Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диалектика познания и многообразие его результатов



Знание как идеальная информация выступает результатом познавательного процесса. Такой результат - знания - выступает в различных видах и формах. При этом сама специфика знания накладывает существенный отпечаток на процесс его получения.

Знание: единство и многообразие видов. Под знанием имеется в виду высший уровень информации, функционирующей в обществе. При этом информация, которая облечена в форму знания, должна быть особым образом организована: быть выражена в знаковой форме, получить смысл и значение. Знание приобретает свое собственное качество идеальной информации только в сознании субъекта. Однако формализуется оно с помощью различного вида символических систем, чаще всего - с помощью естественных и искусственных языков. Знания выполняют в обществе разнообразные функции. Эффективность реализации таких функций определяется конкретным видом и типом знания, либо его формой.

Могут быть выделены различные критерии классификации основных разновидностей знания. Так, в соответствии со спецификой и основными формами отражения выделяют: донаучное (житейское), художественное, научное знание. Определенную специфику имеют также, например, этические и религиозные знания. В зависимости от глубины отражения сущности вещей знания могут выступать как эмпирические и как теоретические.

Научное знание выступает, прежде всего, в форме теории, включенной в содержательный состав той или иной науки. Спецификой научного знания является его стремление проникнуть в сущность процессов и явлений, выявить закономерности в системе отношений между конкретными объектами. Результат научного знания выражается, прежде всего, в системе понятий той или иной науки. Важнейшей целью научного познания является достижение истины.

Однако наука не может заменить собой всей культуры, всех форм познания и духовного освоения действительности. То, что не включено в поле зрения науки, осваивают другие формы духовного постижения мира: искусство, религия, нравственность, практическое знание. Они имеют особый и достаточно высокий социальный статус. Поэтому трудно оправдать искусственное придание научного статуса практическим знаниям, и вряд ли заслуживает подражания пример университета в штате Миннесота (США), где сделана попытка сформировать “похоронные науки”.

Житейские знания базируются на здравом смысле, на обыденном познании. Вместе с тем бытовые знания формируют важную ориентировочную основу для повседневной деятельности человека, для его общения в быту с другими людьми. Житейские знания постоянно обогащаются на основе развития жизненного опыта индивида, а также за счет развития художественного и научного знания. Вместе с тем как художественное, так и научное знание существенным образом обогащаются за счет житейского знания, вбирают в себя богатый опыт повседневного познания индивида. Важнейшей целью обыденного знания является формирование “здравого смысла”.

Художественное знание важнейшей функцией имеет освоение прекрасного. Это знание формирует эстетическую сторону самых разнообразных видов человеческой деятельности (в том числе умение найти красоту в воинской службе), оттачивает творческое воображение, фантазию, формирует и развивает лучшие и высшие чувства человека. Этот тип знания отражает действительность преимущественно в художественных образах.

С точки зрения методологической роли знания его классификация может быть реализована иным образом. Выделяются:

1. Знание-узнавание дает возможность опознать конкретный объект: “Я знаю, что это пистолет Макарова”. Это исходный вид знания на уровне отличения одного объекта от другого.

2. Знание-мастерство, “знание, как”, например: “Я знаю, как установить неисправность этого прибора”, или: “Я знаю, каков алгоритм проведения регламентных работ”. Это знание означает компетенцию, выступает составной частью конкретного умения, конкретной технологии действия.

3. Знание-информация, или “знание, что” характеризует понимание конкретных свойств, отношений, закономерностей, объективно присущих исследуемым объектам: “Я знаю, что угол падения равен углу отражения”, “Я знаю химическую формулу этого вещества”.

Уже эти примеры показывают, что знания могут быть и средством ориентации в окружающем мире, и использоваться для получения новых знаний, и служить для преобразования действительности, для планирования и реализации деятельности.

Диалектика процесса познания. Каким образом человек получает знания? Каковы основные этапы познавательного процесса? Мы уже отмечали, что органы чувств - это фактически единственные каналы, по которым человек получает информацию об окружающем мире, что помимо ощущений мы никаким иным образом не можем получать внешнюю информацию о существующих объектах. Каковы возможные выводы из этого факта?

