Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История симфонических оркестров города Череповца



Череповец – город с необычной судьбой. Возникнув в 70-е годы XVIII века по указу Екатерины II, он долгое время входил в состав Новгородской губернии. В XIX веке в Череповце проживало более 6 тысяч человек, большинство из них были мещанского и крестьянского сословия, кроме них были купцы, мелкие дворяне и разночинная интеллигенция. Благодаря деятельности городского головы Ивана Андреевича Милютина в конце XIX - начале XX века город гордо именовался «Русским Гейдельбергом», «Северными Афинами», потому что каждый пятый его житель учился. И музыкальному образованию подрастающего поколения уделялось большое внимание – в дореволюционном Череповце существовали симфонические оркестры при учебных заведениях – Александровском техническом и Реальном училищах. С 1874 по 1885 год преподавал пение в Реальном училище Федор Никанорович Лаговской. Он создал симфонический оркестр и вел хоровой кружок, поставил фрагменты из опер "Жизнь за царя" и "Аскольдова могила", в которых все партии исполняли учащиеся.

Был в дореволюционном Череповце и городской любительский симфонический оркестр. Об этом убедительно свидетельствуют воспоминания виолончелиста череповецкого симфонического оркестра Якова Константиновича Аболина. Среди участников он называет «большого любителя музыки скрипача Александра Константиновича Мигаловского - казначея уездного казначейства, прекрасного виолончелиста Каменского Л. Н....»[1]. Все они являлись членами музыкально-драматического кружка при театре "Соляной городок" в городском саду. В оркестре кружка было, по утверждению Я.К.Аболина, «3-4 первых скрипки, 2 вторых, один альт, 2 виолончели, один контрабас. Группу деревянных духовых составляли одни флейтист и два кларнетиста, медных духовых - 2 трубача, 2 медных альтиста (взамен отсутствующих валторн) и один тромбонист. Ударников было 2 - большой и малый барабан»[2]. Музыкальный драматический кружок время от времени ставил спектакли и концерты с участием симфонического оркестра. На концертах оркестр исполнял популярные увертюры, концертные вальсы, марши. Примечательно, что в среди музыкантов многие были довольно юного возраста - на медных и деревянных духовых инструментах играли учащиеся реального училища, имевшего свой духовой оркестр. С началом войны 1914 года симфонический оркестр распался ввиду мобилизации в армию большей части его участников.

После революции Череповец получил губернский статус, и симфонический оркестр был воссоздан в 1918 году. В начале 20-х годов из-за голода и безработицы в Петрограде в Череповец приехали многие профессиональные музыканты, прежде работавшие в оркестре Мариинского театра. Один из них – бывший концертмейстер группы тромбонов и композитор - Евгений Адольфович Райхе стал главным дирижером череповецкого оркестра в 1924 году, обновил его репертуар. Музыковед и контрабасист Баткин, выпускник Петроградской консерватории, работая ведущим филармонических программ симфонического оркестра, много сделал в 20-е годы для приобщения к симфонической музыке новой рабоче-крестьянской публики. Большую роль в развитии струнного квартетного музицирования в Череповце сыграл семейный квартет музыкантов чешского происхождения Влашеков.

Оркестр с разными составами продолжал существовать до второй половины 30-х годов. Потом многие музыканты вернулись в Ленинград, семейство Влашеков уехало в Латвию, и оркестр прекратил свое существование. До 1937 году Череповец относился к Ленинградской области, потом карта была перекроена, и он стал городом районного подчинения в составе Вологодской области.

В годы войны симфонического оркестра в Череповце не было, но через наш город везли в эвакуацию ленинградцев, среди которых было много музыкантов. Некоторые из них (скрипач Герш Меерович Штильфус, пианистка Татьяна Владимировна Бахина) остались в Череповце до конца жизни.

Долго не было в городе оркестра – теперь районному промышленному Череповцу он был «не положен» по статусу, но тяга к симфонической музыке у жителей была велика, и вновь оркестр возродился в 1964 году по инициативе директора первой детской музыкальной школы, Заслуженного работника культуры РФ Евгения Анатольевича Колесникова. Он предложил возглавить коллектив военному дирижеру Николаю Константиновичу Чумакову, который руководил духовым оркестром Училища связи. Необычность этого состава симфонического была в том, что вместе со взрослыми музыкантами здесь играли и совсем юные ученики музыкальной школы. Партии приходилось писать не только для 1 и 2 скрипок, но и для третьих – совсем простенькие. Но зато какое чувство гордости испытывали юные музыканты, играя на сцене и их родители, слушая их из зала! Существование оркестра стало мощным стимулом развития музыкального образования в Череповце – лучшие выпускники музыкальных школ могли выступать как солисты с оркестром! Конкурс на прием в музыкальные школы в середине 60-х годов достигал десяти человек на место!

Силами оркестра и самодеятельной вокальной студии Дворца культуры металлургов под руководство Т.В.Бахиной ставились оперетты Милютина «Девичий переполох», «Анютины глазки», Дунаевского «Белая акация» и «Вольный ветер». Этот состав любительского оркестра с большим успехом проработал в Череповце до начала 80-х годов и прекратил существование из-за равнодушия чиновников от культуры. Тогдашнее руководство сочло недостаточной работу оркестра для присвоения ему статуса «Народный коллектив», что могло бы решить проблему с финансированием и развить его штатный состав.

Череповцу повезло, что именно сюда, в Музыкальное училище, по окончании Нижегородской государственной консерватории имени М.И.Глинки в начале 80-х годов приехала Валентина Викторовна Голубева. Благодаря ее энергии и горячей заинтересованности директора училища Евгения Васильевича Покотилова на базе камерного оркестра Череповецкого музыкального училища (ныне Училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина) в 1987 году был создан симфонический оркестр.

Повезло Череповцу в начале 90-х годов и с мэром Вячеславом Евгеньевичем Позгалевым (ныне губернатором Вологодской области). Благодаря его помощи были созданы муниципальные коллективы, украшающие филармоническую жизнь города до сих пор: симфонический оркестр, камерный хор «Воскресение», Губернаторский оркестр русских народных инструментов.

