Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 4. Поэзия XIX века



1.Лирика Г. Гейне. Поиски идеала, критика действительности и развенчание романтических иллюзий. Романтический герой. Романтическая ирония и иронизирование над романтизмом. Сатира и пародия в стихах и поэмах Гейне.

Целую эпоху со всеми ее противоречиями охватывает творчество великого немецкого поэта, мыслителя и художественного критика Генриха Гейне (1797—1856). В свою знаменитую «Книгу песен» (1827) Гейне включил поэтические циклы, публиковавшиеся им с 1821 г., — «Юношеские страдания», «Лирическое интермеццо», «Возвращение на родину», «Северное море» и др. Но книге присуще единство своеобразного лирического романа — отдельные циклы органически продолжают друг друга. Цельность придает ей образ лирического героя, взволнованно вбирающего в себя впечатления окружающего мира. Это герой то иронически насмешливый, то романтически восторженный, но неизменно сохраняющий позицию духовного превосходства над «цивилизованным» обществом верноподданных филистеров. С каким блеском, например, развертывается здесь концепция романтической иронии — свидетельство философской глубины поэтического освоения действительности. Если для ранних романтиков ирония была средством возвышения поэта над окружающей прозой жизни, то у Гейне (как и у Гофмана) она становится формой возвращения к реальной жизни.

Поздние романтики, и среди них молодой Гейне, изображая конфликт личности и окружающей действительности, уже не просто не принимали эту действительность, как романтики первого поколения, а стремились полнее в ней разобраться. «Книга песен» — одна из вершин немецкой романтической лирики. Гейне подвел в ней итог целому этапу ее развития — одному из самых плодотворных в ее истории. Другая замечательная книга молодого Гейне — «Путевые картины» (1826—1831). Наибольшую славу поэту принесли первая часть книги («Путешествие по Гарцу») и вторая новелла второй части («Идеи. Книга Ле Гран»).

2.Поэзия середины века и Ш. Бодлер. «Цветы зла» Ш. Бодлера как воплощение новой морали и эстетики; общественный резонанс. Сквозные мотивы, жанры, стилевые парадоксы. Сонет «Соответствия» — будущий «манифест» символистов.

Шарль Бодлер (1821-1867) вступает в литературу как художественный критик, воспитанный на идеалах романтической эстетики. Второй период творчества Бодлера приходится на 1848—1852 годы. Складывается замысел сборника стихотворений, который в дальнейшем получит название «Цветы зла». Книга была опубликована в 1856 году и вобрала в себя стихотворения 1852—1856 годов. Это время принять считать третьим периодом творчества поэта, который отличает усиление пессимистических настроений. В это же время поэт сближается с Парнасской школой. В 1857 году Бодлеру пришлось предстать перед уголовным судом по обвинению в безнравственности. Поводом для возбуждения дела послужил поэтический сборник. В названии циклов книги скрыто присутствует мысль об испытаниях, через которые проходит человек в поисках идеала. Неизбежным итогом всего является смерть, дающая название заключительному разделу книги.

Основная тема сборника — стремление к абсолюту и невозможность его достижения. Если говорить об эстетической программе Бодлера, заложенной в материале сборника, то наиболее значительным представляется цикл стихотворений «Сплин и Идеал». Само название сборника сохраняет романтическую специфику: сплин — аналог мировой скорби, идеал — в то же время и поэзия, воплощающая идеал. Как литературный манифест воспринимается знаменитый сонет «Соответствия», оказавший большое влияние на эстетику символистов. Однако в основе этого стихотворения сохраняются пантеистические основы романтизма.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие циклы входят в «Книгу песен» Г. Гейне?

2.Что придает этой книге цельность?

3.Чем становится для Г. Гейне романтическая ирония?

4.Откуда появилось прозвище «парнасцы»?

5.Кто был вождем этого поэтического кружка?

6.Что отличает третий период творчества Ш. Бодлера?

7.Какова основная тема сборника Ш. Бодлера «Цветы зла»?

8.Какой цикл сборника представляется наиболее значительным в эстетическом аспекте?

9.Какой сонет из сборника воспринимается как литературный манифест?

Литература конца XIX — начала XX веков.

Литература реализма.

Лекция 1. Продолжение и развитие традиций романа XIX века и новое содержание эпохи.

1.Понятие и сущность «обновленного реализма». Роль и значение эпического цикла в переходную эпоху.

