Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Юридическая деонтология. 14 страница



1.обеспечение общественного порядка;

2.выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

3.принятие мер к их устранению на территории, которую он обслуживает.

Социальный аспект деятельности участкового инспектора состоит в тесной связи с населением вверенной ему территории:

организует правовую пропаганду и другие мероприятия по предупреждению правонарушений;

проводит профилактическую работу среди лиц, склонных к совершению преступлений; создаёт условия для перевоспитания лиц с неустойчивым поведением, способствует направлению их поведения на общественно-полезное;

помогает гражданам, попавшим в трудное положение (напр., детям, у которых родители - пъяницы; подросткам, которые не считаются с родителями; человеку, который отбыл срок наказания и вернулся домой).

Организационный аспект деятельности участкового инспектора определяется:

личной самодисциплиной (важны волевые качества);

умением организовать других людей на определённые действия, когда необходима поддержка и помощь населения (важны инициатива и настойчивость).

Коммуникативный аспект деятельности участкового инспектора состоит в установлении и поддержании контактов с людьми, проживающими на вверенном ему участке, в завоевании их уважения, доверия и авторитета (независимо от их правового статуса) тогда, когда:

принимает граждан, их заявления и предложения по вопросам борьбы с преступлениями и профилактики правонарушений;

оказывает в границах наделенных им прав помощь народным депутатам, представителям других служб и общественных объединений в осуществлении их законной деятельности;

осуществляет административный надзор за лицами, к которым он определен.

Поисковый аспект деятельности участкового инспектора выражается в поиске, сборе сведений о правонарушениях на участке с целью установления правопорядка.

Удостоверительный аспект деятельности участкового инспектора состоит в том, что все сведения (показания конфликтующих соседей, показания свидетелей преступления и т.п.) он должен не только "записать", а придать им специальную, предусмотренную законом, форму (протокол и др.).

Инспектор ГАИ выполняет работу, связанную с регулированием движения транспорта и предупреждения дорожно-транспортных происшествий на улицах и дорогах.

Специфика деятельности инспектора ГАИ состоит в том, что она, как и деятельность инспектора правоохранительного органа, имеет такие аспекты, как поисковая (познавательная), коммуникативная, удостоверительная, организационная, реконструктивная, социальная.

Однако этими аспектами не исчерпываются требования к работнику ГАИ. Он должен уметь хорошо управлять различными транспортными средствами и обладать качествами водителя:

в совершенстве знать правила движения транспорта по улицам и дорогам;

уметь профессионально контролировать движение транспортных средств и предвидеть аварийную ситуацию (по поведению водителя за рулем, по изменениям дорожного покрытия и др.);

уметь повести квалификационный технический осмотр транспортных средств (с тем, чтобы быстрым обнаружением неисправности "наказать" недобросовестных водителей, пытающихся выдать не вполне исправное средство за исправное);

уметь пользоваться разнообразными техническими средствами, которыми располагает госавтоинспекция (специальные приборы для определения скорости транспортных средств на расстоянии, рация, мотоциклы, автомобили. Имеется специальное подразделение ГАИ, задачей которого является контроль трудных участков трасс с вертолёта).

Глава 5. Политическая культура юриста

§ 1. Политическая культура и ее виды

В основе политической культуры находится термин "политика" (от гр. "politike" - государственная деятельность), который получил распространение под влиянием трактата древнегреческого мыслителя Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика". Аристотель исходил из того, что политика - искусство управления государством, та сфера публичных интересов разных групп населения, которая связана с решением задач управления общими делами и единением общества. Во все времена вопрос о политике рассматривался в единстве с вопросами о власти и государстве.

Политика - система определенных общественных отношений и взаимодействия социальных групп, классов, наций, государств, направленных на реализацию своих интересов (воли) в борьбе за политическую власть, ее удержание и осуществление. Политика - это система отношений, включающая согласование, подчинение, господство, конфликты и борьбу между классами, группами и людьми (внутренняя политика), государствами (внешняя политика).

Как важный фактор общественно-исторического процесса, политика осуществляет такие функции:

общей организационной основы общества;

конкретной регуляции жизни, деятельности и отношений граждан, групп, классов, наций, государств (субъектов политики).

