Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эзотерические эксперименты: поиск вечности



Даже удивительно, как много эзотерических экспериментов проводилось и проводится в течение последних полтора веков с целью выяснить реальность жизни после смерти. Много-много раз и на долгие периоды добровольные экспериментаторы устанавливали контакты с теми, кого считают умершими – «ушедшими навсегда», убеждались в продолжении существования личности, вели длительные беседы, расспрашивали невидимых собеседников об устройстве потусторонней реальности, получали подтверждения сохранности личности за гробом и внятные разъяснения по поводу того, что ждет впереди каждого ныне живущего в нашем эмпирическом слое. Странно то, что эта информация почти всегда не принималась общественностью во внимание, словно бы таяла среди множества других информаций о человеческих делах, оставалась достоянием узкого круга. Кто знает, может, так и должно быть: «среднему человеку» незачем задумываться о своей судьбе в иных измерениях, ему надо думать о здешней судьбе, заботиться о материальном, прорабатывать свой земной урок, не забегая вперед. В то же время так много людей панически боятся смерти, переживая свою эмпирическую жизнь как бессмысленную, так много страдальцев льют слезы о своих близких, навсегда ушедших «в ничто», и все они отъединены от достаточно обоснованных и многократно подтвержденных представлений о том, что наш земной удел – это не конец, а скорее начало долгого и интересного пути бессмертия. Обратимся к некоторым видам экспериментов, постоянно воспроизводящимся в человеческой культуре и обратим внимание на то, что данные о потустороннем, получаемые разными способами и в разное время, рисуют нам достаточно сходную картину загробной перспективы.

Спиритизм и медиумизм

Спиритизм и медиумизм – это средства установления контактов с нашими развоплощенными друзьями и близкими при помощи особо чувствительной психики одного или нескольких из присутствующих. Такой человек становится медиумом – медиатором, посредником между живущими на физическом плане реальности и теми, кто покинул свою физическую оболочку. При работе со спиритическим блюдечком роль медиума может выполнять совокупная психическая сила присутствующих.

В ХХ веке работал целый ряд выдающихся медиумов, одним из которых был американец Артур Форд. Форд, начинавший как священник, был человеком широкой эрудиции и интеллектуалом, он получал не образную, а смысловую информацию и впоследствии вместе с журналистом Джеромом Эллисоном написал книгу о собственном опыте общения с потусторонним. Одна из важнейший идей, высказанных в этой книге, состоит в том, что мы выживаем после смерти, несмотря ни на что – были мы плохими или хорошими: выживаем, сохраняя память, личность, способность узнавать и быть узнанными. В книге Форда-Эллисона подробно излагается история другого исследователя тонких планов – Фредерика Майерса, который 30 лет при жизни и столько же после смерти занимался проблемой иного мира. Он был специалистом по классической филологии и присылал сообщения, которые могли быть идентифицированы как принадлежащие именно ему по лексике и стилю, договариваясь с оставшимися на земле друзьями, передавал сообщения через разных медиумов, и эти сообщения складывались в единый текст. Сообщения записывались методом автоматического письма. Именно Майерс, умерший в 1901 году, стал опекуном Раймонда Лоджа, сына известного британского физика Оливера Лоджа, погибшего в 1915 году. Лодж–старший, переживший погибшего сына, впоследствии издал книгу о медиумических контактах с ним, в этой книге дается довольно подробное описание устройства того плана потусторонней реальности, который очень похож на земной.

В работе Артура Форда рассказывается и истории других экспериментаторов. Через четверть века после передач, которые проводил Ф.Майерс, была издана книга «Есть только одна Вселенная», где было описано, как умершая в 1939 году медиум Бетти Уайт передавала своим друзьям-спиритам и мужу информацию об устройстве потустороннего и грандиозных возможностях продолжения человеческой жизни. Она утверждала, что все наши ушедшие близкие живут здесь же – разница лишь в частоте вибраций («это все равно, что смотреть сквозь лопасти вращающегося вентилятора»). Бетти Уайт подтвердила также излагаемую Майерсом идею о ряде ступеней тонкого мира, по которым поднимается, меняя формы своей жизни, человеческая индивидуальность.

