Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Высокий Ренессанс в Средней Италии



С конца ХУ в. Италия начитает испытывать последствия экономического соперничества с Португалией, Испанией и Нидерландами. Италия теряет свое могущество. В эти трудные дни и наступает недолгий «золотой век» итальянского Возрождения – наивысшая точка расцвета итальянского искусства.

Этот трудный период вызывает к жизни идею объединения страны, идею, которая волнует лучшие умы Италии. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченные его возможности, в торжество прогресса. В искусстве на первый план выдвигаются проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасно, гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от частностей, незначительных подробностей во имя обобщения образа, стремления к органичному синтезу прекрасного. В этом одно их главных отличий Возрождения этого периода.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – явился первым художником периода Высокого Ренессанса. Он родился в Анкиано, около селения Винчи. Его отец был нотариусом, который со временем переезжает во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Вероккио.

Ко времени ухода Леонардо из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» или «Мадонну Бенуа».

От 80-х годов в. сохранились две неоконченные композиции: «Поклонение волхвов», «Св. Иероним». Вероятно, к этому периоду относится и работа «Мадонна Литта», созданная в старинной технике темперы.

В 1482 г. Леонардо уезжает на службу к герцогу Миланскому – Лодовико Сфорца.

Соединяя научное и творческое начало, обладая как логическим так и художественным мышлением, Леонардо всю жизнь занимался научными изысканиями наравне с изобразительным искусством. Отвлекаясь, он оставил после себя немного произведений искусства. При миланском дворе он работал как художник, ученый, техник, изобретатель, математик и анатом.

Укрепление и украшение миланской крепости, оформление постоянных празднеств, научные занятия отрывали Леонардо от искусства. При всем при этом миланский период, длившийся с 1482 по 1499 г., был одним из самых плодотворных в творчестве мастера. Именно с этого периода Леонардо становится ведущим художником Италии: в архитектуре он занят проектированием идеального города, в скульптуре – созданием конного монумента, в живописи – написанием большого алтарного образа. И каждое из созданных им творений было открытием в искусстве.

Первым большим произведением, которое он исполнил в Милане, была «Мадонна в скалах» или «Мадонна в гроте». Это первая монументальная алтарная композиция Высокого Ренессанса.

Композиция картины конструктивна, логична, строго выверена.

Самой большой работой Леонардо в Милане, высшим достижением его творчества была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грация «Тайная вечеря» (1495-98). Многие художники кватроченто писали «Тайную вечерю». Для Леонардо главное – через реакцию разных людей, характеров, темпераментов раскрыть извечные вопросы человечества. Эта работа завершает целый этап как в научных изысканиях художника так и в творчестве.

С 1499 г. начинаются годы скитаний Леонардо: Мантуя, Венеция, снова Флоренция.

Среди живописных работ Флоренции, Леонардо была начата еще одна – портрет Моны Лизы Джоконды. Эта работа – решающий шаг на пути развития ренессансного искусства. Впервые портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозные и мифологические темы.

В портрете Моны Лизы достигнута та степень обобщения, которая сохраняет всю неповторимость изображенной индивидуальности, позволяет рассматривать образ как типичный для эпохи Ренессанса.

В 1506 г. Леонардо уезжает в Милан, который принадлежал уже французам, а в 1515 г., по предложению короля Франции Франциска 1 – переезжает во Францию, где и живет до конца своих дней.

Леонардо был величайшим художником своего времени, гением, открывшим новые горизонты искусства. Он оставил после себя немного произведений, но каждое из них явилось этапом в истории культуры. Тысячи страниц рукописей, охватывая буквально все области знания, свидетельствуют об универсальности его гения.

Идеи монументального искусства Возрождения, в которых слились традиции античности и дух христианства, нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля (1483-1520). В его искусстве нашли зрелое решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в чем Рафаэль следовал Античности, и сложная многофигурная композиция. Рафаэль обогатил эти возможности, достигнув поразительной свободы в изображении пространства и движения в нем человеческой фигуры, безукоризненной гармонии между средой и человеком. Никто из мастеров Возрождения не воспринял так глибоко и естественно языческую сущность античности, как Рафаэль; недаром его считают художником, наиболее полно связавшим античные традиции с западноевропейским искусством новой поры.

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в городе Урбино, одном из центров художественной культуры Италии, при дворе герцога урбинского, в семье придворного живописца и поэта, который и явился первым учителем будущего мастера.

В 1500 г. Рафаэль уехал в Перуджу, учиться в мастерской известного художника Перуджино. Под влиянием его творчества написано «Обручение Марии» (1504).

В 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию, художественная атмосфера которой была насыщена влиянием Высокого Возрождения и способствовала его поискам совершенного гармонического образа.

