Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предфилософия Древней Греции. Мифология и философия



Предфилософия включала мифические, мистические и научные представления.

Мифы – это синкретические образы мира, включающие в себя научные, религиозные, художественные и этические элементы. Они существовали на этапе политеизма – многобожия. Мифы характеризовались зооморфизмом и антропоморфизмом образов природы и богов. В них обожествлялись природные стихия и элементы космоса, сам космос.

Отличительные черты мифа:

1) неспособность отделения человека от природы;

2) мышление неотъемлемо от эмоций;

3) культурные и природные объекты сопоставляются метафорически;

4) природные формы очеловечиваются;

5) фрагменты космоса одушевляются;

6) нет четкого разделения субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слови, существа и имени, пространственных и временных отношений;

7) слабо развит анализ причинности;

8) происхождение или творение объясняет происходящее;

9) время делится на ранний период, в котором находится перводействие и первопричины, а на основе событий раннего периода предсказываются события текущего, причем разница между современным и древним мало различима;

10) миф воспринимается как правда и первичная реальность;

11) миф синкретичен - в нем слиты абстрактные символы, образы, аллегории и все это нерасторжимо соединено. Гея - женщина +порождающее начало + земля; Афина - персонаж и абстрактное понятие ума и т.п.

12) в мире нет противопоставления верующего и объекта веры, миф исключает рефлексию - носитель мифологического сознания исключает возможность другой точки зрения;

13) Отношения людей представляются в виде совокупности полуфантастических существ, созидающих свои отношения.

Рациональное начало в мифе практически отсутствует. К тому же, миф по этой причине является свойственным традиционному складу мышления.

Как только возникает возможность сомнения, рационализации, и появляется гипотеза о том, что существует что-то что не может быть объяснено с помощью мифа мифологическое сознание разрушается, так как принцип рационализации противоречит многим его основополагающим чертам. Мифологическое мировоззрение разрушается и на его месте зарождается философское и религиозное мировоззрения.

Древняя греческая философия - общепринятый духовный исток современной философии, всей европейской культуры. Поэтому истоки самой греческой философии также являются предметом пристального внимания.

Возникновение философии - сложное взаимодействие изменившихся социальных и индивидуальных потребностей и возможностей их реализации. Взаимодействие мифологических представлений и зарождающегося научного знания, с одной стороны, особой социальной атмосферы, с другой, и привело к возникновению философии - качественно нового явления, отличного от древнего мифа, предфилософских представлений, житейской мудрости и эмпирических наблюдений.

Вся жизнь греческого общества строилась на рациональной основе. Однако традиционные мировоззренческие установки, закрепленные в культуре, исходили из схемы мифа: все происходящее рассматривалось как результат борьбы противоположных антропоморфных (сходных с человеком) начал; причинно-следственные связи были облечены в форму кровнородственных связей, отношений порождения.

Для человека, который уже всю свою жизнь подчинил законам разума, решение главных для него вопросов судьбы, счастья, свободы на основе мифологических образов представлялось неубедительным. Миф уже не отвечает запросам человека, реально живущего в мире общего; он не утешает, не дает надежду, не стимулирует социальную активность. Возникает настоятельная потребность всеобщее, закономерное, разумное обнаружить в самой основе мира. Философия и есть совершенно новая форма ответа на коренную "бытийную" потребность человека. Философ оказывается той фигурой, которая стоит между мифологическим прошлым и будущим человека, строящего жизнь на рациональной основе.

На этой стадии рождающееся философское мышление открыто признает свои истоки: у греков не было иного материала, кроме старых мифов, собственной наблюдательности и здравого смысла

Мифогенная концепция - философия происходит из мифа.

Гносиогенная концепция - философия, как и мифология, появляется из протознания.

Гносиомифогенная концепция- в мифологии мы встречаемся с метафизическими вопросами, а протознание – источник этических норм в философии

Систематизаторами древнегреческой религии выступили Гомер («Илиада» - спор Агамемнона и «Одиссея» - похождения царя Итаки) и Гесиод. Если Гомер – полулегендарная фигура, то Гесиод реальное лицо. Гесиод жил в 8-7 вв до н э. Он автор поэм «Теогония» и «Труды и дни»

Гомер считает, что отцом всего является Океан, а мать – Тефия. Океан не управляет миром. «Даже Зевс боится Нюкте (Ночь)».