Медиумы бывают разного рода. Если А.Форд был медиумом-менталистом, который говорил от лица вышедших на связь духов, то бывают также медиумы-автоматисты, медиумы прямого голоса и медиумы материализации (физические медиумы)

Медиум-автоматист, впадая в транс, начинает с огромной скоростью записывать текст, который ему наговариевает «другая сторона». Правила пунктуации и разрывы между словами при этом не делаются, большими объемами идет сплошной текст, а помощник должен подкладывать под пишущую руку медиума все новые листы бумаги.

Медиум прямого голоса не использует собственные голосовые связки для посредничества между живыми и ушедшими, не берет в руки ручку или перо с целью автоматической записи, он может и вовсе не спадать в транс. Порой медиумы прямого голоса ставят возле себя специальную трубу, через которую – ясно и отчетливо – начинают звучать вполне узнаваемые голоса тех, кто перешел через рубеж земной жизни. С ними можно беседовать, задавать вопросы, уточнять совместные воспоминания, расспрашивать об их делах и времяпровождении. Иногда голоса спорят как бы отталкивая друг друга и прорываясь к общению с оставленными близкими.

Физические медиумы, вступая в контакт с потусторонним, обычно начинают выделять изо рта особого рода белесую субстанцию – эктоплазму, которая позволяет замедлить вибрации развоплощенных людей до уровня, при котором их тела становятся видимы и доступны восприятию живущих на физическом плане. Исследования эктоплазмы показали, что она состоит из лейкоцитов и клеток эпителия, при этом вес медиума в ходе сеанса материализации может снижаться на десятки килограммов. Иногда материал для физического воплощения умерших на нашем плане людей или животных заимствуется также из тел присутствующих на сеансе. Поскольку в 20-х годах ХХ века такие эксперименты в Европе и Америке были весьма распространены, у личностей, воплощенных из эктоплазмы на глазах публики, брались даже отпечатки пальцев для установления их идентичности.

Крупным исследователем спиритического опыта в нашей стране является доктор технических наук Всеволод Михайлович Запорожец (псевдоним – ВЕМЗ). В течение многих лет, он, не обладая собственными медиумическими способностями, с обстоятельностью серьезного ученого изучал спиритический и медиумический опыт и не только разработал теоретическую концепцию, объясняющую наличие тонких планов бытия, но и дал подробное описание потусторонней жизни. Это описание во многом совпадает с тем, что мы можем прочитать у А.Кардека, А.Безант, А.Форда, А.Конан-Дойля и других авторов, обращенных к теме загробного бытия. Ближайший к земному план также описывается у него как подобный земному, но гораздо более прекрасный мир, где не болезней, смерти и уродства, а есть лишь огромные перспективы развития путем постепенных трансформаций сознания и тех форм, в которые оно облечено. Это мир, где приветствуют и адаптируют вновь прибывших, постепенно находя им место в структуре деятельности, которой активно заняты люди на этом плане бытия. Пространство и время там несколько иные: нет старения, а те, кто прибыл на этот план стариками, молодеют до возраста от 25 до 30 лет. Здесь сохраняется пол, хотя не рождаются дети, дети, покинувшие землю в детстве, здесь растут и развиваются. Там есть животные, птицы, цветы, дома, улицы, книги, одежда – все, к чему люди привыкли в своем физическом бытии. Хотя все это – несколько иное, ибо создается силой сознания и подсознания… Запорожец пишет, что за период своих исследований – 460 сеансов, длившихся годами, причем в контактах с одними и теми же духами, он не нашел свидетельств необходимости реинкарнации. Впрочем, ближайший к земле слой имеет разные уровни, и возможно, общение дозволительно прежде всего с теми, кто стоит в духовной иерархии не на самых нижних ступенях. Единственный низкий дух – ругатель и хулиган Женя – был долгое время приставлен к сеансам, в которых участвовал Запорожец, для того, чтобы не давать потусторонним собеседникам сообщать на землю чересчур много информации. Иерархия в астральном мире сильна и порядок там соблюдается сколь естественно, столь и строго. Иногда развоплощенные духи сетуют на четкое ограничение своих желаний и капризов, хотя в целом их жизнь оптимистична, полна и богата впечатлениями.

