Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Допрос



Допрос свидетелей. Цель допроса заключается в получении полных и отражающих действительность показаний, которые служат источником доказательств, а содержащиеся в них фактические данные – доказательствами.

Если свидетель видел взрывное устройство, то целесообразно, чтобы он воспроизвел его на рисунке с обозначением размеров характерных деталей. Такие рисунки в качестве приложений к протоколам допросов в ряде случаев представляют собой ценную доказательственную информацию. В некоторых случаях они могут служить объектами сравнительного исследования при экспертизе.

Свидетелям, которые могли знать о предшествующих взрыву обстоятельствах, обычно задаются следующие вопросы:

1. Рассказывал ли Вам обвиняемый о своих намерениях и что конкретно?

2. Проявлял ли осведомленность обвиняемый во взрывном деле или интерес к нему и в чем это выражалось?

3. Велись ли по этому поводу какие-либо разговоры, какие именно, при каких обстоятельствах?

4. Располагал ли обвиняемый специальной литературой или пытался заполучить таковую?

5. Предпринимал ли обвиняемый действия, направленные на создание или приобретение взрывного устройства?

6. Видел ли свидетель у обвиняемого детали взрывного устройства или готовые изделия и если да, то при каких обстоятельствах?

Свидетелям-очевидцам могут быть заданы следующие вопросы:

1. В связи с чем Вы оказались на месте происшествия?

2. Видели ли Вы на месте, где впоследствии произошел взрыв, лиц, которые вызвали у Вас подозрения и в связи с чем, каковы приметы этих лиц, можете ли Вы помочь составить их композиционный портрет?

3. Если Вы посчитали, что обнаруженный Вами на месте происшествия предмет предположительно является взрывным устройствам, то по какой причине (слышал тиканье из свертка, видел торчащие провода и т.п.)?

4. Можете ли Вы указать время взрыва?

5. Где Вы находились в момент взрыва?

6. Наблюдали ли Вы явления, сопровождавшие взрыв (пламя, разлетающиеся во все стороны остатки взорванного предмета, деформацию автомобиля, падающие конструкции зданий, разбивающиеся стекла и др.)?

7. Наблюдали ли Вы последствия взрыва и какие именно (пожары, трупы потерпевших, лиц с телесными повреждениями, истечение воды из трубопроводов, запах газа и др.)?

8. Заметили ли Вы людей, незамедлительно покинувших место происшествия сразу после взрыва, не возвращались ли они обратно в процессе осмотра места происшествия и ликвидации последствий, каковы их приметы?

9. Против кого, по Вашему мнению, было направлено преступление?

Допрос подозреваемого. Вопросы, подлежащие выяснению при совершении преступлений с использованием взрывного устройства или взрывчатого вещества, могут быть разнообразны, и зависят от конкретного совершенного преступления. Так, например, подозреваемому в совершении убийства с помощью взрывного устройства могут быть заданы следующие специальные вопросы:

1. Почему Вы выбрали способом убийства совершение взрыва, отдавали ли Вы отчет, что при этом могут пострадать посторонние лица, могут быть повреждены здания, электросети, газовые коммуникации, водопровод, промышленные объекты?

2. Какое взрывное устройство было Вами использовано: самодельное или заводского изготовления?

3. Если устройство самодельное, то:

а) из каких компонентов оно состояло?

б) где, когда и у кого эти компоненты были приобретены, в частности взрывчатое вещество?

в) откуда Вы знакомы с техникой взрывного дела?

г) изучали ли Вы специальную литературу (какую именно, когда и где)?

д) из каких компонентов состояло, взрывное устройство, какова его схема (что являлось взрывателем, замедлителем, корпусом, источником энергии, каким образом приводилось в действие и др.)?

е) каков был внешний вид взрывного устройства (размеры, вес, способ упаковки, наличие имитации под различные предметы, и др.)?

ж) где и с помощью каких технических средств изготавливались детали взрывного устройства и происходила его окончательная сборка?

з) кто, где, когда и какое содействие оказывал Вам в изготовлении взрывного устройства?

и) сохранились ли у Вас остатки веществ и материалов, использованных при изготовлении взрывного устройства, где они находятся?

к) консультировал ли Вас кто-либо по поводу конструировании взрывного устройства в целом, его деталей и способов инициирования взрыва?

л) какой способ инициирования взрывного устройства Вы избрали и почему?

м) производили ли Вы опытный подрыв сконструированного Вами взрывного устройства (когда, где и с какой целью)?

3. Если взрывное устройство заводского изготовления, то:

а) что оно собой представляло: боевую гранату, мину и др.?

б) имелись ли на них маркировочные надписи и какие именно?

в) если они были куплены, то когда, где, у кого и за какую цену, если похищены, то при каких обстоятельствах?

г) имеются ли у Вас аналогичные взрывные устройства, если да, то где и в каком количестве?

