Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Атомистическая школа (Демокрит, Левкипп, Эпикур)



Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов – Демокрита и Левкиппа. Суть атомизма состоит в признании первоосновой мира атомов как мельчайших неделимых частиц, движущихся в пространстве. Так Левкипп учил, что атомы перемещаются в пустом пространстве, имеют определенную величину и форму.

Демокрит развил идею атома в целое философское учение. По его убеждению, невидимые атомы имеют бесконечное число форм (выпуклые, вогнутые, шарообразные и др.) Этим и объясняется факт разнообразия материальных вещей, явлений мира. Атомы отделяет друг от друга пустота, иначе бы они слиплись друг с другом. Их основным свойством является движение, присущее им по природе своей и существующее в разных формах – хаос, вихрь, испарение. Сталкиваясь, атомы образуют сочетания разных вещей. Следовательно, причиной вещей является их взаимодействие. Демокрит рассматривал ее в качестве «виновницы» всех вещей, их «рождающей» силы. Он полагал, что все происходит по необходимости. Для случайности нет места в мире.

Демокрит считал, что атомы вечны и неуничтожимы, а вещи тленны, рано и поздно они распадаются. Душа человека – это тоже сочетание (огневидных) атомов. Сам же человек произошел естественным путем (из теплой грязи), без участия Творца. Человек – это малый мир, это «микрокосм», в котором есть огонь и тепло. Он может познавать окружающий мир посредством своих чувств и мыслей. Обретение истины представляет собой долгий и очень трудный процесс, т.к. она скрыта в глубине. Само познание есть единство чувственной и рациональной сторон деятельности человека.

Демокрита принято считать родоначальником материализма в истории философии

В то же время учение о детерминизме создавало множество теоретических трудностей в понимании мира и практической деятельности людей. Существуют ли случайные события? Может ли человек сам принимать решения, делать выбор или свободы воли нет, а все наши действия уже чем-то или кем-то заранее предопределены? Может ли человек нести ответственность за свои действия, если они предопределены движением атомов и от его воли не зависят?

Новый ответ на все эти вопросы попытался дать Эпикур. Он утверждал, что атомам присущ еще один, третий вид движения. Они способны не только лететь по прямой и двигаться по кругу, но и произвольно, спонтанно отклоняться в своем движении от прямой линии. Самопроизвольное отклонение атомов от движения по прямой Эпикур назвал «clinomen» («клиномен»). Признание этой способности означало переворот в философском понимании мира. Если в самой сущности первоосновы мира – атомов – заложена способность к случайным отклонениям, то существование случайности в любых природных явлениях и в человеческом мире становится совершенно естественным и понятным. (Эта проблема наиболее подробно обсуждалась в докторской диссертации К. Маркса «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».)

Софисты (Протагор, Горгий). Переход от натурфилософии к антропологии связано с появлением школы софистов – первых древнегреческих просветителей, учителей мудрости.

Софисты— условное обозначение группы древнегреческих мыслителей сер. 5—1-й пол. 4 вв. до н. э. Время их активной деятельности часто называют веком греческого Просвещения. Первоначально слово σοφιστής было синонимично слову σοφός (“мудрый”) и обозначало человека, авторитетного в различных вопросах частной и общественной жизни. С середины 5 в. софистами стали называть появившихся тогда платных преподавателей красноречия и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в гражданской жизни, которые и сами нередко активно участвовали в политической жизни. Софисты навлекли на себя нападки со стороны консервативных общественных групп (обвинение в нечестии против Протагора, изображение Сократа в виде типичного софиста в комедии Аристофана “Облака” и т. п.). Основные сочинения софистов до нас не дошли, и об их взглядах можно судить гл. о. по той полемике, которую вели с ними Платон и Аристотель и находившиеся под их влиянием позднейшие авторы.

Общей чертой учений софистов был релятивизм (относительность всего), нашедший классическое выражение в положении Протагора “Человек — мера всех вещей”. Этому способствовал сам характер деятельности софистов: они должны были научить обратившегося к ним молодого человека убедительно защищать любую точку зрения, какая только могла понадобиться ему в делах. Основой такого обучения было представление об отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей. Сопоставление противоречивых норм, господствовавших у различных народов, быстрый распад традиционной идеологии в греческих городах расшатывали представление о едином божественном нравственном законе. Относительность понятий добра и зла.

“Двоякие речи” доводят почти до карикатуры; “Болезнь есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков — благо”. Важнейшую роль в мировоззрении софистов играло противопоставление природы как элемента относительно постоянного человеческому закону или установлению — изменчивому и произвольному.

Софисты неизбежно впадали в противоречие с традиционными религиозными верованиями. Так, Протагор утверждал, что не знает, существуют ли боги. Другие прямо отрицали существование богов. «Ибо многое препятствует знать (это): и неясность (вопроса), и краткость человеческой жизни». За эти суждения Протагор был обвинен в безбожии и бежал из Афин.

Протагор был преподавателем риторики и эристики – искусства речи и спора. Он учил – что материя – это вещественная основа мира, пребывающая в изменчивом состоянии. Изменяется и сам человек как познающее существо. Но тезис о текучести всего философ довел до крайности, полагая, что нет ничего устойчивого, в том числе и человеческих знаниях и представлениях. Следовательно, о всякой вещи возможны два противоположные мнения, оба претендующие на истинность.

Протагор, согласно традиции, положил начало словесным состязаниям, в которых многие софисты прибегали к логическим передержкам и парадоксам, получившим уже в древности название софизмов. Горгий и другие софисты развили преподавание ораторского искусства и перенесли его, в частности, в Афины. Софисты сделали важный шаг на пути к созданию науки о языке. Протагор занимался категориями словоизменения и синтаксисом предложения.

Софисты высказывали идеи равенства всех людей. Так, Алкидамант заявлял, что “бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом”. Взгляды софистов не отличались единством даже по основным вопросам.

Горгий полагал, что в познании все ложно, ничего не существует, а если и существует, то непостижимо. Если что и постижимо, то оно не высказываемо и необъяснимо для другого человека. Нельзя доказать, что бытие и существует и не существует одновременно. Небытие не должно существовать, т.к.человеком оно мыслиться как несуществующее. Вместе с тем оно и существует, ведь мы же размышляем о нем.

Софисты занимались логикой и математикой, астрономией и музыкой, поэзией. Они способствовали развитию языкознания и роста интереса к рациональному знанию. Но их критиковали и Сократ и Аристотель за относительность истины, за словесные ухищрения, подмену истины практической выгодой.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1094 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...