Одним из видов своеобразного медиумического контакта является создание «психомантеума», когда энергетический коридор для проявления невидимых собеседников создает зеркало. Психомантеумы существовали еще в древней Греции, где под землей в специально вырытых помещениях устанавливались хорошо отшлифованные металлические колонны. Небольшая подсветка давала особый эффект, при котором из зеркала к ожидающим родственникам выходили их умершие родственники или друзья и вели взаимно интересные беседы. Зеркальный принцип был использован в ХХ веке известным исследователем жизни после смерти доктором Раймундом Моуди. Он создал зеркальный кабинет: затемненный, с подсветкой и зеркалом, висящим выше головы посетителя, так, чтобы в нем отражалась темнота, а не собственный облик. Свой психомантеум Моуди по сегодня использует в психотерапевтических целях – для облегчения страданий людей, которые потеряли близких: прямая встреча с тем, кто «ушел навсегда» очень помогает оставшимся избавиться от депрессии и чувства вины. Правда, сам Моуди пишет, что из зеркала не всегда приходят те, кого ждешь: тот, кого ждешь, может быть занят, но о нем могут рассказать другие, явившиеся на свидание. В отечественных газетах одно время появлялись сообщения о существовании аналогичного психомантеума в Санкт-Петербурге, однако создатель отечественной «зеркальной психотерапии», видимо, избегает излишней огласки своей практики, и, наверное, он прав.

Технические транскоммуникации

В ХХ веке появилась новая форма устойчивого контакта с потусторонним – это связь с умершими при помощи магнитофона, радиоприемника, телевизора и компьютера. Если раньше сообщения звучали лишь из уст медиума, то теперь они оказались записаны на пленку, стало возможно прослушивать их много раз на разной скорости и даже задом наперед, что иногда дает особый эффект.

Одним из первых исследователей подобного рода был художник и оперный певец Фридрих Юргенсон, который записывая пение птиц, отчетливо различил на пленке голос своей умершей матери. Юргенсон стал постоянно делать записи в обстановке тишины, и вскоре обнаружил на пленке сотни голосов, говоривших на разных языках. В 1964 году он издал книгу «Голоса Вселенной», которая была прочитана психологом Константином Раудивом. Раудив воспользовался методикой Юргенсона, получил значительные успехи и выпустил в 1967 году книгу «Радиоконтакт с мертвыми». «Голоса Раудива» проходили тщательную проверку учеными и все более их удивляли: так, в отсутствие людей магнитофон ничего не записывал, при подключении двух синхронизированных магнитофонов, один из них записывал голоса, а другой – нет, наконец, никакое экранирование не помогало – голоса появлялись. Это очевидно не была ни запись радиоволн, ни запись мыслей присутствующих людей, ибо они не знали языков, на которых велся магнитофонный разговор. Сообщения, звучащие на разных языках, в основном были досужей болтовней, хотя один женский голос, вещавший на латышском языке, произнес: «Здесь нет смерти. Мир – это смерть».

Так – с отдельных отрывочных фраз и пристрастных проверок начиналась история инструментальных (технических) транскоммуникаций, получивших большой размах в конце ХХ века. В настоящее время существуют Германская, Американская, Британская, Российская, Бразильская и другие ассоциации Электронного голоса. В 2005 году на русском языке вышла книга Хильдегард Шеффер «Мост между мирами», где не только подробно рассказывается история движения транскоммуникаций, но и даются технические рекомендации, методики того, как построить свой технический канал связи с ушедшими «на ту сторону». Стоит отметить, что лучше всего с этим может справиться человек технически образованный, хорошо знающий радиотехнику и радиоэлектронику.

Со временем голоса, которые прежде произносили лишь отдельные фразы, стали вступать в обширный контакт как через запись, так и напрямую, отвечая на произнесенные вслух или помысленные вопросы присутствующих. У целого ряда групп сложилось устойчивое и обширное общение, а некоторые «собеседники с той стороны» представились и были идентифицированы. Так было, например, с умершими детьми, которых родители узнавали как по голосу, так и по содержанию разговора.