Целый ряд философов (Дж. Локк, К. Гельвеций) стали принижать роль разума. Они утверждали, что роль разума сводится лишь к простому суммированию показаний органов чувств. Такое направление в философии называется сенсуализмом (лат. sensus - чувство). Однако на практике чувства нередко обманывают человека. Так, в воде видимые размеры предметов увеличиваются, глаз с трудом различает предметы, которые по цвету сливаются с фоном. На этом основании другие философы - рационалисты (лат. ratio – разум), например, Р. Декарт, - стали доказывать, что чувства являются помехой для разума, который якобы лишь один способен познавать мир.

Нетрудно видеть, что как те, так и другие философы абсолютизируют один из видов познания, игнорируют реально существующие взаимосвязи между чувственным познанием и познанием рациональным (логическим, абстрактным). Такую взаимосвязь доказывает уже рассмотрение основных форм соответствующего уровня познания.

Исходной формой чувственного познания, его простейшей составляющей является ощущение. Ощущение - это отражение отдельных свойств познаваемых предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Это элементарное, далее психологически неразложимое познавательное явление. Органы чувств - это окна, открывающие сознанию внешний мир. Можно сказать, что ощущение является отражением окружающего мира по отношению к познающему человеку. Мы отражаем именно ту сторону предмета, которая непосредственно взаимодействует с человеком.

Однако свойства объектов мы чаще всего ощущаем не по отдельности (желтое, сладкое, круглое, твердое), а воспринимаем как единое целое в процессе познания целостного объекта. Целостный чувственно-наглядный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, есть восприятие. Восприятие - это мыслящее живое созерцание. Смотрим на вещи мы внешним взором, а видим их взором внутренним. Поэтому восприятие объекта существенным образом зависит от уровня его духовной культуры, жизненного опыта. Так в художественном музее разные зрители смотрят на одну и ту же картину, а воспринимают ее по-разному.

В качестве высшей формы чувственного отражения выступает представление, как наглядно-образное знание об объектах, которые в данный момент непосредственно органами чувств не воспринимаются. Основой представления выступает сохранение следов прошлых чувственных воздействий и их “извлечение” из памяти в данный момент. Без памяти было бы невозможным узнавание, а вместе с ним и представление.

Часть представлений возникает за счет воображения, за счет создания субъектом ранее не присущих ему ощущений (или их сочетаний), восприятий, представлений. Репродуктивное воображение производится в соответствии с уже ранее известным. Продуктивное (творческое) воображение приводит к созданию новых, оригинальных образов. В качестве распространенных форм творческого воображения выступают фантазии, мечты.

Лишь небольшая часть исследуемого человеком мира может быть познана с помощью чувственного созерцания. В основном познание осуществляется при помощи мышления, которое упорядочивает данные чувственных восприятий. Однако к такому упорядочиванию отнюдь не сводится деятельность мышления - оно рождает нечто новое, а именно то, что не дано в чувственных восприятиях. Живое созерцание помогает охватить главным образом внешние стороны вещей, их явления, а сущность предметов и процессов познается не иначе, как с помощью мышления.

В процессе перехода от чувственного к понятийному, рациональному познанию формируется понимание. Понимать как раз и означает выявить существенное в предмете. Понимать можно и то, что органы чувств не в состоянии непосредственно воспринимать. Вспомним известных литературных героев Шерлока Холмса и инспектора Лестрейда. Смотрели они, как правило, на одни и те же следы преступлений, но Холмс видел больше и понимал глубже, поскольку его чувственные восприятия были рационально организованы: он знал, что надо воспринимать.

Мышление - это поисковый процесс, который требует сосредото­ченности на разрешаемой проблеме. Этим мышление отличается от хаотической игры ассоциаций, свойственной, например, утомленному человеку, мысли которого так же легко появляются, как и “разбегаются” в разные стороны. Такое “мышление” Гегель обозначал как “смутное брожение духа в самом себе”.

Мышление, или процесс рационального познания осуществляется в трех формах: в понятии, суждении и умозаключении. Понятие суть элементарная форма мысли, ее своеобразная логическая единица. Понятие отражает и обозначает свойства, связи и отношения предметов и явлений, а также сами эти предметы и явления. В понятиях, как правило, отражаются общие черты целого класса объектов. Таковы, к примеру, понятия: “человек”, “сила”, “бой”, “особенность” и т.д. Понятие выступает как весьма наглядное проявление взаимосвязи чувственного и рационального познания: логическая форма понятия образуется как фиксация общего в целом ряде чувственных восприятий. Так, множество раз человек чувственно воспринимал различные фрукты, прежде чем выявил общее в них и отразил понятием “плод”.

