Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2. Авторское право



1. Понятие авторского права

Авторское право можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле - это подотрасль гражданского права, которая регулирует отношения по использованию и охране прав на произведения науки, литературы и искусства. В субъективном смысле это имущественные и личные неимущественные права авторов и других лиц на объекты авторских прав.

2. Источники авторского права

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в

сфере авторского права, является Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5351-1 в редакции Федерального закона от 16 июня 1995 г. № 110-ФЗ43, а также Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и базданных»44, Закон РСФСР «О средствах массовой информации» 1991 г.

Закон Российской Федерации «Об архитектурной деятельности в

Российской Федерации» 1995 г.46 и др. Важное значение в числе

источников авторского права имеют указы Президента РФ,

постановления Правительства РФ и акты федеральных органов

исполнительной власти. Так, постановлением Правительства РФ от 21

марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского

вознаграждения за некоторые виды использования произведений

литературы и искусства» установлены минимальные размеры

вознаграждения, которые должны быть уплачены авторам за их

произведения.

3. Объекты авторских прав

Объектами авторских прав являются произведения науки,

литературы и искусства.

ЗоАП не дает определения произведения, но называет его виды. К

ним относятся:

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические произведения,

сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы,

слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна,

графические рассказы, комиксы и другие произведения

изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического

искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-

паркового искусства;

- фотографические произведения и произведения, полученные

способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и

пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к

другим наукам;

- другие произведения.

Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов,

получивших в результате творческой деятельности автора свое

выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами

конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения48.

Можно выделить два элемента произведения - нематериальный

(совокупность идей, мыслей, образов) и вещественный (форма его

выражения - рукопись, рисунок, скульптура и т.д.) элементы.

Авторское право распространяется не только на обнародованные,

но и необнародованные произведения, которые существуют в какой-

либо объективной форме. П. 2 ст. 6 ЗоАП называет некоторые из таких форм:

- письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

- устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

- звуко- и видеозапись (механическая, магнитная, цифровая,

оптическая и т.д.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-,

теле-, видео- и фотокадр и т.д.);

- объемно-пространственный (скульптура, модель, макет,

сооружение и т.д.).

При этом авторское право не связано с правом собственности на

вещественный объект, в котором выражено произведение. Купив книгу, покупатель не приобретает прав на использование произведения, выраженного в этой книге: он не сможет опубликовать ее, распространять ее экземпляры и т.д. Поскольку действие ЗоАП не

распространяется на охрану идей, методов, концепций и т.п., можно

сказать что, авторское право фактически охраняет форму произведения, а не его содержание.

Части произведений, в том числе и их названия также охраняются

авторским правом при условии, что они являются результатами

творческой деятельности и могут использоваться самостоятельно. В

противном случае на часть произведения или его название не

распространяется действие авторских прав.

Законодательством охраняются произведения независимо от их

достоинств, назначения, способа выражения и от того, удовлетворяют ли они духовные и эстетические потребности человека.

Правовой защите подлежат также произведения литературы, в

которых воплощен труд автора по составительству, а именно сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные

произведения, представляющие собой по подбору или расположению

материалов результат творческого труда.

Во всех этих случаях составитель приобретает исключительное

право на форму, в которой он издал материал, а не на сам материал, за исключением тех случаев, когда составитель является одновременно и автором произведений, входящих в составное произведение.

Авторское право распространяется также на производные

произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме,

обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки

произведений наук, литературы и искусства).

Производные и составные произведения охраняются авторским

правом независимо от того, являются ли объектами авторского права

произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Ст. 8 ЗоАП определяет перечень произведений, не являющихся

объектами авторского права. К ним относятся:

- официальные документы;

- государственные символы и знаки;

- произведения народного творчества;

- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный

характер.

Например, авторское право не охраняет информацию о номерах

телефонов в телефонных справочниках, но охраняет форму, в которой эта информация выражена.

Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской

Федерации информация является объектом гражданских прав,

которая в соответствии со статьей 139 Гражданского кодекса

Российской Федерации может охраняться как служебная или

коммерческая тайна либо в режиме промышленной собственности.

При этих условиях действует запрет на использование информации

без согласия ее правообладателя.

Для режима служебной или коммерческой тайны главным

требованием является неизвестность информации третьим лицам,

отсутствие свободного доступа к охраняемой информации, то есть

обеспечение ее владельцем условий конфиденциальности.

