Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские взгляды Спинозы



Философия Декарта оказала огромное влияние на нидерландского мыслителя Бенедикта Спинозу (1632-1677 гг.). Подобно Декарту, Спиноза стремился построить философию на достоверных началах. Как считалось в то время, достоверность и строгую доказательность дает математика. Поэтому Спиноза использовал геометрию с ее аксиомами в качестве формы, в которой излагает свой главный труд «Этика».

Основу философской системы нидерландского мыслителя составляет учение о субстанции. В отличие от Декарта, Спиноза понимает субстанцию как единую, вечную и бесконечную природу. Она есть причина самой себя (causa sui), она не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Философ отождествляет природу и Бога. Центральная формула его метафизики такова: Бог, или субстанция, или природа. Таким образом, Спиноза стоит на позициях пантеизма, и пантеизм у него достигает своей кульминации. Она выражается в последовательной деперсонализации Бога. Бог Спинозы иной, чем в теологии, он не есть личность и творец природы. Он - безличная сущность, начало и причина всего существующего, Природа творящая.

Определив Бога-субстанцию как причину самой себя, Спиноза выделяет такие свойства субстанции, как неделимость и вечность, то есть безначальность и бесконечность во времени и пространстве. Понятие субстанции он конкретизирует также представлением об ее атрибутах (неотъемлемых свойствах). Их два - протяжение и мышление. Спиноза как бы трансформирует две субстанции Декарта в два атрибута единой субстанции. Как и у Декарта, протяженность означает для Спинозы телесность, материю. Однако наряду с протяженностью материя, по Спинозе, начиная с камня и кончая человеческим мозгом, обладает способностью мыслить, хотя и в разной степени.

От субстанции, Природы творящей нидерландский философ отличает природу сотворенную - конечные вещи. Их он называет модусами. От субстанции они отличаются своей зависимостью от внешней причины и характеризуются не только своей конечностью, но и такими качествами, как изменение, движение Движение Спиноза понимает как бесконечную модификацию. Сама субстанция неподвижна и неизменна.

Учение Спинозы о субстанции определяет и его концепцию де терминизма. Так как субстанция характеризуется внутренней необходимостью своего существования, то в мире господствует жесткий детерминизм. Звеном мировой детерминации является человек. Он - существо особого рода, поскольку помимо телесности обладает атрибутом мышления, разумом. И свобода человека, по существу, водится к определенной степени его разумного поведения. Спиноза не признавал свободы воли человека потому, что человеческая душа не является самостоятельной субстанцией. Свободен только Бог, ибо все его действия продиктованы его собственной необходимостью. Человек же может лишь познать ход мирового процесса, чтобы сообразовывать с ним свою жизнь. «Свобода есть осознанная необходимость», - утверждал Спиноза.

Пантеистическому монизму (учению о единой субстанции) Спинозы.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...