Суждение посредством связи понятий утверждает или отрицает что-либо. Оно может рассматриваться как логическая операция над понятиями, а с точки зрения решения познавательной задачи суждение выступает как конкретное умственное действие. Сходные по форме суждения могут объединяться в характерные типы или классы, которые в логике - науке о правильном мышлении - фиксируют формулами. Так, формула “S есть P” объединяет суждения: “Железо есть металл”, “Противогаз есть средство индивидуальной защиты”.

Умозаключение представляет собой такую связь суждений (рассуждение), при котором новое суждение (заключение, или следствие) выводится из одного или нескольких суждений-посылок. Пример подобного рассуждения:

 
 
Все металлы - проводники. Железо есть металл. ---------------------------------Следовательно, железо - проводник.


Способность человека к мышлению, к оперированию понятиями, суждениями и умозаключениями называют умом. От Канта идет традиция различения в уме рассудка и разума. При этом рассудок рассматривается как характеристика обычного повседневного мышления, “здравого смысла”. Он менее гибок и теоретичен, чем разум. Разум выступает как высшая ступень логического мышления, преодолевающая недостаточность рассудочного мышления. Высшей характеристикой развитого разума выступает творчество.

Творчество и интуиция. Творческое мышление предполагает умение самостоятельно ставить проблемы и решать их, как правило, нетрадиционным путем. В условиях современной науки творческий акт нередко оказывается “разделенным”: одни ученые ставят проблемы, другие исследователи решают их, причем нередко гораздо позже того, как проблема возникла и научно сформулирована.

Платон считал творчество родственным особому виду безумия. Христианская традиция рассматривает его как божественный дар. С точки зрения Канта творчество - это деятельность, доступная только гению. Представители психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм) относят творчество целиком к сфере бессознательного и гипертрофируют его неповторимость и невоспроизводимость.

Рационально-диалектический подход считает, что творчество отнюдь не противоположно рациональности, разумности. “Разумность” включает в себя использование гигантского, но все же ограниченного числа правил, норм, стандартов. Творчество начинается там, где этих стандартов нет. Не подчиняясь стандартам, творчество (протекая сознательно или бессознательно) в качестве итога может получить новые правила и стандарты (например, нормы технического обслуживания вновь созданного военно-технического комплекса), т.е. в определенном смысле творчество является продолжением рационального познания и тесно связано с ним. Многие исследователи связывают возможности творчества с биофизической и нейрофизиологической структурами мозга, которые позволяют:

- перерабатывать чувственные образы и абстракции,

- перерабатывать знаковую информацию,

- хранить информацию в системах краткосрочной и долговременной памяти,

- устанавливать связи между отдельными элементами и блоками памяти,

- вызывать хранимую информацию из памяти,

- группировать и перегруппировывать различные образы и абстрактные знания.

Творчество может быть определено как деятельность, результатом которой является создание неповторимых культурных, социально значимых ценностей, установление новых фактов, открытие новых свойств и закономерностей мира. Творческая активность по-разному реализуется в различных отраслях человеческой деятельности. К примеру, в естествознании наиболее важным результатом творчества является открытие. Важное место в процессе творческой деятельности играет развитое воображение.

Важнейшее значение для укрепления и развития оборонного потенциала России играет военно-техническое творчество, в результате которого создаются наиболее совершенные образцы военной техники, в том числе изобретательская и рационализаторская работа военного инженера, проходящего службу непосредственно в войсках. Для него более наглядными становятся противоречия, связанные с эксплуатацией конкретного образца техники. Именно в силу объективной взаимосвязи чувственного, рационального познания и практики войсковой инженер в целом ряде случаев “видит дальше и глубже”, чем инженер НИИ.

