Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 2. Дальнейшее развитие критического реализма во французской литературе



1.Новый этап эволюции реализма: развитие реализма в произведениях Г. Флобера. Г. Флобер как один из провозвестников прозы XX века. Поиски им своего стиля, проблема единства формы и содержания. Эстетическая теория Г. Флобера.

Значение Г. Флобера (1821—1880) в истории французской литературы и публицистики настолько огромно, что трудно поддается оценке. Наблюдения Флобера над литературным процессом своего времени служили и служат своеобразными ориентирами для критиков и исследователей вплоть до нашего времени. И наконец, его романы содействовали развитию целых направлений и жанровых форм мировой литературы. В начале своего творческого пути Флобер испытал на себе влияние романтиков, о чем свидетельствуют его ранние небольшие прозаические произведения на исторические темы. Именно Флоберу принадлежит знаменитое выражение «башня из слоновой кости», ставшее своеобразным символом уединенной и одинокой жизни художника, которая должна быть целиком посвящена творчеству без надежды на взаимность со стороны публики и критики. Так невольно Флобер стал предтечей взглядов представителей «искусства для искусства». Интересна и переписка Флобера, в которой он создает эстетическую концепцию искусства, практически открыв новые возможности постижения действительности средствами искусства.

2.«Госпожа Бовари» — трагедия несовместимости мечты и действительности. «Нечто цвета плесени». Разоблачение романтических иллюзий и издевка над обывателем. Специфика повествовательной манеры, прием монтажа, элементы импрессионизма. Другие произведения Г. Флобера и особенности его творческой эволюции.

Подлинной же сенсацией явилась публикация романа «Госпожа Бовари» (1857), который не только принес славу Флоберу, но и остался лучшим его творением. Он писал этот свой роман в течение пяти лет, не торопясь, тщательно отделывая каждый эпизод, добиваясь выразительности и точности каждой фразы. Весьма банальная история превратилась под пером мастера в глубокое психологическое исследование души женщины. Поэтому после выхода этого романа Флобера сразу же стали называть величайшим реалистом XIX века. Главной темой «Госпожи Бовари» стал извечный конфликт между иллюзией и реальностью, между жизнью придуманной и подлинной. Для раскрытия этой темы Флобер использовал не героические порывы благородной личности, а жалкие мечты заурядной мещанки. Флобер решил предпринять близкое к научному исследование пошлости. В романтических идеях Флобер видит вред — нельзя искать идеал там, где его быть не может.

Второй роман Флобера «Саламбо» (1862) стал результатом поездки в Африку в 1858, а также серьезных исторических и археологических штудий. Очевидно стремление автора отрешиться от обыденности, создав эпическое полотно на темы седой древности. Писатель ярко рассказал о восстании против Карфагена в третьем веке до нашей эры.

Вместе с тем Флобера волновала не только проблема истинной страсти, противопоставленной тусклому быту, но и своеобразие нравов людей определенной эпохи. Он пытается разобраться в сути человеческого бытия. Определить, для чего и как живет человек. Подобные же проблемы рассматриваются Флобером и в третьем его значительном произведении — романе «Воспитание чувств». Герой романа, юный Фредерик Моро, пытается разобраться в окружающем его мире, но терпит неудачу.

«Искушение святого Антония» (1874) обязано своим возникновением картине Питера Брейгеля Старшего, которую Флобер увидел в Генуе в 1845. Мысль выставить напоказ искушения, осаждающие святого, занимала Флобера всю оставшуюся жизнь, и ее воплощение в романе-диалоге представляет собой попытку показать все мыслимые грехи, ереси, религии и философии.

Интересен и небольшой рассказ Флобера «Простая душа», который он написал в 1877 году. В нем писатель рассказал трогательную и в то же время трагическую историю простой женщины — служанки Фелисите.

Восемь последних лет жизни Флобер отдал любимому детищу — роману «Бувар и Пекюше» (1881), который остался незавершенным. В истории двух мелких служащих, решивших посвятить свой досуг и небольшой доход изучению всех отраслей человеческого знания, главной мишенью являются безумства и неизбывная глупость человеческого рода. Флобер с мрачным наслаждением классифицирует все примеры такого рода, заставляя своих героев посвятить жизнь созданию антологии обнаруженных ими нелепостей.

Вопросы для самоконтроля

1.Предтечей взглядов какого направления стал Г. Флобер?

2.Как стали называть Г. Флобера после появления его лучшего романа?

3.Какая тема стала главной в «Госпоже Бовари»?

4.На каком материале решается эта тема?

5.О чем рассказал Г. Флобер в романе «Саламбо»?





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 554 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...