Поиск связей с тонким планом изначально строился как международный. Джордж Мик, Отто Кёниг, Хильдегард Шеффер, Мэгги и Жюль Харш-Фишбах, Клаус Шрайбер. Анабела Кардозо, Эрнест Зеньковский - вот имена лишь некоторых исследователей общения с потусторонним. Тонкоматериальная сторона, желающая выйти на контакты, создавала свои технические группы для установления устойчивой связи. Из широко известных это были группы, называвшие себя «Мост Бартона» и «Поток времени».

На контакт с исследователями выходили как недавно развоплощенные люди (в том числе Константин Раудив), так и внеземные разумные сущности, люди других планет. Их ответы на заданные вопросы и подробные рассказы об устройстве «третьего уровня» (кстати, во всей медиумической информации этот уровень тоже называют третьим!) создают объемную картину жизни после смерти как интересной, полнокровной и деятельной. Ценности любви, дружбы, творчества выходят там на первый план.

Впрочем, технические контакты с запредельным не ограничиваются только голосами. Есть множество паранормальных телеизображений, записанных видеокамерой. Умершие люди на этих изображениях вполне узнаваемы, хотя и молоды, и как правило запечатлены на фоне прекрасной природы. Есть не только изображения в виде фото, но и в виде движущейся записи, в большинстве изображения черно-белые, но уже случались и цветные. Ряд подобных фотографий выставлены на Российском сайте инструментальной транскоммуникации. Кстати сказать, хотя это ассоциация создалась совсем недавно, еще в начале 90-х годов в газетах проходил ряд публикаций о паранормальных изображениях умерших, полученных в сибирском Академгородке. Однако потом эта информация не возобновлялась.

Технические контакты осуществляются также через компьютер, когда вдруг неизвестно откуда возникает неизвестный файл со сплошным (как при автоматической записи) текстом, а также – изредка – через телефон, причем факт звонка не фиксируется телефонной станцией.

«Да, много есть на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!» Впрочем, ничто не мешает людям, жаждущим познания, получить свой опыт такого общения, хотя все исследователи отмечают, что обычный человек все же должен жить земной жизнью, а не раздваиваться, сходя с ума, между грубой и тонкой реальностью. Пока мы на этом плане, наши главные дела – здесь, а все встречи произойдут в свое время.

Астральный выход

Астральный выход – очень старое йогическое и магическое искусство, способность, которая появляется в результате специальных медитативных техник. Однако такой выход может случаться с нами и внезапно. Так бывает у рожениц во время родов, у больного во время операции, а также в состоянии клинической смерти. Именно такой выход с тенденцией к окончательному разрыву «серебряной нити» подробно описан в работах Р.Моуди. Одна моя знакомая совершила астральный выход во время соответствующего психотерапевтического тренинга: ей, как и было рекомендовано тренером, удалось выйти из тела, обернуться и посмотреть на саму себя. Надо заметить, что эффект не был психотерапевтическим: бедная женщина так не понравилась себе со стороны, показалась себе бледной и старой, что потом долго плакала.

Один из самых знаменитых, описанных в литературе опытов астрального выхода с последующими путешествиями по тонким планам, и в том числе – в общество отошедших душ – это опыт уже упомянутого нами ранее Роберта Монро. Роберт Монро занимался кабельным телевидением и электроникой, был президентом двух компаний и не помышлял ни о чем потустороннем, когда в его жизни стали приключаться странные вещи. По ночам, когда он ложился спать, у него начиналась крупная неудержимая дрожь и его буквально выносило из тела под потолок. Лишь постепенно перепуганный «путешественник поневоле» стал осваивать свое новое положение, научился перемещаться в тонких пространствах, понимать закономерности поведения в них, а также стал знакомиться с оккультно-эзотерической литературой. Все это он описывает в своих книгах и прежде всего в первой книге «Путешествия вне тела». Монро попадал в разные сферы загробного мира, сталкивался с разными существами и сущностями, видел места, где встречают умерших «вновь прибывших», коротко виделся со своим помолодевшим «на том свете» отцом, который занимался любимым делом – преподавал. В книгах Монро поставлено много вопросов, на которые нет пока окончательных ответов, в частности, вопрос о реинкарнации. Так Монро встретился в тонких планах «с самим собой в других воплощениях», но лично для меня его разъяснения по поводу «совокупной сущности» так и остаются не совсем понятны. Как и другие исследователи, Монро стремился построить картографию потустороннего, и она во многом напоминает схемы, построенные другими авторами. Сам Монро уже окончательно перешел через ту грань, которую так часто пересекал при жизни, но созданный им Институт обучает желающих астральным путешествиям, дабы убедиться в факте человеческого бессмертия и, возможно, встретиться с теми, кого мы продолжаем любить, хотя и утратили на физическом плане.