Названным требованиям программы телепередач,

подготовленные истцом, не соответствовали.

К официальным документам относятся законы, судебные решения,

иные тексты законодательного, административного и судебного

характера, а также их официальные переводы. Запрещение свободного использования таких актов противоречило бы государственным и общественным интересам.

По мнению некоторых ученых, нормативные акты и аналогичные

им документы являются также произведениями, а исключены они из

сферы правового регулирования в силу прямого указания закона для

того, чтобы обеспечить их широкое и беспрепятственное

использование.

Создавая произведение в качестве официального документа, автор

теряет исключительные права на него, в том числе и личные

неимущественные (такие как право авторства, право на имя, право на

неприкосновенность произведения). У него возникает лишь право на

вознаграждение от государства, которое приобретает право на этот

объект. Причем, если создание официальных документов входит в круг служебных обязанностей автора (например, судьи), то вознаграждением признается заработная плата, предоставляемая государством.

Относительно произведений народного творчества необходимо

иметь ввиду, что в некоторых странах произведения народного

творчества подлежат правовой охране. Такая охрана направлена против распространенной практики извлечения в ходе использования фольклора коммерческой выгоды за пределами сообществ, создавших их, без какого-либо для них вознаграждения.

4. Возникновение и осуществление авторских прав

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется выполнение каких-либо формальностей, в том числе регистрации объектов и прав на них, что соответствует международным принципам авторского права. Факультативная государственная регистрация предусмотрена в отношении программ для ЭВМ и баз данных. Ее осуществление производится Роспатентом в соответствии с Законом РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» 1992 г. Ответственность за достоверность указанных сведений несет заявитель.

Кроме того, существует обязательная государственная

регистрация аудиовизуальных произведений, предусмотренная

постановлением Правительства Российской Федерации «О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» от 28 апреля 1993 г. № 396. Регистрации подлежат все кинофильмы, предназначенные для:

- публичной демонстрации (исполнения) в кинотеатрах,

видеосалонах и других общественных местах;

- тиражирования (воспроизведения) в целях продажи, сдачи в

прокат и аренду;

- трансляции (сообщения для всеобщего сведения) по кабельному

телевидению.

Для того, чтобы проинформировать читателей и других

пользователей об авторских правах, обладатель исключительных

авторских прав может проставлять знак охраны авторского права,

который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

- латинской буквы С в окружности;

- имени (наименования) обладателя исключительных авторских

прав;

- года первого опубликования произведения.

Например,  Иванов Борис Борисович, 2002.

5. Субъекты авторских прав

Субъектами авторского права, являются лица, которым

принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения.

Согласно положениям ЗоАП, а также с учетом норм ГК РФ - это могут

быть граждане РФ, иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также государство в целом. Права на произведения для каждой

категории субъектов возникают в связи с различными юридическими

фактами - создание произведения, переход авторских прав по

наследству, авторскому договору и т.д.

Субъектами авторского права являются прежде всего авторы

произведений, то есть лица творческим трудом которых данное

произведение создано (ст. 5 ЗоАП), а также создатели производных

(зависимых) произведений, таких как переводы, переработки,

аранжировки и т.д. Для последующего использования производных

произведений необходимо получить согласие как автора оригинального

произведения, так и автора переработки, перевода.

Субъектами авторского права могут быть лица, не обладающие

полной дееспособностью. Так, например, пятилетний Моцарт был

автором созданных им в этот период произведений. Однако

осуществлять авторские права могут лица, достигшие 14 летнего

возраста (пп. 2 п. 2 ст. 26 Гражданского кодекса). До этого возраста от

имени детей в гражданско-правовых отношениях, в том числе при

заключении авторских договоров, выступают их законные

представители. Это правило распространяется также на недееспособных граждан, от имени которых выступают их опекуны.

Лица, ограниченные в дееспособности, согласно п. 1 ст. 30

Гражданского кодекса могут быть участниками авторско-правовых

отношений (заключать договоры, получать гонорар и т.д.) с согласия

попечителя.

Произведения могут быть созданы совместным творческим

трудом двух или более лиц (соавторство). Авторское право принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Различают два вида соавторства: делимое и неделимое. Если в произведение можно

выделить части, созданные творческим трудом каждого из соавторов, то

это делимое соавторство (например, музыка и слова песни, отдельные главы учебника). В неделимом соавторстве такие части выделить нельзя, например, произведения братьев Гримм, Ильфа и Петрова.

