Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прецедентное имя



Напомню, что прецедентное имя (ПИ) есть индивидуальное имя, связанное или с широко известным текстом или с прецедентной ситуацией. Оно представляет собой своего рода сложный знак, при употреблении которого происходит апелляция к набору дифференциальных признаков данного ПИ. Оно может со­стоять из одного или нескольких элементов, обозначая при этом одно понятие.

Форма хранения в когнитивной базе прецедентного имени" (и, забегая не­много вперед, прецедентного высказывания) отличается от формы храпения феноменов (ПС и ПТ). Как показывают исследова­ния (см. работы И. В. Захаренко, Д. Б. Гудкова и мои 1996—1999 годов), в ко­гнитивной базе хранится сам вербальный феномен, а также то, что за ним стоит и что, собственно, и делает его прецедентным — совокупность дифференциаль­ных признаков и атрибутов20.

Отмечу, что есть свидетельства того, что ПИ как феномен давно известно русской культуре. Приведу только один пример.

Известный больше всего по Пугачеву второй и поистине классический тип самозванства был осмеян официальной историографией. Почин принадлежит Екате­рине II, которая называла Пугачева «маркизом», т. е. мошенником, похожим на мар­киза Карабаса из «Кота в сапогах». [Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 32]

Итак, прецедентное имя обладает определенной структурой, ядро которой составляют его дифференциальные признаки, а периферию — атрибуты

Дифференциальные признаки составляют некую сложную систему определен­ных характеристик, отличающих данный предмет от ему подобных.

Дифференциальные признаки ПИ могут включать характеристику предмета (см. схему 13):

(1)по внешности, или

(2) по чертам характера, или

(3) актуализироваться через прецедентную ситуацию.

(1) Приведу примеры первого варианта — характеристика по внешности.

Варя слабо ахнула. Фандорин, которого она считала порядочным человеком,-полицейский агент? А еще Печорина ич себя разыгрывает! Интересная бледность,

томный взор, благородная седина. Вот и доверяй после этого людям. [Акунип Б. Ту­рецкий гамбит. М., 2000. С. 38]

За ним, постукивая по полу тросточкой, неспешно вышагивал высокий, сухощавый господин в прекрасно сшитом сюртуке, белейшей сорочке с безупречными ворот­ничками, да еще и в цилиндре — ни дать ни взять граф Монте-Кристо, вот и двор­ник его назвал «сиятельством». Сходство с бывшим узником замка Иф усугублялось благодаря холеной, бледной физиономии (надо сказать, весьма эффектной) и ро­мантическими черными усиками. Да и возраст у щеголя был примерно такой же, как у парижского миллионщика — из-под цилиндра виднелись седые виски. [Акучин Б. Любовница Смерти. М., 2001. С. 69—70]

Сравнивая кого-либо с Кощеем Бсссмсрным, автор прежде всего имеет в виду внешнее сходство со сказочным персонажем: очень худой, тощий. Например, в статье «СЭС спит — ей кошки снятся», говоря о заинтересованности хозяев жи­вотных в привлекательном внешнем виде их питомцев, автор пишет:

... породистая кошка ни в коем случае не должна выглядеть Кощеем, иначе на вы­ставке награды ей не видать. [МК, 06.06.1997]

Или:

И те, и другие девушки — что надо, Мэри Поппинс отдыхает. [МК, 16.03.2001]

В последнем случае имеет место апелляция к Мэри Поппинс из известного отечественного фильма, в котором она поет песенку, содержащую слова: «Ах, какое блаженство, знать, что я совершенство, знать, что я идеал».

(2) Примеры второго варианта — характеристика по чертам характера (вклю­чая проявление характера в действиях, поведении).

Россия — страна сложная... страна не колбасная. Это не страна Штольца... Не стра­на Обломова — это точно. Но и не страна Штольца... [Э. Радзинский в т/п «Итоги. Ночной разговор», 07.02.1999]

Гордон — конкретный пример Обломова. Обломова перестройки... он перестроил
душу...

