Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этическое учение Канта. Этика долга



Моральная философия И. Канта (1724 – 1804) знаменует собой переход от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Замысел Канта — выявить "чистоту" морали, освободив ее от всех «загрязнивших» ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи следует ориентироваться не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на "понятия чистого разума", избирая умозрительный путь построения моральной теории, Кант неоднократно подчеркивает ее практическую значимость: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я хочу, а именно: подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».

Уже в этом высказывании отчетливо просвечивается основная этическая ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования.

Установка на выявление специфики нравственности и фундаментального, общего для всех нравственного закона предопределила тезис об автономии морали. Смысл этого тезиса заключается в том, что мораль самодостаточна, содержит свою причину в себе и невыводима ни из чего. Кант не только стремится очистить мораль от всего эмпирического и "принадлежащего к антропологии", но и подчеркивает ее автономию по отношению к религии, более того, религиозная вера ставится в зависимость от морали. Такая автономная мораль (источник которой - не сущее, а абсолютно должное) противоречит реальному миру, возвышается над ним и призвана подчинить его себе. Такова основная антиномия кантовской этики, имеющая не только теоретический, но и практический смысл, актуализированный, кстати, в настоящее время.

Мораль, по Канту, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воли необходимо согласование ее с высшим нравственным законом — категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна сделать правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

В других формулировках категорического императива Кант подчеркивает нравственную самоценность личности (запрещение рассматривать ее в качестве средства), ее способность к нравственному творчеству, По сути дела, свобода, понимаемая как добровольность поведения, личное избрание его принципов, ориентированное на их общечеловеческую значимость, отождествляется Кантом с моральностью, отличаемой от легальности, которая стимулируется принуждением или личными интересами.

Нравственный закон существует для индивида как долженствование, определяющее возможность правильного выбора, т.е. предпочтения долга чувственным склонностям, преодоление эгоистических побуждений. Мораль и этика учат человека не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья. Исходя из этого, Кант подвергает критике эвдемонистическую этику, стремясь обосновать внепсихологическое понимание морали. По его мнению, нравственность не есть данное природы, напротив, она императивна и предписывает человеку преодоление эгоизма во имя должных идеалов.

Преодоление противоречия между идеалом и реальностью Кант видит в возвышении, одухотворении сущего, подчинении его принципам морали, выражающим главную родовую цель человеческого сообщества, однако анализ реалий бытия не дает ему оснований надеяться на то, что это возможно. Большинство людей одержимо эгоистическими склонностями и мало задумываются о судьбе добродетели. Таким образом, нравственный закон должен быть осуществлен, но осуществлен быть не может. Своеобразный выход из этой антиномии Кант находит в постулатах о свободе воли, бессмертии души, бытии Бога, что свидетельствует о его бессилии в отыскании источника морального долженствования, преодолении разрыва между должным и сущим, свободой и необходимостью.

34. Ступени и формы познания: единство чувственного и рационального в познании.

Процесс познания следует понимать как единство чувственного и рационального Но это единство не следует понимать как разделение человеческого познания на две ступени: чувственный и рациональный Чувства и мышления в человеческом познании являются двумя ступенями, разобщенными временным интервалом: сначала человек познает чувствами без помощи ума, а потом - умом без чутьеів.

Чувственное и рациональное не две ступени, а два момента, из которых состоит знание о внешнем мире

Единство чувственного и рационального в процессе познания означает не следование одного за другим, а обязательное участие того и другого в нашем познании На каком уровне не находилось бы наше знание, оно зав вжды собой единство чувственного и рационального.

Даже тогда, когда мы просто наблюдаем явление действительности, мы мыслим, переводим результаты наших наблюдений на язык мыслей есть, весь процесс познания является взаимосвязью и взаимовлиянием чувственного и р рационального.

О чувственный и рациональный ступени познания е смысл говорить в генетическом, а не в логическом плане

Познание осуществляется на основе общественной практики человека, идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него - снова к практике

Таким образом, первым моментом познания является живое созерцание или чувственное познание - ощущение, восприятие, представление Именно из живого созерцания, и прежде всего с ощущений, начинается познание объектов действительно ости Живой организм не может существовать без связи с окружающей средой форме этой связи с внешним миром есть ощущениеття.