4. Куда конкретно Вами было заложено взрывное устройство?

5. Когда и где взрывное устройство было приведено в боевое положение (подсоединено питание, установлено время взрыва и пр.)?

6. Каким образом был инициирован взрыв (радиосигналом, сигналом, поступившим на пейджер, включением зажигания и пр.)?

7. Произошел ли взрыв в соответствии с Вашими намерениями?

8. Если взрыв не произошел, то по какой причине (техническая неисправность, неправильное приведение взрывного устройства в боевое положение, неправильная его установка, предотвращение взрыва потерпевшим или другими лицами и др.)?

9. Где Вы находились в момент взрыва, что наблюдали?

10. Ваши действия после производства взрыва, каким образом покинули место происшествия?

11. Были ли у Вас соучастники и в чем конкретно выразилась их роль, где, по Вашему мнению, они могут сейчас находится?

В некоторых случаях, допрос подозреваемого целесообразно строить вначале без предъявления доказательств, с постановкой вопросов, содержание которых свидетельствовало бы о знании следователем основных обстоятельств совершенного преступления, которое складывается, как правило, из знания обстановки места происшествия, показаний свидетелей, а также характерных деталей поведения допрашиваемого до или после преступления.

С учетом подобных данных допрос можно проводить так:

- вначале поставить вопросы, направленные на выяснение отдельных обстоятельств, а затем использовать при необходимости имеющиеся доказательства, подтверждающие знание следователем этих обстоятельств. Например:

Знакомы ли Вы со взрывным делом? – Нет.

Чем Вы объясните незнание взрывного дела, если из справки, предоставленной военным комиссариатом, следует, что Вы служили в саперных войсках?

Это приучит допрашиваемого к мысли, что за каждым выясняемым обстоятельством или эпизодом стоят определенные доказательства.

По общему правилу, за исключением случаев, когда при допросе используется элемент внезапности, предъявлять доказательства не следует до тех пор, пока подозреваемый не допрошен по всем обстоятельствам, связанным с этим и доказательствами. Причем выяснять эти обстоятельства необходимо осторожно, с использованием метода косвенного допроса, чтобы допрашиваемый не понял, в связи с чем они интересуют следователя. Полученные сведения необходимо зафиксировать в протоколе допроса и только после того, как допрашиваемый подтвердит своей подписью правильность записи, приступить к предъявлению соответствующих доказательств. Например, если обвиняемый в ответ на поставленные ему вопросы покажет, что никогда не имел отношения к взрывчатым веществам, то при предъявлении заключения экспертизы о том, что в смывах, сделанных с его рук, имеются следы тротила, ему будет трудно объяснить их наличие.

Обыск.

Цель производства обыска – отыскание следующих объектов:

- остатков взрывчатых веществ;

- предметов, которые могли быть использованы для конструирования взрывных устройств (детонаторы, электросхемы);

- устройств, подающих радиосигналы для инициирования взрыва;

- промышленно изготовленных взрывных-устройств, гранат, шашек, мин;

- различных материалов, аналогичных обнаруженным при осмотре места происшествия (к ним относятся материалы упаковки, липкая лента, веревки, шпагаты, частички канифоли, такие предметы, как металлические шарики, болты, гвозди, используемые для усиления поражающих свойств взрывных устройств); все эти предметы могут быть объектами последующих криминалистических экспертиз;

- чертежей, схем различных устройств (впоследствии эксперты могут идентифицировать их как схему подорванного взрывного устройства);

- инструментов и механизмов, которые могли быть использованы при изготовлении взрывного устройства (напильников, кусачек, плоскогубцев, зубил, всякого рода зажимов (струбцин, тисков и т.п.), токарных станков); на них могут остаться микрочастицы взрывчатого вещества;

- материалов, из которых было изготовлено взрывное устройство;

- читательских билетов (с целью последующего установления литературы, которой интересовался подозреваемый или обвиняемый);

- литературы по взрывному делу;

- различных документов, свидетельствующих о приобретении, хранении или перевозке боеприпасов и взрывчатых веществ (товарно-транспортные накладные, счета, разрешения на приобретения взрывчатых веществ и др.);

- документов, свидетельствующих о знакомстве заподозренного со взрывным делом, например военный билет с указанием службы в саперных войсках, трудовая книжка с указанием работы в качестве подрывника, начальника склада, где ранее хранились взрывчатые вещества или взрывные устройства и др.;

- компьютерных дискет, а при необходимости и накопителей информации на жестких дисках или компьютеров в целом (в связи с возможностью информации о конструировании взрывного устройства или различных справочных программ по изготовлению таких устройств, например, широко распространенного в сети «Интернет» «Справочника террориста»).

Для консультирования следователя, применения поисковых приборов, упаковки обнаруженных предметов, представляющих интерес для следствия и пр. могут привлекаться специалисты.