Процесс мышления, особенно мышления творческого, не всегда реализуется в стройном, логически развернутом и обоснованном виде. Нередко человек практически мгновенно “схватывает” условия и обстоятельства сложной ситуации и находит правильное решение. Как ни парадоксально это звучит, но такие нетипичные ситуации являются типичными для талантливых полководцев: на войне практически всегда приходится действовать в условиях жесткого дефицита времени, а нередко - и информации. Способность получения знания путем прямого его “усмотрения”, без развернутого логического обоснования и длительных размышлений именуют интуицией. Интуиция выступает как непосредственное, неосознанно полученное знание и проявляется в двух основных разновидностях: чувственная (наиболее характерна для художников, композиторов, других деятелей искусства) и интеллектуальная (наиболее характерна для людей науки; вспомним озарение, которое пришло во сне к Д.И. Менделееву и позволило создать великий Периодический закон).

Современная нейрофизиология и психология творчества выделяют несколько этапов интуиции:

- накопление и бессознательное распределение образов,

- неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил для решения определенной задачи,

- четкое осознание задачи,

- неожиданное для данного человека нахождение решения.

Интуиция не может возникнуть на “пустом месте”. Как правило, она опирается на широкий багаж чувственных и рациональных знаний, на многолетний опыт творческого мышления, алгоритм которого постепенно “свертывается” до почти мгновенного решения возникающих проблем. Есть попытка видеть тайну интуиции в глубинах бессознательного (З. Фрейд) либо, как это было характерно для К.С. Станиславского, усматривать ее в “ сверхсознании ”, отличном как от бессознательного, так и от осознанного. В действительности интуиция выступает как сложное взаимодействие осознанного и неосознанного, при этом осознанное знание представляет собой базу интуиции, и чем шире такие знания, тем больший простор интуиция получает.

Объективные потребности современного научно-технического прогресса поставили задачу обучения творчеству. Сформировалась эвристика, изучающая творческую деятельность и методы обучения. Творческие способности личности могут быть развиты посредством специальных методов, в роли которых могут выступать сократические диалоги, дискуссии, анализ проблемных ситуаций, метод “мозгового штурма” и т.д. Важное место при этом занимает овладение наиболее общими - философскими - закономерностями бытия, которым вынуждено подчиняться самое творческое воображение.

3. Истина и заблуждение. Знание и вера в человеческой деятельности

Целью познавательных усилий в большинстве случаев является познание истины. Есть такие виды знания, для которых эта цель не является главной, а то и вообще не стоит. Так, художественное знание постигает не столько истину, сколько красоту.

Природа истины. Большинствофилософов определяет истину как верные знания, знания, соответствующие действительности. При таком подходе неизбежен вывод, что любая истина объективна. Такое качество могут иметь лишь предметы, вещи, процессы, независимые от субъекта, поэтому истинными или ложными могут быть лишь знания о предметах и процессах, но не сами эти процессы и предметы. Объективность истины означает, что ее содержание совпадает с объективной реальностью, что это знания, отражающие действительность именно такой, какова она есть, т.е. не “сочиненные” субъектом, не привнесенные по собственному его доброму ли, злому ли разумению.

В то же время по форме истина субъективна, ибо она есть знания, а знания существуют лишь в человеческом разуме. Даже если знания объективированы, опредмечены в текстах, символах, знаках, это не означает, что знания тем самым существуют вне сознания. Без осмысления в человеческом сознании эти символы и тексты пусты, они являются лишь оболочкой, из которой при отсутствии человека знания уходят, а при наличии человека, понимающего смысл соответствующих символов, эти “оболочки” вновь наполняются знанием.

Абсолютна ли истина? Можно ли бесконечный мир замкнуть в конечные рамки знания? Философия формулирует эту проблему как вопрос о постигаемости абсолютной истины. При этом под абсолютной истиной чаще всего понимается полное, исчерпывающее знание об объекте.

Философы-релятивисты (лат. relatio - относительный) утверждают, что абсолютной истины не существует вовсе, поскольку исчерпывающее знание об объекте неизбежно предполагает исчерпывающее знание о мире в целом. Мир бесконечен и в каждый конкретный момент времени нельзя располагать всей информацией об этом мире. Поэтому знания человека относительны и, раз абсолютной истины не существует, то процесс познания движется от одного заблуждения к другому.

Для догматика любая истина абсолютна, а по сути выступает как догма, т.е. вечное, раз навсегда данное исчерпывающее положение, не нуждающееся в развитии.

