Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль



Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины базовой части ФГОС Содержание раздела
  Античность как историческое и культурное явле ние. Культура Древней Эллады. Истоки античной литературы. Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Античное наследие в европейской литературе. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.
  Древнегреческий героический эпос, его происх ождение и бытов ание, сюжеты, ге рои, стиль. Гомер и «гомеровский вопрос». Поэмы «Илиада» и «Одиссея» – образцы древнего героического эпоса. Мифологическая и историческая основы поэм. Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса. Послегомеровский героический эпос.
  Дидактический эпос. Гесиод: «Теогония» и «Труды и дни». Образ автора, его морально-этический кодекс и «полезные советы» в «Трудах и днях». Зарождение жанра философской литературы.
  Античная лири ка, ее основные формы, образы и средства вырази тельности. Древ негреческая лир ика. Древнегреческая лирика. Жанры, тематика, художественные особенности. Мелическая поэзия. Алкей, Сапфо; Анакреонт и анакреонтика. Оды Пиндара. Элегия и ямб. Архилох
  Древнегреческая драма, формиро вание трагедии и комедии. Социально-эстетические функции и организация античного театра. Трагедия; ее структура и эволюция: Эсхил, Софокл, Еврипид.
  Комедия; ее про исхождение и художественная специфика. Этапы развития древнегреческой комедии. Древнеаттическая комедия: Аристофан, тематика и художественные особенности его комедий. Новоаттическая комедия: Менандр. Психологизм и гуманизм его творчества. Античные традиции в позднейшей комедии.
  Зарождение и развитие гречес кой прозы, фило софского диало га и историческ ого повествован ия в классическ ую эпоху гречес кой литературы. Историография (Геродот, Фукидид) и биографическая проза (Ксенофонт, Плутарх). Греческий роман: истоки великого жанра. Развитие лирических и драматических жанров, а также басни и сатиры, любовной повести в эпоху эллинизма.
  Греческие мыслители. Натурфилософия; эпикуреизм и стоицизм. Художественно-философское наследие Платона. Объективный идеализм. Этические вопросы в платоновских «Диалогах». Эстетическая теория Аристотеля, «Риторика» и «Поэтика».
  Римская литерат ура, продолжен ие греческих тра диций и новатор ство литературы Древнего Рима. Общее с греческой литературой и особенности; влияние эллинизма. Периодизация римской литературы. Отношение римских авторов к греческому литературному наследию.
  Римская поэзия. Новое представл ение о человеке и мире его чувств в лирике Катулла, эпосе Вергилия и Овидия. Новое представление о человеке и мире его чувств в лирике Катулла, эпосе Вергилия и Овидия. Вергилий как творец дидактического и героического римского эпоса. Идейные и художественные особенности «Энеиды». Лирическая и сатирическая поэзия: лирика Катулла, жанрово-тематическое разнообразие поэзии Горация и Овидия, эпиграмма как жанр, сатиры Ювенала. Античная басня.
  Театр в Древнем Риме. Комедия. Сюжеты и образы комедий Плавта. Комедии Теренция: зарождение бытовой и психологической драмы. Традиции античной комедии в европейской драматургии
  Римская проза: многообразие жа нров, их поздней шая эволюция. Ораторское искусство и его влияние на прозу. Римская историография (Цезарь, Тацит). «Сатирикон» Петрония и «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея – образцы римского романа.  
  Философия Древнего Рима. Цицерон как философ. Влияние эпикуреизма. Философско-дидактическая поэма Лукреция «О природе вещей» – памятник античного материализма.
  Античность и христианство. «Новый завет» и зарождение хрис тианской культу ры на закате ант ичности. «Новый завет» и зарождение христианской культуры на закате античности. Новые ценности, герои и жанры. Сущность и особенности античной культуры. «Жизнь» античной литературы в веках: вечные идеи и образы.
  Средневековье как культурно-историческое явление. Западная Европа после падения Римской империи. Церковь и литература в жизни общества. Своеобразие культуры эпохи: идеально-символическое и аллегорическое мироощущение. Функциональность литературы и отражение сословно-иерархической структуры средневекового общества в системе литературных жанров. Народная культура, роль светской литературной традиции. Проблема античного наследия.
  Народная поэзия, мифы и предания раннего средневе ковья. Мир кельтского эпоса: неразгаданные страницы европейской истории. Кельты и праистория Европы. Мифология кельтов, бретонские сюжеты. Ирландский эпос и его основные циклы. Улады и Кухулин. Специфика эпического пространства и времени в кельтском эпосе. Судьбы кельтских эпических мотивов в европейской литературе.  
