Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Немецкий философ-материалист Л



Немецкий философ-материалист Л. Фейербах (1804 – 1872) в центр своей философии поставил человека, как высший продукт природы. В человеке Фейербах подчеркивает его природно-биологическую сущность. Ни социальный, ни исторический, ни духовный ее аспекты он не рассматривает. За это немецкого философа справед­ливо критиковали. Его антропология имела чисто биологическую основу. Дух и тело составляют единый организм. После его смерти дух (душа, сознание, разум или нечто иное) отдельно от тела существовать не может.

В проблеме познания Фейербах занимает сенсуалистическую позицию. Иными словами, единственный источник человеческого познания — деятельность органов чувств.

Философия Фейербаха пронизана гу­манизмом. Христианская заповедь «воз­люби ближнего» возводится им в ранг фи­лософского морального закона. Не Бог, а именно человек есть первый и высший объект любви для каждого. Отсюда этическая формула — «человек человеку — Бог». Этика Фейербаха лишена аскетизма. Высшее естественное стремление человека — стремление к счастью. Но оно, по мнению философа, невозможно за счет других людей. Следовательно, необходимо со­гласование своих желаний с интересами человечества. Эгоизм дол­жен быть уравновешен альтруизмом.

Своё видение проблемы происхождения религии Фейербах изложил в книге «Сущность христианства». Не Бог создал человека, а человек создал Бога, наделив последнего человеческими атрибутами. Тайна христианства, следовательно, в объективировании человеком своих сил, которые приобрели тем самым потусторонний, отчуждённый от человека смысл. Приписав Богу независимую силу, человек признаёт себя бессильным и зависимым от созданного им образа Бога. Для преодоления этого злосчастного отчуждения человек должен познать подлинное отношение между собой и Богом. Бог, которого человек представляет внешней силой, есть не что иное, как порождение самого человека. И любовь к Богу есть лишь отчуждённая, ложная форма подлинной любви – любви к другим людям. Если люди осознают это, то они перестанут верить в Бога – полагал Фейербах. Подобные взгляды, отрицающие веру в сверхъестественное, называют атеистическими (от греч. a – отрицание и teos – Бог).

  1. Диалектический материализм К. Маркса:




Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...