Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древняя Русь



1. Искусство Киевской Руси.

2. Искусство Руси периода Х11-Х111 в.

3. Искусство в период монголо-татарского ига. Х1У-ХУ в.

4. Искусство русского централизованного государства ХУ-ХУ11 ст.

1.

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (Х-ХУ11ст.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства в 988 г. Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры. Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов –патриархального и феодального, и двух религий – язычества и христианства.

Восприняв от Византии христианство, Русь восприняла и определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глибоко национальные формы.

Как всякое искусство эпохи средневековья, искусство Древней Руси следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии – в живописи. Созданы были даже образцы – «прориси», «подлинники», лицевые и токовые, но следуя канонам, и вопреки им умела проявить себя богатая творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восточноевропейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство.

В домонгольскую пору политическим культурным центром русской земли был Киев. Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стала сильным государством. Помимо Киева большую роль играли такие города, как Чернигов, Полоцк, Новгород.

Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением.

Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная: издавна славились русские древоделы. Вполне возможно, что у восточных славян были свои деревянные рубленые храмы и эти храмы были многоглавые. Многоглавие, т.о., было исконно национальной чертой русского зодчества.

С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма. Крестово-купольная форма храма – прямоугольный в плане, четырьмя столбами его интерьер делится на продольные части – нефы. Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими барабан купола. Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залито светом. Все центральное пространство храма в плане образует крест. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пилястрами.

Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – стены воздвигались из кирпича – плинфа и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпичей с рядом цемянки и оттого он казался полосатым.

Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, Десятинная церковь (989-996) – первый известный каменный храм Киевской Руси. Десятинная церковь – князь выделил на ее содержание 1/10 часть своего дохода, была разрушена во время нашествия монголо – татар. Это была огромная 25-тикупольная шестистолпная церковь, была богато украшена фресками и мозаиками.

Церковь стояла на главной городской площади. Тут же располагались княжий дворец, хоромы дружины и городской знати. У подножия холма, «на подоле» жили купцы, ремесленники, городская беднота. Киев 1Х-Х в. был достаточно укрепленным городом, но стена на мощном земляном валу была еще деревянной, а ворота – каменные. От следующего Х1 в. в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный – София Киевская, главный собор, где происходили церемонии посажения на княжий стол и поставления на метрополичий престол, построенный сыном Владимира Ярославом Мудрым. (изучение на теме Укр. культура).

Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 1045-1050 г. в центре кремля. Но новгородская София проще и лаконичнее по своим формам. Это 5-тикупольный пятинефный храм. Скромный как в экстерьере так и в интерьере: нет ни мозаик, ни фресок. Построен из грубого известняка. (Софийский собор в Полоцке середина Х1 в).

На протяжении Х1-Х11 в христианство завоевывает более прочные позиции. Возрастает роль церкви на всей обширной территории древнерусского государства. В архитектуре второй половины Х1 в. влияние церкви сказывается в усилении аскетизма в художественном облике храма. Господствующее положение занимает теперь одноглавый трехнефный шестистолпный храм.

В целом в киевскую пору были заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске. Систему росписи русские мастера восприняли от византийцев. Живопись должна была, как и во всех средневековых храмах, выражать связь небесного с земным. Мозаикой были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарь (София Киевская).

Частично сохранились фресковые росписи Новгородской Софии (Х1в.).

В Х1 в. несомненно было создано много икон, известно имя одного из мастеров – Алимпий. Ему приписывают знаменитую икону «Ярославская Оранта».

Икона «Владимирской богоматери» вывезенная из Константинополя в Киев в начале Х11 в. – произведение византийского искусства. С возвышением Москвы как центра русского государства икону перевезли в новую столицу и она стала государственной святыней.

Особым разделом древнерусской живописи является искусство миниатюры рукописных книг. Написанные на пергаменте книги украшались миниатюрами, заставками и инициалами. Древнейшей русской рукописью является «Остромирово евангелие» (1056-57 г.). В миниатюрах рукописей того времени имеются и портретные изображения: великокняжеской семьи в «Изборнике Святослава» – рукописи, скопированной с болгарского оригинала.

Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство.

В искусстве Древней Руси круглая скульптура не получила развития.

2.

После смерти Ярослава Мудрого начинается дробление Руси на мелкие удельные княжества. Каждое княжество имеет главный город, старательно обороняемый. Верхняя часть города, Наиболее укрепленная – детинец, впоследствии называемая кремлем, нижняя – посад с торговой площадью.

Дольше всего киевские традиции сохранились в Чернигове. В Х11 в. на смену полосатой кладке приходит новая, порядовая равнослойная, из кирпича прямоугольной формы. Церковь Параскевы Пятницы – предположительно строил зодчий Петр Милонег.

В Смоленске работали высококвалифицированные артели строителей, здесь нашли творческое воплощение традиции Византии, Балкан, романского Запада:собор Архангела Михаила. Такое же разнообразие культурных контактов характерно и для галицко-волынской школы, на западе Руси, в Поднестровье.

Наиболее интересно развивается в этот период искусство Владимиро-Суздальской и Новгородско-Псковской земель. Земли Владимира и Суздаля, богатые лесами и реками, простирались от Устюга до Мурома. Основывались новые города: Ярославль, Владимир, Переславль-Залесский. На заре владимиро-суздальской художественной традиции, в 50-у годы Х11 в., здесь работали галицкие мастера.