  Основные направ ления и формы литературы XII —XIV вв. Станов ление литерату ры: сага. «Эдда» и скандинавский эпос. Боги в «Эдде». Исландская эпическая традиция. Сага как синтез правды и вымысла; эпический синкретизм. Герой в саге. Эддическая традиция и повествовательная сага: от «государства богов» к «деяниям исландцев». Своеобразие жанра.  
  Западноевропейс кий героический эпос. Древнегерманский эпос: англосаксонская поэма «Беовульф». Соотношение языческой традиции и христианских влияний. Фольклорно-мифологическое, историческое и литературное начала. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде». Исторический факт и эпический вымысел. Параллелизм образов. Своеобразие испанского героического эпоса. Народные идеалы «Песни о моем Сиде». Романсные черты поэмы. Немецкий героический эпос: «Песнь о Нибелунгах». Элементы старинного сказания и их феодально-христианская обработка. Сказочные мотивы и влияние рыцарского романа.
  Куртуазная лири ка и роман. Англо-норманнская литература: зарождение артуровского цикла. Культура Прованса в XIII веке. Куртуазные идеалы в соотношении с феодальными ценностями. Личность и ее духовный мир. Лирика трубадуров: жанры, проблема мастерства, культ Дамы. Поэзия труверов в Северной Франции и миннезингеров в Германии. Расцвет романа. Античный, бретонский и византийский циклы. Романы Кретьена де Труа. Герой в его взаимоотношениях с миром, фантастический и реальный планы. Тема любви и роль авантюрного сюжета. Значение куртуазного романа для развития жанра.  
  Темы и жанры го родской литерату ры. Сатирическая и дидактическая городская литература. Фаблио и шванк. Сатирический и аллегорический роман. Городская лирика. Народная песня, жанр баллады. Философско-поэтический синтез средневековой культуры в поэме Данте «Божественная комедия».  
  Литература эпохи Возрождения в за падноевропейских странах. Обновление литературной традиции. «Величайший прогрессивный переворот» и возрождение античности. Традиция и новизна — литература открывает человека и мир. Титаны Возрождения; проблема «обратной стороны» титанизма. Эстетика Возрождения и литературные принципы. Особенности национальных процессов. Трагизм мировосприятия в позднеренессансной литературе. Ренессанс и становление абсолютизма в Европе; гуманизм и Реформация. Значение возрожденческого наследия для мировой культуры.  
  Итальянское Возрождение. Периодизация и проблемы. Предвозрождение как переходный период в литературе. «Новый сладостный стиль». Данте и Флоренция его времени; Беатриче в жизни поэта. Замысел и структура «Божественной Комедии». Проблема жанра и смысл названия. Аллегоризм и геометрическая гармония текста. Художественные образы, роль автора и фигуры Вергилия. Слава Данте и судьбы его творения. Лирика Ф. Петрарки. Зарождение и развитие жанра новеллы. Итальянская новеллистика: «Декамерон» Дж. Боккаччо и его последователи и подражатели.  
  Художественная и Философская мыс ль французского Ренессанса От баллад Ф. Вийона к поэзии «Плеяды»: эволюция национальной литературы, традиция и влияние итальянского Возрождения. Мир романов Ф. Рабле и народный смеховой роман в его творчестве: «жизнерадостное свободомыслие» против доктрин католицизма и протестантизма. Античное наследие в практике французских гуманистов. Итальянское влияние: Луиза Лабе и Маргарита Наваррская. Лирика П. Ронсара и поэзия национального самосознания. Трагический кризис гуманизма: «Опыты» М. Монтеня.  
  «Северные гуман исты» и Реформа ция: мыслители и поэты Германии и Нидерландов. Крестьянская война и «Священная Римская империя германской нации». Специфика и проблемы «северного Возрождения». Гуманизм и Реформация. Идеология и социальные проблемы: публицистическая и сатирическая линии в литературе. Литературная деятельность М. Лютера. Бюргерская литература и «Корабль дураков» С. Бранта. «Христианский гуманизм» в Нидерландах. Эразм Роттердамский и его время. «Похвала Глупости» и поэзия Эразма: ученость и античная традиция.  
  Литература англи йского Возрожден ия. Реформация и Возрождение в Англии, специфика гуманистического переворота в условиях становления абсолютизма. От У. Ленгленда к Дж. Чосеру: эволюция национальной традиции. Завершение артуровского цикла. Томас Мор и его трагическая эпоха. Жизненнный путь Т. Мора, его «Золотая книжечка», противоречия утопического идеала. Т. Мор и английская поэзия и драматургия. Значение гуманистической традиции в развитии английской литературы.  
  Расцвет драматург ии на рубеже XVI —XVII вв. и прои зведения У. Шекс пира. Английская поэзия Возрождения и сонеты У. Шекспира. Исторические хроники: правда исторического факта и сила художественного вымысла. У. Шекспир-драматург. «Шекспировский вопрос». Шекспир и мировая литература.  