Политика - это отношения и деятельность по поводу власти, в основе которой находятся интересы (воля) определенных общественных групп. Политическая деятельность - это целенаправленные действия (поведение) личности, группы, общества по реализации собственных интересов (воли) в отношении власти, осуществляемые на основе норм права (легальная деятельность) либо вне этих норм (нелегальная деятельность). Политическая деятельность всегда находилась в тесной связи с существующими определенными идеалами (нередко - мифическими), воплощала представления о мире и своих потребностях, которые сформировались в политическом сознании. Всякая политическая деятельность прямо или косвенно направлена на завоевание, удержание и развитие собственной политической власти.

Политическая власть - публичные, волевые (господства - подчинения) отношения, складывающиеся в обществе в результате руководства, осуществляемого субъектами политической системы на основе политических и правовых норм.

Условием успешной политической деятельности является овладение политической культурой.

Политическая культура - уровень и характер политических представлений и оценок различных слоев общества и индивидов о сущности политики и политической системы, соотношении политических сил в обществе, политических процедурах (статический аспект); характер и способ участия в политической жизни (динамический аспект).

Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и "правила" игры в политической сфере, придает ей целостность и интегрированность.

Политическая культура представляет собой систематизированные знания и опыт в политической сфере деятельности, восприятие, усвоение и претворение в жизнь системы политических ценностей (политическая свобода, демократия, политические права личности и др.) субъектов политической жизни. Основные субъекты политической жизни - личность, группа, общество.

Виды политической культуры по субъектам:

-политическая культура общества;

-политическая культура личности;

-политическая культура группы и другие (класс, нация, этническая группа - субъекты политики).

Политическая культура общества вбирает в себя типовые признаки, которые характеризуют политическое сознание и поведение населения, политические стереотипы, которые являются стойкими и превалирующими. Она - явление динамическое, развивающееся, обогащающееся, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира. Политическая культура существует в системе отношений сменяющих друг друга поколений, включает в себя сформировавшиеся в течение многих десятилетий политические традиции, идеи, концепции о взаимодействиях между различными общественно-политическими институтами, действующие нормы политической практики и др. Она как бы воплощает противоречивое единство настоящего, прошлого и будущего, которое может быть разрешено за счет умения личности критически переосмыслить прошлое, оценить настоящее и искать выходы из сложных ситуаций, проектируя будущее.

Политическая культура общества включает политические ориентации и установки разных групп людей в отношении существующей социально-экономической системы, политические принципы взаимоотношений человека, общества, государства. В политическую культуру входят приобретенные обществом ценности по созданию государственности, их развитию, защите и сохранению.

Политическая культура личности отражает меру овладения ею системой политических отношений, уровень зрелости ценностных мотиваций ее политического поведения. Иначе: политическая культура личности - это обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или стиль его деятельности как субъекта политической власти.

Характер политических ориентаций личности (истинные или ложные знания о политических объектах; эмоциональная связь с политическими явлениями; суждения и мнения о политических объектах, требующих применения к ним оценочных критериев), а также ее политических нормативных установок определяется господствующими в обществе фундаментальными взглядами на человека, общество и мир в целом.

В отличие от политического сознания, отражающего всю совокупность существующих в политике ее идейных образований, политическая культура связана только с наиболее устойчивыми, внутренне значимыми для личности воззрениями. Центральным значением среди них обладают ценностные ориентации - совокупность жизненных идеалов и средств, с помощью которых личность намеревается их достигнуть. Ценностные ориентации включают в себя оценочные суждения, выражающие индивидуальное отношение личности к явлениям политики и власти. Наличие индивидуальных отношений к политическим явлениям и процессам создает личность как политического субъекта, осознающего свой гражданский долг и соединяющего внутренне значимые идеи (свобода, равенство, справедливость, достоинство и др.) с пониманием реальных средств их осуществления в конкретной политической системе, при определенном политическом режиме. Одно и то же явление, осмысленное личностью через разные ценностные ориентации, может сильно изменить ее значение и роль в политической жизни. Так, пренебрежительное или уважительное отношение к государственному флагу - показатель наличия противоположных политических культур личности.

Поскольку юрист - личность, входящая в сообщество своих коллег, он обладает индивидуальной политической культурой, на которую воздействуют в той или иной степени культуры юридического сообщества, внутригосударственного общества в целом и международного сообщества.

§ 2. Политическая культура юриста: понятие, структура

Политическая культура юриста отражает степень сознательного усвоения и теоретического осмысления исторических и политических знаний; умения применять их при анализе и оценке явлений общественной жизни, выработки убеждений; осознание политических ценностей; способность предвидеть политические последствия собственной деятельности.

