Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства



Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

Деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

18. Общая характенристика основных внешних функций государства.

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.- основные направления деятельности государства на международной арене. К их числу относятся: оборонная функция - направлена на защиту государственного суверенитета, границ, территории страны от нападения извне, организацию таможни, решение иных вопросов обеспечения национальной безопасности; дипломатическая и торгово-экономическая функции - направлены на установление и развитие взаимовыгодных равноправных политических, экономических, культурных и других отношений внешнеэкономического партнерства, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств мирового сообщества; борьба за мир и мирное существование, разоружение, неприменение силы в отношениях между государствами, обуздание агрессоров; участие в деятельности международных и межгосударственных организаций по урегулированию военных и политических конфликтов, контроль за обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира; культурный, научный и информационный обмен с иными государствами, решение общечеловеческих проблем; взаимодействие с другими странами по вопросам охраны окружающей среды и созданию необходимых условий экологического выживания мирового сообщества, решение глобальных проблем современности (сырьевой, энергетической, демографической и т.д.).

19. Общая характенристика основных внутренних функций государства.

ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА,- основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. В соответствии со сферами деятельности государства внутренние функции подразделяются на следующие. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме, формировании и исполнении бюджета, обеспечении равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулировании предпринимательской деятельности, организации производства, управлении внутренней торговлей и т.д. Часто эту функцию называют хозяйственно-организаторской. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. Финансово-контрольная функция государства выражается в выявлении и учете государством доходов производителей, сборе налогов и иных обязательных платежей в бюджет страны. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов. Правоохранительная функция государства направлена на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений, охрану правопорядка, общественной безопасности, прав и свобод граждан и соблюдение законности, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки. Культурно-просветительская функция направлена на подъем культуры и образовательного уровня граждан, создание условий их участия в культурной жизни, науке, искусстве. Идеологическая функция государства направлена на пропаганду и защиту господствующих идеологических ценностей и идеологическое воспитание общества. Политико-охранительная функция направлена ни защиту существующего социально-экономического, политического строя и господствующих форм собственности. Экологическая (природоохранительная) функция направлена на создание наиболее рационального и чуткого отношения к природе, к среде совместного проживания людей. Государство принимает природоохранительное законодательство (законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов).

20. Формы и методы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства – упорядоченная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются функции государства.

Формы осуществления функций государства:

1) правовая деятельность – однородная по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов по поводу издания и реализации юридических актов:

а) правотворческая деятельность, направленная на издание, изменение либо отмену нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность, направленная на реализацию, исполнение нормативных правовых актов посредством издания актов применения права:

оперативно—исполнительная деятельность государственных органов, связанная с разрешением повседневных вопросов по изданию актов применения права;

правоохранительная деятельность государственных органов, направленная на охрану норм права от нарушений, защиту гражданских прав и обеспечение выполнения обязанностей;

2) организационная – однородная по своим внешним признакам и не влекущая юридических последствий деятельность государства:

а) организационно—регламентирующая деятельность, направленная на решение конкретных политических задач, на технико—организационное обеспечение функционирования государственного механизма;

б) организационно—хозяйственная деятельность, направленная на материальное обеспечение выполнения государственных функций;

в) организационно—идеологическая деятельность, повседневно использующая разъяснительные и воспитательные методы.

С другой точки зрения формы осуществления функций государства – деятельность основных звеньев государственного механизма, специфическая деятельность которых отличается от деятельности негосударственных организаций и объединений.

В связи с этим выделяют следующие виды форм осуществления функций государства:

1) законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, направленная на издание обязательных для исполнения всеми нормативных правовых актов;

2) исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, направленная на повседневную реализацию государственных функций в различных сферах общественной жизни;

3) судебная – деятельность судебных органов по осуществлению правосудия;

4) контрольно—надзорная – деятельность государственных органов по осуществлению государственного надзора и контроля над законностью на всей территории государства.

Методы осуществления функций государства – средства, посредством которых решаются задачи государства (убеждение, принуждение, прогнозирование, планирование и т. д.).

21. Понятие и элементы формы государства.

Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.

На форму государства оказывают влияние:

1) социально—экономические, культурные факторы;

2) исторические традиции;

3) национальные и религиозные особенности;

4) природные и климатические условия;

5) соотношение политических сил и т. д.

Структурные элементы формы государства:

1) форма правления, отражающая порядок организации государственной власти и ее взаимодействие с населением, органами государства;

2) форма государственного устройства, отражающая территориальную организацию государственной власти;

3) государственно—правовой (политический) режим, отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти.

Форма государства определяет:

1) порядок образования органов государственной власти;

2) структуру органов государства;

3) специфику территориальной обособленности населения;

4) характер межведомственных взаимоотношений;

5) особенности в отношениях государственных органов и населения;

6) методы и приемы осуществления политической власти и т. д.

Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканскойформой правления (ст. 1 Конституции РФ).

Характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм;

2) республиканская форма правления;

3) федерализм;

4) разделение властей;

5) идеологическое и политическое многообразие;

6) признание и гарантирование местного самоуправления;

7) правовое государство;

8) государственный суверенитет, носителем которого является многонациональный народ РФ;

9) социальный характер, так как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Форма правления – республиканская.