Гипноз с ретроспекцией

Гипноз с ретроспекцией – это опыт гипнотического погружения человека в его собственное прошлое: сначала неделю назад, потом год, десять лет, двадцать, сорок, шестьдесят. Переживается момент рождения и зачатия, а потом нередко гипнотизируемый оказывается в своей «прошлой жизни»: ощущает себя существом другого пола, другой эпохи, проживает фрагмент той, ушедшей в небытие жизни, восстанавливая при этом мельчайшие подробности места, времени, быта, которые могут быть проверены по историческим описаниям и хроникам. Гипнозом с ретроспекцией пользовался Раймунд Моуди, ему также добровольно подвергал себя другой исследователь посмертной и «дорожденческой» жизни сознания – Станислав Гроф. Этот метод достаточно распространен в западной психотерапии, поскольку извлечение из глубинной памяти и восстановление определенных травматичных воспоминаний прошлой жизни нередко излечивает человека от сегодняшних психологических проблем. Эффект здесь тот же, который зафиксировал в свое время З.Фрейд, предъявляя ясному сознанию забытые стрессовые воспоминания: вытесненный в бессознательное негативный комплекс, въяве обнаруживая себя, делает очевидной причину иррациональных страхов, фобий, навязчивых действий. Только в гипнозе с ретроспекцией травма оказывается «досмертной» - принесенной из другого воплощения. В книгах Р.Моуди достаточно подробно описаны гипнотические путешествия и целительные эффекты, когда пациент получал немалое облегчение и избавлялся не только от психологических, но и психо-физических проблем. Сам Моуди, которого много лет яростно критиковали адепты «классической научной парадигмы», не склонен делать однозначных выводов о том, что подобного рода гипноз – это яркое свидетельство наличия реинкарнации и жизни после смерти, он скорее подчеркивает терапевтическое значение такого метода.

Однако среди терапевтов, занятых подобного рода экспериментами, сложилась целая группа тех, кто попытался изменить задачи проводимого опыта и остановиться на периоде, который душа проводит вне какого бы то ни было физического тела, попробовать извлечь из бессознательного пациента воспоминания о «том свете», о времяпровождении между двумя земными жизнями. На русском языке на эту тему изданы по крайней мере две книги – Долорэс Кэннон и Майкла Ньютона. Истории, которые очень эмоционально поведали испытуемые под гипнозом, отчасти воспроизводили известную по другим каналам (спиритическим, медиумическим, техническим) информацию о переживаниях в момент умирания и встрече освободившейся от тела души ее близкими и знакомыми в тонком плане. Отчасти здесь была расширены и подробно изложены сведения, о которых есть лишь отрывочные данные, известные из технических транскоммуникаций. В частности, это рассказы о посмертных школах и том многоступенчатом обучении и развитии, которое проходит душа, лишенная своей грубой телесной оболочки. В школах, расположенных прежде всего на ближайшем к нам «землеподобном» плане человек изучает собственный жизненный опыт. Там есть классы и учителя, помогающие разобраться в сделанных ошибках и спланировать следующую земную инкарнацию, если таковая предполагается (а это вовсе не обязательно). Здесь обдумываются грядущие уроки и испытания, обсуждается и просматривается программа судьбы с ее основными вехами. Душа может добровольно брать на себя тяжелые испытания, хотя, когда она воплотится, то, конечно, забудет, что сама взвалила на себя подобный груз.

Человека никто не принуждает быстро возвращаться обратно в эмпирический мир, он должен созреть для нового опыта. Некоторым приходится долго отдыхать после земных испытаний и странствий, но раньше или позже они должны восстановиться и двигаться дальше по пути духовного восхождения. В каждой новой земной жизни, в которую вступает человек, могут быть конкретные задачи, но это может быть и просто «экскурсия» без особых задач, необходимая с точки зрения общего пути. Такие жизни проживаются без потрясений – тихо и мирно. Часть воспоминаний о прожитых жизнях – как и в нашем обычном существовании – забывается, но все важное для прогресса – остается.