Да я Штольц скорее, чем Обломов, [т/п «Вместе», 10.03.2000]

Что ж, хорошо-с, — в голосе Мизинова [шеф жандармерии] зазвучала тихая угроза. — Вы... узнали такое, о чем вам знать совершенно ни к чему. В целях государ­ственной безопасности я помещаю вас под временный административный арест. Вас доставят под конвоем в кишиневский гарнизонный карантин и будут содержать там под стражей до окончания кампании. Так что пеняйте на себя.

Варя побледнела.

Но я даже не повидалась с женихом...

После войны повидаетесь, — отрезал Малюта Скуратов и повернулся к двери,
чтобы кликнуть своих опричников... [Акунин Б. Любовница Смерти. С. 49]

О Господи, твоя воля!.. Прости, Господи, но что ж ты за дубина великовозрастная !.. митрофанушка, недоросль, а еще Полины Михайловны сын! Впрочем, я сам виноват. Надо было тобой раньше заняться. [Толстая Т. Кысь. М., 2000. С. 161]

Для будущих энциклопедии: Александр Петлюра - король помоек. барахолок, му­сорных дел мастер, современный Плюшкин (…) «А лошадь-то тебе зачем?» «Да, машет рукой, театр «Эрмитаж» реквизит списывал, я и забрал.» Вот он весь в этом. Натуральный Плюшкин. Залежи фуфаек, отдельные коллекции крепдешино­вых платьев, тюбетеек, среднеазиатских халатов. [МК. 24.02.2001 ]

Однажды утром Катя решила навести марафет в запущенной холостяцкой квартире, добрую половину которой занимал ненужный хлам. «Ты настоящий Плюшкин! - весело объявила она пришедшему под вечер мужу и указала на гору старого барахла, сложенную в прихожей. - Пойдем отнесем все это не помойку.» [МК. I 7.03.2001]

... они носились по Москве в поисках приличной мебели и хрусталя. Муза, как Плюш кин, скупала комиссионки и тащила все в свое новое жилище. [МК. 16.03.20(11]

... Жириновский выдает привычную хлестаковщину: «Украли миллион миллиард... Триллион долларов!!!» [МК, 17.03.2000]

(3) Третий вариант — актуализация ПИ через прецедентную ситуацию.

Про­иллюстрирую его следующим примером: приблизительно в 1995-1996 гг рек­лама компании «Европа» неизменно сопровождалась фигурой Петра 1, вызы­вая устойчивую ассоциацию с окном в Европу, которое и «прорубил» указанный правитель.

Аналогичные примеры.

Нам рассказали, как один семилетний мальчуган чуть было не проломил камнем голову своему более удачливому сопернику, азаодно и любимой. Юный Отелло был вовремя обезврежен бдительными вожатыми. [ЛиФ, № 26, 2001]

— Она показала, что подпись Ильи Висницкого под разрешением к применению
препарата — дело ее рук. И замолчала. И поверь мне. будет молчать, как Зоя Космодемьянская.

— Ну, ты сравнил! Я, конечно, не ура-патриот, но разница между ними все же есть.

— Разница есть. И сходства есть. [Незнанский Ф. Опасно для жизни. М., 2000 С. 317]

На жену все время давили, чтобы я признал своею отца негодяем, что он совершал преступления... Но я же не Павлик Морозов. Я этого не делал. [Серго Керия в т/п «Большие родители»)

[Она] сказала, что снимет копии всех документов, с каких только сможет. И с записных книжек, которыми она пользуется, чтобы соединять отца с нужными людьми. [...] Не нравятся мне эти девочки, больше похожие на мальчиков по имени Павлик Морозов. [Маринина А. Когда боги смеются. М.. 2001. Г. 2 С. 275]

Папа, за мамой все дяденьки ухаживали...

Что ты болтаешь, чудовище? Там и дяденек-то не было. Одни женщины с детьми.

