Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

РЕКОМЕНДАЦИИ. При изучении данной темы прежде всего следует принять во внимание целостность и взаимозависимость процессов



При изучении данной темы прежде всего следует принять во внимание целостность и взаимозависимость процессов, развертывающихся в различных сферах общественной жизнедеятельности. Тем самым любая типология глобальных проблем будет носить в известной мере условный характер, что, однако, не свидетельствует в пользу невозможности их классифицировать.

Определяющей тенденцией мирового развития в конце ХХ в. стало формирование глобальных структур мироцелостности. Тем самым обозначился переход от всемирной истории (существует как эмпирическая реальность с эпохи великих географических открытий) к истории глобальной. Целостность исторического процесса, возобладав над локальностью, позволяет рассматривать единство человечества уже не как умозрительную категорию, а как реальное явление. С середины ХХ в., после краха теорий расовой и национальной исключительности, распространяются концепции всеобщности прав человека, общечеловеческих ценностей. В начале 90-х гг. рухнул биполярный мир и социалистическая система – «второй мир», пытавшийся конкурировать с «первым».

Подобная ситуация скорее создала целый веер новых проблем, нежели разрешила уже имеющиеся. Крах социализма породил в западном мире (прежде всего в США) непоколебимую уверенность в своей абсолютной правоте и преимуществах своего типа общественного устройства и образа жизни. Отсюда стратегической задачей американской политики стало недопущение даже потенциальной угрозы собственному мировому господству. Источником процесса глобализации служат центры транснациональной экономики и финансов, формирующие не только реальную мир-экономику, но и виртуальную, базирующуюся на глобальном информационном контроле и манипуляции общественным сознанием. Вестфальская система, основанная на концепции национального суверенитета, воспринимается уже как пережиток, не соответствующий новым реалиям глобализации. Любое государство, пытающееся его отстоять, может быть причислено к «странам-изгоям», к «глобальной оси зла» и т.п.

Между тем, возможности управления планетарным сообществом из единого центра отнюдь не безграничны. Подобная система в принципе может столкнуться с теми же трудностями, что и плановая система при социализме. Больший потенциал устойчивости, соответствующий современному состоянию производительных сил, имеет многополюсная система, однако ее геополитические возможности должны быть реализованы через противоборство с моноцентрической тенденцией.

Тем самым, если в основе глобализации лежат объективные процессы (прежде всего это транс-национализация хозяйственных связей), и в этом отношении она является закономерным этапом всемирной истории, то попытки рассматривать глобализацию через призму унификационных процессов, через эталонные подходы, в русле которых все остальные страны оцениваются по мере их соответствия западной модели, что ведет к сужению эволюционного поля к одной ветви. Таким образом, подлинное единство человечества заключается в его многообразии, а равноправный диалог между всеми субъектами планетарной цивилизации должен рассматриваться как глобальная стратегия мир-целостности. Альтернативное деление участников всемирного процесса на субъекты и объекты, на центр и периферию не имеет долгосрочной перспективы.

Глобализационный процесс не может развиваться без контртенденций, в качестве таковых можно рассматривать рост культурно-цивилизационного разнообразия мира. Об этом свидетельствуют процессы дифференциации в «третьем мире», формирование новых центров силы, прежде всего в ЮВА, использующих оригинальные цивилизационные стратегии.