Участвующий в обыске кинолог может по заданию следователя использовать служебно-розыскную собаку для обнаружения взрывчатых веществ (следует учесть, что собаки успешно отыскивают тротил; при розыске других взрывчатых веществ их применение неэффективно).

В качестве технического обеспечения (помимо средств обнаружения тайников) целесообразно иметь переносной газовый хроматограф «Эхо» для экспресс-анализов. С помощью такого прибора можно определить, например, наличие частиц взрывчатых веществ в воздухе помещения, на различных предметах и определить тип этих веществ. Весьма эффективно применение портативного детектора взрывчатых веществ «МО-2».

Использование хроматографа «Эхо» и детектора «МО-2» дает только ориентирующую информацию о направлении хода обыска и расценивается как предварительное исследование вещества, ни в коем случае не подменяя собой проводимую впоследствии экспертизу.

Если имеются основания полагать, что в обыскиваемом помещении изготовлялось взрывное устройство, то в ходе обыска целесообразно собрать и изъять пыль с пола, с рабочего стола и других предметов, чтобы при последующем экспертном исследовании выявить микрочастицы взрывчатого вещества.

Также необходимо изъять одежду заподозренного, в которой он, по словам очевидцев, был во время совершения преступления, для последующего направления на экспертизу.

Напомним, что упаковок предмета-носителя должно быть две: внутренняя и внешняя. Внутренняя – мягкая, сохраняет первоначальную локализацию микрочастиц и предохраняет их от утраты. Внешняя – жесткая и прочная, предохраняет предмет-носитель от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Не рекомендуется упаковывать предметы-носители в полиэтиленовую пленку, так как при трении тканей микрочастицы электризуются и могут «перескочить» на полиэтиленовую упаковку.

Пыль с каждого из объектов упаковывается в чисто вымытые стеклянные флаконы, на которых обозначается, откуда она взята.

4. Выемка по данной категории дел выемка документов должна производиться безотлагательно. Если взрыв произошел на предприятии, анализ изымаемых документов нередко позволяет выяснить причину случившегося, точнее определить характер нарушений правил взрывобезопасности. Изъятию подлежат:

- план пострадавшего объекта;

- акты проверок состояния пожарной и взрывобезопасности;

- схемы электроснабжения;

- документация об условиях хранения и транспортировки взрывчатых и горючих веществ;

- инвентаризационные списки имущества пострадавшего объекта;

- технологические, ведомственные и локальные инструкции;

- справка о состоянии погоды, направлении и силе ветра во время взрыва.

Кроме веществ и изделий выемке могут также подвергаться документы, фиксирующие учёт и хранение взрывчатых веществ, взрывных устройств и боеприпасов в местах их складирования.

При наличии партий взрывных устройств, похищенных с мест складирования, изымаются предметы от каждой партии. Аналогично проводится отбор проб взрывчатых веществ. Указанные пробы веществ и изделий должны быть представительными, т.е. проводиться по закону случайной выборки и иметь информативный объём, который в подавляющем большинстве случаев составляет 10-20% от общего количества объектов (их единиц измерения). В ситуации, когда данное количество весьма значительно (составляет тысячи килограммов вещества или штук изделий) допускается уменьшение объёма отбираемых проб до 1-5%.

Иногда массив многочисленных объектов исследования (особенно – хранившихся в неблагоприятных условиях) отличается неоднородностью, как по состоянию входящих в его состав изделий (например, капсюлей-детонаторов с различной степенью выраженности коррозионных изменений; детонирующих или огнепроводных шнуров с повреждёнными участками; взрывателей со следами их частичной разукомплектации), так и по визуальному составу веществ (например, бездымных порохов с неравномерно проявившимися признаками их текущего разложения; аммонитов или пиросоставов с зонами увлажнения). В этом случае, наоборот, объёмы отбираемых от партии проб следует увеличивать с тем, чтобы направить на экспертизу максимально представительную и информативную выборку. Оставшееся количество изделий (веществ) процессуально фиксируется соответствующим образом в протоколе выемки с прилагающимися к нему фото- и видеодокументами, при необходимости – схемой отбора проб (например, от штабелей или стеллажей с изделиями, от бурта с аммиачной селитрой и т.п.), и, по возможности, помещается на хранение, минимальным сроком которого является время полного завершения всех назначенных судебных экспертиз отобранных образцов. При назначении экспертизы в распоряжение эксперта предоставляются данные образцы и протокол выемки (его копия) с приложениями и вынесением вопросов в отношении всего первоначального количества обнаруженных изделий (веществ). Если исследованиями установлена недостаточная информативность представленных проб, с тем, чтобы разрешить вынесенные вопросы в полном объёме, процедура выемки повторяется с внесением в неё необходимых корректировок.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 322 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...