Искусство Владимирской земли обретает свои отличительные черты и достигает расцвета при Андрее Боголюбском, перенесшим стол во Владимир. Сохранившийся памятник тех лет – Золотые ворота, в подражание Киевским.

А.Б. возвел и главную святыню Владимира – Успенский собор (1158-1160), величественный шестистолпный храм, сложенный из больших, плотно пригнанных известняковых плит. Богат и торжествен был и интерьер. В строительстве собора принимали участие мастера и русские, и иностранные.

В память об удачном походе суздальских войск на волжских булгар был заложен один из самых поэтичных древнерусских храмов – Покрова на Нерли (1165). Он посвящен новому празднику Покрова. Церковь Покрова на Нерли – как будто типичный одноглавый четырехстолпный храм Х11 ст. Но в отличие от Успенского собора он весь устремлен ввысь, в нем преобладают вертикальные линии.

На центральном холме Владимира в комплексе дворца был возведен собор в честь Дмитрия Солунского – Дмитриевский собор (119401197): одноглавый, трехнефный, четырехстолпный. Отличается торжественностью и спокойствием внешних форм. Высота стены почти равна высоте. Фасад украшен резьбой. Изображены люди, звери, реальные и сказочные, растительные орнаменты. Многие из мотивов имеют языческую историю, навеяны языческой символикой. Манера изображения чисто русская, плоскостная, идущая от навыков резьбы по дереву. Расположение рельефов строчное.

Позднее возвышаются другие города: Суздаль, Нижний Новгород. Построен собор Рождества Богородицы в Суздале (1122-1125), шестистолпный, с тремя главами.

Одной из последних построек домонгольской поры был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском в честь св.Георгия (1230-1234): храм кубической формы, перестроенный в ХУ в. Отличительная особенность храма – его пластическое убранство, ибо здание сплошь покрыто резьбой. Сцены Священного писания выполнены в основном в горельефе и на отдельных плитах, узорчатый орнамент выполнялся прямо на стенах. Здесь нашли отражение и религиозная, и политическая тематика, и сказочные сюжеты, и воинская тематика. На главном фасаде – изображение святого Георгия.

За столетие владимиро-суздальское искусство прошло путь от суровой простоты ранних храмов, до утонченного изящества Георгиевского собора в Юрьеве.

На такой высокой ноте было прервано это развитие вторжением батыевых орд. Однако, искусство княжества не было уничтожено окончательно, и сумело оказать решающее влияние на культуру формирующейся Москвы.

Северо-запад Руси – Новгородская и Псковская земли – в силу своего географического положения на окраине русских земель был связан с другими самыми разнообразными художественными влияниями. С Х11 в. лицо новгородской культуры стала определять торгово-ремесленная среда. Новгородская торговля в Х11 в. приобрела международный характер. В 1136 г. Новгород превратился в вечевую республику. Князь был ограничен в своих правах, а вскоре был выселен на «городище».

Типичным храмом Новгородского зодчества является церковь Спаса на Нередице 1198 г., построенная князем Ярославом Владимировичем. Церковь – княжеский заказ.

С Х11 в. храмы становятся приходскими церквями улицы, они создаются на деньги «уличан» или богатого боярина. Строились из местного камня. Камень плохо поддавался резьбе, поэтому новгородские храмы почти не имеют декора. В нем трудно сохранить четкость, геометричность линий, что придает новгородским храмам своеобразную пластичность. Предприимчевому Новгороду была чужда киевская изысканная роскошь. Демократическая простота, строгость, внушительная сила – его эстетический идеал. Аналог Нередицкой церкви – церковь Георгия в Старой Ладоге. Начиная с Х11 в. кирпичные храмы новгородцы стали покрывать побелкой.

Свое собственное лицо новгородская школа обретает в Х11 в. и в живописи. В живописи Георгиевского собора в старой Ладоге, где работал византийский мастер, превалирует плоскостное, линейное, графическое начало (фреска «Чудо Георгия о змие»). Еще сильнее орнаментальное начало прослеживается на сохранившихся ликах святых.

В иконописи рядом с живой еще киевской традицией, когда иконы сохраняют праздничный характер, исполнены изысканным письмом, с введением золота, складывается и другая линия – письмо более примитивное, заимствованное из народного творчества. В основном это краснофонные иконы. Живопись построена на контрастах ярких цветов (синие, желтые, белые одежды святых на красном фоне), изображение плоскостно, графично, фигуры фронтальны, причем, изображение главного персонажа делается большим по сравнению с фигурами других. В новгородских иконах мастера проявляют наблюдательность, отсюда жизненность их образов.

Псков долго находился под могущественным влиянием Новгорода, но со временем обрел свой выразительный художественный стиль. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря – 1156 г. – с сильно выраженной крестово-купольной схемой плана, с массивным, тяжелым куполом на широком барабане. Внутри собора сохранилась живопись.

Так, в разных землях Древней Руси в местных формах, с местными модификациями рождалась одна общая идея в архитектуре, в живописи, где мозаике уступила место фреске.

Возрождение городов, оживление торговли начинается в середине Х1У в. Необходимость обороны объединила русские силы, в большой степени способствовало объединению русских земель, ускоряла процесс образования русского государства и формирования русской народности.

В конце ХУ-ХУ1 в. объединение русских земель под началом Москвы завершается. Москва и Тверь, выросшие в составе владимирского княжества, выступают наследниками владимиро-суздальских традиций в искусстве.

Новгород и Псков, сопротивлявшиеся объединению под властью Москвы, опираются в это время на собственный опыт.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 239 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...