Гесиод: в начале был Хаос. Хаос – зияние, бездна. Независимо от Хаоса возникает Гея, Эрос (любовь) и Тартор. Хаос рождает Эос и Ньюкти (день и ночь) – те: эфир и гемеры – те: мойры: Клофо, Лахезис и Антропа.

Гея -мать-Земля

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос.
Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру: Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.

Гея же прежде всего родила себе равное ширью Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных; Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотонных; Также еще родила, ни к кому не всходивши на ложе, Шумное море бесплодное, Понт. А потом, разделивши Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий, Коя и Крия, еще — Гипериона и Напета, Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину, Златовенчанную Фебу и милую видом Тефию.
После их всех родился, меж детей наиболе ужасный, Крон хитроумный. Отца многомощного он ненавидел.

Также Киклопов с душою надменною Гея родила, — Счетом троих, а по имени — Бронта, Стеропа и Арга.
Молнию сделали Зевсу-Крониду и гром они дали.
Были во всем остальном на богов они прочих похожи, Но лишь единственный глаз в середине лица находился: Вот потому-то они и звались «Круглоглазы», «Киклопы», Что на лице по единому круглому глазу имели.
А для работы была у них сила, и мощь, и сноровка.

Также другие еще родилися у Геи с Ураном Трое огромных и мощных сынов, несказанно ужасных, — Котт, Бриарей крепкодушный и Гиес — надменные чада.
Целою сотней чудовищных рук размахивал каждый Около плеч многомощных, меж плеч же у тех великанов По пятьдесят поднималось голов из туловищ крепких.

Гея+Уран:

1) Сторукие Котт и Бриарейи Гиес

2) Циклопы

3) 12 Титаны: Гепперион и Тею (рожают Гелиос, Селена, Эос, Нот, Порей, Зефир и Эвон, звезды); Иопет и Фемида (Прометей и Эпиметей – (метос - мысль), Атлант), Кронус и Рея (рео - теку)

Крон оскопил Урана. «Небо теперь бесплодно». Уран сослан в Тартар, пока Уран летел, он предрек Крону смерть от своих сыновей. Крон съел: Гессия, Аид, Посейдон, Гера, Деметра. Рея решает обмануть Крона. На Крите в Дикте она родила Зевса. Вскормила Зевса коза Аланфея. Он рос ни по дням, а по часам.

Титаномай – простершие руку.

Война Титаномайхи. «Герой должен быть один» - Зевс нанес Крону удар, Крон ушел в прошлое и дети вышли из него. Пылали моря, океаны и реки. Зевс освободил сторуких. Атлант не перешел на сторону Зевса.

Царство Зевса – порядок – Космос. Себе Зевс взял небо. Посейдон взял землю с морями и океанами. Аид (невидимый) взял подземное царство.

Первая жена Зевса Мнемосина (память). Прометей предсказал, что от этого брака будет сын сильнее Зевса. Зевс проглотил беременную Мнемосину и из его головы вышла Афина.

Платон: люди появляются при Зевсе, который поручил Прометею и Эпиметею создать живые существа. Эпиметей все рационально распределил, но люди, которые тоже появились оказались самыми беззащитными. Увидив это Прометей крадет мудрость у Афины и огонь с Олимпа и дает их людям. Прометей был наказан. Освободил Прометея Геракл.

Гесиод в поэме выделяет пять поколений людей. Он считает, что люди появились в золотой век Крона. Они не старели, не болели, не трудились. Зевсу не понравились золотые люди и он их истребил. Серебряные люди сто лет взрослели, не трудились, затем старели и умирали. Этих Зевс тоже истребил. Медные люди рождались в доспехах у них появилась зависть и война, они сами друг друга истребили. На смену пришли герои:

Персей

Геракл

Одисей

Тесей

Орфей

Ахиллес

Герои были истреблены в ходе Троянской войны.

Железный век – наш и Гесиода. Люди деградируют, правда не живет средь них, исчезнит почтительность к отцам, любовь и брат пойдет на брата, среди них не живет закон.

Все вернется на круге своя.

Эпиметей был вознагражден – ему в жены дали Пандору – женщина которая получила от богов все. Пандора взяла с Олимпа приданое. В отсутствии Эпиметея она открыла ящик и оттуда вылетели все беды, а на дне осталась надежда.

Аид: Сизиф катит камень, Тантал не может насытиться и утолить жажду





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 4519 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...