Иначе: политическая культура юриста - это обусловленный ценностными представлениями юриста о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или стиль его деятельности как субъекта политической власти. Политическая культура юриста выражает меру освоения общезначимых образов политической деятельности и уровень овладения политическими нормами-идеями (мировоззренческими нормами) и нормами-реалиями (нормами практической политики), признаваемыми в обществе и государстве.

Содержание политической культуры юриста - политические идеи, ценности, установки (сфера политического сознания), действующие нормы политической практики, система политических отношений (сфера политического поведения). Политическая культура юриста включает в себя политические знания, информацию об общественно сформированных ценностях, которые определяют отношения к государству, государственной власти, управлению государством; его функционирование как представителя государственной власти, а также его политическую активность, формы и разновидности политического поведения.

Юрист, оставаясь в рамках своей профессии, обязан обслуживать конституционные основы общественного строя и действующий закон. Юрист вправе критиковать существующие недостатки и нарушения с позиции закона и используя правовые возможности и средства. Объявление же государства и общества криминальными, рассуждения о системном кризисе, антинародном характере власти, разумеются и должны допускаться в демократическом обществе. Но высказываться они должны не с позиций профессиональной деятельности юриста, а в рамках деятельности политика.

Нельзя представить себе юриста без твердых гражданских установок. Юрист обязан быть патриотом своей Отчизны, служить обществу, руководствуясь законом, быть убежденным в целесообразности и необходимости основополагающих принципов демократического, социального, правового государства.

Каждый юрист имеет собственный вариант политической культуры. С формальной точки зрения юриста (судью, прокурора, следователя и др.) можно заставить быть вне политических институтов и процессов. Но было бы утопичным практически заставлять его отказываться от политических взглядов и политических склонностей вообще, не участвовать в политическом процессе, не воплощать мировоззренческие ориентации в типичных для него поступках. Это не реально.

Юристы-практики являются не сторонними наблюдателями, а действительными творцами национальной политики. Их участие в обсуждении законопроектов - не свободно от политических пристрастий. Так, участие юристов в обсуждении Конституции Украины - это политическое мероприятие, поскольку сама Конституция в значительной степени состоит из норм, которые непосредственно регулируют политические отношения властвования. Голосование за ту или иную партию на выборах в Верховную Раду - показатель определенных политических симпатий. Политические действия юристов обязаны быть легальными, т.е. соответствующими закону. Юристы должны умело пользоваться всеми мировыми политическим ценностями, политическими принципами и нормами, получившими законодательное закрепление в его стране: гласностью, демократией, политическим плюрализмом, и др. Иное дело - необходимость юриста стремиться быть выше своих собственных амбиций и политических пристрастий при рассмотрении юридических дел.

Политическая культура юриста включает следующие элементы (это позволяет говорить о структуре политической культуры личности юриста):

1. овладение политическими знаниями, широкая информированность о политической жизни общества, о закономерностях функционирования политической системы, о политических правах и обязанностях граждан;

умение претворить политическую информированность в собственный вариант политической культуры, который сообразуется с политическим режимом и культурой общества, сформировать отношение к властным структурам, выработать стойкие политические ориентации и установки;

умение пользоваться политическими достижениями в обществе, ценностными принципами и нормами: гласностью, демократией, политическим плюрализмом, политическими правами и свободами, не нарушая касающихся его профессии норм Конституции и законов о запрещении политической деятельности (неучастии в общественных объединениях, преследующих политические цели).

Степень освоения политических знаний (первый элемент структуры), уровень политической ориентации (второй элемент структуры), мера включенности в реализацию политической власти (третий элемент структуры) у разных юристов могут быть различны. Они зависят от совокупности факторов социального, исторического и личного порядка, обусловлены профессиональными возможностями, зафиксированными в законах, должностных инструкциях, положениях и др.

§ 3. Уровни политической культуры юриста. Субкультура работников юридического труда

Было бы неправильно сводить политическую культуру юриста-практика исключительно к политическим воззрениям, раскрывающим его отношение к государству, партиям, общественно-политическим движениям, методам управления и др. Свое отношение к политическим явлениям и процессам юрист соотносит прежде всего со своим отношением к праву и закону, а также с другими мировоззренческими позициями. Поэтому политическая культура юриста представляет собой многоуровневое явление, где уровни следующие:

1.мировоззренческие ориентации;

2.отношение к власти;

3.отношение к собственно политическим явлениям.

Рассмотрим каждый из этих уровней.