С 1988 года Городской симфонический оркестр активно включился в концертную жизнь Череповца и приобрёл большую популярность слушателей. В 1995 году он получил статус Муниципального профессионального коллектива, и тогда же началось творческое сотрудничество Городского симфонического оркестра с московским пианистом, Лауреатом международных конкурсов, Александром Вершининым. Благодаря ему в Череповце прозвучали фортепианные концерты Л.Бетховена, Ф.Листа, Э.Грига, М.Равеля, А.Скрябина, С.Рахманинова, Дж.Гершвина. С тех пор с симфоническим выступают известные московские музыканты (лауреаты международных конкурсов О.Филатова, А.Шибко, А.Струков, заслуженный артист России В.Коробов), для многих из которых он стал своеобразной «творческой лабораторией».

Сегодня артистический состав оркестра представляют выпускники Нижегородской государственной консерватории имени М.И.Глинки, Петрозаводской государственной консерватории имени А.К.Глазунова, Воронежского и Уфимского государственных институтов искусств, Санкт-Петербургского государственного университета имени А.И.Герцена, выпускники Череповецкого областного училища искусств и художественных ремёсел имени В.В.Верещагина и преподаватели музыкальных школ города. В оркестре проходят практику учащиеся оркестрового отделения Череповецкого училища искусств; приобретённый опыт помогает им в дальнейшем успешно работать в ведущих коллективах страны.

Сейчас всем горожанам, от мала до велика, кажется, что этот оркестр был всегда! Аншлаги на всех его концертах и повторение программ по многочисленным просьбам жителей города свидетельствуют о формировании в сугубо индустриальном Череповце многочисленного круга любителей и почитателей симфонической музыки. Появились новые интересные проекты: вечерние филармонические концерты, цикл воскресного абонемента «Всей семьей в гостях у симфонического оркестра», музыкальные спектакли для юных слушателей Череповца и Вологды. Оркестр участвует и в концертах абонемента, организованного Вологодской государственной филармонией имени В.А.Гаврилина для студентов Вологодского технического университета, является создателем городского фестиваля детского музыкального творчества под поэтичным названием «Весна надежд», в концертах которого с оркестром выступают юные одаренные музыканты.

Оркестр успешно сотрудничает с коллективами Череповца, Петрозаводска и Вологды. Это, прежде всего, камерный хор «Воскресение» (художественный руководитель и главный дирижёр, заслуженный артист России Сергей Зуев). Совместно с этим коллективом были подготовлены и успешно исполнены: «Requiem» В.Моцарта, Месса Соль мажор Ф.Шуберта, «Stabat Mater» Д.Перголези, оратория «Семь слов Спасителя на Кресте» Й.Гайдна, кантата С.Танеева «Иоанн Дамаскин», концертная версия оперы С.Рахманинова «Алеко», действо «Скоморохи» В.Гаврилина, поэма для хора и оркестра «Странник» В.Панченко и многое другое.

«Визитной карточкой» череповецкого коллектива стали концертные версии для чтеца и симфонического оркестра по мотивам литературных и музыкальных произведений, созданные совместно с кандидатом филологических наук Леонидом Лавровым (программы Свиридов — Пушкин “Метель”, Чайковский — Гофман “Щелкунчик”, Чайковский — Перро “Спящая красавица”, Чайковский — Пушкин “Пиковая дама”, Глиэр — Пушкин «Медный всадник»). Главное в этих работах - привить любовь слушателям (и взрослым и подрастающему поколению) к музыке и живому звучащему слову классической литературы.

Определяя задачу своего оркестра, Валентина Голубева сказала: «Я часто вспоминаю слова своего учителя, профессора, дирижера, народного артиста РСФСР, Израиля Борисовича Гусмана: «Все люди делятся на “гребцов” и “гарпунщиков”. Одни выполняют тяжелую монотонную работу, гребя веслами, а другие – метким выстрелом поражают добычу. Все хотели бы быть гарпунщиками, но если не будет хороших гребцов, то гарпунщик не сможет метко стрелять»… Так и в жизни - нужны многие поколения «гребцов», чтобы наработать музыкальный «культурный слой», на котором и взрастет потом традиция. И потому мы стремимся привить горожанам привычку слушать музыку, открыть для них новые горизонты в жизни. Мне всегда интересны лица тех, кто приходит к нам в первый раз - «до» и «после» концерта. Они становятся другими! Огромный эмоциональный заряд живой музыки колоссально меняет состояние души, многие начинают посещать наши концерты и становятся друзьями оркестра».

Несмотря на все трудности, коллектив живет и развивается! В 2004 году был создан Совет Попечителей Городского симфонического оркестра. Всех этих людей объединяет любовь к симфонической музыке и активная гражданская позиция в отношении к развитию культуры своего города.

За 20 лет работы коллективом Валентины Голубевой освоен огромный репертуар из произведений русской и зарубежной музыки различных стилевых направлений и эпох. Благодаря деятельности Череповецкого симфонического оркестра, в городе выросло новое поколение любителей классического искусства.

За прошедшие годы оркестр подготовил для слушателей обширный репертуар (более трёхсот произведений разных жанров).

Крупные симфонические произведения: Симфония №1 П.И. Чайковского, симфонии Калинникова, Бетховена, Гайдна, Шуберта, Моцарта, Брамса, Мендельсона, Дворжака

Инструментальные концерты: Гайдна, Вивальди, Моцарта, Генделя, Корелли, Баха, Чимарозы, Рахманинова, Скрябина, Чайковского, Равеля, Грига, Листа, Гершвина

Популярные оркестровые миниатюры: Хачатуряна, Сибелиуса, Дунаевского, Бизе, Прокофьева, Моцарта

Симфонические сюиты: «Шехеразада» Римского–Корсакова и Хачатуряна из балета «Спартак».

Ежегодно оркестр готовит около четырех новых программ и проводит около 20 концертов классической музыки. Он является центром единой городской системы по пропаганде классического музыкального искусства, непосредственно занимается организацией концертов, обеспечивает в этой области информационную и рекламную работу.

Из-за отсутствия в городе театра оперы и балета, оркестр возложил на себя функции приобщения публики к шедеврам оперного и балетного искусства русских композиторов через синтез музыки и литературной основы сюжета в форме концертных исполнений литературно–музыкальных композиций, созданных Валентиной Голубевой в соавторстве с кандидатом филологических наук Леонидом Валентиновичем Лавровым (музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова, концертное исполнение оперы «Алеко» С. Рахманинова, постановка «Рождественской сказки» по мотивам балета П.И. Чайковского и сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик»).