Диалектическая гносеология стремится показать, что нет жестких пределов познанию, нет противоположности между явлением и “вещью в себе”, как утверждал И. Кант. Различие есть лишь между тем, что мы знаем, и там, что еще не познано. Поэтому задача гносеологии - выявлять, как из незнания получается знание, каким образом неполное знание становится более полным и более точным. Эта проблема гносеологией решается на основе диалектики абсолютной и относительной истины.

Следует иметь в виду, что понятия “объективная истина” и “абсолютная истина” прилагаются к одному и тому же явлению - верным, правильным знаниям. Только в понятии “объективная истина” отражается факт независимости содержания этих знаний от субъекта, понятие “абсолютная истина” характеризует эти знания с точки зрения их полноты. При таком подходе становится очевидным, что истина может сохранять свой объективный характер (т.е. оставаться истиной), будучи познанной и лишь частично. К такой истине применяется термин “относительная”.

Относительная истина есть соответствующее действительности знание, которое неполно и с развитием понимания и практики дополняется и уточняется. В таком случае абсолютная истина представляется как бесконечная совокупность относительных истин, с познанием каждой из которых мы все полнее познаем и абсолютную истину, а процесс познания никогда не может завершиться.

Конкретность истины. Что делает знания истиной? - Их соответствие изучаемым объектам. Однажды полученные знания такого рода всегда оставались истиной в том случае, если исследуемый объект оставался бы неизменным. Тогда было бы достаточно исследовать его один-единственный раз. Однако с течением времени знания об объекте перестают быть истинными, но не потому, что исследователь заблуждался, а потому что объект исследования изменился. Это свойство истины заставляет говорить о том, что истина всегда конкретна, т.е. это такие знания, которые получены о конкретных свойствах объекта в конкретный момент времени.

Таким образом, когда мы говорим об объективной, об абсолютной и относительной, о конкретной истине, речь не идет о разных явлениях. Истина одна: это верные знания. Однако эти знания наделены широким спектром свойств, что и потребовало различных определений истины. В таком случае истина:

* с точки зрения соотношения субъекта и объекта - объективна;

* с точки зрения полноты знаний - абсолютна либо относительна;

* с точки зрения изменения объекта исследования - истина конкретна.

Критерий истины. Важнейшей проблемой гносеологии является вопрос о том, как установить истинность знания. В истории философии сложилось несколько подходов к решению этого вопроса.

Ряд философов (Декарт, Спиноза, Лейбниц) в качестве такого критерия предлагало рассматривать ясность и отчетливость мысли. В качестве примера подобной истины - “квадрат имеет четыре стороны”, что ясно и очевидно. Однако многие прежде казавшиеся ясными и отчетливыми истины опровергнуты течением времени, к примеру казавшийся ясным и очевидным тезис о неподвижности Земли.

С позиций прагматизма истинным является знание, которое полезно, которое успешно “работает”. У. Джеймс (1842-1910) полагал, в частности, что истинность суждения “Бог существует” не зависит от реального существования Бога и обусловлена полезностью для человеческих отношений убеждения в Его существовании.

Конвенционализм рассматривает истину как результат соглашения (конвенции), иными словами, в качестве ее критерия рассматривает общезначимость, то, что соответствует мнению большинства. Но ещё Демокрит утверждал, что вопрос об истинности не решается большинством голосов. Нередко первооткрыватели истин оказывались в одиночестве, вспомним хотя вы Коперника и Галилея.

Диалектический подход к истине базируется на том, что в самом процессе познания истина не обнаруживается. Нет истины и в объективной реальности, рассматриваемой вне субъекта. Критерий истины заключается в активном взаимодействии субъекта с объективной реальностью, в его практике.

В качестве критерия истины практика выступает не только как материальная, предметно-чувственная деятельность, как приложение физических усилий, к примеру, в научном эксперименте. Она может выступать и в опосредованной форме - как логика, уже проверенная и подтвержденная практикой. Логичность мысли при достоверности исходных положений весьма часто выступает гарантией не только ее правильности, но и истинности. Исторические возможности практики постоянно расширяются. Так, не успел основоположник позитивизма О. Конт заявить, то человечество никогда не узнает химический состав Солнца, как с помощью спектрального анализа такой состав был установлен.

