Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

РЕКОМЕНДАЦИИ. Еще в конце XIX века В.Соловьев в своей работе «Кризис западной философии» констатировал: «Философия в смысле отвлеченного



Еще в конце XIX века В.Соловьев в своей работе «Кризис западной философии» констатировал: «Философия в смысле отвлеченного, исключительно теоретического познания окончила свое развитие и перешла безвозвратно в мир прошедшего». Несколько по-иному сходную мысль выразил далекий от религии К.Маркс в «Тезисах» о Фейербахе: «Философы всех существующих эпох лишь объясняли мир. Но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Марксистское мировоззрение с его стремлением к преобразованию мира, а не теоретическим объяснением его; позитивизм в своей основе отрицающий предмет классической философии; философия жизни и экзистенциализм, дающие порой категорические предписания в афористической форме, мало заботясь о доказательности и, наконец, постмодернизм с его стремлением к окончательной «деконструкции» самого философского знания – наглядное подтверждение тезиса русского религиозного мыслителя. Таким образом, философская мысль как известное рассудительное (рефлектирующее) познание, являющееся делом личного разума, утрачивает свое значение и лишается своей самоценности. В рамках современного прагматического мировоззрения философия должна стать либо наукой, направленной на преобразование окружающего мира, либо, как и религия, занять свое место в музее. Мысль же, прикованная к конкретике, утрачивает свое сугубо философское качество – свободу. Она превращается в своеобразную мифологему. ХХ век знает несколько таких философских мифологем, восходящих к конкретным наукам – политэкономии, психологии, с помощью которых пытались описать процессы, свойственные миру и человеку. Среди таких учений прежде всего следует назвать марксизм и фрейдизм.

Итак, возможности классической философской мысли в процессе познания мира поставлены под вопрос во второй половине XIX века. С философией это уже случалось. После победы христианства, например, была поставлена под вопрос вся античная философская мысль. Ведь чисто преобразовательные практические цели были свойственны философии в гораздо меньшей степени чем, например, религии. В то же время для решения сугубо практических проблем философия как дело личного разума гораздо менее пригодна, чем конкретные науки, не претендующие на универсальное описание мира.

Одна из главных тенденций философии ХХ века – ее принципиальная «неклассичность», отказ от построения универсальных систем, наподобие гегелевской и кантовской, стремление «преодолеть точку зрения разума…», «деконструировать» все устоявшиеся виды знания и показать их принципиальную несостоятельность. В ХХ веке одновременно и параллельно сосуществуют различные философии, главными направлениями среди которых являются позитивизм и иррационализм. Попытка марксизма выступить в качестве продолжателя дела немецкой классики оказалась несостоятельной как раз в силу «прагматического» характера данного мировоззрения, стремящегося к преобразованию социальных отношений. В то же время отдельные марксистские положения были ассимилированы другими философскими направлениями.

Основными течениями западноевропейской философии ХХ века были следующие:

философия жизни (В.Дильтей, Г.Зиммель, О.Шпенглер, Л.Клачес, А.Боймлер, Э.Шпрангер, Э.Юнгер и др.) и близкий к ней антиинтеллектуалистский интуитивизм (А.Бергсон);

экзистенциализм (Н.Бердяев, Л.Шестов в России, М.Хайдеггер, К.Ясперс, М.Бубер – в Германии, Ж.П.Сартр, А.Камю – во Франции, Н.Аббаньяно – в Италии и др.) и служащая в качестве методологии экзистенциалистских построений феноменология;

религиозная философия, восходящая к соответствующей религии, в частности, русская религиозная философия (Н.Лосский, Ф.Степун, С.Франк и др.) – к православию; неотомизм (Э.Жильсон, Ж.Маритен, Ю.Бохеньский) – к католицизму, а также неортодоксальный христианский эволюционизм П.Тейяра де Шардена;

позитивизм в его второй и третьей форме: эмпириокритицизм (Э.Мах, Р.Авенариус и неопозитивизм (Л.Витгенштейн);

марксизм, представленный В.Лениным и советской «школой» философии, а также различными эклектичными направлениями типа австромарксизма, фрейдомарксизма, еврокоммунизма и т.д.;

