Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рекомендации. При изучении данной темы представляется необходимым обратить внимание на следующие аспекты:



При изучении данной темы представляется необходимым обратить внимание на следующие аспекты:

1. Эволюция традиционного мировоззрения индоариев, отраженная в Ведической литературе.

2. Изменения в онтологической концепции при переходе от стадии предфилософии к протофилософии.

Ведическая литература создавалась с середины II тыс. по VI в. до н.э. Ее можно разделить на 4 сборника: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвоприношений) и Атхарваведа (Веда заклинаний). Данные сборники составляют древнейшую часть Вед – Самхиты, за ней идут толкования гимнов, описания ритуалов – Брахманы. При этом каждая Брахмана относится к определенной Самхите. Далее располагаются Араньяки – наставления для отшельников, затем Упанишады – философские размышления безымянных авторов. Араньяки примыкают к соответствующим Брахманам, а Упанишады – к Араньякам или Брахманам. Схематически структуру Вед можно изобразить следующим образом.

  Ригведа Самаведа Яджурведа Атхарваведа
Самхиты        
Брахманы        
Араньяки        
Упанишады        

К древнейшему уровню арийского мировоззрения относится богиня Адити-Притхиви (мать-Земля), имеющая 12 сыновей: Варуна (ночное звездное небо), Митра, Сурья, Пушан и прочие олицетворения Солнца. Позднее добавились божества Индра (бог грома), Агни (бог огня), Сома и другие. После арийского вторжения в Индию на первый план выдвинулись Индра, Сурья-Савитар и Агни, распределившие между собой три сферы: Агни – землю, Индра – воздух, Сурья – небо.

В позднейших гимнах Ригведы формируются представления о Пуруше – космическом человеке, из частей тела которого возникла Вселенная; о сущем и не сущем, при этом предполагалось «происхождение сущего в не сущем».

Третий слой арийского мифологического мировоззрения составляет брахманизм с его триадой: Брахма (бог-творец), Вишну (бог-хранитель) и Шива (бог-разрушитель). В качестве воплощения Вишну выступает бог Кришна.

По мере систематизации Вед, переосмысления архетипов традиционного мировоззрения при помощи письменного знания мифология сменяется предфилософией – промежуточной ступенью между мифом и философией.

К этой стадии обычно относят Упанишады, где сформировались абстрактные понятия «брахман» и «атман». Под первым понимается все общее, что лежит в основе однородных явлений и предметов, первооснова и первопричина сущего, абсолютная субстанция. Понятие «атман» имеет несколько значений: тело или дыхание, индивидуальная человеческая душа или всеобщая душа, тождественная брахману. Брахман и атман отдельно и вместе отождествляются со всем сущим. Отсюда «все есть брахман, а брахман есть атман». Субъект растворен в объекте, а мироздание понимается антропоморфно.

Следующий этап в развитии древнеиндийской мысли связывается с Бхагавадгитой (песнь Бхагавата – то есть Кришны), которая входит в состав 6-й книги 18-книжной Махабхараты, датируемой VI – V вв. до н.э. Бхагавадгита, таким образом, относится к периоду протофилософии – то есть ранней философии, характеризующейся нерасчлененностью субъекта и объекта, отсутствием четкого деления на материальное и идеальное.

В отличие от Упанишад, в Бхагавадгите усилена этическая проблематика, стержнем которой стало учение о должном действии. Кришна объясняет Арджуне, что все в мире определено в соответствии с космическим законом – дхармой, восходящим к первичной духовной субстанции брахмо-атман. Чувственный мир изменчив и не обладает истинным бытием. Каждый его элемент содержится в брахмане. Поскольку брахмо-атман вечен, то никто не убивает и не бывает убитым. Существование и несуществование едины. Так как долг кшатрия – война, то Арджуна должен выполнять его, но должное дело нужно совершать без привязанности. Он не совершит греха, если будет сражаться отрешенно.

Философская проблематика Бхагавадгиты в целом генетически связана с Упанишадами, развивая уже обозначившиеся тенденции. Одной из наиболее значимых представляется проблема соотношения между пракрити-пуруша с одной стороны и брахмо-атманом – с другой. В философском плане пракрити может пониматься как природа, пуруша – как мировой дух. Состояние пракрити (проявленное, непроявленное) связано с деятельностью безличных качеств (гун). Когда пракрити находится в непроявленном состоянии, то гуны уравновешены, процесс проявления связан с нарушением равновесия гун. Понятие «материя» не может быть в полной мере отождествлено с понятием «пракрити», поскольку наряду с вещественными элементами к ней же отнесены органы восприятия и действия, субъективные состояния (влечение, отвращение, неприятное, приятное и т.д.). На долю пуруши, то есть знания, остается ряд свойств (смирение, честность, самообладание и др.), направленные на познание брахмо-атмана. Таким образом, отсутствует деление на субъект и объект, материальное и идеальное. Дуализм пракрити-пуруша не есть дуализм материального и идеального. Высшее знание предполагает сведение дуализма пракрити-пуруша к брахмо-атману.

Онтологические и гносеологические идеи Бхагавадгиты нашли свое продолжение в философских школах (даршанах), особенно ортодоксального толка (веданта, миманса, йога, санхья, ньяя, вайшешика). Однако даже в тех учениях, что отвергают авторитет Вед (чарвака-локаята, буддизм, джайнизм), можно усмотреть ряд параллелей с Бхагавадгитой, что, бесспорно, свидетельствует о ее огромном влиянии на развитие индийской философии.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 295 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...