Российское государство – это полупрезидентская республика.

Российское государство по своему государственному устройству – федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма:

1) добровольность объединения субъектов РФ;

2) равноправие субъектов РФ;

3) государственная целостность;

4) самоопределение народов, наций и национальностей;

5) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ и т. д.

Государственно—правовой режим РФ – демократический.

22. Соотношение типа и формы государства.

Соотношение типа и формы государства:

1) тип государства является содержанием государства, а его форма – средство выражения;

2) тип государства определяет экономическую основу и политическое содержание государственной власти, а форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им;

3) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;

4) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.

Соотношение формы и типа государства применительно к различным типам государства:

1) рабовладельческий тип государства:

а) монархия – восточная деспотия, при которой вся полнота государственной власти принадлежала монарху—деспоту, осуществляющему единоличное управление при помощи насильственного военно—бюрократического аппарата (в Египте, Вавилоне, Ассирии и т. д.);

б) республика:

аристократическая – республика, в которой основная масса населения была отстранена от участия в выборах в органы высшей власти (Спарта);

демократическая – республика, в которой для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения (Афины);

2) феодальный тип государства:

а) монархия:

раннефеодальная, сформированная в процессе завоевания и передела территорий. Монарх – первый среди равных, а его власть носила номинальный характер;

сословно—представительная, в которой власть монарха была формально полноправной, но при осуществлении управления он опирался на собрание представителей господствующего класса;

абсолютная, в которой отсутствовали органы, ограничивающие власть монарха;

б) республика – экономически развитые и независимые города—республики, устанавливающие свое господство над прилегающей к ним территорией (Венеция, Новгород, Псков);

3) буржуазный тип государства:

а) монархия – конституционная (Англия, Япония и т. д.);

б) республика – парламентская и президентская;

4) социалистический тип государства

социалистическая республика (СсСр, КНДР идр.).

В юридической литературе существует мнение, что четкого соотношения между формой и типом государства нет, так как у государств одного и того же типа могут встречаться различные формы государства, так же как у государств различного типа могут встречаться одинаковые формы.

23. Формы правления.

Форма правления – организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.

Виды форм правления: 1) монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии:

а) наличие единоличного главы государства;

б) передача власти по наследству представителям правящей династии;

в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;

г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

Признаки республики:

а) формально—юридическое признание народа в качестве источника власти;

б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;

в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

г) сменяемость и выборность представительной власти;

д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

Виды республик:

а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).

Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).

24. Формы государственного устройства.

Форма государственного устройства – политико—территориальное устройство государства.

Простые (унитарные) государства – единые и централизованные государства, состоящие из административно—территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета (Франция, Норвегия и т. д.).

Признаки:

1) единство и суверенитет;

2) административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;

3) единый и централизованный государственный аппарат;

4) общая законодательная система;

5) единая система взимания налогов. Виды:

1) в зависимости от способа контроля:

а) централизованные (на местах – представители из центра);

б) децентрализованные, в которых избираются органы местного самоуправления;

в) смешанные;

2) региональные, состоящие из политических автономных образований с собственными представительными органами и администрацией.

Сложные государства – государства, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой—либо степенью государственного суверенитета:

1) федерация – объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство (США, РФ и т. д.).

Признаки:

а) союзное государство;

б) наличие самостоятельности;

в) общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации;

г) двухканальная система налогов.

Виды:

а) в зависимости от принципа формирования субъектов:

– административно—территориальная;

– национально—государственная;

– смешанная;

б) в зависимости от юридической основы:

– договорная;

– конституционная;

2) конфедерация – межгосударственные объединения либо временные юридические союзы суверенных государств, создаваемые с целью обеспечения общих интересов.

Признаки:

а) отсутствие суверенитета, единого гражданства, законодательства и единой денежной системы;

б) координация деятельности государств по вопросам, для решения которых они объединялись;

в) добровольный выход и отмена действия общеконфедеративных актов на своей территории;

3) империя – государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.

25. Политический режим: понятие и виды.

Государственно—правовой (политический) режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которые выражают ее содержание и характер.

Виды политического режима: 1) авторитарный – осуществление государственной власти одним лицом по своему произволу, без учета мнения большинства.

Его признаки:

а) отстранение населения от формирования государственной власти;

б) концентрация всей государственной власти в руках правящей элиты, интересы которой преобладали над не учитываемыми интересами населения;

в) устранение властью оппозиции;

г) реализация решений государственной власти с использованием насилия и при помощи военно—полицейского аппарата;

д) преобладание противоправных решений.