  Испанский роман и национальный театр в эпоху Воз рождения. Исторические судьбы Испании и Португалии в конце XV — середине XVI века. «Золотой век» испанской драмы: театр как национальное мироощущение. Драматургия Лопе де Веги и народная традиция. Испанское романсеро. Роман как ведущий жанр, «плутовской роман» и его герой. Ф. Кеведо и его продолжатели. Роман М. Сервантеса — обобщение идейно-нравственного опыта эпохи. Влияние народного смехового романа. Философский смысл фигуры главного героя. Дон Кихот в мировой литературе.  
  Между Ренессанс ом и Просвещени ем. Век классицизма в истории европейской культуры. XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Феодальный мир и формирующийся буржуазный уклад европейской жизни. Классицизм как объединительный фактор национального литературного процесса. Другие направления и стили. Характер реализма XVII века. Барокко и его проблемы в литературоведении.  
  Эстетика классиц цизма и ее идеоло гические основы. Классицизм и барокко в литературе Франции и Испании XVII в. Трагедия и комедия, эссе и басня. Религиозные образы в литературе XVII в. Герой эпохи и картина мира. Значение литературного наследия XVII столетия.  
  Литература англи йской революции. Английская литература и общество накануне революции. Кризис традиционалистской эстетики, придворная поэзия и театр. Пуританское движение и развитие публицистики; идеология пуританства, отношение к искусству. Жизнь и творческий путь Дж. Мильтона. Поэзия и ранняя публицистика. Замысел и его художественное воплощение в «Потерянном рае». Роль библейских образов, поэтика, политические идеи. Поэма «Возвращенный рай» в контексте литературы эпохи Реставрации. Мильтон в национальной и мировой литературе.  
  Французский клас сицизм: идеолог ия, поэтика и лите ратура. Литературная жизнь Франции начала века. Философские основы новой литературы: Р. Декарт и П. Гассенди. Литературное переосмысление морально-философских проблем в «Максимах» Ларошфуко. Академия и доктрина классицизма. Н. Буало и его обобщающий труд «Поэтическое искусство». Ф. Малерб и прециозная традиция. Эстетика французского классицистического театра; этапы в развитии национальной драматургии. П. Корнель и Ж. Расин: обновление классицизма. Творчество Ж.-Б. Мольера и жанр «высокой комедии».
  Немецкая литерат ура XVII века. Влияние общеевропейских культурных процессов и национально-исторические особенности. Поэзия времен Тридцатилетней войны: М. Опиц, А. Грифиус, Ф. Логау. Творчество Г. Гриммельсгаузена. Роман «Симплициссимус»: проблема метода, национальный характер героя.  
  Трагическая муза испанского барок ко. Специфика развития испанской литературы эпохи кризиса абсолютизма. Барокко и его влияние на испанское искусство; проблема ренессансных традиций. Л. Гонгора, Ф. Кеведо и национальная поэтическая школа. П. Кальдерон и испанская драма его времени. Морально-философские пьесы, проблема художественного метода. Кризис испанского театра и переоценка жанра романа.  
  Литература эпохи Просвещения. Исторические особенности XVIII столетия. Национальное своеобразие литературных процессов. Западноевропейское Просвещение: идеология иллюзий и оптимизма. Литературные направления эпохи и их просветительская окрашенность. Характер нового рационализма и его отражение в эстетике искусства эпохи и в поэтике художественной литературы. Трансформация жанровых форм и типов героя. Сюжеты и персонажи просветительского романа и философской повести.  
  Вольтер и его сов ременники. Первые французские просветители. Аббат Ф. Прево и Ш. Монтескье. Творческий путь Вольтера; его мировоззрение. Вольтер и церковь. Социально-политические убеждения и их противоречивость. Проблема творческого метода: соотношение классицизма и реализма. «Генриада» и «Орлеанская девственница». Философские повести Вольтера. Вольтер и европейская культура.  
  «Руссоизм» в евро пейской жизни вт орой половины XVIII столетия. От энциклопедистов к сентиментализму: эволюция французского просветительства. Критицизм Д. Дидро в его художественных произведениях как выражение социально-философского скепсиса. Исторические, социально-политические и эстетические взгляды Ж.-Ж. Руссо. «Эмиль» и «Новая Элоиза». Влияние Ж.-Ж. Руссо на эволюцию жанра романа. Значение «Исповеди». «Руссоизм» и сентиментализм в европейских литературах конца XVIII века.  
  Драматургия XVIII в. Г. Э. Лессинг, П. О. Бомарше, Ф. Шиллер и И. В. Гете. Французский театр накануне Революции и трилогия П. О. Бомарше. Ее общественное звучание.  
  Итальянский теа тр нового време ни. Пути развития итальянского театра XVIII века. Реалистические комедии К. Гольдони. Демократический характер идеалов и ведущие герои. Комедия «Трактирщица». Театральные сказки К. Гоцци и их полемическая литературная направленность. Традиционные герои, литературное пародирование, фольклорные мотивы, трагикомический сказочный стиль. Значение творчества К. Гольдони и К. Гоцци для европейского театра XIX — XX веков.  