Становится очевидным, что третьемирская общность сохранит свою специфику и социально-экономические отношения, связанные с капиталистическим способом производства, развиваясь в социально чужеродной среде, сами трансформируются под ее воздействием, воспроизводя множество превращенных форм. Западная модель организации социума оказывается особенно непригодной для таких крупных социокультурных образований как Индия, Китай, Бразилия и т.п. Пробуксовывает вестернизация и на постсоветском пространстве. В целом в мире формируется несколько типов общественного устройства. Сближаясь по технико-организационным параметрам, они расходятся по социально-экономическим (отношения собственности, управление экономикой и т.д.), политическим (например, роль государства в социальной структуре) и социокультурным. Все это является основой для сохранения и цивилизационных отличий. Наиболее серьезное противодействие вестернизационная глобализация вызвала в мусульманском мире, именно здесь происходит наибольшее отчуждение западных эталонов в социокультурной – религиозной сфере. Тем самым создаются предпосылки для перманентного обострения межцивилизационных противоречий, учитывая важную роль социокультурных и религиозных факторов. Это позволяет ряду исследователей говорить о столкновении цивилизаций, их противоборстве и т.п. Обострившаяся проблема международного терроризма есть лишь одно звено в общем процессе глобализации. При этом следует отметить, что попытки США силовыми методами установить новый миропорядок под лозунгами борьбы с международным террористическим заговором (где реальность еще следует отделить от пропагандистских технологий) отнюдь не ведут к разрешению проблемы, а являются стратегией глобального господства, наиболее отчетливо сформированной З.Бжезинским.

На межцивилизационные противоречия наслаиваются национальные конфликты, очередной виток которым дал распад государств унитарного типа (СССР, Югославия), однако наиболее застарелый и труднопреодолимый характер носят конфликты, где разлом произошел как на национальной, так и на цивилизационной основе (Ближний Восток, Индо-пакистанский регион и т.д.). Возвращение национализма, о котором говорится в литературе, не следует связывать с какой-нибудь одной причиной (здесь чаще всего указывается на распад так называемых империй), но представляет воплощение всего комплекса глобально-региональных проблем.

Определяющей чертой развития мировой экономики на современном этапе является транс-национализация хозяйственных связей и создание в 70 – 90-х гг. новой системы разделения труда в соответствии с потребностями мирового рынка. Развивающиеся страны к традиционным сырьепоставляющей роли добавили производство и поставку трудо-ресурсов и энергоемких изделий, наиболее развитые из них стали выходить на рынок и с наукоемкими товарами. Производство всех этих изделий осваивалось как дочерними предприятиями ТНК, так и местными предприятиями. Прорыв к постиндустриальным технологиям азиатских «драконов», дополнился повышением статуса в мировой хозяйственной системе таких стран как Мексика, Аргентина, Бразилия. Однако в рамках данной системы их экономические успехи оказались весьма неустойчивыми, что подтвердили кризисы 1994-1995, 1999-2002 гг. в латиноамериканских странах. В целом им не удалось преодолеть негативы периферийного развития, описанного Р.Пребишем. Рядом исследователей уже говорится об исчерпанности процесса интернационализации мирового хозяйства, показателем чего служит падение роста ВВП в мировой экономике». В 70-е гг. ежегодный прирост составлял 3,4%, в 80-е –2,9%, а в 90-е – 0,6%. Обозначились негативные тенденции и в производстве сельскохозяйственной продукции. Выявляется паразитарная роль центров виртуальной экономики, основанной на финансовых спекуляциях. В русле всех этих процессов нет оснований говорить о сокращении разрыва между развитыми и развивающимися странами. Данная проблема обозначена как проблема оси «Север – Юг». О характере противостояния «золотого миллиарда» и остального населения можно судить по тому, что 20% наиболее богатых стран получают 83% мирового дохода, при этом на долю наиболее беднейшей части приходится всего лишь 1,4%. Число больных, голодающих, неграмотных, бедных увеличивается и сосредотачивается на одном из полюсов. Неравномерность концентрации богатств на одном полюсе подрывает устойчивость всей системы в целом. Принцип неограниченного «свободного» всемирного рынка можно сопоставить со «свободным» рынком «дикого» национального капитализма XIX в.

Анализ глобальных проблем современности свидетельствует об их динамичном характере: одни уходят на периферию, другие выдвигаются на первый план. Так, если в 50-е – 80-е гг. одной из важнейших угроз для человечества была глобальная термоядерная война, то теперь резко возросла значимость социо-экологического комплекса проблем.