Мировоззренческие ориентации определяются выбором политических позиций, исходя из предпочтений ценностей - индивидуальных или коллективных, религиозных или атеистических, национальных или интернациональных, конфронтационных или консенсусных, прагматических или идеалистических и др. Этот уровень социально-культурных ориентаций есть общеродовой источник культурной активности человека, зависит от общей культуры юриста, ценностей и ориентиров общекультурного характера. Как правило, он обладает наибольшей инертностью среди иных уровней политической культуры юриста.

Отношение к власти как к публичному центру руководства (господства) и принуждения у юриста, в отличие от гражданина - не юриста, имеет свою специфику, обусловленную его профессионально-правовыми знаниями и служебным положением.

Работник юридического труда формирует свою оценку власти, ее способностей и пределов в издании законов, принуждении к их исполнению и т.п., на основе более глубоких знаний, чем неюридический работник, и именно на этой профессионально-правовой основе вырабатывает свое отношение как гражданина (а не как должностного лица) к своим политическим правам и обязанностям. Здесь юрист выступает как субъект (носитель) политики, для которого, с одной стороны, политические и правовые нормы есть средство политических оценок социальных явлений и процессов, а с другой, закрепляют необходимое поведение в отношении к конкретной политической ситуации. Политические нормы предусматривают и ответственность субъектов политики за их нарушение. Особенность политической ответственности состоит в том, что она наступает за виновные деяния, а не за политический недосмотр, неосторожность, нерешительность и др. Видами политической ответственности могут быть осуждение, отставка, лишение доверия, отзыв (напр., депутата-юриста, избранного в парламент).

Уровень гражданских представлений юриста есть центр, ядро его политической культуры. Для юриста, включенного в политическую жизнь, принципиальное значение имеет сформировавшийся в его сознании концептуальный подход к соотношению "государство-личность": либо приоритет личности над государством - гуманистический (естественно-правовой), либо приоритет государства над личностью - государственнический (юридико-позитивистский). Концептуальный подход к соотношению "государство-личность" является более значимым, чем его партийные или политико-групповые симпатии. Он определяет его отношения к власти, закону, праву, государству, партийным программам, ко всем политическим явлениям. Будучи, как правило, официальным лицом государства юрист, с одной стороны, есть выразитель его интересов, а с другой, он - хранитель и защитник прав и свобод человека. Его профессионально-правовые обязанности часто накладывают существенный отпечаток на его политические взгляды. И нередко, сформировавшийся концептуальный подход к власти вступает в его сознании в конфликт с профессионально-служебными обязанностями. Здесь следует сделать выбор: либо служебная карьера, либо политическая, если политическая активность юриста довольно высока (напр., руководство партией, баллотирование кандидатом в депутаты).

Третий уровень - отношение юриста к различным собственно политическим явлениям: государственной политике, межгосударственным связям, вплоть до отношения к себе как к субъекту политической власти. Этот уровень определяется первыми двумя и особенно вторым уровнем и предполагает реальное включение юриста во все государственные и общественные дела, преодоление разрыва между общими и личными интересами, повышением активности во всех сферах общественной жизни.

На каждом из уровней идет формирование ценностных ориентаций юриста, которые влияют на формы и разновидности его политического поведения. Каждый уровень политической культуры юриста может содержать как прогрессивные, так и регрессивные элементы, включать элементы самой противоположной направленности. Важно, чтобы политическая культура юриста была ориентирована на самоценность личности, неприкосновенность и гарантии ее гражданских прав.

Отмечая особенности политической культуры юристов-профессионалов, проявляющиеся в специфике их многоуровневого характера, можно сделать вывод о том, что она является определенной субкультурой.

Субкультура работников юридического труда - это культура сообщества юристов (групповая культура), отличающаяся специфическими взглядами ее членов на явления власти, отношением к правящим элитам, образцами участия в управлении, контроле и организации политической жизни. Эта специфика обусловлена их профессионально-базовыми установками, которые составляют ядро их правовой культуры, стиль юридического мышления. Субкультура работников юридического труда цементирует культуру общества и способствует политической стабильности в стране - эффективности власти и ее преемственности, порядку и условиям принятия и реализации решений, легитимности системы и ее способности адекватно реагировать на внешние изменения, законной степени применения насилия со стороны репрессивного аппарата государства

. § 4. Профессиональный долг юриста

Долг - одна из основных категорий этики, поскольку сфера морали - это сфера должного (быть честным, быть справедливым и т.п.). Долг - общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Иными словами, это превращение общего для всех требования нравственности в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и определенной ситуации. Долг издавна получил особое признание в деятельности юриста.

Профессиональный долг юриста - совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключает промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения.