Соавторами являются и лица, создавшие совместным трудом

аудиовизуальное произведение. Под аудиовизуальным произведение

понимается произведение, состоящее из зафиксированной серии

связанных между собой кадров (с сопровождением или без

сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и

слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью

соответствующих технических устройств; аудиовизуальные

произведения включают кинематографические произведения и все

произведения, выраженные средствами, аналогичными

кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и

слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. Согласно п. 1 ст. 13 ЗоАП авторами аудиовизуального произведения являются:

- режиссер-постановщик;

- автор сценария;

- автор музыкального произведения (с текстом или без текста),

специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

При создании аудиовизуального произведения авторы заключают

с изготовителем аудиовизуального произведения договоры на его

создание, в результате которых передаются исключительные права на

воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир и любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста, если иное не предусмотрено договором. Таким образом, в отношении аудивизуального произведения его соавторы по общему правилу не сохраняют исключительные права, а передают их лицу, взявшему на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения.

Автором произведения может быть работник, который создал его

при выполнении служебных функций или служебного задания. В связи с этим между работником и работодателем должен быть заключен

трудовой, а не гражданско-правовой договор. В то же время на практике иногда один договор подменяют другим. В связи с этим ч. 3 ст.11 ТК РФ предусматривает, что в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера

фактически регулируются трудовые отношения между работником и

работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.

Законодательство не содержит понятия служебных обязанностей и

служебного задания. Круг служебных обязанностей работника

определяется трудовым договором, должностными инструкциями и

другими локальными актами. Например, штатный журналист газеты

пишет для нее статьи. Согласно ст. 14 ЗоАП исключительные права на

использование служебного произведения принадлежит работодателю, а авторское право на произведение (личные неимущественные права)

принадлежат самому автору, если иное не предусмотрено договором.

При этом размер авторского вознаграждения за каждый вид

использования служебного произведения устанавливается договором

между автором и работодателем.

Вышеназванные правила не применяются к создаваемым в

служебном порядке энциклопедиям и периодическим изданиям.

Другими субъектами авторских прав являются лица, получившие

права на произведение в силу закона или по договору. Так, например,

авторские права переходят наследникам после смерти автора. Не

переходит по наследству право авторства, право на имя и право на

защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе

осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников

сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту

указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган

Российской Федерации. В настоящее время такого органа в России нет.

Кроме того, авторские права могут переходить по договорам

физическим и юридическим лицам.

6. Содержание авторских прав

В соответствии со ст. 15 и 16 ЗоАП автору в отношении его

произведения принадлежат имущественные и неимущественные

авторские права.

К личным неимущественным правам относятся:

- право авторства;

- право на имя;

- право на обнародование, включая право на отзыв;

- право на защиту репутации автора.

Право авторства - это право признаваться автором произведения,

нарушение которого довольно часто имеет место на практике.

Право на имя - право использовать произведение под своим именем,

псевдонимом или анонимно. При использовании произведения анонимно автор приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через представителя, в качестве которого выступает, как правило, издатель.

Право на защиту репутации автора - право на защиту произведения,

включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту

репутации автора). Так, незаконная переработка произведения

сопровождается незаконным использованием переработанного

произведения, а также нарушением права на неприкосновенность

произведения.

Важным личным правомочием автора является право на обнародование - обеспечение доступа к произведению третьих лиц. Это право не может переходить по договору. Автор реализует свое право на обнародование произведения при заключении договора о первом использовании не обнародованного произведения или при передаче его работодателю.

Право на обнародование произведения включает в себя право на

его отзыв, в соответствии с которым автор имеет право отказаться от

ранее принятого решения обнародовать данное произведение. При этом особо отмечается, что автор может осуществить свое право при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду (п. 2 ст. 15 Закона об авторском праве). В некоторых странах существуют специальные гарантии защиты пользователя от злоупотребления правом автора на отзыв произведения.

Так, ст. 32 Закона об охране литературной и художественной

собственности 1957 г. устанавливает, что если автор после отзыва

произведения все же решил его обнародовать, то право приоритета в

использовании будет принадлежать первоначальному контрагенту и на ранее определенных условиях.

В судебной практике довольно часто встречаются дела, связанные

с защитой личных неимущественных прав.

