Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 18. Педагогическая деятельность И.И. Бецкого



В 1764 г. Бецкой представил Екатерине II доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей, который впослед­ствии получил силу закона и был опубликован под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». В докладе говорилось о необходимости воспитать в России «но­вую породу людей» — образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, и разночинцев — «третий тип людей», способных развивать про­мышленность, торговлю, ремесло. Для этого необходимо, считал Бецкой, организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, в которых дети с пяти-шестилетнего возраста должны пребывать в течение 10—12 лет. Их следует изолировать от окружающих, с тем чтобы не подвергать «развращенному» влия­нию среды.

От императрицы Бецкой получил задание преобразовать имеющиеся учебные заведения и открыть новые. Он изменил "постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпу­сах и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитан­ников. Им был открыт также ряд новых воспитательно-образова­тельных учреждений для разных сословий, кроме крепостных крестьян, в том числе основан Институт благородных девиц (Смольный институт) в Петербурге для дворянок с отделением при нем для девочек из мещан.

И.И. Бецкой полагал возможным создать «новую породу лю­дей» путем воспитания. Переоценивая роль воспитания в общест­венной жизни, он утверждал, что «корень всему злу и добру —
воспитание». Он надеялся на то, что первые воспитанные в закрытых учебно-воспитательных заведениях новые люди пере­ дадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь — будущим поколениям, я так постепенно, мирным путем изменятся нравственность и поступки людей, а следо­вательно, улучшатся общество и общественная жизнь. Клас­совая ограниченность заставляла его верить во всемогущество воспитания.

Главными средствами нравственного воспитания, «воспитания сердца», Бецкой считал «вкоренение страха божня», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он пред­лагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, созда­вать у них привычку избегать праздности, быть всегда учти­выми и сострадательными к бедности и несчастью. Следует также, говорил он, внушать детям склонность к опрятности и бережливости, обучать их тому, как вести домашнее хозяйство. Бецкой придавал очень большое значение физическому воспи­танию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также «увеселение невинными забавами и играми, чтобы мы.сли всегда в ободрение приводить, искореняя все, что скукою, задумчивостью и прискорбием назваться может». Он требовал, чтобы соблюдалась чистота, проводились физические упражнения и трудовые занятия, развивающие физические силы детей. Им было составлено руководство по физическому воспитанию детей под названием «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества»,, которое на основании постановления сената было разослано по городам России во все воспитательные учреждения.

Касаясь вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склон­ности. Учить юношество следует, по его мнению, «больше от смотрения и слушания, нежели от твержения уроков». Бецкой предупреждал, что принуждение детей к учению может при­вести к притуплению детских способностей, и настаивал на катего­рическом запрещении физических наказаний. В «Генеральном плане Московского воспитательного дома» говорилось по этому поводу: «Единожды навсегда ввести закон и строго утверждать — никогда и ни за что не бить детей».

Бецкой требовал тщательно выбирать воспитателей, которые должны заменить детям родителей, требовал, чтобы воспитатели были русскими, «добросовестными и примера достойными людь­ми», он говорил о том, чтобы из всех живущих в воспитатель­ном доме создать дружную семью. Но, провозглашая прогрес­сивные идеи, Бецкой мало заботился об их выполнении в соз­даваемых правительством детских учреждениях.

Взгляды Бецкого имели отпечаток классовой, дворянской ограниченности. Прежде всего, это проявилось в его требовании «вкоренения» в сердца детей «страха божия», в его иллюзорной вере, в то, что будто бы путем воспитания можно улучшить сословно-крепостнический строй, а также в его требовании изо­лировать детей от окружающей действительности, поместив их в закрытые учебно-воспитательные заведения.

Вопрос 19. Педагогический взгляды Н.И. Пирогова. Вопросы жизни

Николай Иванович Пирогов (1810—1881), знаменитый врач-хирург, организатор медицинской помощи героическим участникам обороны Севастополя в Крымской войне, выступил в 1856 г. в журнале «Морской сборник» со статьей «Вопросы жизни», в которой поставил ряд важных вопросов семейного и обществен­ного воспитания детей. Статья привлекла всеобщее внимание и послужила поводом к широкому обсуждению этих вопросов в прессе, учебных заведениях, среди педагогов и родителей. В этой статье Пирогов обосновывал свой идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Он воз­мущался тем, что родители, не считаясь со склонностями детей, «самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или иной касты общества», спешили подготовить его к выполнению сословных обязанностей, забывая о том, что надо прежде всего обеспечить развитие личности, сформировать нравственнее убеждения, необходимые человеку при вступлении на самостоятельный жизненный путь. Он указывал на вред ран­ней профессионализации, специализации в образовании как для самого человека, так и для общества. Общее образование Пирогов считал необходимым для всех людей, поскольку оно является той основой, на которой должно строиться специальное образова­ние. Мысли Пирогова о важной роли общего образования в формировании человека были исторически прогрессивными для своего времени.