На тонком плане, особенно на уровнях повыше, души встречаются вне конкретной однозначной формы, но прекрасно узнают друг друга. Они могут приобретать внешность из того воплощения, которое им нравится больше или ту, что в наибольшей степени подходит им как партнерам. Словно актеры, отыгравшие свои роли, они теперь с интересом изучают свои взаимоотношения в оконченном спектакле, продолжая актуальные контакты в качестве товарищей, друзей и возлюбленных (любовь в данном случае не имеет земных эротических форм, хотя также связана со взаимным тяготением, радостью и удовольствием).

Люди, рассказывающиеся о планах вечности под гипнозом, излагали весьма интересные сведения о Библиотеке Книг Жизни и о Храме Мудрости, которые помогают развоплощенным душам совершенствовать свои познания. Однако это не просто получение сухой информации о мироустройстве, а глубокое переживание собственной судьбы и ее связи с мирозданием. Те души, что развились достаточно высоко, сами могут становиться проводниками и учителями для менее развитых сотоварищей. Среди душ нет иного неравенства, кроме неравенства духовного и морального развития, кроме различия вибраций по степени тонкости и скорости, поэтому там ценятся лишь доброта, разум, справедливость, сострадательность. Люди, бывшие в земной жизни очень богаты, знатны или властны, часто оказываются в мире развоплощенных душ в роли учеников, причем не самых прилежных и успешных. Порой они занимаются там наряду с учебой простым ручным трудом, поскольку формы тонких планов могут воспроизводить вещи и способы труда, близкие к земным. Здесь есть растения и животные, вкусы и ароматы, музыка и пение. Нередко души создают товарищеские группы, так как в группах им легче и интереснее продвигаться вперед. Здесь есть также разделение времени между работой, учебой и досугом, который может включать игры, танцы, праздники, в сущности, очень похожие на земные. С тем, разумеется, различием, что никто из обитающих тут, не стареет и не болеет, а лишь уходит «в жизнь» и возвращается из нее. Впрочем, этот «рай», как свидетельствуют гипнотизируемые, еще не «Небеса». Высший план «Небес» с трудом доступен нашему восприятию и изложению.

В книгах, написанных о гипнозе с ретроспекцией, особенно интересны именно их совпадения с другими источниками подобной информации: такое тождество заставляет задуматься о том, что речь идет совсем не о досужих фантазиях или бреде. Тем более, что вряд ли у разных людей бред может быть до такой степени содержательно единым и до такой степени стройным и разумным.

Трансперсональная психология

Еще один вид возобновляемого эксперимента или, вернее, повторяемая совокупность разнообразных опытов измененного состояния сознания, свидетельствующих о наличии жизни до и после смерти, представлена направлением трансперсональной психологии и философии. В сущности, об одном из ее основателей Станиславе Грофе можно было бы написать отдельную главу как о выдающемся эзотерике ХХ века. С.Гроф работал сначала в Чехословакии, затем в США, как медик и психиатр он занимался проблемой облегчения состояния умирающих. На этом пути он сначала использовал малые дозы галлюциногена ЛСД, которые давали необычные переживания, а затем, когда ЛСД была запрещена для использования, стал практиковать так называемое «холотропное дыхание» (быстрое глубокое дыхание, сопровождаемое музыкальным ритмом) для получения аналогичных эффектов. Сподвижниками С.Грофа на пути изучения особых нетривиальных состояний сознания были такие известные авторы как философ, культуролог и религиовед Джозеф Кэмпбэл, антрополог философ и ученый Грегори Бэйтсон, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу, физик, автор книги «Дао физики» Фритьоф Капра, выдающийся психолог–трансперсоналист Энтони Сутич, а также другие необычные и талантливые люди. Впоследствии в ряде своих книг Гроф систематизировал и описал трансперсональные переживания, указывающие с его точки зрения на ограниченность материалистического видения мира и существования сознания за пределами физического тела.

С.Гроф выделяет измененные состояния сознания, происходящие как бы в рамках обыденных представлений о пространстве и времени (их – львиная доля) и такие состояния, которые выходят за пределы обычного восприятия пространственно-временного континуума. Коротко рассмотрим сделанные им описания.