Так, вот с этого места, пожалуйста, поподробнее, - включится Александр.

Да? Не было? А болгарские дяденьки? — прищурил свои синие глазёнки Павлик
Морозов в юбке. [Незнанский Ф Опасно для жизни. С. 96]

Анекдот дня:

Иван Сусанин стал национальным героем, потому что никому не рас­сказывал о своей программе. [МК, 27.03.2000; на следующий день после выборов Президента, которым стал В. В. Путин]

Атрибутами ПИ называются некие «элементы», тесно связанные с означае­мым ПИ, являющиеся достаточными, но не необходимыми для его сигнификации (кепка Ленина, бакенбарды Пушкина", маленький рост Наполеона).

В ка­честве атрибутов могут выступать некоторые детали одежды пли внешности, которые принадлежат денотату (в другой терминологии— референту) и по ко­торым его можно «идентифицировать», «узнать».

Подобная «идентификация» может быть названа номинацией по атрибуту («именованием» предмета через его атрибут), посредством которой в коммуникации осуществляется апелляция к прецедентному имени. На этом приеме основаны многие анекдоты, карикату­ры, он широко используется в кинематографии.

Вспомним портреты-зарисовки К. Васильева (к примеру, портрет Д. Д. Шостаковича, на котором изображены только очки великого композитора, но «за ними», за их «полетом» легко «чита­ется» образ самого их хозяина).

Или фильм Т. Абуладзе «Покаяние», главный герой которого «составлен» из атрибутов различных прецедентных имен, т. е. деталей одежды и/или внешности, способных вызвать устойчивые и однознач­ные ассоциации с «денотатом» — реальным «хозяином» имени: усы Гитлера, очки Берии, френч Сталина,— а также бельканто и любовь к классической ита­льянской музыке, что вызывает ассоциацию с Муссолини.

Вспомним также из­вестное «Мы живем, под собою не чуя страны»...

О. Э. Мандельштама или «То он в бронзе, а то он в мраморе» А. Галича, где именно по атрибутам легко вос­станавливается образ Сталина.

Далее, рассмотрев в общем виде структуру прецедентного имени, обратимся к функциональному аспекту данного феномена. Анализ употребления ПИ в ре­чевом общении показал, что именно структурное устройство прецедентного имени определяет особенности его функционирования в речи.

- Прежде всего, прецедентное имя, как любое другое индивидуальное имя, способно именовать предмет, указывая непосредственно на денотат. В таком случае ПИ функционирует как имя собственное (дифференциальные признаки прецедентного имени оказываются как бы «игнорируются», однако связь данного имени (в этом случае оно выступает в первую очередь как имя собственное, а не прецедентное) с «по­родившим» его текстом (в данном случае не важно, прецедентным или нет) мо­жет сохраняться), например: «Обломов — герой романа Гончарова».

Приведём в качестве примера небезызвестный фильм «Бакенбарды»: персонажи, подра­жавшие Пушкину, использовали определенные атрибуты образа поэта — бакенбарды, черный цилиндр, черный плащ на белой шелковой подкладке, тяжелая трость с большим наболдашником. Те же персонажи, начав подражать Маяковскому, обрились налысо, надели старые мешко­ватые штаны (брюками назвать сей вид одежды представляется несколько затруднительным) и «заслуженные» безразмерные свитера без ворота, т. е. начали эксплуатировать атрибуты образа другого великого поэта — «глашатая и бунтаря».

- Может иметь место апелляция к дифференциальным при­знакам ПИ, составляющим ядро инварианта его восприятия, т.е. ПИ функционирует как имя прецедентное (При таком функ­ционировании ПИ не требуются какие-либо комментарии пли расшифровки как самого имени, так и ситуации, в которой оно употребляется, само ПИ является «самодостаточным», чтобы выразить нечто большее, чем очевидное и непосредственное значение знака), например:

«Как же! Жди! Он же шага лишнею не сделает, Обломов несчастный!»





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 5885 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...