Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Остальные — "надстроечных"



а)Экспериментальная педагогика – направление в психологии и педагогике, ставившее своей целью всестороннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем. Оно возникло в конце XIX в. — термин предложен в началеXX в. Э. Мейманом. Первое экспериментальное исследование детей в условиях школьной жизни было проведено в 1879 году И. А. Сикорским,
В России проведение первых психолого-педагогических экспериментов связано с именами И. А. Сикорского и Н. Н. Ланге, изучавших проблемы утомления учащихся во время учебы, развития познавательных сил ребенка в первые годы жизни [12, с. 493 - 494.]. Использование экспериментальных методик в сфере образования и воспитания детей привело к появлению нового научного направления, получившего название «экспериментальная педагогика». Это педагогическое течение объединило исследования, в которых факты развития детей объяснялись с помощью специальных наблюдений и экспериментов, тем самым предполагалась статистическая обработка результатов, что должно было вывести педагогику в разряд точных наук.
Первым монографическим трудом поэкспериментальной педагогике стала книга А. П. Нечаева «Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения» (1901). В этой работе были охарактеризованы имеющиеся исследования памяти, внимания, работоспособности, степени внушаемости учащихся. Для автора главным было выделение ведущих факторов, влияющих на успешность обучения школьников — возрастные характеристики, продолжительность школьного дня, мастерство объяснения, школьные упражнения, заучивание. Основной целью исследования ученый считал выяснение важности «приемов экспериментально-психологического исследования для успешного развития дидактики», стремление «расположить новых русских исследователей к труду над возможно точным изучением психологических основ школьного дела» (7, с. 3).
Одним из самых эффективных методов исследования, А. П. Нечаев и его единомышленники считали эксперимент. Ученый отмечал, что существенная «особенность всякого экспериментирования заключается в том, что наблюдатель-экспериментатор, имея в виду более или менее определенную научную цель, непременно вызывает и изменяет исследуемые явления, подвергая их в то же время количественному определению или измерению» (7, с. 51).

Первая отечественная лаборатория по изучению ребенка в педагогических целях была основана А. П. Нечаевым в С.-Петербурге в 1901. В 1910 году было организовано Общество экспериментальной педагогики. В 20-х — начале 30-х гг. стал широко применяться термин педология.

б)Антрополого-гуманистическое (Л. Выготский, П. Каптерев, М. Рубинштейн, Н. Сорока-Росинский).

Представители последнего из перечисленных направлений ориентировались на классическую традицию как источник истины и блага. Целью воспитания было объявлено гармоническое развитие личности, укорененной в национальной ментальности. Основным ориентиром служили фундаментальные знания и способы творческого оперирования культурным наследием.

антрополого-гуманистическая педагогика, основы которой были заложены в ХIХ в., целенаправленно служила утверждению «человеческого в человеке», духовно-нравственному обогащению его внутренней жизни, возвышению жизнесмыслов его деятельности. Семья была призвана оказать помощь формированию человеческой личности путем создания условий для развития его индивидуальности; во «взращивании» «внутреннего человека», стремящегося к духовно-нравственному совершенствованию.

отечественная антрополого-гуманистическая педагогическая мысль развивалась в русле европейской педагогической культуры.

Благодаря К.Д. Ушинскому, ребенок стал рассматриваться как предмет воспитания с позиций новой науки - «педагогической антропологии». В трудах П.Ф. Лесгафта – анатомо-физиологическое обоснование семейного воспитания получило дальнейшее развитие; И.А. Сикорский в своих работах обосновал с позиций антропологического подхода цели и задачи семейного воспитания, раскрыл процесс взаимосвязи умственного и нравственного воспитания детей. В трудах М.М. Манасеиной с учетом возрастной периодизации, преемственности всех периодов и всех сторон воспитания формулируются теоретические аспекты сенсорного развития ребенка в условиях семьи. Известный педагог и психолог П.П. Блонский, разрабатывая проблему соотношения биологического и социального, отстаивал целостный процесс воспитания детей с учетом особенностей детского периода; Зеньковский В.В. – подходил к проблеме семейного воспитания с позиций христианской антропологии.

