Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогическая мысль в Беларуси в XVII-XVIII вв. Деятельность белорусских просветителей



В конце XVI- первой половине XVII вв. в Беларуси открываются братские школы, сначала в Вильно (1584), а затем и в других городах (Брест, Могилев, Минск, Пинск, Орша и т.д. В братских шеолах обычно изучались 5 языков (белорусский, старославянский, греческий, латинский, польский), арифметика, диалектика, риторика, география, астрономия и другие дисциплины. Индивидуальное обучение в этих школах сменялось классно-урочным, которое дожило до нашего времени. Были очень большими требования к учащимся и высокие требования к учителям.

В XVIII в. на белорусских землях распространяется светское образование. Этому содействует реформа школы, котрая проводилась под руководством С. Канарского. Реформа нарушила монополию иезуитов в области образования, ввела в школу польский язык, значительное внимание придала общественно-этическим и природоведческим наукам, воспитанию умственных склонностей учеников. Созданная в 1773 г. Образовательная комиссия отменила преподавание в рамках школьных программ религии. Н а белорусских землях комиссия открыла 20 своих школ.

Значительную роль в распространении научных знаний сыграла Гродненская медицинская школа, основанная Антонием Тызенгаузом.

В число великих белорусских просвыетителей продолжателей дела Скорины и Будного входит В. Тяпинский (1540-1600). В предисловии к Евангелию, которое он издал (ок. 1570) на белорусском языке, критиковал политику окатоличивания белорусского народа, выступал за развитие белорусского языка, перестройку образования и приближение ее к народу, был сторонником сближения славянских народов, подчеркивал их историческую и языковую общность.

Отстаивал правду в своем произведении «Диариуш» Афанасий Филиппович. «Диариуш» состоит из автобиографических зарисовок, предисловий, полемических трактатов, посланий, богословских размышлений. Автор не стремится к вычурности стиля, свою цель он видит в образном, честном и доходчивом рассказе современникам и последующим поколениям о сложном и неоднозначном времени в жизни родины.В своих произведениях Филиппович порицал внешнюю и внутреннюю политику, а также духовных и светских феодалов за их стремление к роскоши, бесжалостно вскрывал недостатки общества.

Важный вклад в развитие белорусской культуры сделал поэт и драматург, книгоиздатель и общественный деятель Симеон Полоцкий (1629-1680). Он считал, что все зло в обществе от необразованности. Распространение образования спосет общество от многих недостатков, установит полную гармонию и мир. С. Полоцкий осуждает богатство, прославляет небесные силы и труд, предлагал программу прогрессивной деятельности царя, придворных вельмож и некоторых церковных деятелей.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 500 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...