Следующая группа прав - имущественные права, режим которых

регламентирован ст. 16 ЗоАП. В п. 1 ст. 16 закреплено исключительное право автора на использование созданного им произведения. Это значит, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, в каких формах и пределах будет оно использоваться для неопределенного круга лиц.

Законодатель устанавливает исчерпывающий перечень видов

использования произведения, в том числе, право:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

- распространять экземпляры произведения любым способом:

продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

- импортировать экземпляры произведения в целях

распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения

обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

- публично показывать произведение (право на публичный

показ);

- публично исполнять произведение (право на публичное

исполнение);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или

передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

- сообщать произведение, (включая показ, исполнение или

передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с

помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для

всеобщего сведения по кабелю);

- переводить произведение (право на перевод);

- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Автор наделен особыми правами в отношении произведений

изобразительного искусства. К ним относятся право доступа и право

следования. В соответствии со ст. 17 ЗоАП автор произведения

изобразительного искусства вправе требовать от собственника

произведения предоставления возможности осуществления права на

воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от

собственника произведения нельзя требовать доставки произведения

автору. В некоторых странах право доступа относится не только к

произведениям изобразительного искусства, но и к другим объектам

авторского права, которые существуют в единственном экземпляре,

например, рукопись произведения.

7. Пределы осуществления авторских прав

По общему правилу использование произведения допускается

только с согласия автора, но в интересах общества для обеспечения

доступа к знаниям и распространения информации Закон устанавливает случаи свободного использования произведений (без согласия автора) (ст.ст. 18 - 26). Одним из видов свободного использования является воспроизведение произведения для судебных целей (ст. 23), когда для целей судебного производства произведение может быть воспроизведено, показано, исполнено и т.д. Эта норма относится как к обнародованным, так и не к обнародованным произведениям. Причем, когда произведение не было обнародовано, и не было получено согласие

автора на совершение такого действия, судами проводится закрытые

заседания.

Свободное использование произведений не следует путать с

использованием экземпляров произведений. Если экземпляры

правомерно опубликованного произведения введены в гражданский

оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее

распространение без согласия автора и без выплаты авторского

вознаграждения. Такой принцип носит название «принцип исчерпания

прав». Однако право на распространение экземпляров произведения

путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права

собственности на эти экземпляры.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского

вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора,

произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в научных, исследовательских, полемических,

критических и информационных целях произведений в объеме,

оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование произведений и отрывков из них в качестве

иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и

видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по

кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим,

социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир

произведений такого же характера в случаях, когда такие

воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были

специально запрещены автором;

4) воспроизведение в газетах передача в эфир или сообщение по

кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей в объеме, оправданном информационной целью;

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в

обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в

эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений в объеме, оправданном информационной целью;

6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений

без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом (для слепых).

В соответствии со ст. 20 ЗоАП допускается без согласия автора и

без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

1) правомерно опубликованного произведения библиотеками и

архивами для восстановления, замены, утраченных или испорченных

экземпляров, предоставления экземпляров, произведения другим

библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из

своих фондов;

2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно

опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;

3) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно

опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций)

образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

При рассмотрении случаев свободного использования

произведения следует выделить ст. 26 ЗоАП, регулирующую

воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения (запись на кассетах

аудиовизуальных произведений, песен, музыки). Эта норма

устанавливает особый сбор с изготовителей и импортеров оборудования и материалов, с помощью которых или на которых воспроизводятся аудиовизуальные произведения или звукозаписи.

Особый сбор (вознаграждение) может взиматься с изготовителей и

импортеров того оборудования и тех материалов, с помощью которых

или на которых воспроизводятся охраняемые правом аудиовизуальные произведения и звукозаписи. Допускаются и некоторые иные случаи свободного использования произведения, прямо предусмотренные ЗоАП.

Во всех других случаях осуществление действий, указанных в ст.

16 ЗоАП без согласия правообладателя, является нарушением авторских прав и подлежащих защите. Например, лицо, распространяющее экземпляры произведения без разрешения правообладателя, несет ответственность за нарушение исключительных прав на это произведение.

Суд обоснованно отклонил довод ответчика о приобретении

им продаваемых кассет у третьего лица по договору купли-продажи

и невозможности в связи с этим нести ответственность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 ЗоАП распространение

экземпляров произведения является самостоятельным

имущественным правом автора (правообладателя), поэтому

нарушением авторских прав является любое распространение без

разрешения правообладателя.