Последние годы коллектив успешно сотрудничает с музыкальными коллективами Череповца, Петрозаводска, с известным современным композитором из Санкт–Петербурга Владиславом Панченко, дирижёрами и солистами России и зарубежья.

Разживин Анатолий Алексеевич. (1892-1963). Уроженец г. Весьегонска Калининской области. В семье было много детей. Самоучкой научился играть на балалайке, в семье много пели, у Анатолия был хороший голос, он пел в церковном хоре. Профессия его была связана с лесным хозяйством. Был участником войны, был тяжело ранен. Работал в череповецком лесхозе. Еще до войны создал самодеятельный хор на своем предприятии, ездил за консультациями к хормейстерам и певцам в Ленинград, встречался с композитором Архангельским. В послевоенные годы в городе кроме симфонического и народного оркестров была создана хоровая капелла, которой руководил Анатолий Алексеевич Разживин. Этот самодеятельный коллектив был удостоен звания народного и академического, был на гастролях в Москве на ВДНХ. Концерты капеллы пользовались огромной популярностью у жителей города, пение в этом коллективе во многих семьях было традицией, передававшейся из поколения в поколение.

Бывает в жизни так: находит человек настоящую любовь, достойное и предназначенное ему дело на склоне лет. Это большое счастье, что все-таки находит. Анатолий Алексеевич Разживин, создатель и руководитель академической хоровой капеллы Череповца, только в шестьдесят пять лет смог осуществить мечту своей жизни - создать профессиональный хор.

Как далеки были от творчества его прежние годы и должности: инженер, главный инженер, начальник строительства, директор завода. Однако любовь к музыке и пению жила в нем с детства. Родился и вырос Разживин в Весьегонске в певческой семье. Мальчик, обладатель хорошего слуха и чистого, звонкого голоса, с шести лет пел в церковном хоре. Это давало не только заработок, но и обучение нотной грамоте, многоголосию. Церковное пение требует известной доли академизма и высокой точности интонирования. Шаляпин говорил, что он ходит петь в церковном хоре, чтобы "поточить слух". Так вот слух Анатолия Алексеевича был отточен с детства. Разживин мог спеть любую хоровую партию с листа и задавал хору тон без "подсказки" инструмента. Он очень любил балалайку и освоил ее профессионально. На балалайке играл произведения Андреева, Венявского, Трояновского. А однажды отважно отправился за кулисы во время гастролей Трояновского в Череповце и попросил маэстро показать ему несколько особых приемов игры. Приехав в Череповец и обосновавшись в городе, Разживин создал хоровой самодеятельный коллектив в тресте "Череповецлес" и руководил им в течение семнадцати лет.

Неутомимый энтузиаст и великолепный организатор он сумел убедить многих руководителей в том, что необходим городской хор. Профессиональные музыканты отнеслись к идее Разживина в большинстве своем скептически. Однако Анатолий Алексеевич хорошо знал, что такое хор и как с ним работать. Талант дирижера-хоровика признавал за ним композитор А. А. Архангельский. Люди, предрекавшие Разживину неудачу в 1957 году, когда он собрал хор, не брали в расчет его врожденный талант музыканта, редкостные организаторские способности и веру в людей. В начальном периоде он учил хористов петь с голоса. Потом появились уроки нотной грамоты, сольфеджио. Повсюду Анатолий Алексеевич отыскивал талантливых людей. В одной из школ он услышал однажды, как пела девятиклассница. Буквально за руку привел ее в свой хор, хотел, чтобы она продолжала учиться. Он мог подойти к человеку, громко поющему на улице, и сказать: "У вас хороший голос и хороший слух. Приходите к нам в хор". Он искал хористов в других городах. Так, приехали из Белозерска в Череповец Акимов, ставший вскоре солистом и пользовавшийся всегда большим успехом у публики, Стеклов, занявший впоследствии место хормейстера. Анатолий Алексеевич не уставал повторять певцам уже как участникам хоровой академической капеллы: “Теперь вы не имеете права петь плохо и неряшливо. Надо заниматься еще больше, еще серьезнее”.

Хор за несколько лет стал необыкновенно популярным в городе. Крепло его профессиональное мастерство, усложнялся репертуар. Анатолий Алексеевич был счастлив тем, что ему удалось собрать сильную группу мужских голосов, что придавало звучанию хора наполненность и мощь. Сбылась и еще одна его мечта: хор начал петь без сопровождения. "Зимняя дорога" Шебалина, "Грезы" Шумана, "Эхо" Орландо Лассо, "Ночевала тучка золотая" и "Соловушко" Чайковского - это был очень солидный репертуар академического плана. О своих хористах Разживин заботился словно о детях, был в курсе всех их не только производственных, но семейных и личных дел. Но бывал с ними строг как отец, и спрашивал с них без особых церемоний. Просто нетерпимо относился к пропуску репетиций и считал возможным напомнить "прогульщику" открыткой, телеграммой или даже визитом на дом. Как-то в сердцах он сказал хористам: "Встаньте те, к кому я ни разу не пришел домой, кому не посылал письмо, открытку или телеграмму". Никто не встал. И тогда Анатолий Алексеевич с горечью добавил: "Да, я кланялся. Но из моих поклонов вырос хор. Мои поклоны не унижали и не унижают меня, потому что через ваши головы я кланяюсь тому делу, которому служил и буду служить до конца дней моих".

(Н. Разживина. “Из моих поклонов вырос хор” - Литературно-художественный историко-краеведческий “Московский журнал”, №8, 1993.)

Хоровая капелла мальчиков Т.В.Кобриной

1962- при городском Доме культуры образован Хор мальчиков.

1963- первое выступление на сцене.

1967- самостоятельные концертные программы.

1979- областным управлением культуры хору было присвоено звание “Образцовый художественный коллектив”. В этом же году хор стал Лауреатом премии имени А. Яшина в области литературы и искусства Вологодской областной организации. Хор мальчиков стал активным участником общероссийских и областных праздников и фестивалей, неоднократно становился лауреатом Всесоюзных смотров – конкурсов и фестивалей. Хор выступал в лучших концертных залах Москвы, Перми, Смоленска, Архангельска и др.

1987 хор мальчиков участник Международного фестиваля детского творчества в Артеке.

1990 первая поездка с концертами в город–побратим Раахе (Финляндия).