  Английская литер атура XVIII столе тия. Раннее Просвещение. «Робинзон Крузо» Д. Дефо и его буржуазно-просветительские идеалы. Творчество Дж. Свифта. Публицистика, характер юмора. «Путешествия Гулливера»: проблема жанра; философский подтекст; значение романа Семейно-бытовой роман: С. Ричардсон и его герои. Английский вариант просветительского реализма. Романы О. Голдсмита и Т. Смоллетта. Творческий путь Г. Филдинга. Продолжение свифтовских традиций, полемика с С. Ричардсоном. Положительный герой и проблема типизации у Филдинга. Эстетические позиции Г. Филдинга-юмориста. Кризис просветительских иллюзий. Стерн и английский сентиментализм. Значение романов Л. Стерна для европейской культуры. Театр конца века: творчество Р. Б. Шеридана. Английский предромантизм. «Готический роман» и его создатели. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона: литературная мистификация и ее общественный резонанс. Народная лирика Р. Бернса.  
  Немецкая литерат ура первой полови ны XVIII века. Бюргерское просветительство и его литература. Эстетика раннего классицизма. Эстетическая теория Винкельмана. Проблема национального своеобразия в культуре. Лессинг и его борьба за новое немецкое искусство. Гердер как теоретик и вдохновитель штюрмерского движения. Эстетика «Бури и натиска»; неоднородность течений и художественных манер. Раннее творчество Гете. Драматургия Шиллера штюрмерского периода. Шекспиризм и бунтарское начало в драматургии Гете и Шиллера. «Национальная идея» и ее художественное воплощение в публицистике, театре и романе. «Страдания молодого Вертера» как вершина штюрмерской художественной практики.  
  Немецкое общест во конца века и новая эстетическ ая программа Гете и Шиллера. «Веймарский классицизм». Драматургия Гете «веймарского периода». Шиллер позднего периода творчества и эстетика Канта в его переосмыслении; проблема романтизма в поздних драмах Шиллера. Работа Гете над романом о Вильгельме Мейстере. Гетевский универсализм и идея «Фауста». Основные герои трагедии, образ Фауста. Философский смысл трагедии. Значение творчества Гете и Шиллера для развития мировой литературы.  
  Общеевропейский литературный про цесс 1790 — 1830 годов. Йенский ро мантизм в Герман ии. Исторические события и «литературная революция» ро мантизма. Романтизм как принцип мировидения и как творческий метод. Теоретические постулаты раннего романтизма и философия рубежа XVIII — XIX веков. Связь нового искусства с просветительской традицией и разрыв с предшествующей художественной системой. Романтический субъективизм и двоемирие. Новое отно шение к личности и специфика романтического героя. Ранний этап немецкого романтического движения как «теоретический период» в истории национального рома нтизма. Философская основа йенского романтизма: И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг. Теоретические труды Ф. Шлегеля.  
  Поздний немецкий романтизм. Жанры легенды и сказки в романтической прозе. Гейдельбергский и берлинский кружки. Усиление роли «национальной идеи» в немецком романтизме и его идеологическая противоречивость. Национальная ориентация, интерес к фольклору, исторические и филологические изыскания романтиков. Появление и развитие романтической новеллы, ее специфика. Э. Т. А. Гофман — наиболее значительный автор позднего романтизма. Ранние рассказы. Тема музыки. Конфликт быта и поэзии, роль романтической иронии. «Крошка Цахес» как политическая фантазия. «Житейские воззрения кота Мурра».  
  Английская литература. Влияние политического устройства и экономического развития страны на литературный процесс. Идейно-художественная основа романтизма Дж. Байрона. Характерные черты «байронизма» — герой, сюжет, пейзаж. «Восточные поэмы». Романтическая условность и проблема местного и исторического колорита. Лирика и драматургия Дж. Байрона. Разновидности романтической повести и романа: исповедальный, готический и исторический. В. Скотт — создатель жанра исторического романа. Романтические традиции в историческом романе, их сохранение и преобразование в позднейшей литературе.  
  Романтизм во Франции. Этапы французского романтизма. Второй этап французского романтизма, демократизация нового искусства. Эстетические манифесты и романтическая драматургия молодого В. Гюго; «Собор Парижской богоматери»; поздний этап творчества.  
  Особенности амер иканского романт изма, его основн ые темы и жанры. Историческая и национальная специфика американской литературы и европейские традиции. Связь американского романтизма с Просвещением. Ранний этап романтизма. Романы Ф. Купера — цикл о Кожаном Чулке. Национальный пафос и просветительские идеи. Поздний американский романтизм. Лирика и новеллистика Э. По. Жанровое многообразие его новелл. Фантастическое начало, психологизм, интерес к подсознательному, «ужасы» у Э. По. Развитие его тем и образов в мировой литературе. Г. Лонгфелло как представитель «университетской» поэзии: «Песнь о Гайавате».