Рост мировой экономики ведет к рассогласованию регенерационных функций биосферы. Ежегодно из недр земли извлекается 100 млрд. тонн различных пород, сжигается 1 млрд. тонн условного топлива, сбрасывается в гидросферу 600 млрд. тонн промышленных и бытовых стоков, 10 млн. тонн нефтепродуктов. Атмосфера и гидросфера оказываются уже не в состоянии нейтрализовать антропогенные нагрузки. Разрушение озонового слоя и «парниковый» эффект могут вызвать непредсказуемые последствия. Окружающая среда подвергается и быстро увеличивающемуся радиационному загрязнению. Поток промышленных и бытовых отходов нарушает сложившиеся глобальные природные циклы и создает предпосылки генетических мутаций. Идет ускоренный процесс вытеснения дикой природы. Под непосредственным хозяйственным воздействием уже находится 50% суши. Резко обострилась нехватка сельскохозяйственных земель. Ежегодное падении числа видов диких животных и растений можно назвать катастрофическим.

Рост энерговооруженности современной экономики (за последние 140 лет ее энергетический потенциал увеличился в 1000 раз) привел к наметившейся ограниченности энергоносителей. Это требует как глобального развития ресурсосбережения, так и увеличения количеств перерабатываемого материала.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с социально-экономическими. Потребление ресурсов сосредоточено на богатом «Севере». Например, потребление ресурсов на душу населения по нефти в США больше чем в Индии в 43 раза, природного газа в 184. И этот диспаритет продолжает увеличиваться. Если стандарт потребления всего населения поднять до уровня «золотого миллиарда», то надо удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. Естественно, таких антропогенных нагрузок биосфера планеты просто не выдержит.

Демографическая ситуация на планете также порождает целый комплекс проблем. Прежде всего, рост населения ведет к нагрузкам на биосферу, которые могут оказаться катастрофическими. Так, население Земли за 100 лет с 1850 по 1950 увеличилась вдвое, а для следующего удвоения понадобилось всего 37 лет. В 1987 г. население Земли составило 5 млрд. чел. За последние 40 лет при росте населения в 4 раза нагрузка на биосферу возросла в 100 раз. При этом концентрация населения отличается крайней неравномерностью. Если на азиатской части России проживают всего 27 млн. чел., то южнее размещаются многомиллиардные массы населения, прежде всего в Индии и Китае. Прирост населения особенно быстрыми темпами идет в наиболее бедных районах планеты, что создает интенсивные миграционные потоки в развитые страны, следствием этого может быть то, что через несколько десятилетий европейцы в своих странах будут составлять меньшинство населения. Все это позволяет некоторым исследователям говорить о кризисе белой расы. Все попытки ограничения рождаемости в глобальном масштабе пока не увенчались успехом.

В качестве новых глобальных вызовов человечеству следует отметить и появление новых эпидемических заболеваний (СПИД, вирус «Эбола» и т.п.). Вполне реальной является возможность появления подобных заболеваний и в дальнейшем, например, в результате разрушения экосферы, техногенных катастроф и т.п.

Компьютерная революция привела к формированию глобального информационного поля, плотность которого постоянно возрастает. Особую роль здесь приобрел Интернет, который называют глобальным интеллектом. Наряду с несомненными преимуществами усиливается и негативное влияние информационного поля. Прежде всего следует отметить несбалансированность межкультурных информпотоков. Здесь действует все та же моноцентрическая система, что и в мировой экономике, доминирует тенденция управлять информационным полем из единого центра. Отсюда межкультурный обмен приобретает неэквивалентный характер и вместо диалога культур получается монолог, который к тому же служит инструментом глобального воздействия на массовое сознание. Распространение ничем не обеспеченной «революции притязаний», формируемой западным образом жизни, разрушает экономику незападных обществ, создает значительные слои населения чуждых своей собственной стране. Культурное превосходство рассматривается американскими неоглобалистами как один из важнейших аспектов своего всемирного господства. Новейшие технологии сделали возможным и установление глобального информационного контроля, слежки за подавляющим большинством населения.