Торговая фирма не отрицала, что ее действия привели в

возникновению у правообладателя убытков. Покупая товар у

третьего лица, фирма не проверила наличия у него права на

распространение видеокассет с упомянутым фильмом (тогда как

истец доказал отсутствие у третьего лица такого права), то есть не

приняла всех зависящих от нее мер, позволяющих предотвратить

нанесение правообладателю убытков вследствие незаконного

распространения видеокассет.

Таким образом, суд сделал правильный вывод о причинении

убытков истцу неправомерными действиями ответчика и принял в

соответствии с подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 4 статьи 49

названного Закона решение о конфискации контрафактных

экземпляров произведения и взыскании дохода вместо возмещения

убытков.

8. Срок действия авторских прав

Исключительные авторские права действуют в течение всей жизни

автора и 50 лет после его смерти. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

Исключение составляют право авторства, право на имя и право на

защиту репутации автора, которые охраняются бессрочно.

Охрана права авторства, права на имя и права на защиту

репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками

или специально уполномоченным органом Российской Федерации.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или

под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его

правомерного обнародования.

Если в течение указанного срока автор произведения,

выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то авторское право будет действовать в течение 50 лет после смерти автора.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве,

действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего

автора, пережившего других соавторов.

В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован

посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом

реабилитации.

В случае, если автор работал во время Великой Отечественной

войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав,

предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.

Исчисление сроков охраны авторских прав начинается с 1 января

года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт,

являющийся основанием для начала течения срока (например, год

опубликования произведения или год смерти автора).

9. Права на программы для ЭВМ и базы данных.

История развития законодательства о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных.

Программы для электронных вычислительных машин и базы

данных являются особыми видами объектов авторских прав,

получивших правовую охрану сравнительно недавно. Впервые в мире

программа ЭВМ была зарегистрирована в качестве объекта правовой

охраны в 1961 году в США. В 1980 г. в законодательстве США, а

именно в Законе 1976 г. об авторском праве, компьютерная программа

была включена в перечень объектов авторского права. В большинстве

стран (Германия, Япония, Великобритания и др.) программы для ЭВМ

охраняются законодательством об авторском праве. В настоящее время теоретически обосновываются три возможные формы охраны программ для ЭВМ: авторским правом, патентным правом и законодательством о коммерческой тайне.

В России правовая охрана программного обеспечения была

введена Основами гражданского законодательства Союза ССР и

республик в 1991 году, когда программы для ЭВМ и базы данных стали объектом авторского права и были приравнены к литературным

произведениям. Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» в ред. Федерального закона от 24 декабря 2002 г. № 177-ФЗ вступил в силу в 1992 г. до принятия Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в связи с чем в настоящее время на практике возникают коллизии между нормами указанных законов и даже возникает вопрос о целесообразности действия специального закона, посвященного программа для ЭВМ и базам данных.

10. Понятие программы для ЭВМ и базы данных

Программа для ЭВМ - это объективная форма представления

совокупности данных и команд, предназначенных для

функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и

других компьютерных устройств с целью получения определенного

результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также

подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и

порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Правовая охрана распространяется на все виды программ для

ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные

комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой

форме, включая исходный текст и объектный код.

Под базой данных понимают объективную форму представления

и организации совокупности данных (например: статей, расчетов),

систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть

найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Предоставляемая настоящим

Законом правовая охрана распространяется на базы данных,

представляющие собой результат творческого труда по подбору и

организации данных. Базы данных охраняются независимо от того,

являются ли данные, на которых они основаны или которые они

включают, объектами авторского права.

Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как

произведениям литературы, а базам данных - как сборникам. При этом программа для ЭВМ и база данных должна представлять собой

результат творческой деятельности автора (соавторов). Правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ или базы данных или какого-либо их элемента, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования. Аналогичные принципы закреплены и в зарубежном законодательстве (США, Япония и др.) Так, в США рассматривался иск компании «Apple Computer Inc.» к корпорации «Microsoft».

Последняя обвинялась в нарушении прав истца на его

пользовательский интерфейс, якобы скопированный в программе

Windows 3.0. Истец первым разработал такой интерфейс для

рабочего места конечного пользователя, благодаря чему

устранялась необходимость его знакомства с компьютерным

языком посредством вывода на экран дисплея визуальных

пиктограмм, обозначающих ту или иную функцию компьютера.