  Истоки и пути фо рмирования класс сического реализ ма XIX в. Францу зская реалистичес кая литература XIX века, ее наци ональная специфи ка и мировое знач ение. Дальнейшее развитие критиче ского реализма во французской лите ратуре. Середина XIX века как переходная эпоха; философия, культура, нравы. «Промышленный век», особенности общественного сознания и их отражение в литературе. Реализм как мировоззрение, художественный метод и литературное направление. Борьба и взаимодействие романтизма и реализма в жизни и в искусстве. Преодоление и использование писателями-реалистами романтических штампов. Основные этапы становления и развития критического реализма, его идейно-художественная специфика. О. Бальзак — дитя и воплощение XIX века во всех его противоречиях. Легенды и факты биографии О. Бальзака. Замысел и структура «Человеческой комедии» — панорамы французского общества. Синтез романтизма и реализма в эпопее: взгляд историка и художественный вымысел, романтические фантазии и социально-историческая обусловленность коллизий, типичность и индивидуальность персонажей. Правда, правдоподобие и истина в понимании Бальзака. Своеобразие художественных приемов. Новый этап эволюции реализма: развитие реализма в произведениях Г. Флобера. Г. Флобер как один из провозвестников прозы XX века. Поиски им своего стиля, проблема единства формы и содержания. Эстетическая теория Г. Флобера. «Госпожа Бовари» — трагедия несовместимости мечты и действительности. «Нечто цвета плесени». Разоблачение романтических иллюзий и издевка над обывателем. Специфика повествовательной манеры, прием монтажа, элементы импрессионизма. Другие произведения Г. Флобера и особенности его творческой эволюции.  
  XIX век в английс ком романе. Викторианство как культурно-историческое явление. Своеобразие английского критического реализма, традиционное и новое в английской литературе середины XIX века. Своеобразие творческой манеры Ч. Диккенса. Ч. Диккенс в ряду писателей-классиков. Эволюция мировоззрения и творчества Ч. Диккенса. «Посмертные записки Пиквикского клуба» — романтические персонажи на реалистическом фоне. Очерковость романа. «Рождественский» Ч. Диккенс. Детские образы в романах «Оливер Твист», «Домби и сын». «Большие надежды» и «Холодный дом»: система человеческих ценностей в трактовке Ч. Диккенса. Борьба Добра и Зла как динамическая основа его романов. Социальная тема («Тяжелые времена»). Своеобразие психологизма Ч. Диккенса и «черный юмор». Женщины-романистки. Проблема «женской литературы» в викторианской Англии. Феномен семьи Бронте. «Джен Эйр» Ш. Бронте: сила и слабость женской души. Тонкий психологизм романа. Связь сюжетов и образов с биографией писательницы. Финал романа как романтическая «компенсация» жизненных неудач. Английский роман XIX века — классика критического реализма.  
  Поэзия XIX века. Лирика Г. Гейне. Поиски идеала, критика действительности и развенчание романтических иллюзий. Романтический герой. Романтическая ирония и иронизирование над романтизмом. Сатира и пародия в стихах и поэмах Гейне. Французские поэтические школы. «Парнасцы» и их эстетика. Поэзия середины века и Ш. Бодлер. «Цветы зла» Ш. Бодлера как воплощение новой морали и эстетики; общественный резонанс. Сквозные мотивы, жанры, стилевые парадоксы. Сонет «Соответствия» — будущий «манифест» символистов. Появление в поэзии XIX века новых содержательно-стилистических черт и их дальнейшее развитие в поэзии декаданса и модернизма.  
  Общественная и культурная ситуац ия рубежа XIX — XX веков. Продол жение и развитие традиций романа XIX века и новое содержание эпо хи. Кризис миросознания, его истоки и проявления в искусстве и литературе. Атмосфера «конца века»: расчеты с прошлым и предчувствие грядущих катаклизмов. Понятие декаданса и отражение переломной эпохи в литературе рубежа веков. Картина литературной жизни. Основные литературные направления, течения, школы этого периода (общая характеристика, хронология, взаимосвязь, национальная специфика).Понятие и сущность «обновленного реализма». Роль и значение эпического цикла в переходную эпоху. «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси. Явление «форсайтизма», столкновение Красоты и Свободы с миром собственности. Постепенная переоценка ценностей в последующих романах форсайтовского цикла (образ Сомса). Викторианская эпоха и наступление XX века, отражение этого процесса в романах Голсуорси.
