Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Текст№2



На канаве, не очень далеко от моста, не доходя двух домов от дома, где жила Соня, столпилась кучка народу. Особенно сбегались мальчишки и девчонки. Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны слышался еще от моста.

И действительно, это было странное зрелище, способное заинтересовать уличную публику. Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении. Она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдательнее, чем когда-нибудь (к тому же на улице, на солнце, чахоточный всегда кажется больнее и обезображеннее, чем дома); но возбужденное состояние ее не прекращалось, и она с каждой минутой становилась еще раздраженнее.

Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости, била их…Потом, не докончив, бросалась к публике; если замечала чуть-чуть хорошо одетого человека. Остановившегося посмотреть, то тотчас пускалась объяснять ему, что вот, дескать, до чего доведены дети «из благородного, можно даже сказать, аристократического дома».

Если слышала в толпе смех или какое-нибудь задирательное словцо, то тотчас же набрасывалась на дерзких и начинала с ними браниться. Иные, действительно, смеялись, другие качали головами; всем вообще было любопытно поглядеть на помешанную с перепуганными детьми. Сковороды, про которую говорил Лебезятников, не было; вместо стука в сковороду Катерина Ивановна начинала хлопать в такт своими сухими ладонями, когда заставляла Полечку петь, а Леню и Колю плясать; причем даже и сама пускалась подпевать, но каждый раз обрывалась на второй ноте от мучительного кашля, отчего снова приходила в отчаяние, проклинала свой кашель и даже плакала.

Пуще всего выводили ее из себя плач и страх Коли и Лени. Действительно, была попытка нарядить детей в костюм, как наряжаются уличные певцы и певицы. На мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собою турку. На Леню костюмов недоставало; была только надета на голову красная, вязаная из гаруса шапочка покойного Семена Захарыча, а в шапку воткнут обломок белого страусового пера, принадлежавшего еще бабушке Катерины Ивановны. Полечка была в своем обыкновенном платьице. Она смотрела на мать, робко спрятавшись, не отходила от нее, скрадывала свои слезы, догадывалась о помешательстве матери и беспокойно осматривалась кругом. Улица и толпа ужасно напугали ее.

Соня неотступно ходила за Катериной Ивановной, плача и умоляя ее поминутно воротиться домой. Но Катерина Ивановна была неумолима.

Случилось так, что Коля и Леня, напуганные до последней степени уличною толпой и выходками помешанной матери, увидев, наконец, солдата, который хотел их взять и куда-то вести, схватили друг друга за ручки и бросились бежать. С воплем и плачем кинулась бедная Катерина Ивановна догонять их. Безобразно и жалко было смотреть на нее, бегущую, плачущую, задыхающуюся. Соня и Полечка бросились вслед за нею.

- Вороти, вороти их, Соня! О, глупые, неблагодарные дети! Поля! Лови их…для вас же я…

Она споткнулась на всем бегу и упала.

Все сбежались, все затеснились кругом. Но когда разглядели хорошенько Катерину Ивановну, то увидали, что она вовсе не разбилась о камень, как подумала Соня, а что кровь, обагрившая мостовую, хлынула из ее груди горлом.[11] (Ф.М.Достоевский)

Задания к тексту.

1. Понимание исходного текста.

Для понимания исходного текста нужно извлечь из него информацию.

- Как можно озаглавить представленный эпизод из романа Достоевского «Преступление и наказание»?

(«На грани отчаяния», «Просьба о милости» и др.)

- Какова роль портрета Катерины Ивановны в раскрытии замысла автора?

«…странное зрелище…Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком в сторону, была действительно в настоящем исступлении, она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдательнее, чем когда-нибудь…»

(Героиня находится на грани отчаяния, которое переходит в помешание рассудка, это подчеркивают выделенные слова в тексте. Она пытается просить милости у случайных прохожих).

- Как усиливают сложное психологическое состояние героини глаголы, передающие ее действие: «бросилась к детям, кричала на них», «уговаривала», «учила», «начинала им растолковывать», «приходила в отчаяние», «бросалась к публике», «набрасывалась», «начинала браниться», «смеялась», «начинала хлопать ладонями, пускалась подпевать», «приходила в отчаяние», «проклинала свой кашель и даже плакала», «споткнулась на всем бегу и упала»?

(Вид Катерины Ивановны вызывает жалость и боль: перед нами совершенно больной человек, которому нужна срочная помощь. А на руках у этой несчастной женщины – двое детей. Автор намеренно усиливает чувство сострадания, используя данные глаголы, показывает свое негативное отношение к происходящему).

- Как автор изображает детей Катерины Ивановны?

Герои эпизода выводы
Полечка: «смотрела на мать, робко спрятавшись, скрадывала свои слезы», «улица и толпа ужасно напугали ее». «Коля и Леня, напуганные до последней степени, …схватили друг друга за ручки и бросились бежать»   Дети не могут понять степени постигшего их горя – они сильно напуганы. Последняя хрупкая их защита от жестокого мира «надломилась». Катерина Ивановна не сможет больше их спасти от нищеты, холода и голода. Полечка, Коля и Леня обречены…

- Найдите в тексте детали, которые указывают на поведение толпы, которая стала свидетельницей чужого горя?

«Иные, действительно, смеялись, другие качали головами; всем вообще было любопытно поглядеть на помешанную с перепуганными детьми…»

(Люди равнодушны к чужому горю, они привыкли наблюдать подобные сцены. Никто не поможет Катерине Ивановне и ее детям: не даст крова, не спасет от нищеты. Недаром эта сцена заканчивается предсмертным приступом Катерины Ивановны: кровь у нее пошла горлом.)

2. Проблема исходного текста.

- Какую информацию мы извлекли из данного текста?

(Автор изображает людей на грани отчаяния и равнодушие к ним окружающих. Достоевский при помощи художественных деталей хочет показать свое сострадание к «униженным» и «оскорбленным», он осуждает поведение толпы, для которой чужая беда – развлечение).

- Какова основная проблема исходного текста?

(Достоевский поднимает проблему бедственного положения обездоленных людей и равнодушия к ним окружающих.)

- Прокомментируйте проблему, определите авторскую позицию и свое мнение, подберите аргументы. Напишите сочинение.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 901 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...