1994 хор становится муниципальным учреждением культуры “Хоровая капелла мальчиков”.

С 2000 по 2003 годы коллектив был лауреатом конкуров в Вологде, Иванове, Коломне, а солисты капеллы – обладателями Гран-при Международного фестиваля-конкурса в Одессе.

С 2006 года начинается новый виток в истории коллектива. Меняется название – теперь это «Детская хоровая капелла», объявляется набор и мальчиков, и девочек. Приходят новые руководители. Главным хормейстером стала Лариса Сергеевна Костыренко – педагог со стажем, преподаватель училища искусств.

Татьяна Владимировна Кобрина (1936- 2006) Кобрина Татьяна Владимировна (до замужества Панина), родилась 12 мая 1936 года в селе Никольское Шекснинского района Вологодской области в семье железнодорожного служащего. Отец, Панин Владимир Андреевич, 1907 года рождения, занимал пост начальника железнодорожной станции Шексна. Мать, Варвара Владимировна, 1905 года рождения, выросла в большой крестьянской семье. В 1929 году семья была раскулачена и выселена из своего дома Советской властью. Всего в нашей семье было трое детей: я и два брата – старше и младше меня.

Когда мне было 2 года, семья переехала в Вологду, где поселилась в поселке железнодорожников в Школьном переулке в деревянном восьмиквартирном доме с печным отоплением. Вода и туалет были на улице. Зимой на той части пола, которая соприкасалась с улицей, постоянно жили «зайчики» — так мама называла белую наледь, иней. Вода в умывальнике к утру замерзала.

Когда началась война, мне было 5 лет. Мама не работала, как могла, кормила семью, ночами стояла за хлебом, вела небольшое хозяйство — держала козу, кур. Папу на войну не отправили, т. к. у него была очень ответственная служба на Северной железной дороге. За работу во время войны он был награжден орденом Ленина. Вологда являлась узловой станцией, через которую осуществлялась железнодорожная связь с Ленинградом, Мурманском, Архангельском. Везли в теплушках эвакуированных, раненых, переправляли разные грузы, чаще всего военную технику, орудия, танки. Вся напряженная жизнь железной дороги, человеческие трагедии проходили на моих глазах, т. к. мы жили возле самых железнодорожных путей, около Горбатого моста. Помню голод, холод, наглухо затемненные окна, тревожное ожидание у радио последних известий, сообщений об очередном воздушном налете немецких самолетов. Помню, что от страха забиралась под папину шинель, там было совсем не страшно.

Наш дом был крайним. Дальше шло поле, в конце которого виднелась деревня Бывалово, темнела церковь Кирики-Улиты, а с западной стороны проходило Пошехонское шоссе.. Мы, дети, таскали с проезжающих телег твердые плитки. Такую плитку мы называли колоб, иначе говоря, жмых от подсолнечника. Наша семья, как и многие другие, посылала на фронт посылки красноармейцам с подарками. Это были красивые кисеты для махорки, теплые варежки, носки – все делали своими руками. В кисет вкладывали записку с адресом и именем. В ответ я получала письма-треугольники. Очень жаль, что ничего не сохранилось.

Есть и светлые воспоминания. Любила поле, траву, цветы, грозу, майский дождь; любила бегать по теплым лужам босиком. В канавах, в траве, жили желтобрюхие тритоны. Любила наблюдать за ними, а также за тем, как из лягушачьей икры рождались головастики. Все это – незабываемые воспоминания. А сколько было шумных детских игр, забав, соревнований и просто шалостей! Качели-«гиганы», пряталки, ножички, мячики и т. д. Поперек на какое-то возвышение клали толстую широкую доску, на один конец которой вставал мальчишка, на другой – я. Подпрыгивали и взлетали в воздух высоко-высоко. Рискованное занятие, но ужасно увлекательное. Мама кричала из окна: «Танюшка, иди обедать!» Но ходить на обед было совершенно некогда. Как хорошо было тогда! Ведь папа и мама были еще живы…

В поселке я окончила начальную школу (4 класса) круглой отличницей. Затем была переведена в женскую школу-семилетку, которая находилась по другую сторону железной дороги. Время было сложное: война, трудные послевоенные годы, репрессии… Но вот вспоминаю я, что мои родители любили петь. В доме была гитара, и отец иногда брал ее в руки. Помню в его исполнении «Летят перелетные птицы», «Далеко-далеко, где кочуют туманы», «Мой костер в тумане светит». Песни часто были протяжными, грустными. Мама очень любила его слушать. А иногда пела сама. Помню, как распевно, негромко мягким, низким голосом пела она народную песню «Ты взойди, солнце красное…».Часто мы слышали, как взрослые пели военные песни. Их было много и все любимые. До сих пор помню все эти песни – до единого словечка. Ныне я – пенсионерка с 10-летним стажем. У меня есть время поразмышлять о своей жизни. Большую часть своей творческой жизни, а именно 38 лет, я посвятила воспитанию мальчиков нашего города. Я приобщала их к музыке, хоровому пению. А мальчиков этих за годы моей работы было более 4 тысяч. Кажется, что однажды куда-то нырнула, а вынырнула только сейчас. Но что делать: что было, то было. Думаю, что корни моего творческого пути, моей любви к музыке, к песне – там, в детстве.

Сколько себя помню, я всегда пела. На учителей пения мне везло как в начальной школе, так и в средней. Мои уважаемые учителя пения были людьми увлеченными и не жалели для меня внеурочного времени. Благодаря им, я знала все песни, романсы, кантаты, которые в огромном количестве были напечатаны в толстых, большого формата сборниках. Музыкальной грамоты я не знала, т. к. не училась в музыкальной школе, но на момент поступления в музыкальное училище г. Вологды, после окончания семилетки, у меня был большой песенный багаж и желание заниматься музыкой. Учителя школы и родители поддерживали мое желание.

Моими учителями в профессиональном плане были и остаются Анатолий Алексеевич Разживин (в Череповце) и Муза Николаевна Жукова, хормейстер-профессионал, мой педагог по специальности в Вологодском музыкальном училище, влюбленная в свою профессию и сумевшая привить эту любовь мне.