Применив новшество в Windows 3.0, ответчик воспользовался

пиктограммами, указав, что они являются усовершенствованием

пиктограмм «Apple». Суд отклонил иск, поскольку принцип

интерфейса компании «Apple» существенно не отличается от

изобразительного представления функций на клавишах приборной

доски автомобиля.

Аналогическое решение было принято и по делу «Lotus v.

Borland Internаtional Inc.». По мнению суда, иерархия команд в

меню «Lotus 1-2-3” - лишь метод осуществления операций, не

охраняемый авторским правом. Суд сравнил систему меню с

клавишами на видеомагнитофоне. То есть, на практике любой

функциональный элемент программных материалов не подпадает

под авторское право независимо от наличия других методов

достижения того же результата».

11. Общие признаки правовой охраны программ для ЭВМ и баз

данных с другими объектами авторских прав

Программа для ЭВМ и база данных как объекты авторского права

имеют много общего с другими объектами. Авторское право

распространяется на любые программы для ЭВМ и базы данных, как

выпущенные, так и не выпущенные в свет, представленные в

объективной форме, независимо от их материального носителя,

назначения и достоинства. Авторское право возникает в силу создания этих объектов. Для признания и осуществления авторского права на программу для ЭВМ или базу данных не требуется депонирования, регистрации или соблюдения иных формальностей. Правообладатель для оповещения о своих правах может, начиная с первого выпуска в свет программы для ЭВМ или базы данных, использовать знак охраны авторского права.

Имущественные права на программу для ЭВМ или базу данных,

созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по

заданию работодателя, принадлежат работодателю, если в договоре

между ним и автором не предусмотрено иное

В отношении программ для ЭВМ и баз данных как и в отношении

других объектов авторских прав действуют личные (ст. 9 ЗоПЭВМ) и

имущественные (ст. 10 ЗоПЭВМ) права. Личные права автора на

программу для ЭВМ или базу данных охраняются бессрочно. Так,

автору программы для ЭВМ или базы данных принадлежит право

авторство, право на имя, право на неприкосновенность (целостность) и право на обнародование программы для ЭВМ или базы данных. Право на обнародование означает право обнародовать или разрешать обнародовать путем выпуска в свет (опубликования) программы для ЭВМ или базы данных, включая право на отзыв.

Срок действия имущественных прав на программы для ЭВМ и

базы данных совпадает с общим сроком. Авторское право действует с

момента создания программы для ЭВМ или базы данных в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года,

следующего за годом смерти автора. Срок окончания действия

авторского права на программу для ЭВМ и базу данных, созданные в

составе, исчисляется со времени смерти последнего автора,

пережившего других соавторов.

Если программа для ЭВМ или база данных выпущена анонимно

или под псевдонимом, то авторское право на нее действует в течение

лет с момента их выпуска в свет.

12. Характерные особенности правовой охраны программ для ЭВМ и

баз данных по сравнению с другими объектами авторских прав

Можно выделить ряд особенностей, характерных только для

программ для ЭВМ и баз данных. Так, в ст. 9 Закона РФ «О правовой

охране программ для ЭВМ и баз данных» в числе личных

неимущественных прав названо право на неприкосновенность

(целостность), хотя по существу оно аналогично праву на защиту

репутации автора. Право на неприкосновенность (целостность) – это

право на защиту как самой программы для ЭВМ или базы данных, так и их названий от всякого рода искажений или иных посягательств,

способных нанести ущерб чести или достоинству автора.

В числе специфических имущественных прав автора можно

выделить:

- право на использование программы (или ее копии) в ЭВМ или

хранение в ЭВМ;

- право на создание копий программ любыми средствами и в

любой форме;

- право на адаптацию программы;

- право на модификацию, в том числе право на перевод на другие

машинные языки или в другой код;

- право на раскрытие содержания программы настолько,

насколько это дает возможность создания аналогичной программы;

- право на вознаграждение.

Так, право на адаптацию программы для ЭВМ или базы данных

означает внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях обеспечения функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под

управлением конкретных программ пользователя. Право на

модификацию (переработку) программы для ЭВМ или базы данных

предполагает любые их изменения, не являющиеся адаптацией.

Особо следует остановиться на форме авторских договоров о

передаче программ для ЭВМ. При продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программам для ЭВМ и базам данных допускается применение особого порядка заключения договоров, который носит название «оберточных» лицензий. В «оберточной» лицензии указывается, что вскрытием упаковки экземпляра программы для ЭВМ или базы данных пользователь выражает свое согласие с условиями данной лицензии.