фрейдизм, включающий в себя несколько направлений и представленный именами З.Фрейда, К.Т.Юнга, Э.Фромма и др. – по сути дела попытка вывести психологию на уровень философского знания;

прагматизм – направление, получившее распространение в первую очередь в США и представленное именами Ч.Пирса, У.Джемса, Дж.Дьюи;

течения немецкой философии, стремящиеся в ХХ веке сохранить и приумножить потенциал классической философии: неокантианство (Г.Коген, Э.Кассирер, Г.Риккерт), неогегельянство (Р.Кронер, А.Либерт, З.Марк и др.);

так называемый «постмодернизм» фактически провозгласивший «смерть философии» и ставящий перед собой задачу деконструкции всех основных философский течений (Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр, Ф.Гуаттари и др.).

Кроме вышеперечисленных основных направлений, в ХХ веке существовали многочисленные эклетичные «школы». Тем самым ХХ век в историю философии вошел как «расцвет 100 школ», каждая из которых претендовала на осмысление лишь какой-то конкретной стороны бытия (неопозитивизм – в основном философия науки, экзистенциализм – философия личности, интуитивизм – прежде всего философия искусства, марксизм – прежде всего философия социальной борьбы).

Философия ХХ века генетически связана во многом с неклассическими формами «философствования» второй половины XIX века. Так, учение А.Бергсона во многом продолжает тенденции, провозглашенные Ф.Ницше, В.Дильтеем, Г.Зиммелем и другими представителями «философии жизни». Лингвистическая философия выступает как третья форма позитивизма (после позитивизма О.Конта и эмпириокритицизма Э.Маха. Экзистенциализм продолжает традицию европейской иррационалистической философии, одновременно пытающейся обрести наукообразный характер благодаря феноменологии Э.Гуссерля.

Если в начале ХХ века философия делала общественный крен в сторону гносеологии, то вторая половина столетия отмечена угасанием интереса к гносеологии и усилением и распространением иррационалистических мотивов.

Значительное место в философии ХХ века занимает антисциентистская тенденция, которая заключается в противопоставлении философии науке и обосновании идеи о том, что признанные научные методы в принципе неприменимы к решению тех проблем, которыми должна заниматься философия.

Еще одна тенденция философской мысли ХХ века заключается в антропологизации философского мышления, к выдвижению на первое место проблемы человека. В то же время современная философия в своей эволюции обнаружила социоцентрическую тенденцию. Философская мысль подошла к отчетливому признанию того, что социум, или сфера человеческого общения, является той реальностью, которая имеет определяющее значение для человека, которая не только детерминирует его политические взгляды, философские концепции, религиозные верования и даже научные теории, но и является единственным критерием их ценности и истинности.

Несмотря на то, что в философии жизни и экзистенциализме центром философского универсума становится субъект, тем не менее, социоцентрическая тенденция, в конечном счете, признает социум последней реальностью, источником всех человеческих идей, источником всех ценностей, норм и критерием их истинности. Социум, культурное, языковое сообщество людей, является с этой точки зрения высшим арбитром во всей практической деятельности. Таким образом, утверждается особая «коллективистская» форма субъективного идеализма, принимающего в качестве критерия ценности и истинности общественное согласие.

К концу ХХ века отчетливо проявляется и другая, сугубо индивидуалистическая тенденция, которая, однако, формируется уже на совершенно другой почве. Философы-постмодернисты уже не подчеркивают проблему человека, а наоборот, утверждают «смерть человека» в философском понимании (М.Фуко) и даже констатируют «конец всемирной истории (Ф.Фукуяма) и «смерть культуры».

Таким образом, философская мысль на рубеже ХХІ находится в кризисной ситуации. Пути выхода из кризиса видятся по-разному представителям различных направлений. В целом происходит переориентация философии с классической проблематики (основной вопрос философии – проблема субстанции) к анализу человеческой деятельности, сама субстанция рассматривается через преломление гуманистических ценностей. Постмодернистская же парадигма вообще уходит от определенных ответов, вытесняя идею целостности на периферию философской мысли в пользу абсолютного плюрализма, в рамках которого происходит отрицание всякой упорядоченности и сама философия предстает как набор не связанных друг с другом направлений.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...