Итак, после окончания музыкального училища в 1955 году государственная комиссия присвоила мне квалификацию: учитель пения в общеобразовательной школе, дирижер хора. Как молодого специалиста меня отправили в г. Тотьму Вологодской области, где назначили художественным руководителем районного Дома культуры и, конечно, руководителя хора. Так, в 19 лет я покинула родной город и уплыла на пароходе в далекую и незнакомую Тотьму, взяв с собой ватный тюфяк, 10 кг кускового сахара и ящик с нотами. Через два месяца сбежала. Вернули. В конце концов, исполнив государственный долг, я уехала из Тотьмы в 1957 году. В этот город мне удалось приехать еще раз с хором мальчиков в 1981 году. Мы колесили по тотемским дорогам, радуя своим пением жителей самых отдаленных деревень. А тотьмичи мне сказали, что хора у них не было с 1957 года – года моего отъезда.

В том же 1957 году я вышла замуж за однокурсника по музыкальному училищу, а брак наш был зарегистрирован в Тотемском районном ЗАГСе. Муж проходил срочную службу в Череповце, поэтому я и отправилась в этот город. Приехала. Ни ночлега, ни денег, ни работы для меня не было Приютили меня добрые люди, они же и накормили. Муж подыскал мне временную работу в пионерском лагере в Городище. Затем была частная квартира, работа в качестве учителя пения в общеобразовательной школе № 2. Череповец стал городом моей судьбы. Здесь родились мои сыновья: Вячеслав в 1958 году и Матвей в 1970. Здесь же я нашла главное дело моей жизни.

А началось оно со встречи в 1957 году, которая и решила мою дальнейшую творческую судьбу. Анатолий Алексеевич Разживин – музыкант, опытный хормейстер, удивительный человек – стал моим проводником по жизни, по профессии. Разживин руководил хором русской песни, позднее этот хор стал называться «Академическая хоровая капелла». Город Череповец был небольшим, и Разживин знал и привлекал всех музыкальных и поющих людей в свою капеллу. Однажды и я попала на его пути; он сказал: «Приходите! Такие люди нам нужны». Я пела в капелле и помогала Анатолию Алексеевичу как хормейстер. К тому времени Разживин был уже на пенсии и торопился осуществить еще одну свою мечту: создать городской хор мальчиков. Я поражаюсь, как отважился Анатолий Алексеевич назвать именно меня, робкую и застенчивую, тогда еще мало что умевшую выпускницу музыкального училища, руководителем этого коллектива. Согласно приказа директора городского Дома культуры г. Череповца от 16.10.62 за № 60, я была назначена на должность руководителя хора мальчиков.

Мне было в то время 26 лет. После этого приказа закончилась одна половина моей жизни и началась другая – длиною в 38 лет.

Начались прослушивания, прием, репетиции… 8 марта 1963 года состоялся первый концерт хора мальчиков на сцене старого Дворца Металлургов. Стояли на сцене 73 мальчика в одинаковых костюмах. Репертуар составлял 3 песни. Пели фальшиво. Анатолий Алексеевич волновался. Находясь рядом, в оркестровой яме, стараясь перекричать хор, просил меня «Пойте с ними! Пойте громче!».

В этом же году Анатолия Алексеевича не стало, но его мечта была воплощена в жизнь: хор мальчиков жил, развивался. Легко сказать – жил…Об этом расскажут газетные публикации, официальные справки, отзывы зрителей, отзывы самих маленьких артистов и их родителей. Я на этом закончу свои воспоминания. У меня собрано огромное количество материалов, фотографий, вырезок из газет. Стену моей комнаты занимает своеобразное украшение – двухметровый в диаметре круг-коллаж из фотографий моих воспитанников разных лет. Каждого из них я помню по имени. О каждом могу долго рассказывать. Дорожу этой памятью, живу ею. Вся моя жизнь отдана работе с этими мальчиками. Но, вероятно, видя это подвижничество, замечательными людьми выросли мои сыновья. Они – моя гордость. Старший, Вячеслав, рок-музыкант, бывший лидер череповецкой группы «Рок-сентябрь». Играл в зарубежных группах. Сейчас проживает в Канаде. Младший, Матвей, работает режиссером на телевидении.

В репертуаре Череповецкого хора мальчиков основное место занимали произведения классики, народные песни, духовная музыка, патриотические песни. Только за 2001 год хором, солистами и вокальными ансамблями было выучено и исполнено около 80 произведений. В 1979 году хору были присвоены звания: «Образцовый художественный коллектив» и «Лауреат премии им. А. Яшина областного комитета ВЛКСМ».

Аудитория слушателей хоровых концертов огромна и разнообразна. Традиционны выступления хора в детских садах, детских домах, интернатах, домах престарелых, трудовых коллективах. В 1988 году средства, вырученные от концерта, дети передали в фонд строительства памятника погибшим выпускникам и учителям средней школы № 1, а в 1979 году премию областного комитета ВЛКСМ – в фонд мира.

Велика география творческих поездок хора. Шесть поездок В Москву: хор и солисты – участники передач ЦТ «Вологодский сувенир», «Веселые нотки»; концерты на ВДНХ СССР; запись хора в студии Всесоюзного радио. Гастроли в Смоленске, Ярославле, Архангельске и других городах. Участие во Всероссийском музыкальном празднике школьников в Перми. Постоянное участие в культурных мероприятиях г. Вологды. Поездки по городам и поселкам Вологодской области, включая самые отдаленные: Чагода, Тотьма, Великий Устюг (4 раза). Хор – дипломант Международного фестиваля в «Артеке» (Крым)., творческая поездка в город-побратим Раахе (Финляндия). Мальчики из хора отдыхали в Международных детских лагерях Венгрии, ГДР, Алжира. Средства массовой информации постоянно держали во внимании плодотворную творческую деятельность Кобриной Т. В. и ее хора.

В 1985 году художественному руководителю хора Кобриной Т. В. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». В 1977 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР она награждена Почетной грамотой, в 1978 г. – значком «За отличную работу» Министерства культуры СССР, в 1982 году – Почетной грамотой Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации, в 1984 г. – Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, в 1987 г. – серебряной медалью ВДНХ СССР, в 2001 г. – Дипломом за значительный вклад в развитие культуры г. Череповца в номинации «Персона XX века» и Благодарственным письмом мэра г. Череповца. Неоднократно награждалась Дипломами, Благодарственными письмами, Почетными грамотами городского и областного значения.