П.Ф. Каптерев, один из основоположников антропологической теории семейного воспитания, анализируя особенности детской природы сделал важный вывод о том, что развитие ребенка имеет непрерывный и определенным образом направленный характер, но вместе с тем оно многосторонне и может проходить с разной скоростью для разных детей. Стимулировать этот процесс следует с помощью «общего оздоровления атмосферы окружающей ребенка семьи (особенно психологической), а также вооружения родителей научными знаниями о ребенке.

Отличительной чертой разработанной П.Ф. Лесгафтом теории семейного воспитания так же является антропологический подход, который, по его убеждению, заключается в построении всей системы воспитания на основе достижений анатомии, физиологии и психологии. Исходя из положений созданной им функциональной анатомии о единстве и целостности всех проявлений организма, единстве формы и функции, он сделал вывод о единстве физического и духовного, умственного, нравственного и эстетического развития человека.

Анализ теоретических трудов П.Ф. Лесгафта дает возможность утверждать, что он пытался определить цели и задачи, пути, методы и средства семейного воспитания, исходя прежде всего из особенностей природы ребенка. Ему принадлежит создание типологии детей и формирования детских характеров в условиях семьи, разработка методологических подходов к изучению универсальных характеристик детского развития.

в). Блонский многое сделал в разработке научного аппарата педологии, в обосновании необходимости дифференцированного обучения детей, в исследовании отдельных психических свойств детей – их мышления, памяти, речи. Не удивительно, что многие из его педологических представлений актуализированы современной педагогической наукой и практикой.

Педология стремилась изучать ребенка комплексно, целостно, во всех его проявлениях, на различных стадиях детства в их временной последовательности и в зависимости от различных условий, и с учетом всех влияющих факторов. Целостность и развитие утверждались основными методологическими характеристиками педологии, позволяющими выявить общие закономерности формирования личности ребенка, установить причины и ход становления его психических функций, раскрыть новые, специфические особенности, возникающие от соединения отдельных сторон его развития – физиологической, психологической и социальной – в целостный процесс. П.П. Блонский определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды (Блонский, 1979a).

что педагогика изучает ребенка с точки зрения воспитания, а педология – с точки зрения развития (Блонский, 1925).

. В «Педологии» Блонского обосновывается гуманистический подход к детству как самоценному периоду в жизни человека. Весьма перспективным представлялось Блонскому направление исследования и формирования философских оснований образования и развития личности. По мнению П.П. Блонского, основа учебного процесса – деятельность самого обучаемого. При этом саморазвитие личности объясняется активно-деятельностным взаимодействием субъекта с объективным миром, обогащающим эмоционально-потребностную сферу личности социально-культурологическим содержанием.

В педологическом творчестве Блонского значительное место отводится характеристике детских возрастов.. Впоследствии он заявлял, что «характеристика каждой возрастной стадии должна быть комплексной: не какой-нибудь один признак, а своеобразная связь признаков характеризует тот или иной признак».

8.а) Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами: Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики; Развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интеграционных процессов в образовательных системах регионального и глобального уровня;Стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых ведущими должны стать не власть сильного и богатого, а гуманизм, толерантность, уважение к представителям других культур, наций, рас, религий, склонность к сотрудничеству с ними, в взаимообогащения культур;Вестернизация (американизация) духовных ценностей, связанная с доминирующей позицией западной цивилизации в экономическом, научно-техническом и политической жизни человечества.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Феномен интеграции в образовании имеет глубокие дидактические корни и вполне развитые исторические традиции. Одна из его исторических форм - межпредметная интеграция - представляет собой самое значительное инновационное движение нынешнего столетия. Есть основания рассматривать интеграцию как первый, системообразующий принцип дидактики, в целом определяющий организацию образования не только на межпредметной основе, но и в системе традиционного образования. С этой точки зрения история интеграции по сути отождествляется с историей образования. При том или другом подходе можно утверждать, что в образовании накоплен достаточный опыт, позволяющий педагогике подняться до системного, концептуального, мыслящего рассмотрения интегративных процессов. С другой стороны, активное развитие интегративных процессов в современной науке, политике, экономике, существенное ускорение темпов развития социальной жизни в целом и образования в частности актуализирует задачу перехода от эмпирических обобщений практики построения образования на интегративной основе к опережающему научно-теоретическому осмыслению фундаментальных законов и принципов интеграции образования.

