Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Соотношение сущности и существования человека как философская проблема. Основные подходы к определению сущности человека



Категория «бытие» отличает сверхчувственное единство и полноту реальности.

Бытие – это последнее, о чём допустимо спрашивать; это предельное основание => бытие не может быть традиционным образом (через род и видовое отличие) определено, т.к. нет родового понятия.

Содержание философской категории бытия раскрывается в связи со следующими философскими понятиями и категориями:

I. категория существования – самая абстрактная.

Эта категория выражает простой факт: любой предмет, обладая признаком существования, объединяется по этому признаку со всем тем, что есть в мире.

II. категория «форма бытия»

Эта категория указывает на особенное, специфическое существование, которое характеризуется определённым набором признаков.

Наиболее общие формы бытия (эти формы образуют пары):

1. материальное бытие и идеальное бытие

2. объективное бытие и субъективное

Объективное бытие – существующее независимо от сознания человека, субъективное бытие – это то, которое существует, благодаря сознанию человека.

3. Применительно к человеческому бытию мы можем говорить о существовании следующей пары: вещно-объективируемое (пассивное) бытие и человеческое существование как экзистенция (это необъективируемый уровень бытия человека). Экзистенция совпадает с человеческой свободой.

III. категория субстанции

Если понимать бытие как единство сущности и существования, то можно сказать, что в понятии «субстанция» выражается сущностная сторона бытия. В современном понимании (смысле) субстанция – это название для предельного основания, к которому сводятся все конечные формы проявления бытия (конкретные вещи, процессы и состояния). Субстанция является причиной самой себя, у неё нет внешней причины.

IV. категория «сущее» обозначает совокупность многообразных отдельных проявлений бытия (отдельных событий, вещей, процессов).

Понятие «сущее» может употребляться в двояком смысле, оно может обозначать

1) любую конкретную вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию

2) под сущим понимается самосущее (заключающее бытие в самом себе, т.е. Бог как онтологический абсолют).

28. Человек и природа: сущность и тенденция взаимодействия

Понятие «природа» обозначает:

1. совокупность естественных условий существования общественно-организованного человечества

2. природа выступает как противоположность по отношению к понятию «культура». Природное преобразуется в культурное посредством человеческой деятельности.

Взаимодействие человека и природы отражается в понятии «окружающая среда».

В рамках окружающей среды выделяются:

1. естественная окружающая среда

2. искусственная среда обитания («вторая природа»).

Основой взаимодействия природы и общества является материальное производство, а основой материального производства - трудовая деятельность человека (труд). «Труд - это процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» (К. Маркс)

1. Природа зависит от масштабов, форм и направлений человеческой деятельности.

2. Эта деятельность всегда осуществляется в формах исторически определённого типа общественных отношений. Естественными формами использования достижений науки и техники определяются естественные последствия деятельности человека (в смысле влияния этой деятельности на природу).

3. Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития.

Отношение человека к природе изначально двойственно, поскольку, с одной стороны - человек в своей деятельности противопоставляет себя природе, а с другой стороны - человек всегда является частью и порождением природы.

Н.Н. Моисеев «Современный рационализм»: «Подчинённость человека природе, которая не исчезнет никогда, я связываю с необходимостью согласования стратегии общества и стратегии природы. Благодаря этому общество приобретает возможность стабильного развития». Примеры по Моисееву: к таким обществам относятся шумерское общество и древняя цивилизация Южного Китая - «Оба эти общества нашли рациональную форму коэволюции человека и биосферы, когда трудовая деятельность не истощала, а обогащала природу, создавая одновременно предпосылки для развития цивилизации».

Можно выделить 2 взаимосвязанных аспекта отношения человека к природе:

1) производственный

2) духовный

1 теоретический (т.е. познавательный)

2 духовно-практический (религиозное, нравственное, эстетическое

отношение человека к природе).

В истории сложились следующие типы отношения человека к природе:





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1044 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...