг. до н.э.) Эпикуреизм "0 природе", "Об атомах и пустоте"; "Об образе жизни". Интерес к человеку. Этические проблемы. Познание. Мир полностью материале н, нет ничего сверхъесте ственного. Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях могут быть ошибочными. Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни - избегать страданий, получать наслаждение.
Сенека,(ок.4 в до н.э. - 65 г. н.э.) i Стоицизм i "Нравственные письма к Луцилию", "0 милосердии", "0 благодеяниях", "0 блаженной жизни", "0 скоротечности жизни". Этика. Материал истическая ориентаци я. Гносеолог ия, риторика, силлогисти ка,симеот ика. Сенсуализ м. Теория вселенског государств а и гражданин а мира. Философия состоит из логики, физики и этики, все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом, образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание.
Пиррон, (ок. 360-280 гг. до н.э.) Скептицизм Высказывания в книгах Диогена Лаэртского. "Пирроновы положения" Теория познания. Этические вопросы -как жить в Существует три главнейших рода философии -догматическая (истина существует и она известна), академическая (истину невозможно обнаружить, она не существует) и

Ш


    Секста этом мире, скептическая (поиск истины).
\   Эмпирика. как добиться счастливо й жизни. "Скептическая способность есть та, которая противопоставляет каким только возможным способом явление мыслимому, отсюда вследствие равносильности в противоположных вещах и речах приходим сначала к воздержанию от суждения, а потом к невозмутимости"

I

I I


Средневековая философия

Философ Направление, Основные Основные проблемы, Сущность главных идей
  школа труды понятия и принципы  
Григорий Восточная "Послание о Теоретические основы Осмысление
Нисский, патристика жизни святой христианской христианства.
(335-394   Макрины", "О экзегетики.)". Первый Обоснование догмата
гг. н.э.)   девстве или о органический синтез Святой Троицы, суть
    совершенстве", христианских догм, которого можно
    "Об устроении системно передать формулой:
    человека", "О рационализированных "общая сущность,
    жизни Моисея с возможной природа и воля, но три
  i Законодателя", "Большой Катехизис". полнотой. t разных божественных лица (ипостаси). Отделение интеллигибельного мира от чувственного и телесного. Недостаточно полагать, что человек это микрокосм. Человек - это значительно больше. Христианская версия неоплатонической идеи восхождения к Богу через удаление от всего того, что разделяет: "Божественность - это чистота, удаление от "страстей и избавление от всякого зла: ежели все это есть в вас, Бог доподлинно с вами".
Августин Западная «О граде Его положение, Все, что ни делается -
Блаженный, патристика Божием», «Об согласно которому все по воле Бога. Идея
(354-430   истинной «истинная философия судьбы, фатальности
гг. н.э.) i религии», и истинная религия - бытия. Атрибуты Бога -
    «Исповедь», одно и то же». Вопрос вечность, бестелесность,
    «О Троице», о Боге. Теоцентризм. невещественность,
    «О бессмертии Учение о двух Градах: бесконечность в
i   души», «О ересях», «О свободной воле» и др. небесном и земном. пространстве; Бог есть воля, высшее благо. Бесспорно, вещи находятся во времени; они изменяются, и ' время есть мера их изменений. Бог же в отличие от предметов природы существует вне времени; в нем нет никакого «раньше» и «позже», а только
  i   т вечное настоящее.

      i ! Августин выдвигал положение: познай Бога и собственную душу; Бога - через душу, душу -через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу. Основа духовной жизни - воля, а не разум.
Фома Аквинский, (1225-1274-гг. н.э.) i Схоластика "Философская сумма (об истинности католической веры против язычников)", (1261-1264)и "Сумма теологии" (1265-1273). Проблема соотношения философии и теологии. Проблема существования Творца мира и человека. Проблема соотношения общего и единичного. , Теология идет от Бога к природе, а философия от природы к Богу. Они отличаются друг от друга, прежде всего методом, средством его постижения: философия опирается на опыт и разум, а теология - на веру. Фома Аквинский полагает, что не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума, а философия должна , служить теологии. Все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна.

!





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1823 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...