Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав,
Что за пути изысканья единственно мыслить возможно.
Первый гласит, что «есть» и «не быть никак невозможно»:
Это — путь Убежденья (которое Истине спутник).
Путь второй — что «не есть» и «не быть должно неизбежно»:
Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна,
Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся),
Ни изъяснить...
Ибо мыслить — то же, что быть...
Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь
Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать <...>.
...Один только путь остается
«Есть» гласящий; на нем — примет очень много различных,
Что нерожденным должно оно быть и негибнущим также,
Целым, единородным, бездрожным и совершенным.
И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу
«Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.
Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю
Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо <...>.
Фрагменты ранних греческих философов. — М., 1989. — Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики —
С. 35, 295-296.
Вопросы и задания:
1. Укажите, что считали первоначалом соответственно «предфилософ» Гесиод и философ Парменид.
2. Каким образом Гесиод и Парменид обосновывали свой подход к проблеме первоначала мира?
3. Выясните, что общего и у Гесиода, и у Парменида в форме выражения своих идей.
4. В чем вы на примере поэмы Парменида видите пережитки мифологического сознания в ранней философской мысли?
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 436 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!