  Декаданс и модер низм как культурн ые феномены. Нат урализм: теория и практика, филосо фские основы и художественное воплощение. Специфика декадентского мироощущения. Понятие модернизма, его обращенность в будущее, позднейший расцвет. Э. Золя и принципы «экспериментального романа». Цикл Э. Золя «Ругон-Маккары», его замысел, структура, проблематика. Наследственность и среда как основные факторы, определяющие человеческую жизнь (в понимании Э. Золя). Психологический и социальный аспекты эпопеи. Судьбы Жервезы Маккар и Этьена Лантье — покорность и протест, обреченность и надежда. Натурализм в романах и его смысловые и художественные функции. Мопассан — романист и новеллист. Сатира, философия, реализм в его произведениях. Жизнь и карьера в романах Г. Мопассана. Крах иллюзий Жанны де Во и развенчание романтических идеалов. Жорж Дюруа как новый «герой» своего времени, его социальная карьера и моральная деградация. Новеллистика Г.Мопассана. Основные тематические циклы новелл, их разнообразие как возможность для создания объемной картины действительности. Влияние натурализма на творчество Г.Мопассана. Эволюция новеллы.  
  Неоромантизм: «вечно юное» или «хорошо забытое старое»? Эволюция романтизма; романтизм и романтика. Новый романтический герой. Сила и духовная слабость человека в понимании Дж. Лондона. Жизнь как борьба. Возможные причины гибели Мартина Идена. О. Генри — певец «маленького человека». Романтика подлинная и мнимая. Своеобразие новелл О. Генри, юмор и сатира. Основные циклы новелл. Новеллистичность и «рамочная» композиция романа «Короли и капуста».  
  Этические и эстет ические проблемы «конца века». Сим волизм как мироп онимание и творч еский метод. Эстетизм и творчество О. Уайльда. Истина, мораль и Красота в зеркале парадокса. Нравоучения безнравственного эстета. О. Уайльд — «ужасное дитя» своей эпохи. Проза К. Гамсуна. Человек и природа, человек и люди — продолжение поисков гармонии. Болезненность конфликта между мечтой и действительностью. Разрушение моральных норм и относительность нравственных ценностей в сознании «конца века». Традиции и новаторство в творчестве К. Гамсуна-прозаика. Влияние неоромантизма. Истоки, теория, художественное воплощение символизма. Сущность символизма в понимании А. Белого, В. Брюсова, П. Валери и др. Поэзия французского символизма, особенности поэтики и символики. А. Рембо и П. Верлен: люди-трагедии. Символистская драма. Своеобразие театра М. Метерлинка — «статический театр», «театр молчания», «театр ожидания». Темы судьбы, смерти и слепоты в его пьесах. Пьеса-сказка «Синяя птица», ее аллегоризм.  
  Драматургия кон ца XIX — начала XX веков. Сатири ческое и фантасти ческое начала в литературе рубе жа веков. Рождение «новой драмы» во второй половине XIX в. Г. Ибсен, Б. Шоу. Причины возникновения «новой драмы» и роль Г. Ибсена в ее появлении и становлении. Эволюция творчества Г. Ибсена. Аналитические пьесы. «Кукольный дом» — типичная «новая драма». Значение подтекста, смысл финала пьесы. Раннее творчество Б. Шоу — «интеллектуальная драма». Значение дискуссий в пьесах. Эксцентрика и парадокс, элементы комедии. Сопоставление с драматургией О. Уайльда. Становление реализма в литературе США. Своеобразие национального юмора. Творчество Марк Твена — для детей и взрослых.  
  XX век — качеств енно новый этап в развитии литерату ры и человеческо го сознания. «Пот ок сознания» в пс ихологии и литер атура «потока соз нания». Катастрофичность, трагизм эпохи и их отражение в искусстве. Утрата старой и поиски новой системы ценностей. Искусство и культура в философском осмыслении XX века. Рождение модернизма в литературе XX века. Усложнение форм повествования и психологического письма, сочетание мифологии с особой детализацией. Проблема адекватного отображения действительности в психологии и литературе; теория У. Джемса. Различные варианты литературного «потока сознания». Техника «потока сознания» в творчестве Дж. Джойса. «Улисс» Дж. Джойса — «глыба, нависшая над литературой». Различные типы «потока сознания» как одна из основ мироотражения и поэтики. Культурное поле романа. Трансформация «художественного пространства», «художественного времени», повествования, автора и персонажей в романе. Архаический миф и неомифологизм. Возможные философские подтексты.  
  Экспрессионизм и его влияние на литературу перв ой половины века. Кафка: «промежуточность» личности и творчества, своеобразие мировосприятия и мироотражения, иудаистские мотивы в его творчестве. Темы вины, суда, богоискательства. Логика сновидения и абсурда в прозе Ф. Кафки.  
  Осмысление опы та первой миров ой войны и проза писателей «потер янного поколен ия». Американск ая литература пер вой половины XX века. «Потерянное поколение»: многозначность термина и национальная специфика явления. Психологическая и социальная сущность «потерянности». Литература «потерянного поколения» — человек на войне, человек после войны; общие проблемы победителей и побежденных. Романы Э. М. Ремарка, Э. Хэмингуэя. Новаторство У. Фолкнера. Округ Йокнапатофа — модель американского Юга и Вселенной. «Южная», американская и общечеловеческая тематика. Одинокий человек в жестком мире фолкнеровской реальности. Сноупсы и «сноупсизм»; деградация и возрождение моральных ценностей. Основные художественные принципы фолкнеровской прозы: «моделирование» как метод, разнообразие рассказчиков, множественность точек зрения. «Американская трагедия» «маленького человека». «Американская мечта» и ее развенчание в жизни и в литературе. Проблемы богатства и бедности, подлинных идеалов и мнимых. «Маленький человек» в XX веке. «Богатые бедняки» у Ф. С. Фицджеральда.  
