Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 10. Ф. Фребель как теоретик и практик дошкольного воспитания



Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой фило­софии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. Он полагал, что педагогике Песта­лоцци недоставало философского обоснования и пришел к ре­шению о необходимости преодолеть эмпиризм Песталоцци и по­строить свою систему на прочном философском фундаменте.

По мнению Фребеля, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и рели­гиозным. Инстинкт деятельности, или активности,— проявление в ребенке единого творческого божественного.начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутрен­нюю сущность всех вещей, т. е. опять-таки бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребенка, истолковал пред­ставление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребенке божественного начала.

Фребель. считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание, писал он, должно руководить самораскрытием, но.самораскрытие невозможно без внешних воз­ действий, почему необходимы разнообразные средства, вызываю­щие развитие, внутренних тенденций, влечений. В детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятель­ность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знако­мить их с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе, помогая им развиваться как растениям в саду..

Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие -детей, которое начинается с их физического развития.- Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов ребенка„он рекомен­довал предоставить ему свободу движений, умеренное и подходя­щее питание, удобную одежду. Огромное значение для физиче­ского развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, -ритмические движения, конструирова­ние, сельскохозяйственные несложные работы на участке, про­гулки.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Рас­крывая ее.сущность, он доказывал, что игра для "ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изо­бражая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. •

Фребель широко использовал игру как одно из средств нрав­ственного воспитания, полагая, что в коллективных и индиви­дуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения^ тренирует свою волю. Игру, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».

Первым даром является мяч. Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр. Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков. Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится по­полам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина, равна одной четвертой этой стороны). Пятый дар — кубик, разделенный -на. двад­цать семь маленьких, кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части. Шестой дар — кубик, разделенный и то же на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр. Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представле­ния о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

Много страниц в сочинениях Фребеля посвящено развитию речи детей, песенкам, играм; им установлена последовательность речевых занятий, показано, как сопровождать речью и другие занятия, для этого им были придуманы песенки, сопровождающие занятия по рисованию, и др.Большой заслугой Фребеля явилось введенное им разнообра­зие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, выкладыва­ние из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек, и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологи­ческих позиций, находят применение в современных детских садах.

Детские сады, преследуемые при жизни Фребеля, к концу, - XIX в. заняли ведущее положение в системе дошкольного вос­питания во многих странах.

Распространение идей Фребеля после его смерти связано с деятельностью ряда его учеников и последователей, некото­рые из них были организаторами первых народных детских садов для детей пролетариата. В 1866 г. в России начал издаваться журнал «Детский сад», в котором освещалась методика Фребеля и вместе с тем давалась критика идеалистических основ его системы. В Германской Демократической Республике теория Фребеля проанализирована с марксистских позиций. Отвергая идеалисти­ческие основы этой теории, немецкие педагоги показали исто­рические заслуги своего соотечественника в развитии дошкольной педагогики: труды Фребеля способствовали выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знаний.

Вопрос 11. Воспитание в Древней Руси (до принятия Христианства)

Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость; вы­носливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существо­вал обычаи вручения отцом лука и стрелы сыну, когда последний становился совершеннолетним. В семье и родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков, большую роль в моральном воспитании детей.играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизнен­ными явлениями давали им представления о семейных и об­щественных отношений. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.

В IX в. на территории Восточной Европы, возникло мощное Киевское государство, оформился феодальный строй. Введенная в конце X века князьями официальная государственная религия,— христианство—способствовала этому.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 784 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...