Однако в педагогических высказываниях Пирогова отразилась и его классовая ограниченность. Основой воспитания нравствен­ного человека он считал христианскую религию и настаивал на необходимости религиозного воспитания детей с самого раннего возраста. Для преобразования общественной жизни России он видел только один путь — воспитание: «Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества».

Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного воз­раста Пирогов считал той ступенью, с которой начинает формиро­ваться нравственный человек, той основой, на которой строится дальнейшее школьное образование. Основные мысли Пирогова о воспитании нравственного чело­века с самого раннего возраста, о важной, ответственной роли матери в первоначальном семейном воспитании детей, об идеале матери-воспитательницы зародились у него задолго до опублико­вания статьи «Вопросы жизни». Они были высказаны им в письмах к своей будущей жене еще в 1850 г. Главное назначение матери, утверждал Пирогов,— «отдать себя полностью семье, делу вос­питания детей», и женщина должна быть подготовлена к вос­питательной деятельности. «Неоценимое счастье,— писал он,— быть воспитанным в первых годах детства образованной матерью, знавшей и понимавшей всю высокость, всю святость своего призвания». Чтобы выполнить это призвание, матери необходимо постоянно стремиться к самовоспитанию и самообразованию, иметь способность ясно говорить с детьми, а главное — «постоянно трудиться над улучшением воспитания детей». В статье «Вопросы жизни» Н. И. Пирогов подверг резкой критике постановку женского воспитания в России, которое не отвечало, по мнению ученого, ни личным склонностям, ни общест­венному назначению женщины. Он стремился возвысить женщину в глазах общества. Более того, Пирогов полагал, что, «ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова и первую молитву, они делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками». Н. И. Пирогов настаивал на том, чтобы мать была окружена особым внима­нием и уважением со стороны общества. «Только близорукое, тщеславие людей, строя алтари героям, смотрит на мать, корми­лицу и няньку, как на второстепенный, подвластный класс. Только торговый материализм и невежественная чувственность видит в женщине существо подвластное и.ниже себя». Отметив, что в руках матерей «лежит будущность челове­чества», Пирогов указывал на необходимость бережного и внима­тельного отношения к детям, ум и сердце которых под влиянием воспитания и обучения, подобно мягкому воску, могут принять разные формы. Нужны постоянные заботы и труды матери, чтобы руководить общим развитием, поведением ребенка: «Прозорливым и наблюдательным оком она должна замечать его действия, его склонности, данные ему от природы, врожденные и зависящие от природы темперамента: то развивать их, то удерживать их развитие и давать им другое направление, смотря по тому, каковы эти склонности,— вот ее труд».

В семейном воспитании имеется больше возможностей, чем в школе, руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности. Пирогов призывал воспитателей и родителей тщательно изу­чать духовный мир ребенка, разумно направлять развитие и вос­питание детей. Н.И. Пирогов поставил на обсуждение педагогов важнейший вопрос дошкольной педагогики: каково должно быть направление воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в семье? Сам он дал этому вопросу оригинальное решение: в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры. «...В ребенке,— писал Пирогов,—.весьма рано развивается уже множество различных способностей к реальному образованию; понятие, например, о форме и других чувственно-физических свойствах предметов развивается уже в нем очень рано. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию. Как близоруки наши воспитатели, видно из того, что самый важный, самый сильный рычаг первоначального образования — детские игры — остается почти в совершенном бездействии в руках матери и воспитателей. Горячий патриот своей Родины, Н. И. Пирогов считал обяза­тельным, чтобы воспитание и обучение проводилось на родном языке. Он восставал против космополитизма в деле воспитания и образования детей, выражавшегося в том, что детям привилегиро­ванных слоев общества с раннего возраста бонны и гувернеры прививали презрение к родному языку и любовь к иностран­ному. Пирогов высказал ценные мысли о психологии детского внима­ния, о средствах его развития с раннего возраста. Внимание Пирогов рассматривал с материалистической точки зрения, как «особое состояние напряжения тех элементов мозга, которыми воспринимаются приносимые органами чувств впечатления», подчеркивал необходимость индивидуализировать приемы и сред­ства воспитания у детей внимательности. Имя Н. И. Пирогова вошло в историю развития мировой хирургической науки, в историю развития русской науки и просве­щения. Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных окру­гов, II. И. Пирогов показал себя как гуманный и чуткий руководи­тель молодежи, он содействовал оживлению деятельности педаго­гических советов гимназий, развитию творческой инициативы учащихся путем организации литературных утренников и т. п. Вместе с тем в педагогической теории Пирогова, как уже указыва­лось, отразились и.некоторые черты, свойственные либерально-буржуазной педагогике: абстрактно-идеалистическое обоснование цели воспитания, примирение научного образования с религиоз­ным воспитанием, непоследовательность в решении проблемы о телесных наказаниях детей и пр.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 486 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...