  Своеобразие англ ийского модерниз ма. Английский модернизм как своеобразный результат синтеза традиционного консерватизма и аристократической чуткости к веяниям времени. Романы и новеллы В. Вулф. Продолжение традиций «женской литературы» и модернистская новизна. «Поток сознания» у В. Вулф.  
  Философская лите ратура в первой половине века. Не мецкая драматург ия первой полови ны XX века. Рациональный и иррациональный способы познания мира и их отражение соответственно в «интеллектуальной» и «мистической» литературе. Интеллектуально-философский роман в творчестве Т. Манна. Романы Т. Манна «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус». Традиции «романа воспитания» и их развитие. Судьбы искусства, философия музыки и концепция творчества у Т. Манна. Художественное преломление общего в индивидуальном: искусство, дьявол и человек на фоне мировой войны. Политика и драматургия: новые требования к драме. Б. Брехт и его теория «эпического театра». Ее реализация на сцене. Влияние экспрессионизма на творчество Б. Брехта. Реализм и условность. Тематическое разнообразие и притчевый характер пьес Б. Брехта. Эффект «очуждения» как художественный прием.  
  Французский ром ан первой полови ны XX века. Традиции и новаторство. «Философско-психологический» роман. А. Сент-Экзюпери.  
  Общий очерк мир овой литературы второй половины века. Послевоенн ая литература США. Проблемы и решения. Философия и литература в поисках человека: закономерный этап отрицания. Конфликты «личность — общество», «человек — мир»; способы и возможности их разрешения: приспособление себя к миру, мира к себе. Философия экзистенциализма и ее воплощение в литературе. Французский экзистенциализм: А. Камю. Абсурдный герой. «Центробежный» и «центростремительный» романы. Дальнейшее развитие темы «маленького человека» в американской литературе. Политика, история и мораль; мифология и фантастика (Дж. Апдайк, Д. Д. Сэлинджер). Англоязычная проза В. Набокова. Темы детства, утраченного рая и его возвращения, «чудака». Америка В. Набокова. Понятие «метаромана», русский и англоязычный варианты метаромана у В. Набокова. Художественные особенности набоковской прозы и вопросы перевода.    
  Литература Велик обритании. Развитие и обновление традиций философского романа. Снова «женская литература»: романы А. Мердок. «Черный принц» — философия любви. Неоплатонизм и экзистенциализм. «Шифры» романа. Романы Дж. Фаулза: игры с литературной традицией и проблемы жанра. Романы-притчи У. Голдинга («Повелитель мух» как аллегорическая антиробинзонада; богоискательство и богоборчество в «Шпиле»).  
  Литература Герма нии: под знаком второй мировой войны. Непреодоленное прошлое, непреодолимое настоящее. Проблемы реваншизма и поиски нового гуманизма. Специфические художественные формы, приемы и жанры в немецкой литературе. Г. Белль.  
  Французская лите ратура. Драматур гия второй полов ины века. Философия экзистенциализма и ее воплощение в литературе. Французский экзистенциализм: А. Камю. Абсурдный герой. Французский вариант «женской литературы» — романы и повести Ф. Саган. Театр в эпоху кино: новые задачи и средства. «Театр жестокости» и «театр абсурда». Э. Ионеско). Драматургия Ж. Ануя. Влияние экзистенциализма на подход к «вечным» вопросам, роль античной мифологии в театре Ж. Ануя.  
  «Открытие» Лати нской Америки. Своеобразие континента и феномен «нового латиноамериканского романа». Связь с мифологией и фольклором. Понятия «магического реализма» и «чудесной реальности». Антидиктаторский роман. Г. Гарсиа Маркес. «Игра» в творчестве Х. Кортасара.  
  Запад и Восток. Национальное своеобразие и мировое признание японской литературы. Традиции восточного миросознания и современная японская литература. Маска в мировой литературе, в японской культуре и в романах К. Абэ. Бегство человека к самому себе.  
  Утопия и антиуто пия (после второй мировой войны и в ожидании треть ей). Краткая история жанра. Дистопия. Прогнозы и пророчества писателей в области политики, экономики, морали: мечты об эволюции, обещания деградации. Отражение в литературе катастрофичности сознания XX века. Дж. Оруэлл.  
  Литература конца XX века. Проблема «массовой» литературы. «Массовая» литература как литература стереотипов. Взаимоотношения «массовой» и «большой» литератур, зыбкость границ между ними. Литература и кинематограф: тупики и перспективы экранизации. Постмодернизм: философия и литературная реальность. Вопрос о сути и границах литературного постмодернизма. Новое как вспомненное старое. Творчество У. Эко и М. Павича. Обзор литературы последних лет.  