Виды:

деспотический, при котором лицо (деспот) приходит к власти законными способами, но осуществляемая им власть носит поработительный для ближайшего окружения характер;

тиранический, при котором лицо (тиран) приходит к государственной власти захватническим способом, а его жестокость обрушивается на все население государства;

конституционно—авторитарный, при котором ограничения демократических прав и свобод получают законодательное

закрепление в конституции, формально провозглашающей эти права и свободы; – тоталитарный, при котором в абсолютном централизованном государстве существует одна официальная идеология, ущемляющая демократические права и свободы и сформированная правящей партией во главе с вождем, который осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни;

2) переходные и чрезвычайные – режимы, имеющие временный характер и формируемые либо в результате революции, либо при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному функционированию государств и безопасности граждан;

3) демократический – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки:

а) прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

б) реализация принципа разделения властей;

в) полное подчинение государства праву;

г) провозглашение и обеспечение государством демократических прав и свобод.

Виды:

а) демократия участия, т. е. участие в политике всего населения;

б) демократия многовластия (полиархия),

т. е. наличие множества центров политической активности, привлекающих граждан и отстаивающих свои интересы;

в) демократия сообществ (консоциатив—ная), т. е. сохранение за каждым участником национально—религиозной культуры.

26. Механизм государства: понятие и структура.

Механизм государства – это система государственных органов и организаций, призванных осуществлять государственную власть, решать задачи и выполнять функции государства по управлению общественными делами.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, основанной на единстве принципов разделения властей, организации и деятельности государственного аппарата;

2) наличие сложной структуры;

3) тесная взаимообратная связь между государственным механизмом и функциями государства;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структура механизма государства:

1) государственные органы, связанные между собой отношениями соподчинения и правомочные совершать действия от имени государства:

а) органы представительной власти;

б) органы исполнительной власти;

в) судебные органы;

г) контрольно—надзорные органы;

2) государственные учреждения и организации, которые не обладают властными полномочиями и специально не выполняют функции управления, так как на основе государственной собственности, властных предписаний вышестоящих органов они выполняют функции в сфере производства, образования, здравоохранения, культуры, науки и т. д.:

а) государственные учреждения – государственные организации, которые выполняют организационно—распорядительные и социально—культурные функции в сферах образования, культуры, науки, здравоохранения;

б) государственные предприятия – государственные организации, которые создаются с целью производства различной продукции и оказания услуг населению государства;

3) государственные гражданские служащие – лица, которые профессионально занимаются управлением, занимают определенную государственную должность;

4) материальные придатки – здания, сооружения и различное оборудование, обеспечивающие в соответствии с научно—техническим уровнем реальное функционирование механизма государства.

Принцип разделения властей – принцип, согласно которому государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, обладающая верховенством, так как формируется непосредственно народом и устанавливает правовые основы государственной и общественной жизни;

2) исполнительная – власть, представленная в лице государственных органов, занимающихся непосредственной реализацией принятых законодательными органами норм права;

3) судебная – власть, осуществляемая судебными органами и призванная охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни от любых посягательств и независимо от того, кто совершил эти посягательства.

27. Органы государства: понятие, признаки, виды.

Орган государства – юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть механизма государства, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства.

Признаки органа государства:

1) наличие юридически организационного и экономически обусловленного характера;

2) наличие собственной структуры;

3) наделение государственно—властными полномочиями;

4) предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом;

5) наделение законодательно определенной компетенцией для управления конкретной сферой общественной жизни с учетом назначения и места в государственном механизме;

6) выполнение строго определенных государственных функций и задач;

7) наличие права на издание юридических актов;

8) наличие необходимых материальных средств;

9) образование и осуществление деятельности на основе нормативных правовых актов;

10) тесное взаимодействие с другими частями механизма государства и между собой.

Виды государственных органов:

1) в зависимости от порядка формирования:

а) первичные – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент);

б) производные – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);

2) в зависимости от объема полномочий:

а) высшие – правительство, парламент и др.;

б) центральные – министерства;

в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.;

3) в зависимости от широты компетенции:

а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.;

б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;

4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих:

а) коллегиальные – правительство;

б) единоличные – президент;

5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности:

а) законодательные;

б) исполнительные;

в) судебные;

г) контрольно—надзорные органы;

6) в зависимости от действия в пространстве:

а) федеральные государственные органы;

б) органы государственной власти субъектов федерации;

7) в зависимости от длительности действия:

а) постоянные;

б) временные;

8) в зависимости от правовых форм деятельности:

а) правотворческие;

б) правоприменительные;

в) правоохранительные.

28. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие идеи построения, функционирования и развития аппарата государства.

Требования к принципам:

1) нормативность, т. е. прямое либо косвенное закрепление в законодательстве и обязательность при формировании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. недопущение наличия двух взаимоисключающих принципов;

3) полнота, т. е. предварительное определение наиболее важных аспектов формирования и осуществление деятельности государственных органов;

4) относительная самостоятельность, т. е. исключение возможности взаимного дублирования нескольких принципов.

Виды принципов организации и деятельности государственного аппарата: 1) общие – принципы, которые относятся к государственному механизму в целом: а) социально—политические:

– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

– демократизм, предоставляющий одинаковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над государственными органами;

– гласность, предусматривающая постоянное и систематическое освещение деятельности государственных органов средствами массовой информации;

– законность, означающий соблюдение и непротиворечие всеми государственными органами правовых предписаний;

– профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности;

– гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности государственным аппаратом;

– национальное равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. д.;

– федерализм, закрепляющий равноправность региональных государственных органов с общефедеральными государственными органами;

б) организационные:

– иерархичность;

– дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий;

– ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции;

– сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;

– соотношение отраслевых и территориальных начал управления;

2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.