Перечень глобальных проблем можно было бы продолжить, но главный вопрос состоит в их разрешимости. Думается, что в макроэволюционной перспективе, связанной с термодинамическим принципом неизбежности возрастания уровня энтропии в сложноорганизованных системах, окончательного решения данных проблем быть не может. Следует вспомнить мысль Гегеля о том, что линейная динамика ведет к «дурной» бесконечности, а подлинная бесконечность – есть циклическая, следовательно, гибель земной цивилизации – исходный пункт для возникновения новой. Однако все это не означает пассивного отношения к глобальным проблемам. Многие из них поддаются решению или хотя бы определенной гармонизации.

Римский клуб еще в начале 70-х годов привлек внимание к социоэкологической проблематике. Однако, если концепция «нулевого роста» отличалась крайним утопизмом, то теории «органического роста» легли в основу стратегии «устойчивого развития», выдвинутой в 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро. В ее основе лежат принципы социальной справедливости, ограничение потребления ресурсов планеты, взаимозависимость глобальных социально-экономических процессов с экологическими и т.д. Данная концепция во многом перекликается с теорией ноосферы В.Вернадского и Тейяра де Шардена. Тем не менее распространяются и альтернативные концепции «Ноева ковчега» – т.е. спасения «избранного» населения «золотого миллиарда». Форум в Йоханнесбурге в 2002 г. с прискорбием констатировал, что за 10 лет решения конференции в Рио-де-Жанейро фактически сорваны. Не удается договориться с целым рядом западных стран по ограничению вредных выбросов в атмосферу, а США отказались ратифицировать Киотские соглашения.

Не следует ожидать от постиндустриального общества бесконфликтного, беспроблемного существования и пользования благами техногенной цивилизации, того, что глобализация как линейное движение к «всемирной деревне» сама по себе разрешит все проблемы. «Дикая» глобализация их не решает, а создает. Перспективы видятся нам в том, что если классический капитализм, столкнувшись с глобальным вызовом со стороны социалистической идеи, сумел трансформироваться в русле кейнсианской политики, приобрел социально-ориентированный характер, то и «дикая» глобализация может быть трансформирована в русле стратегии равноправного диалога цивилизаций. При этом проповедей межконфессиональных мессий представляется явно недостаточно. Унификационная, вестернизационная глобализация, столкнувшись с непреодолимыми противоречиями, должна осознать свою предельность и осуществить еще одну «великую трансформацию».


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

МОДУЛЬ І

Где и когда возникает философия в европейском смысле слова?

Каковы источники и особенности философского знания?

Каковы предмет, метод и цель философии?

Какова структура и основные функции философии?

Что такое рациональность? Из чего она складывается?

Что такое мировоззрение? Каковы исторические типы мировоззрения? Назовите характерные черты мифологического типа мировоззрения.

В чем сходство и различия философии и религии?

Что роднит философию с наукой? В каком смысле философия «больше чем наука»?

В чем сходство и различия философии и искусства?

В чем мировоззренческое значение философии?

Каково место философии в системе культуры?

Какое время К. Ясперс характеризует как «осевое время»? В чем его уникальность?

В чем отличие древнеиндийской философской мысли от религиозных систем того времени?

Каково основное содержание Вед и Упанишад?

Каковы основные идеи «Бхагавадгиты»?

Что такое реинкарнация и закон кармы?

Как соотносятся понятия Атман и Брахман?

Что означают понятия майя и мокша?

В чем сущность учения о трех гуннах в этической концепции «Бхагавадгиты»?

Какие школы индийской философии вы знаете?

В чем значение индийской культуры для формирования философии?

Каковы отличительные черты философской мысли древнего Китая?

Какие основные школы китайской философии вы знаете? Дайте краткую характеристику каждой из них.

В чем суть социально-этического учения Конфуция?

Кто такой «благородный муж» в учении Конфуция? Раскройте понятия «ли», «дэ», «жэнь», «и».

Кто является основателем школы даосизма? Какая проблематика является центральной для этой школы?

