Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет философии и её соотношение с конкретными науками



Философия рождается из человеческой любознательности (любопытства) – на это указывал древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 до н.э.). Другой источник указал Сократ (469 – 399 до н. э.) – это переживание конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. В этом смысле философия – это «ответ» человека на вызов судьбы, поставившей его – смертное, но единственное в мире мыслящее существо – в положение «один на один» с бесконечной, безразличной по отношению к нему Вселенной.

Таким образом, философские вопросы – это вопросы об отношении человека к миру. Немецкий философ И. Кант (1724 – 1804) считал, что философия должна дать ответ на следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Эти вопросы о судьбе, предназначении человека (и человечества), о его высших идеалах и ценностях: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством её завершить? Могут ли люди изменить свою жизнь к лучшему? С чего начать – с изменения, преобразования внешних, материальных условий жизни или с перестройки духовной, с переориентации собственного сознания? Эти проблемы не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново.

Философские вопросы – это мировоззренческие вопросы, ответы на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума.

Материал для размышлений нам дают факты. Сегодня существуют люди – ученые, которые заняты изучением как окружающего нас мира так и самого человека. Эти люди объединяются в научное сообщество. Результатом деятельности сообщества ученых является наука (как сфера человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, допускающие доказательство и эмпирическую проверку). Ученые изучают факты и пытаются объяснить, как устроены мир и человек. Однако нас интересует не только как? но также почему? и зачем? На эти вопросы у науки нет ответа, их разрешение лежит в области философского мышления.

Кроме того, научное знание дифференцировано: существует множество наук – биология, химия, физика, история и проч. А каждая наука – это своего рода обрывок знания. Все науки – это сумма обрывков.

Учёный, пытающийся объяснить мир лишь через призму какой-либо одной науки, уподобляется слепцам из мудрой древнеиндийской притчи: «Однажды трое слепых пожелали узнать, что есть слон. К ним подвели слона и предложили: одному пощупать хобот, другому – ногу, а третьему – хвост. «Ну, как, теперь вы знаете, что такое слон?”– спросили их. «О да, знаем. Это что-то мягкое и гибкое, как змея”, – ответил первый слепец. “Это что-то большое, как колонна”,– отозвался второй, ощупывавший ногу слона. “Это что-то тонкое и длинное, как веревка”,– отозвался третий».

В этой притче есть тонкий намёк на то, что знающий нечто лишь под одним углом зрения остаётся в неведении сути того, что даётся обобщающей силой мысли, ориентированной на мир в целом и опирающейся на знание основных достижений конкретных наук, определённых областей культуры.

Такую систему знаний о мире как целом и призвана дать философия. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем вида, и строит систему знаний о мире как целом, об отношении человека к миру, т. е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 169 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...