К первой группе переживаний (в рамках обычных пространства и времени) относится прежде всего так называемый перинатальный опыт. Нередко при применении холотропного дыхания человек, лежащий на мате сначала испытывал чувство возвращения в младенчество, причем у него менялась поза, проявлялись младенческие рефлексы и реакции. Но порой «погружение в прошлое» шло еще дальше, и экспериментирующий проходил заново путь своего рождения от состояния слияния с материнским организмом до первого вздоха и обрезания пуповины. Это как правило тяжелые переживания, сопровождающие мощными эмоциями и насыщенные символическими образами. Особенностью экспериментов было то, что сознание испытуемого раздваивалось: он одновременно чувствовал себя взрослым человеком, проходящим через некий опыт, и рождающимся плодом. По записанным отчетам многих добровольцев Гроф составил некую схему процесса рождения, которая включила четыре «базовые перинатальные матрицы». Эти «матрицы» (типы опыта) навсегда остаются впечатаны в нашу память буквально на клеточном уровне, и более того, они согласно позиции Грофа во многом определяют наш характер и даже события нашей жизни. Яркие впечатления рождения, несущие эмоционально-символический, заряд словно «притягивают» к человеку определенный тип событий: легких или трудных, веселых или мрачных – в зависимости от доминирующего типа полученного при рождении опыта.

Первая перинатальная матрица, условно называемая «Рай» - это фаза единства с материнским организмом, сопровождаемая чувством «океанического блаженства». Здесь человеку являются чудесные образы светлых богов разных религий.

Вторая матрица «Изгнание из Рая» - это первые схватки, когда благополучный мир рушится, а рождающемуся существу грозит неведомая угроза. Рай разрушен, но выход еще закрыт. В это время несчастному младенцу являются образы пожирающих его архетипических чудовищ, гигантского водоворота или поглощения лабиринтом. Человек чувствует себя связанным со всеми страданиями мира, переживает себя жертвой всех палачей и всех войн. Позитива в это время не существует – лишь мрак, тоска и безысходность. Гроф считает, что произведения многих крупных авторов были вдохновлены гнетущими переживаниями второй перинатальной матрицы – труды С.Къеркегора, А.Камю, Ж.-П.Сартра… К ним восходят произведения Э.По. ф.Гойи, И.Босха.

Третья базовая матрица связана с движением плода по родовому каналу. С одной стороны «забрезжил свет в конце туннеля». С другой – ребенку приходится вести титаническую борьбу за свою жизнь, так как он испытывает сильное сжатие, удушье и боль. Теперь доминирует идея «смерти-рождения», сопровождаемая образами стихийных бедствий, ураганов, землетрясений, космических катаклизмов. Человеку являются разрушительные божества - Сатана, Марс, Шива, Кали. Эмоциональное состояние становится агрессивным, включающим садомазохистские мотивы и сексуальное возбуждение. Могут быть видения ритуалов плодородия, фаллических культов, карнавального разврата и сатанинских практик. С точки зрения С.Грофа противоречивые и страстные образы этого этапа отражены в творчестве таких авторов как В.Шекспир, Ф.М.Достоевский, Р.Вагнер.

Четвертая перинатальная матрица - это кульминация борьбы в родовом канале и сам момент рождения, первый вздох и отделение от матери. Здесь переживается «смерть эго» - полная аннигиляция на всех уровнях – физическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном. Переживание смерти эго катастрофично и драматично, однако оно переходит в ощущение смирения. В момент полного уничтожения возникает видение ослепительного золотого или белого света сверхъестественного сияния и красоты. За ним следует ощущение спасения, освобождения и прощения. Символические образы, сопровождающие момент рождения – птица Феникс, Адонис, Христос, Осирис, Георгий, побеждающий Змея. Человек может чувствовать воссоединение с божественным Я, тождественным вселенскому Я. А потом у уже родившегося человека могут начинаться новые трудности.