Охарактеризуйте «Дао» и «дэ» как исходные принципы даоской онтологии.

В чем суть не-деяния («у вей») в учении даосов?

В чем коренная противоположность учения моистов учению Конфуция?

Как понимают природу человека легисты? Как это понимание сказалось на их социально-политическом учении?

Какое значение имели понятия «инь» и «ян» для китайской философии?

Каковы отличительные черты античной культуры и философии?

Какие периоды можно выделить в античной философии? Каковы характерные черты каждого периода?

В чем существенная особенность древнегреческой науки по сравнению со знаниями древнего востока?

В чем заслуга ранней греческой философии? Назовите главных ее представителей.

Почему за Гераклитом закрепились прозвища «Темный» и «Плачущий»?

Что означает понятие «логос» и какую роль играет логос в учении Гераклита?

Что такое диалектика? Как она проявляется в учении Гераклита?

Что является воплощением истинного бытия для Пифагора? В чем особенность пифагорейского понимания числа?

Как отвечал Ксенофан на вопрос: «что есть все»?

Что такое метафизика? В чем коренное отличие философии Парменида от философии Гераклита?

Какими качествами обладает единое парменидовское бытие? Почему есть только бытие, а небытия нет?

Какие два пути познания называет Парменид? Почему нельзя доверять чувствам?

В каком смысле Зенона считают «отцом диалектики»? Как Зенон обосновывал немыслимость движения и множества?

В чем проявляется синтетический характер космогонического учения Эмпедокла?

В чем суть метафизического характера философии Эмпедокла?

Что считал Анаксагор основой всех вещей? Какую роль играет в его космогонии «Нус»?

Какой смысл вмещает в себя слово «классика»? Какова тематика классической греческой философии?

Как разрешали проблему движения и множества древнегреческие атомисты?

Каковы свойства атомов? Обладают ли атомы такими качествами, как вкус, запах, цвет?

В чем особенность понимания атома у Демокрита в сравнении с современным понятием об атоме?

Почему Демокрита называли «плачущим философом»?

Что является «виновницей событий» у Демокрита? Раскройте суть демокритовского детерминизма и фатализма.

Дайте определение материализму. Как он проявлялся у Демокрита?

Объясните суть феномена просвещения. Кто такие софисты и в чем их историческая заслуга?

Как вы понимаете слова Протагора: «Человек есть мера всех вещей»? В чем проявляется релятивизм софистов?

В чем своеобразие Сократа как философа? Охарактеризуйте сократический поворот в философии.

Охарактеризуйте метод Сократа. Как Сократ понимает иронию, майэвтику, диалектику?

Как смотрел Сократ на соотношение знаний и добродетели? Какие два пути добродетели выделял Сократ и что такое «даймон Сократа»?

Почему Сократ предпочел смерть бегству из тюрьмы?

В чем состояла драма жизни Платона? Каково подлинное имя философа и за что его прозвали Платоном?

Сформулируйте основные положения платоновской метафизики. Какие функции отводит Платон миру идей, миру чувственных вещей и Демиургу?

Что есть идея, или эйдос (вид), вещи по Платону? В чем значение платоновской онтологии?

Что такое умозрение и как оно реализуется у Платона? Что значит знание как припоминание (анамнесис или реминисценция)?

В чем суть учения Платона о человеке? Какова структура души по Платону? Что означает словосочетание «платоническая любовь»?

Как представлял Платон идеальное государство? Почему К. Поппер считает платоновский проект прообразом тоталитарных диктатур?

Что представляет аристотелевская форма в отличие от платоновской идеи? За что Аристотель критиковал «мир идей» Платона?

Что означает у Аристотеля понятие «энтелехия»? Как соотносятся материя и форма, возможность и действительность в философии Аристотеля?

Какая роль в метафизике Аристотеля отведена Уму (Нусу) или «форме форм»?

Назовите четыре причины всего сущего у Аристотеля. Какие четыре вида бытия выделил философ?