29. Политическая система общества: понятие и структура.

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико—правового характера.

Структура политической системы:

1) политические организации – субъектыы политической системы;

2) политическое сознание – идеи, теории, учения, убеждения и иное, в соответствии с которыми осуществляется политическая деятельность;

3) политические отношения – отношения, возникающие между субъектами по поводу осуществления государственной власти;

4) политическая деятельность – деятельность, направленная на обеспечение функционирования, развитие, защиту политической системы;

5) политические и правовые нормы – правила поведения, регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти;

6) политическая культура – система ценностей, используемая для регулирования деятельности внутри системы.

Субъекты политической системы:

1) государство;

2) политические партии;

3) политические движения;

4) общественные организации и объединения;

5) органы местного самоуправления;

6) церковь и т. п.

Функции политической системы:

1) политическое целеполагание, т. е. выработка целей развития общества;

2) определение стратегии развития общества;

3) властно—политическая интеграция общества;

4) упорядочение политических процессов;

5) представительство интересов различных социальных групп общества;

6) обеспечение единого воздействия на социально значимые отношения.

Виды политических систем:

1) распределительные, характеризующиеся распространением государственной власти во всех сферах общественной жизни и нахождением в ведении государства процесса создания и распределения созданного национального продукта;

2) рыночные, основанные на свободном предпринимательстве и товарно—денежном распределении материальных и духовных благ, когда государство обеспечивает только координацию деятельности субъектов, не вмешиваясь в их производственные действия;

3) смешанные.

Государство в политической системе занимает центральное место, так как ему присущи:

1) единственное официальное представительство всего населения в пределах территориальных границ;

2) суверенитет;

3) специальный государственный управленческий аппарат;

4) специально созданный карательный (правоохранительный) аппарат;

5) монополия на правотворчество;

6) специфический набор материальных ценностей.

30. Место и роль государства в политической системе общества.

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико—правового характера.

Структура политической системы:

1) политические организации – субъектыы политической системы;

2) политическое сознание – идеи, теории, учения, убеждения и иное, в соответствии с которыми осуществляется политическая деятельность;

3) политические отношения – отношения, возникающие между субъектами по поводу осуществления государственной власти;

4) политическая деятельность – деятельность, направленная на обеспечение функционирования, развитие, защиту политической системы;

5) политические и правовые нормы – правила поведения, регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти;

6) политическая культура – система ценностей, используемая для регулирования деятельности внутри системы.

Субъекты политической системы:

1) государство;

2) политические партии;

3) политические движения;

4) общественные организации и объединения;

5) органы местного самоуправления;

6) церковь и т. п.

Функции политической системы:

1) политическое целеполагание, т. е. выработка целей развития общества;

2) определение стратегии развития общества;

3) властно—политическая интеграция общества;

4) упорядочение политических процессов;

5) представительство интересов различных социальных групп общества;

6) обеспечение единого воздействия на социально значимые отношения.

Виды политических систем:

1) распределительные, характеризующиеся распространением государственной власти во всех сферах общественной жизни и нахождением в ведении государства процесса создания и распределения созданного национального продукта;

2) рыночные, основанные на свободном предпринимательстве и товарно—денежном распределении материальных и духовных благ, когда государство обеспечивает только координацию деятельности субъектов, не вмешиваясь в их производственные действия;

3) смешанные.

Государство в политической системе занимает центральное место, так как ему присущи:

1) единственное официальное представительство всего населения в пределах территориальных границ;

2) суверенитет;

3) специальный государственный управленческий аппарат;

4) специально созданный карательный (правоохранительный) аппарат;

5) монополия на правотворчество;

6) специфический набор материальных ценностей.

31. Понятие и сущность права.

Право – это система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.

Признаки права:

1) государственно—волевой характер, т. е. выражение государственной воли общества, которая обусловлена различными условиями общественной жизни;

2) нормативность, т. е. выражение в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в качестве системы официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм;

3) взаимосвязь права и государства, которая проявляется либо при применении мер государственного принуждения в указанных правом случаях, либо при создании, санкционировании и охраны правовых норм государством;

4) общеобязательность, так как все принятые правовые предписания адресуются неопределенному количеству лиц и являются обязательными для исполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

5) формальная определенность, т. е. выражение общественной воли в форме официальных юридических актов, которые устанавливаются государственной властью и содержат предписания, определяющие границы свободы субъектов права;

6) системность и иерархичность, так как все нормативные предписания применяются не изолированно, а в совокупности, в которой предписания взаимодействуют и дополняют друг друга;

7) регулирующее воздействие, осуществляемое с помощью предоставления субъектам определенных субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей;

8) установление и обеспечение государством, так как оно обладает монополией на правотворчество, а все другие субъекты правоотношений могут принимать участие в правотворческой деятельности только с санкции государства.