Гроф сталкивался в своих экспериментах с тем, что люди очень точно воспроизводили ситуацию своего рождения, хотя прежде могли ничего о ней не знать: рождение в перевернутом положении, накладывание щипцов или появление на свет с пуповиной вокруг шеи. Такая информация перепроверялась с помощью воспоминаний родителей и медицинских архивов. Легкое рождение, считает С.Гроф, закладывает легкую программу жизни, в то время как трудные роды становятся основанием различных психологических, физических и психических отклонений.

В рамках измененных состояний сознания без изменения пространства и времени Гроф перечисляет также следующие виды:

- Отождествление с другими людьми, когда в период от нескольких секунд до нескольких часов сознание одного человека непосредственно проникает в сознание и переживания другого. Что совершенно невозможно в обычном состоянии;

- Отождествление с группой или всем человечеством;

- Отождествление с животными: млекопитающим, рыбами, птицами вплоть до улиток, червей и насекомых. Одна из испытуемых отождествилась в сеансе холотропного дыхания с рожающей самкой кита, причем рассказала об этом процессе такие биологические подробности, которые могли быть проверены и подтверждены только по специальной литературе. Другой участник сеансов – мужчина – пережил себя гусеницей и последовательно прошел все стадии ее развития: растворение тела в куколке, превращение в бабочку, просушивание крыльев;

- Отождествление сознания с растениями и ботаническими процессами: переживание изнутри биосинтеза, опыления, обмена веществ;

- Самоотождествление с органами, клетками, молекулами;

- Сознание неорганических процессов и переживание планетарного сознания: отождествление с металлами и камнями. Переживание себя землей-Геей как разумным космическим существом;

- Переживание эпизодов из детства своих родителей;

- Переживание эпизодов из жизни своих далеких предков (возможность именно таких воспоминаний была подтверждена историческими) источниками;

- Расовые и коллективные переживания;

- Переживания реинкарнационного характера. В этом случае человек в измененном состоянии сознания как бы проживает фрагмент своей прошлой жизни, и если, он, к примеру, мирится там с врагом, то нередко в его актуальных отношениях развязывается старый конфликт;

- Опыт нахождения вне тела. Такой опыт был у самого Грофа, когда он, подвергаясь эксперименту в Америке, вдруг очутился в квартире своих родителей в Праге, причем заметил на часах время, которое точно соответствовало временному различию между США и Чехословакией.

Впрочем, человеческое сознание может совершать путешествия не только между континентами. Оно способно покидать обычные пространственно-временные пределы. Тогда возможны следующие виды переживаний:

- Восприятие пространства и времени как многомерных или как произвольных конструкций ума;

- Преодоление обычных ограничений: так Гроф приводит в качестве примера работу бразильского медиума Луиса-Антонио Гаспаретто, который, впадая в транс, писал полотна в стиле великих художников, причем писать он мог в темноте, а также при красном свете, сразу двумя руками или держа кисточку ногой, не глядя на полотно… Однако картины были написаны со всеми тонкостями цвета и колорита.

- Путешествия в мифические реальности, при которых осуществляется отождествление и контакт с архетипами, о которых так много писали К.-Г.Юнг и Дж.Кэмпбел. Архетипы являются в формах, воспринимаемых внутренним зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, а также как ощущение присутствия. В сеансах холотропной терапии люди отождествлялись с архетипами Хорошего отца и Хорошей Матери, а также их антиподами – Тираническим Отцом и Ужасной Матерью; с Мудрым Старцем, Мудрой Женщиной, Любовником, Мучеником, Обманщиком и др. Они также встречались с гневными и мирными божествами и отождествлялись с ними: Апполоном, Афродитой, Христом, богиней Кали. Интересно то, что американская женщина, отождествившаяся с индийской богиней Кали высунула язык, как и положено этому образу;

- Переживание Творца или Космического сознания, отождествление с высшим и абсолютным принципом бытия. Это глубоко личное переживание, которое может быть как абстрактным, так и персонифицированным, однако прежде всего это «сат-чит-ананда» - «бытие-сознание-блаженство».

Огромный экспериментальный материал, накопленный С.Грофом и его сподвижниками, дал ему возможность поставить вопрос о том, что же это за явления и не выступают ли они ярчайшим свидетельством неверности господствующего в современном обществе материалистического мировоззрения, отвергающего как универсальность жизни сознания, так и жизнь до и после смерти физического тела.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 435 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...