Что такое «аналитика» как метод познания Аристотеля? Каково значение логики Аристотеля?

В чем вы видите отличие аристотелевского учения о душе от учения о душе Платона?

Как смотрит Аристотель на взаимоотношения индивида и общества? Какое государство считает Аристотель наилучшим?

Что означает системность мышления? В чем системный характер философии Аристотеля?

В чем вы видите различия сократических школ киников и киренаиков?

В чем суть гедонизма как этического принципа?

В чем секрет известности Диогена Синопского?

Чем различались взгляды Эпикура и Демокрита?

Что мешает человеку быть счастливым по Эпикуру?

В чем сходство и различие во взглядах киников и стоиков?

Охарактеризуйте древнегреческий и древнеримский скептицизм. В чем значение философии Секста Эмпирика?

Как Сенека и Эпиктет понимали рабство?

Кто был тем единственным в истории философом, который правил государством и является автором книги «Наедине с собой»?

Что представляет собой Единое Плотина? Что означает слово «эманация»? Какова иерархическая структура бытия в неоплатонизме?

Какова историческая роль неоплатонизма?

В чем состоит значение античной философии для судеб западноевропейской культуры?

МОДУЛЬ ІІ

В чем характерные особенности средневекового миросозерцания?

Каковы отличительные черты христианского понимания Бога?

Какие периоды можно выделить в развитии средневековой философии?

Кого называли апологетами? Кого – «святыми Отцами и Учителями церкви?

Какова природа зла по Августину?

В чем смысл истории по Августину? Как различает Августин «град земной» и «град небесный»?

Каковы характерные черты средневековой схоластики?

В чем существо спора реалистов и номиналистов об универсалиях?

Как решал вопрос о соотношении веры и разума Фома Аквинский?

Какие доказательства бытия Бога выдвигал Фома Аквинский?

Каковы отличительные черты культуры Ренессанса?

В чем заключается сущность гуманизма эпохи Возрождения?

В чем различие пантеистических учений Николая Кузанского и Джордано Бруно?

100. В чем проявлялась диалектика в философии Николая Кузанского?

Каковы характерные черты новоевропейской культуры? С какого исторического рубежа Новое время берет свое начало?

В чем сущность гносеологических споров Нового времени? Дайте определения рационализму, эмпиризму и сенсуализму.

Как развитие науки изменило установку на отношение к природе в Новое время? Кому принадлежат слова: «Знание – сила»?

Охарактеризуйте эмпиризм Ф.Бэкона. В чем состоит ограниченность индуктивного метода?

Какие опыты Ф.Бэкон называл плодоносными, а какие – светоносными?

Какие препятствия возникают на пути познания? В чем значение учения Ф.Бэкона об «идолах» познания?

Какую философию называют картезианской и почему?

Разъясните смысл декартовского высказывания: «я мыслю, следовательно, существую». В чем видит Декарт возможность преодоления скептицизма в познании?

Какие идеи Р. Декарт называет врожденными?

Каковы основные идеи декартовского учения о методе? Что такое дедукция и каково ее значение в познании?

Что считал Спиноза главным недостатком учения Декарта о субстанции? Как он дополнил определение субстанции, и какое это имело значение?

Каковы характерные черты и суть пантеизма Б.Спинозы?

В чем противоположность гносеологии Р. Декарта и Д.Локка?

Чем не удовлетворяло Г.Лейбница понимание субстанции Спинозой и Декартом?

Что такое монада у Г. Лейбница? Каковы ее характерные признаки?

Что означает принцип предустановленной гармонии у Лейбница?

В чем заключался скептицизм Дж. Беркли и Д. Юма?

Каковы характерные черты философии французского Просвещения?

Почему Д. Дидро считал, что камень тоже мыслит?

Какой просветительский идеал противопоставляет Вольтер религии?

Какую систему воспитания предложил Ж.Ж. Руссо в знаменитой книге «Эмиль, или о воспитании»?

Что понимает Кант под трансцендентальным субъектом?