Сущность права отражает главные и устойчивые свойства права.

По своей сущности право является общесоциальным, так как выражает согласованную общественную волю, служит интересам всех без исключения, обеспечивает организованность и развитие социальных связей, выступает мерой свободы и ответственности субъектов правоотношений и их объединений, средством удовлетворения различных интересов и потребностей.

Социальная ценность права определяется:

1) общесоциальной востребованностью – состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека;

2) инструментальной востребованностью – использованием права в качестве инструмента особого механизма, который посредством юридических средств осуществляет регулятивное воздействие и обеспечивает точность и определенность в общественных отношениях.

32. Понятие права в объективном и субъективном смысле.

Право в объективном смысле - это система норм (привил поведения), непосредственно исходящих от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов общественных отношений при решении соответствующих юридических дел. Иными словами, право в объективном смысле - это массив регулирующих общественные отношения норм, представляющих собой объективированный результат волеизъявления правотворческих органов, а также совокупность правил поведения, применение которых (например, некоторых обычаев) при регулировании общественных отношении санкционируется государством.

Термины "позитивное право" и "объективное право"- синонимы, означающие систему норм, исходящих от государства.

Как объективная реальность, позитивное право существует в законах и иных признаваемых государством источниках (формах) права. Эти нормы существуют объективно, т. е. независимо от какого-либо конкретного лица - субъекта права, а также независимо от того, знает или не знает о них это лицо. Именно поэтому данная система норм называется "объективным правом".

Развернутое определение позитивного (объективного) права может иметь следующую формулировку:

"Право - это всеобщий нормативный регулятор общественных отношений, система формально-определенных, общеобязательных норм, которые установлены или санкционированы государством, выражают его волю, являются официальным критерием правомерного или противоправного поведения".

Данное определение права (объективного) отмечает его связь с государством, обращает внимание (но не акцентирует его) на государстве как основном субъекте правотворчества, но государство - не единственный субъект правотворчества, субъектом установления норм права,например,в Украине являются и трудовые коллективы («коллективный договор» - один из источников права Украины, является разновидностью т.н. нормативно-правовых договоров).Поэтому нередко в определениях права (объективного) прямо не говорят о его связи с государством, просто указывают, что это система норм,закрепленных в законах и иных формах(источниках) права.

"Объективное право" юристы обычно называют просто "право", например, "право Украины", "право Англии", имея в виду все действующие юридические нормы данного государства. Если говорят "гражданское право", "уголовное право", то имеют в виду отрасль права данного государства. В случае употребления терминов "патентное право", "вексельное право" имеют в виду институт отрасли права. Нормы, исходящие от государства, юристы называют "правовыми нормами", "нормами права" или "юридическими нормами". Во многих государствах (Украина, Франция) "объективное право" - это главным образом писаное право, т. е. его нормы закреплены в основном в законодательстве- в законах, подзаконных нормативно-правовых актах. Поэтому нередко юристы в этих странах термины "законодательство" и "право" употребляют как синонимы, хотя «законодательство» - это внешняя форма права,причем не единственная,есть и иные формы (источники) права.

От "объективного права" следует отличать так называемое "субъективное право", т. е. обеспеченную законом и государством возможность поведения, принадлежащую определенному субъекту права (какому-нибудь конкретному лицу). Например, собственник дома вправе им владеть, пользоваться, распоряжаться, т. е. он может в нем жить, сдать внаем часть жилых помещений, продать или обменять его на что-либо и т. д.

Что касается соотношения "объективного права" и "субъективного права", то последнее возникает на основе норм "объективного права" и им предусматривается. Например, возможность лица заниматься предпринимательской деятельностью закреплена Законом Украины "О предпринимательстве"

Субъективное право представляет собой единство трех возможностей поведения, иными словами, возможностей поведения трех видов, а именно: обладатель субъективного права, т.е. управомоченное лицо располагает, во-первых, возможностью самостоятельно, своими.действиями (бездействием) объективно проявить себя в своем определенном поведении (например, может дать деньги взаймы); во-вторых, может требовать определенного поведения от иных лиц (например, возврата денежной суммы, переданной им заемщику); в-третьих, он может обращаться в соответствующие компетентные органы государства в связи с необходимостью защиты нарушенного права путем применения мер государственного принуждения (например, в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы за работу в выходные дни).

33. Типология правопонимания: подходы, критерии, значение. Значение типологии обусловлено тем, что именно определенный тип правопонимания определяет парадигму, принцип и образец (смысловую модель) соответствующего философского познания права и государства, собственно теоретико-правовое содержание, предмет и метод соответствующей концепции философии права.

Типологию правопонимания, т.е. определенную классификацию различных видов трактовки права и их разбивку на однотипные (однородные) группы, можно проводить по разным основаниям (критериям). С точки зрения сформулированного нами определения предмета философии права существенное значение имеет выделение следующих трех типов правопонимания: легистского, естественноправового и либертарно-юридического.