Природа заблуждения. В свое время Д.И. Писарев отмечал, что сто человек должны испепелить свою жизнь в неустанных поисках и печальных ошибках, прежде чем один человек откроет плодотворную истину. Заблуждение - это такое содержание знания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает, что заблуждения не являются просто бесплодными фантазиями. Они так же, как и истина, отражают объективную реальность; другое дело, что это отражение является односторонним, искаженным. Заблуждения в качестве причины возникновения имеют и гносеологические (познавательные), и психологические, и социальные основания.

Устремляясь к истине, человеческий разум неизбежно впадает в заблуждение, если его познавательные претензии превышают наличные в данный момент возможности познания. Причиной заблуждений могут быть и сложность решаемых проблем, и стремление к реализации намеченных замыслов в условиях неполной информации (весьма типичная ситуация для процесса принятия решения командиром), и недостаточное овладение методологией научного исследования, и слабые навыки работы с научной аппаратурой, и даже пессимистический психологический настрой исследователя. В результате формируются ложные теоретические положения, несостоятельность которых выявляется в ходе дальнейшего развития науки. Так, в частности, произошло с геоцентрической концепцией Птолемея, с теорией теплорода или флогистона и т.д.

В качестве социального основания заблуждения может, к примеру, выступать явно или неявно выраженный социальный заказ, особенно в применении к общественным наукам. Известно, как часто прибегают политики к искажению истории с тем, чтобы “обосновать” свои практически-политические действия путем надуманных исторических аналогий. В последнем случае заблуждение смыкается с прямой ложью.

Сходство заблуждения и лжи по содержанию очевидно: это искаженное представление о действительности. Различие между ними лежит в сфере нравственности, морали. Заблуждение может формироваться и при добросовестном стремлении исследователя найти истину. В свою очередь ложь прямой целью имеет ввести кого-либо в обман. Заблуждающийся человек искренне считает, что его информация верна, лгущий человек заведомо знает, что вводит слушателя в обман.

Обман имеет существенное военное значение, когда применяется к противнику. Разработана обширная система мер дезинформации, маскировки, создания ложных военных объектов, которая выступает важным дополнительным фактором достижения успеха в бою. Информационная борьба становится специальной и все возрастающей по значению составной частью современных боевых действий. Это наглядно продемонстрировали вооруженные силы США во время войны в Персидском заливе (1991 г.), проведя блестящую операцию по дезинформации противника, а также войска НАТО во время операции в Косово (1999).

Однако ложь по отношению к собственным подчиненным, тем более - по отношению к командиру, вышестоящему штабу недопустима и должна искореняться всеми возможными способами, поскольку решение, принимаемое командиром на основе заведомо ложной информации подчиненных о состоянии дел, неизбежно обречено на провал. Ложная информация о состоянии технических систем является предпосылкой аварий и катастроф.

История методологии естествознания является свидетельством постоянного стремления ученых к использованию таких методов, которые бы минимизировали ошибки процесса познания. Более сложно дело обстоит в гуманитарных и социально-экономических исследованиях. Тоталитарная власть особенно часто принуждает историков сознательно отказываться от истины в пользу власть имущих. Д.И. Писарев отмечал, что в истории было много услужливых медведей, которые очень усердно били мух на лбу спящего человечества увесистыми булыжниками. Сегодня мы можем читать статьи авторов, которые еще 10-12 лет назад готовы были с пафосом критиковать любую западную философскую теорию только потому, что она является “буржуазной”. Ныне они не менее рьяно критикуют любую диалектико-материалистическую философскую концепцию только за то, что она вписывается в систему марксистской философии. Однако истинное учение будет всегда реабилитировано судом истории.

Убеждение и вера в структуре познавательной деятельности. В процессе психологического восприятия познающим человеком знаний как истинных существенное значение приобретают убеждения и вера. Их психологическая роль во многом оказывается сходной, поскольку и те, и другая предполагают определенное эмоционально-волевое отношение к познаваемому объекту, включают в себя моменты волевого выбора, преодоления сомнений, принятия познавательного или практического решения.