Как составная часть общественного долга профессиональный долг юриста - основа нравственных отношений в профессиональной юридической деятельности.

Профессиональный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга (объективная сторона долга) состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда.

Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный долг юриста - средоточие (центр) связи всей совокупности моральных норм и принципов, которыми он руководствуется, с его профессиональной практической деятельностью. В долге проявляется активная природа морали, состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теория преобразуется в практику, моральные принципы и нормы - в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу (коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей.

Профессиональный долг юриста определяется взаимодействием норм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения, а нормы права - внешнюю форму поведения. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридически закреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах закреплена и моральная оценка поступков юристов. Для законодательства Украины характерно единство правовых и моральных предписаний.

Напр., в требованиях юридически оформленного долга, выраженного в присяге прокурора заключена и моральная оценка и правовая норма. В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были бы лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, которые не обладали бы правовой силой. Следовательно, в профессиональном долге правовая и нравственная стороны сливаются воедино.

Нельзя отождествлять профессиональный долг юриста с его юридической обязанностью. Юридическая обязанность юриста связана с его компетенцией, которая четко определена нормами права и влечет государственное принуждение в виде различных юридических санкций в случае ее неисполнения.

Понятие профессионального долга шире по объему, чем юридическая обязанность. Профессиональный долг отличается от обязанностей, имеющих правовой характер, тем, что:

включает в себя как обязанности правового характера, так и определенные моральные требования (обязанности), предъявляемые к его профессии;

профессиональный долг реализуются не принудительной силой государственного контроля, а на основе внутренней убежденности, веления совести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость.

Напр., профессиональным долгом следователя (нравственной обязанностью и обязанностью, имеющей правовой характер) является установление и правильная оценка фактов, свидетельствующих о том, что лицу, вероятно, известны какие-либо относящиеся к расследуемому делу обстоятельства. При этом необходимо исключить необоснованный вызов на допрос, что приводит: а) к беспокойству граждан; б) к бесполезной трате собственного времени.

Или другой пример, связанный с профессиональным долгом адвоката по отношению к клиенту. Чтобы убедить своих клиентов в том, что он делает все возможное для защиты их интересов, адвокат должен (рекомендации экспертов США):

посылать клиентам копию каждого документа, им составленного;

посылать клиентам копию всех документов, им полученных;

отвечать на звонки клиентов немедленно;

время от времени звонить своим клиентам, чтобы сообщать, в каком состоянии находится их дело;

если это целесообразно, посетить место работы клиента или место, где ему был причинен ущерб и др.

Какие бы функции не выполнял юрист, существует множество ситуаций, когда никто его непосредственно не контролирует со стороны. Ни сила правового воздействия, ни влияние коллег, если они не совпали с внутренними личными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, не могут быть гарантом того, что в процессе своей деятельности конкретный юрист не нарушит свой профессиональный долг. Поэтому важнейшим элементом нравственного долга является самодисциплина.

Механизм самодисциплины (самоконтроля) охватывает: убеждения личности, постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности; чувства; привычки; самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств; самовоспитание. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной.

Самодисциплина выступает как внутренняя готовность следовать требованиям закона, присяги и приказам своего руководства, осознаваемая как внутренние побуждения, как необходимость. Самое правильное, что может требовать общество от юриста, - это готовность выполнить профессиональный долг не под давлением (от кого бы оно не исходило), а по совести, добровольно. Поэтому самодисциплина есть высоконравственное поведение, которое совершается на основе долга и совести.

Для надлежащего выполнения юристом своего профессионального долга огромное значение имеют такие моральные факторы, как совесть, честь, репутация.

Совесть - это внутреннее осознание нравственного долга и ответственности перед обществом, требующее от личности самоконтроля, строгого выполнения норм личного и служебного поведения, самокритичной оценки собственных поступков. Здесь долг и ответственность перед самим собой неразрывно связаны.

Совесть личности вообще и юриста в особенности проявляется в различных формах:

1. нравственного удовлетворения (исполненный долг; помощь человеку, нуждающемуся в ней; защита от посягательств преступника);

2. чувства стыда (при совершении безнравственного поступка, ставшего известным кому-либо; деяний, которые известны только лицу, их осуществившему).

Понятия чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Оно играет такую же роль во взаимоотношениях людей и регулировании личностью своего поведения, что и достоинство. В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах отмечено, что достоинство личности является свойством, присущим всем представителям человеческого рода, из него вытекают все неотъемлемые права и основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...