Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия эпохи возрождения. На смену средневековью приходит новая эпоха, которая прежде всего осознала себя как возрождение античной культуры



На смену средневековью приходит новая эпоха, которая прежде всего осознала себя как возрождение античной культуры, отсюда пошло и ее название - Эпоха Возрождения, или Ренессанс (14-17 вв.).

Если средневековье было эпохой религиозной, то Возрождение -преимущественно художественно-эстетической. Важнейшей отличительной чертой ренессансного мировоззрения стала ею ориентация на искусство. Тенденция считать классическую греческую и латинскую древность единственным примером и образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности, явилась определяющей на протяжении всего Ренессанса. Неотъемлемой чертой этой эпохи становится гуманизм, понимаемый как возрождение духа человеческого. Ренессансная философия в первую очередь обращается к человеку, его разуму и чувству. Поэтому философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим. Если в средневековье человек рассматривался лишь в его отношении к Богу, греху, вечному спасению, то в гуманистической философии Возрождения человек выступает в его земном предназначении. Основная идея гуманизма о земном предназначении человека, о самоценности человеческой жизни, о достоинстве человека разрабатывается в творчестве «первого гуманиста» Ф. Петрарки (1304-1370 гг.), а также Л. Валлы (1407-1457 гг.). Пико делла Мирандолы (1463-1494).

Важнейшей чертой ренессансной философии является ее антиклерикализм, который выражался в резко критическом отношении к служителям католической церкви. Осмеяние монахов, папского двора - одна из основных тем известного произведения Д.Боккаччо (1313-1375 гг.) «Декамерон». Однако нельзя считать эпоху Возрождения временем безбожия. Выступая против священнослужителей, гуманисты не отказывались от Бога, не отвергали христианское вероучение и проблематику религиозной философии средневековья. Помыслы ренессансных мыслителей были исполнены жажды религиозного обновления. Нидерландский философ и богослов Эразм Роттердамский (1466-1536 гг.) призывал стряхнуть с себя все, что навязано силой церковного авторитета и возродить первоначальное христианство. Для Эразма характерно «широкое» понимание христианства, которое допускало спасение всех добродетельно живущих людей, независимо от их вероисповедания. Это представление противостояло религиозному фанатизму М.Лютера и Ж.Кальвина, наиболее видных деятелей Реформации 16 века. Они придерживались учения о божественном предопределении, о невозможности для человека достичь спасения своими собственными силами Спасение человека зависит только от божественной любви, которая дана нам бескорыстно.

В эпоху Ренессанса природа трактуется пантеистически, то есть христианский Бог утрачивает свой трансцендентный характер и отождествляется с природой. Пантеизм явился формой перехода от религиозного мировоззрения к научному пониманию природы. Пантеистические взгляды были присущи таким выдающимся мыслителям Воз- рождения, как Н. Кузанский и Дж. Бруно.

Николай Кузанский (1400-1464 гг.), будучи кардиналом, играл значительную роль в церковно-политической жизни Европы и вместе с тем большое внимание уделял ученым занятиям. Благодаря его работам состоялся расцвет ренессансного неоплатонизма. Среди многочисленных произведений Кузанца выделяется труд «Об ученом незнании». В нем философ говорит о невозможности выразить полноту познания в терминах схоластической формальной логики, о сложности и противоречивости самого процесса познания. Сознание диспропорции между конечным человеческим умом и бесконечностью и есть ученое незнание. Соотношение конечного мира с бесконечным существом, абсолютным максимумом - Богом - составляет главное содержание философии Кузанца. С позиций пантеизма Кузанский утверждает, что мир содержится в Боге, а Бог охватывает собой весь мир. Переход от Бога к миру есть процесс развертывания того, что содержится в Боге в «свернутом» виде. Для формулирования проявления Бога в мире и его свертывания обратно Кузанец использовал платоновский принцип эманации. Таким образом, он отходит от ортодоксальной концепции креационизма. Заслуга Н.Кузанского перед наукой состояла в том, что он значительно расширил границы человеческого разума в познании, и полагал, что человек вполне способен познать природу и приблизиться к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей. На примере концепции «максимума» философ показывает, что он имеет в виду, говоря о единстве и совпадении противоположностей. В Боге, который есть абсолют, противоположные максимумы и минимумы являются одним и тем же. И действительно, помыслим «количество» максимально большое и максимально малое, отвлечемся в уме от «количества». Изъять «количество», значит абстрагироваться от понятий «большое» и «малое». Что останется тогда? Остается совпадение «максимума» и «минимума». Блестящие примеры совпадения противоположностей в бесконечности, считает Кузанец, предлагает геометрия.