Легистский тип правопонимания

Для легистского типа правопонимания характерно отождествление права (как определенной объективной сущности, независимой от воли и произвола официальной власти) и закона (как принудительно-обязательного установления власти). Право, согласно легизму, - это произвольный продукт государства, его приказ (принудительное установление, правило, акт, норма).

Для легизма и в целом "юридического позитивизма" весьма характерны пренебрежение правами человека и гражданина, апология власти и гипертрофия ее нормотворческих возможностей. В этом смысле легизм представляет собой нормативное выражение авторитаризма. Пафос и устремления легизма - подчинение всех властно-приказным правилам и установлениям. Здесь повсюду господствует взгляд на человека как на подчиненный объект власти, а не свободное существо.

В новое время легистский подход обосновывал Т. Гоббс, апологет абсолютистского государства-Левиафана. "Правовая сила закона, - подчеркивал он, - состоит только в том, что он является приказанием суверена" [Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. С. 214.]. Под "законом" при этом имеется в виду все действующее (позитивное) право. В дальнейшем такое правопонимание было взято на вооружение представителями различных направлений так называемого "юридического позитивизма" (и неопозитивизма), который по существу является не юридическим, а именно легистским позитивизмом (и неопозитивизмом).

К основным идеям и положениям "юридического позитивизма" относятся трактовка права как творения власти, властная принудительность как в конечном счете единственная отличительная особенность права, формально-логический и юридико-догматический методы анализа права, "очищение" учения о праве от разного рода "метафизических" положений о сущности, природе, причинах, ценностях права и т.д.

Подобные представления в XIX в. развивали Д. Остин, Ш. Амос и др. в Англии, Б. Виндшайд, К. Гербер, К. Бергбом, П. Лабанд, А. Цительман и др. в Германии, Кабанту и др. во Франции, Е.В. Васьковский, А.Х. Гольмстен, Д.Д. Гримм, С. В. Пахман, Г.Ф. Шершеневич и др. в России. В ХХ в. этот подход представлен такими направлениями "юридического" неопозитивизма, как "реформированная общим языковедением юриспруденция" В. Д. Каткова, "чистое учение о праве " Г. Кельзена, "концепция права" Г. Харта и т.д.

Один из видных представителей английской аналитической юриспруденции Д. Остин в своем труде о "философии позитивного права" характеризовал право как "агрегат правил, установленных политическим руководителем или сувереном", и подчеркивал: "Всякое право есть команда, приказ" [Austin J. Lectures on Jurisprudence or the Philosophy of Positive Law. L., 1873. P. 89, 98.]. Так же и Ш. Амос утверждал, что "право есть приказ верховной политической власти государства с целью контроля действий лиц в данном сообществе" [Amos Sh. A systematic View of the Science of Jurisprudence. L., 1872. P. 73.]. Г.Ф. Шершеневич придерживался аналогичных воззрений. "Всякая норма права, - писал он, - приказ" [Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1910, вып. 1. С. 281.]. Право, по его оценке, - это "произведение государства", а государственная власть характеризуется им как "тот начальный факт, из которого исходят, цепляясь друг за друга, нормы права" [Там же. С. 314.].

Своим приказом государственная власть порождает право - таково кредо данного типа правопонимания. С этой точки зрения все, что приказывает власть, есть право. Отличие права от произвола тем самым в принципе лишается объективного и содержательного смысла и имеет для приверженцев такого подхода лишь субъективный и формальный характер: явный произвол, санкционируемый определенным субъектом (органом государства) в определенной форме (в форме того или иного акта - закона, указа, рескрипта, постановления, циркуляра и т.д.), признается правом. В легистско-позитивистской трактовке за приказом государственной власти признаются магические возможности. Получается, что подобным приказом решаются задачи не только субъективного характера (формулирование норм законодательства), но и объективного плана (формирование, создание самого права), а также собственно научного профиля (выявление специфики права, его отличия от иных социальных норм и т.д.).

Как приказ власти и принудительный порядок трактуют право и неопозитивисты - вопреки их декларациям об "очищении" юриспруденции от прежних этатистских представлений о праве как продукте государства и их попыткам формально-логическим образом обосновать, будто отстаиваемое ими принудительно-приказное право получает свою действительность не от государства, а от гипотетической основной нормы (Г. Кельзен) или от некоего фактического "последнего правила" - "высшего правила признания" (Г. Харт) [См.: Чистое учение о праве Г. Кельзена. Вып. 1. М., ИНИОН АН СССР, 1987. С. 11; Hart H. The Concept of Law. Oxford, 1961. P. 201.].

В силу такой позитивистско-прагматической ориентированности легистская юриспруденция занята уяснением и рассмотрением двух основных эмпирических фактов:

1) выявлением, классификацией и систематизацией самих видов (форм) этих приказаний (принудительно-обязательных установлений) официальной власти, т.е. так называемых формальных источников действующего права (позитивного права, закона),

2) выяснением мнения (позиции) законодателя, т.е. нормативно-регулятивного содержания соответствующих приказаний государственной власти как источников (форм) действующего права.