Убеждение чаще всего выступает как результат доказательного, рационально, логически обоснованного знания. Чтобы оно возникло, человеку надо объяснить, разъяснить, доказать, а сам человек должен убедиться. Иными словами, убеждение - это уверенность человека в справедливости и истинности некоторых знаний, которая базируется прежде всего на рациональном доказательстве. Таким образом, для формирования убеждения требуется возможно более полная информация, а предметом убеждения выступает обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности.

Напротив, вера относится к знаниям с дефицитом информации. Бессмысленно спрашивать, верите ли Вы в то, что дважды два четыре, или уверены ли Вы в восходе Солнца. Ответом неизбежно будет: “я не верю, я знаю, что дважды два четыре”. Другое дело, когда однозначно обоснованных знаний для принятия теоретических гипотез или практических действий не хватает. Тогда приходится руководствоваться верой в правильность принимаемого решения или избранного пути. Между имеющимися логическими обоснованиями веры и ее содержанием существует разрыв (этот разрыв отсутствует в убеждении; как правило, всё его содержание обосновано). Осознание такого разрыва для человека проявляется в форме сомнения. Само сомнение преодолевается на основе интуиции, волевого выбора.

Таким образом, вера относительно далеко отстоит от абсолютной достоверности. Кант приводил в пример врача, который достаточно часто лечит, не будучи абсолютно уверенным в достоверности своего диагноза. Тем не менее вера очень часто выступает решающим фактором выбора целей, условий действия, методов познания т.д. Без веры невозможно обойтись в жизни человека. Выступая необходимой характеристикой личности, она предполагает веру в себя, в свои возможности и силы. Хорошо сказал об этом Леонид Мартынов:

Да будет твой путь неспокоен,

Но знай: побеждает в борьбе

Ученый, художник и воин,

Сумевшие верить себе.

И действительно, вера выступает одним из мощных факторов силы боевого потенциала армии и флота. При прочих равных условиях побеждает та армия, воины которой верят в справедливость целей войны, в талант и воинское мастерство командиров, в силу и мощь оружия и военной техники. Таким образом, вера оказывается составной частью и военно-технической деятельности, и духовного облика военного инженера.

Знание и религиозная вера. Проблема знания и веры в ее религиозном аспекте активно обсуждалась в средневековой схоластике, Тертуллиан (род. в сер. II века н.э.) активно выступал против разума, заявляя: “Верую, потому что абсурдно”. Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) выдвинул компромиссную формулу: “Верую и понимаю”. Фома Аквинский (1225 - 1274) вошел в историю философии и богословия благодаря идее о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.

Выдающийся русский философ Вл. Соловьев, развивая идею о всестороннем синтезе теологии, философии и науки, утверждал, что этот “великий синтез” имеет объективные основания, обусловленные недостаточностью эмпирической науки и бесплодностью, с его точки зрения, чисто отвлеченной философии. Рассматривая соотношение веры и разума, Н.А. Бердяев считал, что они не могут ни заменить, ни уничтожить друг друга. Он отмечает, что “в глубине” знание и вера одно: знание есть вера, вера есть знание. И наука, и философия, с его точки зрения, должны подчиниться “свету религиозной веры” не для того, чтобы отменить собственные истины, а для просветления этих истин в полноте знания и жизни.

Многие философы конца XX века сходятся на том, что в научном и религиозном познании “задействованы” различные стороны человека и его духовного мира. В Науке действует “чистый ум”, помощь ученому - это чувства совести, любви, веры, порядочности. В религиозно-духовной жизни “ум - это только рабочая сила у сердца”.

В связи с кризисными явлениями цивилизации на пороге XXI века растет интерес к эзотеризму как одному из вненаучных способов освоения мира. Для него характерны закрытость содержания от “непосвященных”, сложная символизация функционирования в обществе. К подобного рода учениям обычно относят теософию, антропософию, магию, алхимию, астрологию. Эзотерика заполняет определенную нишу между наукой и религиозным сознанием, призывая опираться не на рациональное знание, не на “священное писание”, а лишь внимая “голосу тайны”.

Было бы неразумным абсолютное отрицание эзотерики. Это вполне определенная форма культуры, требующая изучения своих возможностей и особенностей. Подлинное духовное развитие человества возможно лишь на основе диалога между всеми формами культуры, всеми способами освоения человеком мира.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 446 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...