Реалистический способ освоения действительности, завоевавший прочные позиции в XIX в., опиравшийся на достижения науки, на принцип историзма (Флобер: «история и естествознание»), на понимание общества как некоей объективной целостности, подвластной научной систематизации и типизации в формах, аналогичных жизни, — получил на рубеже XIX—XX вв. новые импульсы для своего развития. Реализм «в духе Флобера», основанный на негативной этике, на убеждении в том, что «ненависть к буржуазии — начало добродетели», представлялся недостаточным — «новое искусство для нового общества» было заявлено Роменом Ролланом.

Образ «ярмарки на площади» (Роллан), образ «форсайтизма» (Голсуорси) — итоговые характеристики уходящего века, выполненные в традиции реалистической типизации. И по традиции буржуа противостоят романтизированные образы художников — в «Жан-Кристофе», в «Будденброках», в «Саге о Форсайтах», в пьесах Ибсена и Гауптмана. Повсеместно утверждается жанр социального романа, а познавательные возможности реализма раскрываются в многотомных романах, в тяготении к циклизации, образцом которой оставалась «Человеческая комедия» Бальзака (Золя, Франс, Голсуорси, Г. Манн и др.).

2.«Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси. Явление «форсайтизма», столкновение Красоты и Свободы с миром собственности. Постепенная переоценка ценностей в последующих романах форсайтовского цикла (образ Сомса). Викторианская эпоха и наступление XX века, отражение этого процесса в романах Голсуорси.

Дж. Голсуорси (1867—1933) создал внушительный объем литературной продукции, куда входят 20 романов, 27 пьес, 3 сборника стихотворений, 173 новеллы, 5 сборников эссе, по меньшей мере 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.

«В петле», второй том «Саги о Форсайтах», появился в 1920 г., а «Сдается внаем», последняя часть трилогии, — в 1921 г. Однотомник «Саги о Форсайтах», вышедший в 1922г., имел колоссальный успех, благодаря которому Голсуорси стал ведущей фигурой в англо-американской литературе. Вторую трилогию о Форсайтах, озаглавленную «Современная комедия», писатель закончил в 1928 г. Последняя трилогия Голсуорси, посвященная семье Чаруэлл, была выпущена в 1933 г. женой писателя под заглавием «Конец главы».

Три первых романа форсайтовского цикла охватывают период с 1886 по 1920 г. Форсайт иллюстрирует тип богатых бизнесменов, группу, которая уступает аристократам, но стремится достичь хорошо известного идеала джентльмена. Особенность каждого поколения определяется своеобразием эпохи. История Форсайтов перерастает в историю форсайтизма как общественного явления. Форсайта можно распознать по чувству собственности, по умению смотреть на вещи с практической стороны. они стремятся приобрести и захватить созданное другими. Это обстоятельство порождает основной конфликт романа «Собственник», заключающийся в столкновении мира красоты и свободы, воплощенного в Ирэн и Босини, и мира Форсайтов, находящихся «в безоговорочном рабстве у собственности».

Очень интересно проследить, как на протяжении всех произведений меняются взгляды самого Голсуорси. Возрастает степень объективности оценок в его радикальной критике, взгляд на человека становится более независимым. Можно привести пример отношения автора к Сомсу, который является типичным англичанином. Сначала он является объектом сатиры, но затем описывается с уважением, которое понемногу возрастает, в конце концов, преображаясь в искреннюю симпатию.

В романе мы являемся свидетелями трансформации нерешенных проблем от королевы Виктории до наших дней. В первой трилогии рассматривается период, когда в Англии происходило объединение благородства и денег, параллельно с изменением значения слова «джентльмен», это была своего рода золотая осень благоденствия перед грядущими бурями.

Во второй трилогии, называемой уже не «Сага», а «Комедия», описан глубокий кризис современной Англии, задача которой состоит в том, чтобы восстановить себя из руин прошлого, превратить наскоро построенные бараки военного времени в дом будущего.

Вопросы для самоконтроля

1.На что опирается реалистический способ освоения действительности?

2.Какие романы входят в состав форсайтовского цикла Дж. Голсуорси?

3.Какой тип иллюстрирует Форсайт?

4.Какие черты присущи Форсайтам?

5.Как на протяжении всех произведений меняются взгляды самого Голсуорси?





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1064 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...