В отличие от других объектов авторских прав программы для

ЭВМ и базы данных, за исключением программ для ЭВМ и баз данных, составляющих государственную тайну, могут быть зарегистрированы по желанию правообладателя в Российском Агентстве по патентам и товарным знакам. Это единственная разновидность государственной регистрации объектов авторского права. Порядок регистрации регулируются Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных, утвержденные Приказом Роспатента от 25 февраля 2003 г.№ 25. При этом заявителем может быть как физическое, так и юридическое лицо, получившие исключительные права на использование программы для ЭВМ (базы данных) по закону (в силу факта создания или по наследству) либо по договору с правообладателем. Ответственность за достоверность указанных сведений несет заявитель. В качестве правообладателя может выступать работодатель при условии, что программ для ЭВМ или база данных создана в связи с выполнением трудовых обязанностей или по заданию работодателя. Исключительное право в этом случае принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено договором между ним и работником. При этом работник (автор) имеет право на вознаграждение, порядок выплаты и размер которого устанавливаются договором между работником и работодателем.

Особое внимание в ЗоПЭВМ уделено правовому режиму

программ для ЭВМ и баз данных, созданных при выполнении работ по

государственному контракту для федеральных государственных нужд

или нужд субъекта Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 12

ЗоПЭВМ исключительное право на такую программу ЭВМ или базу

данных принадлежит исполнителю, если государственным контрактом

не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, от имени которых выступает

государственный заказчик. Автор, чьим творческим трудом были

созданы программ для ЭВМ или база данных, имеет право на получение вознаграждения от правообладателя, получившего исключительное право.

Правообладатель всех имущественных прав на программу для

ЭВМ или базу данных непосредственно или через своего представителя в течение срока действия авторского права может зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных путем подачи заявки. Заявка на официальную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных должна содержать:

1) заявление на официальную регистрацию программы для ЭВМ

или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и их

местонахождения/местожительства (см. приложение 1);

2) депонируемые материалы, идентифицирующие программу для

ЭВМ или базу данных, включая реферат;

3) документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора.

В результате положительного решения о регистрации программа

для ЭВМ или база данных вносится Роспатентом соответственно в

Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных, а заявителю выдается свидетельство об официальной регистрации.

Сведения об официальной регистрации программы для ЭВМ или базы

данных публикуются в официальном бюллетене Роспатента.

За последние годы количество зарегистрированных в Роспатенте

программ для ЭВМ неуклонно растет.

Увеличилось число зарегистрированных договоров о

полной уступке всех имущественных прав на программ для ЭВМ. Такая регистрация влечет возможность передачи всех имущественных прав на программу (базу) только путем регистрации договора о полной уступке прав в Роспатенте, которые вступают в силу с даты регистрации. Без регистрации сделка будет ничтожна.

В некоторых странах регистрация объектов авторских прав

необходима для обеспечения правовой охраны в судах (например, в

США).

13. Пределы осуществления авторских прав на программу для ЭВМ

или базу данных

Осуществление авторских прав имеет следующие ограничения.

Так, например, лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения дополнительного разрешения правообладателя осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы для ЭВМ или базы данных в соответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ, а также исправление явных ошибок.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ

или базы данных, вправе без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения:

1) осуществлять адаптацию программы для ЭВМ или базы данных

(внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях

обеспечения функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под

управлением конкретных программ пользователя);

2) изготавливать или поручать изготовление копии программы для

ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей и при необходимости (в случае, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригодным для использования) для замены правомерно

приобретенного экземпляра;

3) декомпилировать или поручать декомпилирование программы

для ЭВМ с тем, чтобы изучать кодирование и структуру этой программы при определенных условиях, установленных законодательством.

Принцип исчерпания прав в отношении программы для ЭВМ и

базы данных выражается предусмотрен в ст. 16 Закона «О правовой

охране программ для ЭВМ и баз данных» и выражается в следующем.

Перепродажа или передача иным способом права собственности либо

иных вещных прав на экземпляр программы для ЭВМ или базы данных после первой продажи или другой передачи права собственности на этот экземпляр допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему

дополнительного вознаграждения.

Во всех иных случаях использование программы для ЭВМ или

базы данных должно осуществляться с согласия правообладателя на

основании договора. В противном случае такие действия являются

нарушением авторских прав и влекут предусмотренную законом

ответственность.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 414 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.092 с)...