Демократизация образования - один из основных принципов государственной политики в сфере образования, пронизывающей все стороны школьной жизни. Это - ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системы, в которой личность, общество и государство являются полноправными партнерами; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей на места управленческих функций; участие местной власти и местной общественности как в управлении образованием через соответствующие местные органы, так и непосредственно в деятельности образовательных учреждений; самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы, в том числе их юридическая, финансовая и экономическая самостоятельность, право педагогов на творчество, на свободу выбора педагогических концепций и технологий, учебников и учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся и т.п., на участие в управлении учебным заведением, право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану, на участие в управлении образовательным учреждением

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель - ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

б) Сегодня педагогическая теория и практика представлены тремя базовыми концепциями образования: традиционалистской идеологией в обучении, рационалистической моделью школы, феноменологической моделью (А.Н. Джуринский, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко). Каждая из названных моделей формулирует собственный подход к решению фундаментальных проблем, связанных с образованием человека: определение функции и миссии школы как социального института, выявление общественно значимых целей обучения и воспитания, разработка приоритетов в деятельности школы, формирование содержания образования за счет включения актуальных знаний, реализация интересов и потребностей каждой личности в образовании.

В традиционалистской концепции воспитание и образование рассматриваются как формирование заданных обществом черт личности, что соответствует технократическим целям обучения. Эта концепция образования является базовой в Западной Европе и США, в ее рамках ведущими выступают три постулата.

1. Школьное образование в качестве основной своей цели должно рассматривать овладение учащимися базовыми знаниями, умениями и навыками. Лишь прочно усвоив такие основополагающие «инструменты учения», как чтение, письмо, математическая грамотность, учащиеся смогут потом успешно изучать различные академические дисциплины.

2. Общеобразовательные учебные заведения всех уровней должны нести ответственность за то, чтобы на первый план выдвигалось изучение и усвоение действительно важных и необходимых знаний.

3. Цивилизованная жизнь невозможна без усвоения определенных этических ценностей, следовательно, одна из задач школы – приобщение обучающихся к непреходящим ценностям духовной культуры.

В традиционалистской концепции предлагается решение некоторых проблем образования. В определении целей образования фундаментальная роль школы заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации – многообразия важных знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. В формировании содержания школьных программ обучения признается необходимым выделение общего ядра знаний, составляющих костяк академических дисциплин. В организации процесса обучения традиционалисты выступают за стабильные, проверенные временем методы обучения и контроля знаний. В соответствии с данной концепцией важную роль в обучении играют четкие стандарты и критерии успеваемости. Академическую успеваемость учащихся обеспечивают такие инструменты интеллектуального труда, как тщательная проработка учебных материалов, опора на память, повторение пройденного.

Традиционалистская концепция опирается на теоретические положения, разработанные Э. Шартье, Ж. Мажо, Л. Ка-ро, Ж. Капель, Г. Кэвевелти и др.

Рационалистическая концепция основывается на выявлении наиболее эффективных способов усвоения учащимися различных видов знаний, а также решении задач практической адаптации молодежи к существующим социальным условиям через определенные школьно-образовательные механизмы. В рамках данной концепции школа функционирует по принципу индустриальной структуры. Знания рассматриваются как упорядоченная совокупность объективных данных. Они выступают для учащихся как внешняя субстанция и предлагаются им извне как производная от фигуры преподавателя, «образовательного менеджера».