В чем сущность коперниканского переворота И.Канта?

Что означает кантовская «вещь в себе»? Что такое агностицизм и был ли Кант агностиком?

Какие формы априорного чувственного созерцания называет И.Кант? Объясните смысл слова «априорный».

В каком смысле И. Кант употребляет термин «эстетика» в «Критике чистого разума»?

Как различает И. Кант рассудок и разум?

Как Кант классифицирует суждения?

Что такое антиномии чистого разума? Приведите примеры антиномий.

В чем суть категорического императива И.Канта?

В чем заключается абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля?

Каково отношение философии Гегеля к религии? В чем отличие гегелевского понимания мира и Бога от христианского учения?

Что является предметом «Логики» Гегеля? В чем ее различие с традиционной логикой?

Какой метод предложил Гегель? Сформулируйте основные законы диалектики Гегеля.

В чем особенности гегелевского рационализма? На чем основана убежденность Гегеля в том, что разум правит миром?

Какую роль отводит Гегель великим личностям в философии истории? В чем по Гегелю состоит смысл истории?

В чем выражается антропологизм философии Л. Фейербаха?

Каково значение немецкой классики в истории философии?

МОДУЛЬ ІІІ

В чем проявляется сущность материалистической диалектики?

В чем характерные черты материалистического понимания истории?

Каковы источники и основные черты философии марксизма?

Что понимают под иррационализмом в широком и узком смысле слова? Назовите представителей иррационализма в философии.

В чем сущность волюнтаризма А. Шопенгауэра? Что роднит философию Шопенгауэра с восточной культурой?

В чем заключается пессимизм Шопенгауэра? Через какие этические принципы философ пытается разрешить драму человеческого существования?

В чем отличие философии жизни Ф. Ницше от философии Шопенгауэра?

Почему Ницше характеризует современную ему культуру как «культуру декаданса»?

За что Ницше критикует Сократа и его последователей в философии?

Каков этический идеал Ф. Ницше? Что предлагает Ницше взамен христианской морали?

В чем сущность прагматизма? Назовите его главных представителей.

Что такое феноменологическая редукция?

Каких представителей философии позитивизма вы знаете? Кто является основателем позитивизма?

Что такое эмпириокритицизм?

Что такое национальная философия? Какова специфика философской мысли Украины в контексте мировой философии?

Каковы основные этапы историко-философского процесса в Украине?

В чем значение «братских школ» для развития украинской философии?

Каково значение Киево-Могилянской академии и деятельности П. Могилы?

Почему Григория Сковороду называли украинским Сократом? В чем заключается своеобразие понимания философии Сковородой?

В чем суть учений о трех мирах и двух натурах Г. Сковороды?

В чем Г. Сковорода видел счастье человека?

В чем проявляется антропологизм учения Г.Сковороды? Что является центральным звеном его антропологии?

Чем известен как философ П.Д. Юркевич? По какому поводу он вступил в полемику с Н.Г. Чернышевским?

Какую роль согласно Юркевичу в жизни человека играет сердце?

Какой вклад в развитие украинской философии внесли Тарас Шевченко,

Михаил Драгоманов, Иван Франко и Леся Украинка?

Каковы главные тенденции развития философии XX в.?

Назовите основные направления философии XX в.

В чем философское значение психоанализа З. Фрейда?

Что нового внес в психоанализ К.Г. Юнг? Что такое «архетип»?

Какие этапы прошел позитивизм в своем развитии?

В чем сущность неопозитивизма и постпозитивизма? Дайте определения понятиям «верификация» и «фальсификация».

Охарактеризуйте понятие «экзистенция». Как понимал экзистенциализм проблему свободы и становления личности?

Каких философов экзистенциалистов вы знаете? Какой смысл вкладывал Сартр в слова: «Экзистенциализм – это гуманизм»?

Каких представителей «философии жизни» в XX в. вы знаете?

Что характерно для философии постмодернизма? Назовите представителей философии постмодерна.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 248 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.031 с)...