Легизм (во всех его вариантах - от старого легизма и этатистского толкования права до современных аналитических и нормативистских концепций юридического позитивизма), отождествляя право и закон (позитивное право), отрывает закон как правовое явление от его правовой сущности, отрицает объективные правовые свойства, качества, характеристики закона, трактует его как продукт воли (и произвола) законоустанавливающей власти. Поэтому специфика права, под которым позитивисты имеют в виду закон (позитивное право), неизбежно сводится при таком правопонимании к принудительному характеру права. Причем эта принудительность права трактуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требований права, а как исходный правообразующий и правоопределяющий фактор, как силовой (и насильственный) первоисточник права. Сила (сила власти) здесь рождает насильственное, приказное право.

Широкое распространение в легистской литературе получило определение понятия права как системы норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. То, что положения (нормы) официально действующего (позитивного) права установлены государством и обеспечены государственным принуждением, верно, но этого недостаточно для надлежащего понятия права, для трактовки подобных официально-властных установлений (норм) как именно правовых явлений (явлений правовой сущности), как права вообще, поскольку в таком легистском определении нет никакого критерия для того, чтобы отличить право от произвола, правовую норму - от произвольного установления власти, правовой закон - от антиправового закона.

Естественноправовой тип правопонимания

Определяющее значение для различных концепций естественноправового (юснатуралистского) типа правопонимания имеет различение естественного права и позитивного права.

Такое различение в разных концепциях прошлого и современности выражается и в иных формулировках и терминах. Например, естественное право нередко обозначается как право по природе, как неизменное право, как подлинное право, как разумное право, как философское право, как идея права, как право в собственном смысле, как правильное право и т.д. Соответственно и позитивное право обозначается по-разному: как искусственное (неестественное) право, как человеческое право, как волеустановленное (волевое) право, как изменчивое право, как условное право, как неподлинное право и т.д.

Для сторонников юснатуралистского подхода естественное право (в его религиозной версии или светской трактовке с позиций философии права, юриспруденции, этики, социальной философии и т.д.) как единственно подлинное, разумное, нравственное и справедливое право дано самой природой и коренится в объективной природе - в природе бога или человека, в физической, духовной или социальной природе, в "природе вещей" и т.д.

Авторы различных естественноправовых концепций по-разному представляют себе конкретное содержание естественного права. При этом как естественное право трактуются такие различные феномены, как природное равенство и свобода всех людей, естественное право на неравенство и привилегии, естественное право людей на достоинство, те или иные неотчуждаемые права и свободы человека (от отдельных таких прав и свобод до современных мировых стандартов в этой области) и т.д.

Позитивное право, напротив, рассматривается юснатуралистами как отклонение (как игнорирование, искажение, отрицание и т.д.) от естественного права, как искусственное, ошибочное или произвольное установление людей (официальных властей).

Естественноправовому подходу присущи как достоинства теоретического и практического порядка (поиски объективной сущности права, провозглашение естественной свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав и свобод человека, идей правового государства и т.д.), так и недостатки (смешение права с неправовыми явлениями - моралью, нравственностью, религией и т.д., формально-правового - с фактически-содержательным, отсутствие четкого формализованного критерия отличия права от всего неправового, невнимание к позитивному праву и отсутствие необходимой взаимосвязи между естественным и позитивным правом и т.д.).

В философско-правовом плане различение естественного права и позитивного права свидетельствует о поисках (правда, теоретически недостаточно осознанных) объективной сущности права, которая отлична от официально установленного правового явления (позитивного права). В естественноправовых концепциях содержатся в той или иной мере определенные элементы и моменты юридического подхода к праву. И в этом смысле различение естественного права и позитивного права можно интерпретировать как частный случай и архаичный вариант (хронологически первый, практически весьма доступный для обыденного восприятия и до сих пор наиболее распространенный) общей теории различения и соотношения права и закона, сформулированной с позиций либертарно-юридического правопонимания.

В целом в собственно теоретическом отношении различение (а по сути дела - противопоставление) естественного права и позитивного права представляет собой весьма условную, неразвитую и внутренне противоречивую концепцию правопонимания.

Существенный недостаток естественноправового подхода состоит в неверной трактовке ключевой проблемы философии права - различения и соотношения сущности и явления в праве. Предложенное данным подходом различение и соотношение естественного права и позитивного права - это не соотношение (с поисками путей и условий их совпадения и критикой случаев несовпадения) правовой сущности (в виде естественного права) и правового явления (в виде позитивного права), а противопоставление (зачастую - антагонизм) естественного права (как единственного подлинного права - и подлинной правовой сущности, и вместе с тем подлинного правового явления) и позитивного права (как неподлинного права - неподлинного и как сущность, и как явление). Поиски необходимых взаимосвязей между сущностью и явлением в праве здесь подменяются умозрительным конструированием подлинного права (естественного права как сущности и одновременно как реально действующего правового явления) и игнорированием тем самым официально действующего общеобязательного позитивного права.

То, что юснатуралисты говорят об объективной сущности права, - это сущность не государственно устанавливаемого позитивного права, а лишь их версии естественного права, которому к тому же произвольно приписываются свойства реального, фактически действующего правового явления.