Созданный ею уникальный Образцовый художественный коллектив городской хор мальчиков жил 30 лет – с 1962 до 1992 года. В начале сложных 90-х 2 года хора не было, потом силами родителей, музыкальной общественности города коллектив был возрожден в новом качестве как МУК «Хоровая капелла мальчиков», и Татьяна Владимировна работала там до 2002 года.

Старожилы города помнят звонкие голоса кобринских мальчишек, которые давали концерты в Городском Доме культуры чуть ли не каждое воскресенье и всегда с аншлагом! Череповецкий хор объездил почти всю Вологодскую область, выступал в Ярославле, Смоленске, Перми, Северодвинске, Архангельске. В Москве хор пел на ВДНХ и был награжден Дипломом II степени, а Татьяна Владимировна - серебряной медалью. Хор мальчиков выступал на городском череповецком телевидении и на Центральном в Москве в передачах «Вологодские сувениры» и «Весёлые нотки», голоса череповецких мальчишек были записаны на студии Дома звукозаписи Всесоюзного радио… В 1990 году хор посетил с концертами город-побратим Раахе (Финляндия). Хор имел огромный репертуар – более полутора тысяч произведений – народные и авторские песни, зарубежная и русская духовная музыка. Их «визитной карточкой» были «Ave, Maria!» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена и «Мама» Гаврилина… Это был не просто хор, но и коллектив единомышленников. Родители и старшие хористы помогали воспитывать у новичков внимательность, умение концентрироваться, доброжелательность к окружающим. И только после этого начиналось музыкальное творчество. Удивительно, но кобринские хористы пели сложнейшие произведения, не зная нот! В год 25-ти летия в хоре было 70 мальчишек! И только она владела секретом доверия, ключом от их сердец, открывавшим музыкальные таланты. Вот почему многие ее хористы, став взрослыми и обзаведясь детьми, приводили их потом в хор, где появилось 30 семейных династий – Большевы, Вороновы, Злобины, Изюмовы, Коковины, Мокины, Нехаевы, Шараповы и многие другие… Некоторые ее воспитанники избрали профессию хормейстера и музыканта. Ныне известен в Вологде мужской хор Альберта Мишина, военным дирижером и аранжировщиком стал Евгений Мичурин, в далекой Италии поет в оперном театре Олег Нехаев, заслуженный деятель искусств Игорь Матюхов руководит хором в Беларуси.

Человек не исчезает бесследно. Он просто уходит из этого мира в иной. А останется то, что сделано с любовью. Татьяна Владимировна щедро отдавала свою душу мальчишкам-хористам, прививая им все лучшее, а они передадут это следующим поколениям…

Сергей Геннадьевич Зуев (родился в 1961 г. в г. Таганроге). Выпускник Петрозаводской консерватории (1988 г.). Учился хоровому дирижированию в классе Заслуженного работника культуры РФ, доцента Юрия Львовича Клаза. Закончил ассистентуру по специальности «Хоровое дирижирование» у профессора, Заслуженного деятеля искусств Карелии, кандидата искусствоведения У Ген Ира (1996 г.).

С 1988 года Сергей Геннадьевич начал преподавательскую работу на дирижерско-хоровом отделении Череповецкого музыкального училища, в 1991 году преобразованном в Училище искусств и художественных ремесел им. В.В.Верещагина. Уже в первые годы работы созданный Сергеем Геннадьевичем студенческий хор музыкального училища стал лауреатом конкурса «Поющая Россия» в Вологде и в Петрозаводске. В сентябре 1992 года из студентов, преподавателей, выпускников Училища искусств и любителей пения С.Г.Зуев создал молодежный хор, ставший в 1995 году самостоятельным Муниципальным учреждением культуры.

Творческая энергия С.Г.Зуева, профессионализм, преданность хоровому искусству привлекает в Городской камерный хор молодежь, воспитывает у нее любовь к хоровому пению, обогащает музыкальный кругозор. За 10 лет работы коллектива концерты городского камерного хора стали заметным вкладом в музыкальную жизнь г. Череповца и Вологодской области. Череповецкий камерный хор молод. В сентябре 2002 года он отметил 10 лет со дня основания. Среди его участников - выпускники музыкальных училищ и консерваторий, рабочие, студенты, служащие. В составе хора – около 40 хористов. С.Г. Зуев ежегодно обновляет программы хора, обогащая репертуар все новыми и новыми произведениями, улучшает формы концертной работы, расширяет его творческие контакты, совершенствует профессиональный уровень хористов. Можно сказать, что в лице С.Г.Зуева мы видим современного руководителя музыкального коллектива, способного в непростых условиях российской действительности совмещать творчество, вдохновение с административной работой, сохраняющего лучшие традиции русского хорового пения и не боящегося поисков новых путей в искусстве.

В репертуаре хора произведения разных эпох, стран и жанров. Коллективу в равной степени подвластна хоровая миниатюра зарубежных и русских композиторов прошлого и современности, обработки народных песен, крупные циклические произведения (светские и церковные) – кантаты, мессы, вокально-симфонические поэмы.

Ни одно значимое событие в культурной жизни города не обходится без участия Камерного хора С.Г.Зуева. Уже сложились крепкие творческие связи с Череповецким музейным объединением, Городским филармоническим собранием, оркестровыми коллективами Череповца (Городским симфоническим оркестром, художественный руководитель и дирижер – В.В.Голубева, Губернаторским оркестром русских народных инструментов, художественный руководитель и дирижер - Г.И.Перевозникова, Молодежным оркестром русских народных инструментов ДК ОАО «Северсталь», художественный руководитель и дирижер Заслуженный работник культуры России Г.Д.Хинский).

В 1996 году репертуар хора пополнился сценами из опер Чайковского («Иоланта») и Верди («Аида»). В этом же году хор впервые принял участие в программе Молодежного оркестра русских народных музыкальных инструментов ДК ОАО «Северсталь» «Шлягеры столетий. От Баха.. до Леннона». В 1997 году совместно с Губернаторским оркестром русских народных инструментов были исполнены «Курские песни» Г.Свиридова и Маленькая кантата из оперы «Не только любовь» Р.Щедрина.