Рационалисты исходят из сравнительно пассивной роли учащихся, которые, получая знания, умения и навыки, приобретают «поведенческий репертуар», необходимый им для адекватного жизнеустройства в обществе. Суть технологии обучения сводится к разработке техники подкрепления, поощрения и наказания, направленной на освоение учащимися определенной образовательной программы.

В основе рационалистической концепции лежат теории П. Блума, Р. Тайлера, Р. Генье, Б. Скиннера и др.

В трактовке феноменологической концепции смысл образования состоит в личностном самовыражении. Учение для феноменологистов персонально значимо. Образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать природе человеческой личности. Учение должно управляться не извне, а изнутри. Огромное внимание феноменологисты уделяют среде обучения, которая выступает своеобразным катализатором успешного усвоения знаний. В данной концепции ценностно-значимыми становятся взаимозависимость, сотрудничество, равенство, доверительность. Задача школы – дать возможность свободного развития индивидуальности. Процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, развитии способностей и своеобразия личности.

К недостаткам феноменологической концепции образования можно отнести ослабление целенаправленного воздействия, возможность формирования людей с приглушенным чувством ответственности и ослабление социальных связей.

9а) особенности соц-гуманитарных наук:1 необходимость учета в них феномена свободы Человеческая же деятельность свободна (не абсолютно, конечно, а относительно). Поэтому она менее предсказуема, чем природные процессы. В связи с этим в социально-гуманитарных науках меньше определенности и больше гипотетичности, чем в естественных науках, 2необходимость изучения субъективной реальности ущественным компонентом всех объектов социально-гуманитарных наук служит субъективная реальность – сознание человека. сознание нельзя зафиксировать объективными методами 3 высокая степень уникальности изучаемых объектов. Уникальность – это неповторимая совокупность свойств, присущих данному объекту. Уникальным является каждый объект. Напомним, что в качестве объектов познания могут выступать и системы, и процессы (материальные и духовные), и события, и явления, и свойства – все, что может изучаться. Степень уникальности социально-гуманитарных объектов намного выше, чем объектов природы или техники.

б) Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие, обучение и воспитание человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики – исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса. Педагогика – это гуманитарная наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы, технологии, перспективы, тенденции развития педагогического процесса (образования), как фактора и cрeдcтва развития человека на протяжении всей его жизни. Проблемы, исследуемые педагогикой: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности, определение целей воспитания, разработка содержания воспитания, исследование методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.

в) задачи педагогики:теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания;обеспечение эффективного управления образовательной политикой;разработка новых педагогических технологий (содержания, форм,методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;внедрение результатов педагогических исследований в практику;научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами.

г) Педагогика развивается и совершенствуется, укрепляя свои связи с такими науками как психология, философия, социология, этика, эстетика, физиология, гигиена, история, математика и др. Эта связь выражается в трёх основных аспектах: 1) педагогика заимствует из этих наук их понятия, идеи, категории и интерпретирует применительно к предмету своего исследования.2) педагогика заимствует методы их исследования 3) педагогика сама обогащает другие науки разработанными в её недрах идеями и теориями (например, теория детского воспитательного коллектива А.С. Макаренко получила в дальнейшем развитие в психологии, социологии и т.д.).

связь с философией Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека

с психологией Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

с социологией: Межнаучные связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, поскольку эти науки изучают планирование образования, определение основных направлений развития различных слоев населения, законы социализации и воспитания личности в различных общественных институтах. Социология – наука, которая исследует общество с точки зрения целостной системы. Именно социологическая наука предлагает педагогической науке большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения результативных выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания. Педагогика нуждается в конкретно-социологических исследованиях, которые дают обширный опытный материал, позволяющий организовать процесс профессионального воспитания и обучения системно и целенаправленно.

10.

А) Образование – единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Прежде всего о. – социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Как социальное явление о. прежде всего – объективная общественная сущность. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, т.к. и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как соц. явление - это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счёте определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Образование как процесс





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 2900 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...