Свое полное воплощение философская мысль эпохи Возрождения нашла в натурфилософии героя и мученика науки Джордано Бруно (1548-1600 гг.). Величайшей его заслугой стало раскрытие им философского значения гелиоцентрической теории польского астронома Николая Коперника (1473-1543 гг.), согласно которой Земля не противостоит планетам и звездам, а образует с ними единую Вселенную.

Бруно делает более радикальные выводы из открытия Коперника, который ограничивал Вселенную Солнечной системой. Бруно выдвинул гипотезу о том, что центра Вселенной не существует, ибо Вселенная бесконечна и имеет бесчисленное количество звезд, каждая из которых подобна Солнцу, окруженному своими планетами. Вселенная не только бесконечна, но и вечна, то есть никем не сотворена. В учении Н. Кузанского о совпадении противоположностей Бруно увидел путь к постижению единого начала Вселенной, совмещающего в себе природу и Бога. Он максимально сближает Бога и природу. Бог у пего - это другое название закономерностей окружающего мира. Поэтому источником всего многообразия бытия является именно материя, а не Бог. Эта позиция отражена в таких высказываниях Бруно, как «природа

есть Бог в вещах», «материя все производит из своего собственного лона».

Бруно занимал четкую антирелигиозную позицию, не верил в бессмертие души и призывал к самоотверженности ради высокой цели на Земле. Критерием нравственности для него выступает деятельность, в которой человек осуществляет свое предназначение.

Философские воззрения Бруно сделали его конфликт с церковью неизбежным. Он был обвинен в ереси и 17 февраля 1600 года сожжен на костре на площади Цветов в Риме. Расправа с Бруно не смогла остановить развитие науки о Вселенной. Его слова: «Сжечь это не значит опровергнуть» оказались пророческими. Галилео Галилей (1564-1642 гг.) с помощью изобретенного им телескопа наглядно показал правоту мнения Бруно о том, что Вселенная состоит из множества миров.

В 16 веке возрождается скептицизм, выразителем которого был француз Мишель Монтенъ (1533-1592 гг.), автор знаменитых «Опытов». Девизом его философии становится вопрос, обращенный к самому себе и к каждому: «Что я знаю?» Наши знания - скорее знания о незнании, чем знания о том, что мир есть сам по себе. Знание о незнании - стимул к постоянному поиску истины. Подлинный скептик не тот, кто утверждает незнание, а тот, кто ищет знаний, для кого истина есть процесс. При этом есть положения, которые можно утверждать с высокой степенью вероятности. Например, положение о том, что человек не является центром Вселенной. Это утверждение характерно для нового гуманистического сознания 16 века. Оно возвращает человека природе, рассматривает его в связи с окружающим миром. Монтень считает, что только суетность заставляет человека приписывать себе божественные способности и ставить себя в исключительное положение в природе. В действительности же человек вовсе не является центром мироздания, он нисколько не выше животных, тем более, что всеми своими искусствами (строительством, ткачеством, врачеванием и др.) он обязан именно животным, «своим братьям и сотоварищам».

Эпилог Возрождения приходится на начало 17 века. Последним представителем этой эпохи был Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.). Прежде всего он известен тем, что разрабатывал программу всеобщего социально-политического преобразования на основе принципов утопического социализма, которые изложил в «Городе Солнца».

Ренессансная философия изменила взгляды людей на мир и на положение в нем человека, дала мощный импульс развитию естественных и гуманитарных наук.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 468 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...