Ощущение - превращение энергии внешнего раздражения в сознании

Процесс познания проходит две основные ступени: эмпирическую и рациональную. Эмпирическая ступень осуществляется на основе непосредственных данных органов чувств, непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром. Основными формами эмпирического познания являются: ощущение, восприятие, представление, воображение.
Ощущение – это результат непосредственного воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека (зрение, обоняние, вкус, слух, осязание). Но не всякое воздействие внешнего мира на органы чувств проявляется в ощущении (рентгеновские лучи, звуковые колебания ниже и выше воспринимаемых границ и др.). Ощущением является только такое воздействие на органы чувств, которое фиксируется в мозге человека, осознается. Поэтому ощущение – это превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Следует также отметить, что внешние раздражители отражаются через органы чувств не зеркально, а в особой, субъективно воспринимаемой форме (цвет, запах, вкус, звук, ощущение тепла/холода), которые объективно, вне человека, его органов чувств - не существуют. Поэтому ощущение представляет собой субъективный образ объективного мира. Особенность ощущений заключается в том, что они дают человеку знания об отдельных свойствах, особенностях предметов, явлений внешнего мира. Для человека ощущения - это приобретенный опыт, они играют важную роль в оценке результатов воздействия внешнего мира на органы чувств человека. На основе ощущений формируется отношение человека к предметам внешнего мира, ощущения необходимы для ориентации человека в окружающей среде, результаты ощущений выполняют роль руководства к действию (ребенок, обжегшись об утюг, будет избегать контакта с ним, даже он холодный). Ощущения, взаимодополняя друг друга, создают интегрированные представления о предметах, явлениях.
Восприятие – представляет собой основанное на данных ощущений, целостное знание о предмете, в котором на первый план выступает значимость этого предмета для человека: его полезность или вредность, приемлемость или неприемлемость. Ребенок, которого мать впервые угостила, например, бананом и он попробовал его на вкус, в следующий раз при одном зрительном ощущении уже будет знать, что это такое, определит всое к нему отношение и даст свою оценку.
Представление – это способность человеческой психики воспроизводить образы предметов, явлений, ситуаций, с которыми человек сталкивался непосредственно или узнал о них от другого человека из литературы, средств массовой информации. Представление также воспроизводит образ не зеркально. В представляемом образе фиксируются те стороны предмета, которые имеют определенное значение для человека. Главную роль в формировании представлений играет память.
Воображение – это способность психики человека создавать образы предметов, явлений, ситуаций, с которыми человек не имел непосредственно контакта в действительности. Образы воображения создаются в голове человека на основе ощущений, восприятий, представлений. Но воображаемые образы - есть продукт человеческого мозга. Например, образ черта создан на основе знаний о добре и зле, о свойствах, особенностях реальных предметов (рожки, руки с длинными когтями, парные копыта на ногах, хвост, черная шерсть – все это позаимствовано из реальной действительности, но в воображении скомпоновано так, что получился совершенно новый образ, аналога которому в действительности нет).

Представление и воображение являются как бы переходными ступенями к абстрактному мышлению. Образы представления и воображения приобретают относительную самостоятельность по отношению к предметам, которым они соответствуют. Причем, воображение - это не только система образов, но и определенный способ их создания. Этот способ затем применяется и на уровне логического мышления в виде фантазии (“Наутилус” Жуля Верна, “Гипперболоид инженера Гарина” и т.д.).
Рациональная ступень познания формируется на основе понятийного, логического мышления, закрепленного в языке. Если чувственное познание оперировало знанием конкретных свойств, связей, особенностей предметов, то рациональное познание – это познание, прежде всего, сущности предметов, явлений. Результаты рационального познания, выраженные в понятийной форме приобретают относительную самостоятельность по отношению к предметам, в них отраженным. Так, если представление о дереве на уровне чувственного познания всегда связывается с конкретным чувственно воспринимаемым предметом в его естественной форме, то на уровне рационального познания формой отражения действительности является понятие, выраженное в слове. Результаты рационального познания могут существовать не только тогда, когда мы имеем дело с какими-то реальными предметами и явлениями, но и тогда, когда предметов этих уже нет или еще нет. Например, Римской империи уже давно нет, но знания о ней сохранились. Уже есть проекты межпланетных космических пилотируемых кораблей, которых еще в действительности нет.
Основными формами рациональной ступени познания являются: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это выраженные в абстрактной форме и закрепленные в языке знания о сущности предметов, явлений, процессов. В понятии фиксируются только самые существенные стороны, особенности предметов, явлений, процессов.
Суждение – это система взаимосвязанных понятий, при помощи которой конкретизируется знание о предмете. Например, есть понятия “роза” и “красное”. Суждение будет – роза-есть-красная, что конкретизирует знание о розе.
Умозаключение – это система суждений, взаимосвязь которых ведет к получению нового знания.
Например: суждения: Платон –человек
Человек – смертен
Умозаключение: Платон – смертен.
На основе понятий, суждений и умозаключений формируются такие формы рационального познания, как идея, гипотеза, теория, концепция, принцип. Рациональное познание дает ключ к знанию сущности предметов, явлений и процессов, к знанию закономерностей развития природы, общества, мышления. При помощи рационального познания человек не только познает окружающий мир, но и преобразовывает его в соответствии, с одной стороны, со своими потребностями и интересами, а, с другой, с требованиями объективных закономерностей развития мира и человека.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 853 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...