В филармоническом сезоне 1997-98 годов Городской камерный хор внес значительным вклад в музыкальную жизнь города, исполнив концертную версию оперы «Алеко» С.В.Рахманинова на фестивале «Рахманиновские вечера» (солисты: Н.Грушичева, О.Палкин, В.Тарасов, В.Куницын) в сопровождении Городского симфонического оркестра и чтеца (начальник управления культуры г. Череповца Л.В.Лавров). В 1999 году, в концертах посвященных 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, Камерный хор исполнил сцены из оперы «Евгений Онегин» Чайковского в сопровождении Губернаторского оркестра русских народных инструментов.

В 2000 году хор впервые участвовал в Рождественской литургии, проведенной в храме Рождества Христова в г. Череповце. Это стало серьезным экзаменом на выдержку и профессионализм и в какой-то мере, «возвращением долгов» церковной музыке, взрастившей светскую хоровую культуру. В 2000 и в 2001 годах хор выступал в концертах I и II фестивалях памяти композитора Валерия Гаврилина (г. Череповец, г. Вологда) совместно с Губернаторским оркестром русских народных инструментов.

2001 год стал этапным в жизни коллектива. Были подготовлены две серьезные работы в диаметрально противоположных жанрах: «Реквием» Моцарта (совместно с Городским симфоническим оркестром и солистами из Санкт-Петербурга) и программа «Музыка для всех». Эта программа открыла новый облик коллектива как своеобразного «хорового театра». Ее музыка легка для восприятия, в ней много сценического движения и игровых моментов. Состоялась запись обеих программ на CD-диск. Крупными событиями в творческой биографии хора стало исполнение «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина с Городским симфоническим оркестром и кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева с Губернаторским оркестром русских народных инструментов на фестивале «Отечески пенаты», посвященном поэту К.Батюшкову.

Знакомство с импрессарио Лионелем Дебо открыло возможности организации зарубежных концертных поездок хора. К настоящему времени состоялись несколько больших турне по Франции, имевших успех у зрителей В апреле 2001 года у Камерного хора появилось название «Воскресение». Коллектив вкладывает в него большой смысл: Воскресение – это надежда на возрождение отечественной культуры и ее певческих традиций. Воскресение связано с религиозными символами веры и большими пластами духовной музыки, исполняемой коллективом, и наконец, воскресенье как выходной – это ощущение праздника, который и стремится создать для своих слушателей на концертах Череповецкий Камерный хор!

Фольклорный коллектив «Прялица» (руководитель Заслуженный работник культуры В.Ф.Калашников), который появился в конце 60-х годов и один из первых на Северо-западе России среди коллективов такого рода осуществлял сохранение народных этнографических певческих традиций и танцевальной культуры. Некоторые программы коллектива были записаны на пластинку фирмой «Мелодия». Уникальный, талантливый руководитель, он за короткий срок создал хор. Коллектив сразу привлёк внимание своим интересом к богатому и многогранному фольклору родного северного края, неповторимой манерой исполнения. Украшением всех выступлений были хореографические постановки, сделанные народным артистом РСФСР М.С.Годенко. Многие из них вошли в «золотой фонд» коллектива, да и сейчас с удовольствием исполняются на сцене молодыми участниками.

Первую золотую медаль ансамбль привёз из Австрии, с международного фестиваля «Сцена молодёжи». Затем было ещё много заграничных поездок: Болгария, Венгрия, Чехословакия, Германия, Румыния. Не менее важными были поездки по деревням и сёлам родной Вологодчины. С 1966 по 1992 гг. художественным руководителем был В.Д.Чибисов. Этот талантливый человек заставил хор звучать по–новому. Многими последующими успехами коллектив обязан именно ему. В начале 90-х после удачного выступления перед земляками на День металлурга, выяснилось: на содержание ансамбля "Прялица" у металлургического завода больше нет средств.

Это означало, что в номенклатуре Дворца металлургов коллектив больше не значится, и он остался без всякого внимания со стороны местных властей. "Прялица" целый год пребывала в неопределенности. По ансамблю давно бы справили поминки, если бы не решение предпринимателя Евгения Лунина взять заботу о прославленном коллективе на себя. Лунин сам как артист самодеятельности вырос с этим коллективом, и все для него там было дорого.

В 2002 году произошло обновление состава ансамбля, появились новые руководители А.В.Пеньков и хормейстер Т.Ф. Малафеевская. Пришло много молодёжи, появился оркестр народных инструментов, набрали танцевальную группу. С 2004 вновь обновился состав ансамбля: хормейстер Т.Ф. Репина; балетмейстер Т.Н.Жучкова; балетмейстер–репетитор А.В.Лоцманов; концертмейстер В.Л.Витушкин; баянист В.В.Глухов; руководитель ансамбля народных инструментов Т.Б.Данилова; директор ансамбля и хормейстер хора ветеранов «Прялицы» - заслуженный работник культуры Е.А.Трунова. В 2006 году лауреату всесоюзных, всероссийских, международных конкурсов и фестивалей народному ансамблю песни и танца «Прялица» исполнилось 45 лет. Концерты коллектива пользуются вниманием ветеранов, рабочих ОАО «Северсталь», тружеников села, молодежи, изучающей фольклор Вологодской области.

Позднее появились музыкальные самодеятельные коллективы во Дворце культуры строителей, один из них ансамбль народной песни «Северяночка», один из старейших коллективов города. Основали хор 35 лет назад (в 1969 году) баянисты Михаил Дыкман и Анатолий Левенко (сегодня Анатолий Петрович руководит хором «Калинушка» Череповецкого Сталепрокатного Завода). В 1975 году у «Северяночки» появилась танцевальная группа, которую возглавила балетмейстер Вера Моисеева. Теперь танцевальной группой руководит ученица Моисеевой Наталья Горохова, зав. кафедрой хореографии училища искусств. На протяжении 25 лет художественный руководитель ансамбля Екатерина Козлова, приехавшая в наш город после окончания Ленинградского института культуры. Благодаря ее усилиям и директора Дворца культуры строителей Степана Шаверина, этот народный ансамбль остался жить даже в самое трудное время после перестройки.

Русский Национальный театр был создан в Череповце в 1994 году при поддержке ОАО «Северсталь». Художественный руководитель и главный режиссер театра – выпускник института имени Гнесиных, Народный артист России Евгений Павлович Максимов. В 1977-1989 годах Е.П.Максимов - хормейстер Северного народного хора, руководитель фольклорной группы, собиратель фольклора Северо - Запада России, автор музыки и обработок для Северного хора и других музыкальных коллективов. С 1989 года в течение пяти лет - художественный руководитель Государственного ансамбля «Русский Север». У истоков основания Русского Национального театра также стояли Зуфар Толбеев, танцовщик ансамбля «Сибирь» и руководитель ансамбля «Звезды балета Санкт–Петербурга»; композиторы Григорий Хинский и Анатолий Колесников; хормейстер Виктория Андреева.