Естественное право, таким образом, - это не только естественно данное, но и естественно действующее право. Отсюда и присущий естественноправовым концепциям правовой дуализм - представление о двух одновременно действующих системах права (права естественного и права официального).

В естественноправовых учениях по сути дела игнорируются специфический смысл и особенности соотношения сущности и явления в праве, особый (публично-властный) характер процесса позитивации (государственного признания, выражения и установления) сущности права в виде официально действующего в данном месте и в данное время правового явления (закона, позитивного права).

Представителей юснатурализма интересует не столько совершенствование официально действующего (неподлинного) позитивного права и превращение его в подлинное позитивное право в духе их понимания смысла и свойств естественного права, т.е. не достижение такого позитивного права, которое выражало бы определенные сущностные свойства естественного права, сколько само по себе естественное право, которое как единственное подлинное право воплощает правовую сущность, а потому и непосредственно (естественно) действует как реальное правовое явление.

В юснатурализме отсутствует свое понятие правового закона, т.е. позитивного права, воплощающего сущность права, поскольку естественноправовая сущность уже воплощена в естественноправовом явлении, так что сущность и явление здесь составляют некое нерасторжимое естественноправовое единство, монолитное целое - в виде того или иного естественноправового положения (определенного требования, принципа, набора естественных прав и т.д.). Поэтому невозможно в государственном порядке позитивировать (т.е. официально-властно признать, выразить и закрепить в положениях позитивного права) некую естественноправовую сущность, отделенную от естественноправового явления.

С позиций юснатурализма нельзя, например, пытаясь определить понятие правового закона, сказать, что право - это соответствующая естественноправовой сущности (или воплощающая эту сущность) система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных государственным принуждением, так как, согласно логике юснатурализма, необходимо позитивировать (официально признать, санкционировать, возвести в общеобязательный закон) все данное естественное право в целом (как нерасторжимое единство сущности и явления), а не только одну естественноправовую сущность, которая как таковая неотделяема от естественноправового явления. Это означает, что законодатель в правовом законе должен:

1) закрепить перечень определенных положений самого естественного права,

2) санкционировать (т.е. официально признать их юридическую силу) другие (не вошедшие в этот перечень) общепризнанные положения естественного права,

3) признать приоритетное значение этих прямо закрепленных или санкционированных положений естественного права перед всеми остальными источниками и нормами позитивного права,

4) закрепить запрет издания и юридическую ничтожность актов и норм, отрицающих или умаляющих соответствующие положения естественного права.

Примерно такая логика лежит в основе действующей Конституции Российской Федерации, которая исходит из определенной версии юснатуралистского правопонимания.

Однако подобная конструкция правового закона, в которой естественное право согласованно сочеталось бы с позитивным правом, не получила в самих юснатуралистских учениях (в силу их односторонности, невнимания к позитивному праву, отсутствия концепции правового закона и т.д.) надлежащего теоретического осмысления и обоснования.

Либертарно-юридический тип правопонимания

В основе либертарно-юридического типа правопонимания лежит принцип формального равенства.

Либертарно-юридическое правопонимание включает в себя не только понимание права (как сущности права, так и правового явления в форме правового закона), но и правовое понимание государства как институционально-властной формы выражения и действия принципа формального равенства, как правовой формы организации всеобщей публичной власти.

Понятие "равенство" представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т.е. возможность и необходимость абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соответствующего основания (критерия) уравнивания.

Так, уравнивание разных объектов по числовому основанию (для определения счета, веса и т.д.) абстрагируется от всех их содержательных различий (индивидуальных, видовых, родовых).

В этом русле сформировалась математика, где составление и решение уравнений играет ключевую роль и где равенство, "очищенное" от качественных различий, доведено до абсолютной абстракции количественных определений.

Правовое равенство не столь абстрактно, как числовое равенство в математике. Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности и правосубъектности.

Формальное равенство как сущность и принцип права включает в себя три взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимно предполагающих (подразумевающих друг друга) составных компонента, три сущностных свойства права:

1) всеобщую равную меру (норму),

2) формальную свободу всех адресатов этой равной регулятивной меры (нормы),

3) всеобщую справедливость этой одинаково равной для всех формы регуляции.

В либертарно-юридической теории правопонимания и концепции философии права преодолены присущие юснатурализму и легизму антагонистические крайности и недостатки при трактовке проблем различения и соотношения правовой сущности и правового явления, права и закона.

В рамках либертарно-юридического подхода взаимосвязь сущности и явления в праве носит необходимый и закономерный характер: объективная правовая сущность (формальное равенство) - это сущность определенного реального правового явления (устанавливаемого государством общеобязательного закона, выражающего свойства и требования принципа формального равенства), а правовое явление (общеобязательный закон, выражающий свойства и требования принципа формального равенства) - это явление (проявление) именно и только данной определенной сущности (формального равенства). Правовая сущность (формальное равенство) проявляет себя в общеобязательном законе (правовом явлении действительности), а правовое явление (общеобязательный закон) проявляет, выражает во внешней реальной действительности правовую сущность (формальное равенство).





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 701 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.073 с)...