Краткое содержание лекций

Античная литература.

Литература Древней Греции.

Лекция 1. Античность как историческое и культурное явление. Культура Древней Эллады.

1. Истоки античной литературы.

Античная литература — это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X—IX вв. до н. э. по IV—V вв. н. э.Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма.

2. Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Мифология — это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм.

Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходимой идеологией. Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение литературы активно используют мифологию в своих целях, политических и художественных. Особенно широко использована мифология в греческой трагедии.

3. Античное наследие в европейской литературе.

Историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей особое положение. Историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда представлялась истоком и часто образцом новых литератур. Античность выступала духовной опорой европейской культуры в решающие и поворотные моменты ее развития.

Традиция изучения древних языков и древних литератур неизменно лежала и лежит в основе гуманитарного образования в Европе. Основные концепции литературы и литературного творчества, господствовавшие в Европе почти до XIX века, непосредственно исходили из концепций Аристотеля и Платона.

4. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя, письменной литературы вообще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников.

В эпоху полисного строя появляется письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. В эпоху эллинизма и римского владычества письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что такое античная литература?

2.Что такое мифология?

3.Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

4.В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

5.Когда появилась письменная литература?

6.Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

1.Гомер и «гомеровский вопрос».

Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец «Илиады» и «Одиссеи», или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором.Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком.

2.Поэмы «Илиада» и «Одиссея» — образцы древнего героического эпоса.

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе.Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.

3.Мифологическая и историческая основы поэм.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

4.Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.

В «Илиаде» в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны.

Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада». Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

Вопросы для самоконтроля.

1.В чем сущность «гомеровского вопроса»?

2.Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?

3.Какова мифологическая основа «Илиады»?

4.Какие исторические факты лежат в ее основе?

5.Какие сказания являются содержанием «Одиссеи»?

6.В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...