Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Обособленные несогласованные определения



· помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.

· помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

· поясняют или уточняют нарицательное существительное;

· помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.
6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

· выражают добавочное действие к основному;

· помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;

· помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.

· помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

· помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.

· помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.

· помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.

· помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.

· помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

· помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.
7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

· несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;

· помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.
8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

· помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...
9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

· помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...

· помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.
10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

· ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.

· ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.

· ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...
11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

· СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.

· СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.

· СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.

· СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть.

· СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...

· СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.
12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

· помогают автору показать одновременно происходящие события: Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.

· помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части: Наконец мы дождались: позвонил папа.

· помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части: Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

· помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

· помогают автору противопоставить два события: Лето припасает - зима поедает.

· помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части: Кончил дело - гуляй смело.

· помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части: Посеешь ветер - пожнёшь бурю.

· помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части: Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.

· помогают автору передать быструю смену событий: Раздался выстрел - зверь упал.

· помогают автору сравнить события: Скажет слово - соловей поёт.

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЯ - заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряжённость речи. Например: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре - Гоголь)

Значение: повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Например: Что ты тревожишь ты меня? Что ты знаешь, скучный шёпот?.. От меня чего ты хочешь? Ты зовёшь или пророчишь?

Значение: Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков. Может быть использован в разговорной речи, в публицистической и научной прозе.
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - подчёркнутое обращение к кому-нибудь или к чему-нибудь.

Например: Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

Значение: призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усиливать выразительность речи.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Например: В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут.

Значение: может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание.

АНАФОРА - построение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф (единоначатие).

Например: Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих клёнов шатёр.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

Значение: усиливает выразительность речи, логическое выделение.

ЭПИФОРА - повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Например: Отчего прослыл я шарлатаном?

Отчего прослыл я скандалистом?

Прояснилась омуть а сердце мглистом.

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.

Значение: усиление интонаций, оттенков звучащей речи.

ИНВЕРСИЯ - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи. Например: ...где глаз людей обрывается куцый. (Маяковский) Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (Пушкин)

Значение: усиливает выразительность фразы, придаёт ей новый выразительный оттенок.

ЭЛЛИПСИС - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Например: Мы сёла - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. (Жуковский)

Значение: придаёт высказыванию динамичность, интонации живой речи, художественной выразительности.

УМОЛЧАНИЕ - фигура, предоставляющая возможность догадываться и размышлять, о чём могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Например: Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

Тысячелетней рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый...

Смиренные, родимые черты! (Бунин)

Значение: пробуждает глубокие мысли и чувства, придаёт речи экспрессивность и эмоциональность. Часто используется в прямой речи.
СМЕЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ - конец предложения даётся в ином синтаксическом плане.

Например: Но те, которым в дружной встрече

Я строфы первые читал...

Иных уж нет, а те далече...

Значение: передаёт прерывистость речи, волнение говорящего.
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - фразы не умещаются в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь.

Например: Есть у каждого города возраст и голос,

Есть одежда своя и особенно запах.

И лицо. И не сразу понятная гордость.

Значение: придаёт выразительность, отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - деление предложения на слова. Например: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Значение: словоударная система, которая предполагает логическое ударение на каждое слово с целью его выразительности.
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон), БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) - могут употребляться в близком контексте, придают большую выразительность речи и тексту.

Например: Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.

Значение: многосоюзие способствует интонационному и логическому подчёркиванию выделяемых предметов; бессоюзие придаёт стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений.
ГРАДАЦИЯ - расположение слов, словосочетаний либо частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего. Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особый, самобытный, ни с чем не сходный вид.
Значение: придаёт речи нарастающую интонацию и эмоциональную напряжённость.

ФУНКЦИИ вопросительного знака:
1. РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ
С помощью вопросительного знака отделяются предложения в тексте, в данном случае это завершающий предложение пунктационный символ.
2. ИНТОНАЦИОННАЯ
Вопросительный знак, поставленный в конце предложения, сигнализирует о том, что предложение следует читать с вопросительной интонацией.
3. СМЫСЛОВАЯ
а) Вопросительный знак помогает определить цель высказывания.
б) Вопросительный знак для выражения ВОПРОСА
- ставится в конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос:
Ты откуда же взялся, Андрей? Любишь апельсины?
- может ставиться в вопросительных предложениях после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса:
Что я — попугай? индейка?
Кравцов ласково улыбался — его нетерпению? самомнению? гениальности?
- может ставиться в конце назывного предложения:
Пожар?
- ставится в конце ССП, если все части, входящие в его состав, или только последняязаключают в себе вопрос:
В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слёз прошла пора?
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
- ставится в конце СПП, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной либо придаточной:
Вы знаете, что такое сестры милосердия?
Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело?
- ставится в конце СПП, если косвенный вопрос содержит сильно выраженную вопросительную интонацию:
Скажите, пожалуйста, что это за огни?
Я спросил, как же он стал отшельником?
- ставится в конце БСП, если образующие его части являются вопросительными предложениями или только последняя часть содержит прямой вопрос:
Кто скачет, кто мнится под хладною мглой?
А я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют?
Хвалы приманчивы — как их не пожелать?
в) выражает НЕМОЙ ВОПРОС в диалоге:
- Так ты его видел?
- ???
г) выражает СОМНЕНИЕ или НЕДОУМЕНИЕ пишущего (при этом заключается в скобки и находится внутри - а не в конце! - цитируемого текста):

«…Уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола». Что за странный набор слов!

д) ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПИШУЩЕГО К ЧУЖОМУ ТЕКСТУ может сочетаться с восклицательным знаком:
Небезызвестный… Уильям Бакли, которого «Нью-Йорк таймс» назвала «яростным сторонником консервативных позиций», опубликовал… панегирик под лихим заголовком: «Нейтронная бомба — уникальное антивоенное (?!) оружие»





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 397 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...