Театр был организован из лучших актеров-универсалов Северо-Запада России, способных не только исполнять головокружительные танцевальные трюки, но и петь, играть на музыкальных инструментах, быть драматическими актерами. Коллектив состоит из инструментальной, вокальной и танцевальной групп. С начала его существования дирижёром оркестра театра был Г.Д.Хинский. Перед ним была поставлена задача - найти новое звучание народных инструментов, и она была решена. Оркестру впервые удалось найти свой неповторимый колорит в соединении древних инструментов (утицы, жалейки, владимирские рожки, барабанки, пастушьи трубы) с электронной палитрой современных синтезаторов на основе современных традиционных северных русских песнопений.

Первой большой композиторской работой в театре стала музыка к спектаклю "Древо жизни", написанная Хинским совместно с Анатолием Колесниковым, который сейчас является руководителем оркестра театра. Презентация спектакля состоялась в концертном зале им. Чайковского в Москве. Эта работа получила высокую оценку Народного артис та России Виктора Гридина, многих других деятелей культуры и искусства во многих странах мира: Австралии, Бразилии, Франции, Бельгии, Венесуэле, Италии и др., где с большим успехом проходили гастроли театра. На первом канале центрального телевидения России был показан фильм в 4 частях по мотивам спектакля "Древо жизни " и выпущен компакт-диск, на котором записана музыка к спектаклю.

С момента своего создания коллектив сразу заявил о себе как об уникальном явлении в театральном мире. Это был первый театр подобного направления в искусстве фольклора. Яркие постановки, необычность сценических решений, прекрасные декорации, костюмы и свет, а также высокий профессиональный уровень актеров позволяли создавать необыкновенные, незабываемые спектакли.

Коллектив театра неоднократно принимал участие в российских и зарубежных конкурсах и фестивалях (Украина 1994 г., Голландия 1996 г., Италия 1996 г. и 2002 г., Бельгия 1996 г., Венесуэла 1997 г., Греция 1997 г., Венгрия 1998 г., Австралия 1999 г., Франция 1998 г., 2002 г., 2005г.; Малайзия 1999 г., Бразилия 2000 г., Япония 2000 г., Германия 2000 г., США 2001 г., 2002 г., 2003 г.; и Финляндия 2003 г., 2004 г., Австрия 2004 г., Китай 2006 г.)

За десять лет Русский Национальный театр осуществил большое количество постановок. Наибольший успех у зрителей имели: «У нас нынче праздник» - театрализованное представление с русскими народными танцами и хореографическими миниатюрами (1994); «Древо жизни» - мюзикл (1994); «Веселое представление» для детей и взрослых (1994); «Озорной сказ» - шуто-трагедия по мотивам И.А.Крылова (1996) «Русское подворье» - концертная программа на открытой площадке с русской кухней и медовухой (1997); «Бесовское счастье» - шоу-представление по мотивам обрядов и поверий Русского Севера (1997); «Сестра моя Русалочка» - современная версия сказки Г.Х.Андерсена в обработке Л.Разумовской (1999); «Жила-была Сыроежка» - спектакль для детей (2000);«Я получил эту роль» - рок-балет (автор либретто и музыки Ю.Шевчук, 2000); «От Древней Руси до новой России» - шоу-программа (2001); «Избранное» - шоу-программа (2002); «Это здорово!» - мюзикл (2003); «Мы дарим вам сердца свои» - музыкальное ревю с участием солистки театра Натальи Кан (2004); «Мы можем всё!» – шоу-программа (2005);«Анатолий Колесников приглашает…» - авторская программа аранжировщика и исполнителя (2006).

В начале XXI века крупный фольклорный коллектив «Русский север» (руководитель Заслуженный деятель искусств Юрий Цепелев) продолжает сохранение и развитие традиций народной этнографической музыкальной культуры. Это многофункциональный творческий коллектив, создающий универсальные концертные программы. Его творческое кредо – создание синтетических сценических действ в духе обрядовых традиций и фольклора Северо-Запада России. Основанный Заслуженным деятелем искусств России Юрием Цепелевым в 1990 году «Русский Север» широко известен и востребован сегодня не только на родине, но и за рубежом. А началось победное шествие известного теперь на весь мир ансамбля с Ивановской «Красной гвоздики» (1992), «Белгорода-93», «Крымских зорь - 94». Ныне о «Русском Севере» узнали Аргентина, Словения, Марокко, Бельгия, Франция, Австрия, Финляндия, Испания, Германия и это далеко не полный список стран, где после первого же посещения, «Русский Север» неизменно с ожидают удовольствием и принимают с восторгом.

Репертуар ансамбля широк и разнообразен: инструментальная музыка, национальные танцы, популярные и малоизвестные народные песни, городские романсы - все это достаточно легко погружает зрителей в потрясающий своей достоверностью дух определенной эпохи, языческую или купеческую Русь, сельские или салонные гуляния начала прошлого века.

В коллективе всего сорок артистов. В составе «Русского Севера» три группы: инструментальная (руководитель Заслуженный артист России Юрий Серегин), вокальная (руководитель Заслуженный артист России Сергей Соловьев) и хореографическая. При необходимости каждая из них может дать самостоятельный концерт. В частности, вокальная группа способна исполнить обширный репертуар - от архаики до фольк­модерна. Артисты одинаково органично выглядят в Колонном зале Дома союзов, в концертных залах им. Чайковского и им.Гнесиных, в Кремлевском дворце, в залах Церковных Соборов храма Христа Спасителя и на открытых площадках фестивалей.

За годы своего существования «Русским Севером» было создано множество высокохудожественных творческих программ: "У нас под Вологдой", "Круглый год", "Соборная горка", "Русский трактир", "Русский лен" и многие другие. Государственный ансамбль "Русский Север" имеет огромный опыт по организации и проведению выставок, ярмарок, народных гуляний, презентаций, различных праздников, фестивалей различного уровня. Большой успех и слава сопутствовали ансамблю на самых престижных фестивалях России и стран СНГ.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 889 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...