На протяжении всей жизни Рафаэль ищет этот образ в мадонне. Заслуга художника прежде всего в том, что он сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства, соединить лиричность и глубокую эмоциональность с монументальным величием. Это был и путь последовательной идеализации. Однако в «Сикстинской мадонне» это идеализирующее начало отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству, исходящему от этой идеально-прекрасной молодой женщины с младенцем-богом на руках, которого она отдает во искупление человеческих грехов.

«Сикстинская мадонна» – одно из самых совершенных произведений Рафаэля и по языку: фигура Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, Объединена общим ритмом движения с фигурами св. Варвары и папы Сикста 1У, жесты которых обращены к мадонне. Фигуры объединены и общим золотым колоритом, как бы олицетворяющим божественное сияние. Но главное – это тип лица мадонны, в котором воплощен синтез античного идеала красоты с духовностью христианского идеала, что столь характерно для мировоззрения Высокого Возрождения.

«Сикстинская мадонна» – позднее произведение Рафаэля. До этого, в 1509 г., папа Юлий 11 приглашает молодого художника в Рим для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце. В начале ХУ1 в. Рим становится главным культурным центром Италии. Искусство Высокого Возрождения достигает своего наивысшего расцвета в этом городе, где волею меценатствующих пап Юлия 11 и Льва Х одновременно работают такие художники как Браманте, Микеланджело и Рафаэль. Искусство развивается под знаком национального единства, питаются античными традициями, выражает идеологию гуманизма. Общая идейная программа росписи папских комнат – служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы – папы.

Рафаэль расписывает первые две станцы. В станце делла Сеньятура он написал четыре фрески-аллегории основных сфер духовной деятельности человека: философии, поэзии, богословия и юриспруденции. Для искусства средневековья и раннего Возрождения было свойственно изображать науки и искусства в образе отдельных аллегорических фигур. Именно в этих портретах Рафаэль воплотил гуманистический идеал совершенного интеллектуального человека, по представлению Ренессанса. Фреска «Афинская школа», олицетворяющая философию.

Во второй комнате, называемой «станца Элиодора», Рафаэль написад фрески на исторические и легендарные сюжеты, прославляющие римских пап: «Изгнание Элиодора». Рафаэль уделяет большое внимание не линейной архитектонике, а роли цвета и света: «Изведение апостола Петра из темницы».

Рафаэль был и величайшим портретистом своей эпохи, создавшим тот вид изображения, в котором индивидуальное находится в тесном единстве с типическим, где помимо определенных конкретных черт выступает образ человека эпохи, что позволяет видеть в портретах Рафаэля исторические портреты-типы. И в его портретных изображениях, как правило, господствует внутренняя уравновешенность и гармония.

В конце жизни Рафаэль был непомерно загружен разнообразными работами и заказами. Он являлся центральной фигурой художественной жизни Рима, после смерти Браманте стал главным архитектором собора св. Петра, ведал археологическими раскопками в Риме и его окрестностях и охраной античных памятников.

Рафаэль умер в 1520 г.

Третий величайший мастер Высокого Возрождения – Микеланджело - намного пережил Леонардо и Рафаэля. Первая половина его творческого пути приходится на период расцвета искусства Высокого Ренессанса, а вторая – на годы феодально-католической реакции. Из блестящей плеяды художников Высокого Возрождения Микеланджело превзошел всех насыщенностью образов передовыми идеями, гражданственным пафосом, чуткостью к смене общественного настроения. Отсюда и творческое воплощение крушения ренессансной идеи.

Микеладжело Буонарроти (1475-1564) родился в Капрезе, в семье судьи. В 1488 г. во Флоренции, куда переехала семья, он поступает а мастерскую к Гирландайо, через год – в скульптурную мастерскую Донателло. В эти годы он сближается с Лоренцо Медичи. Именно в садах Медичи Микеладжело начал тщательно изучать античную классику. Под их влиянием создает рельеф «Битва кентавров». В 1496 г. молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие славу произведения: «Вакх» и «Пьета».

Возвратившись в 1501 г. во Флоренцию, Микеланджело по поручению Синьории взялся изваять фигуру Давида. В 1504 г. художник закончил пятиметровую статую, которая была поставлена перед палаццо Веккиа, городской ратушей. Образ Давида вдохновлял многих художников кватроченто. Но не мальчтком изображает его Микеланджело, а юношей в полном расцвете сил, перед битвой с гигантом.

В 1505 г. папа Юлий 11 пригласил Микеланджело в Рим для создания гробницы для себя. Но вскоре от этого замысла отказался. Микеланджело начал работу по росписи потолка Сикстинской капеллы при Ватиканском дворце.

Над росписью плафона Сикстинской капеллы Микеланджело работал один, с 1508 по 1512 г. расписав площадь около 600 кв.м. на высоте 18 м.

Центральную часть потолка художник посвятил сценам священной истории, начиная от сотворения мира.

В 1513 – 1516 г. Микеланджело снова получает заказ на гробницу папы Юлия 11 и исполняет фигуру Моисея и рабов: знаменитые «Скованный раб» и «Умирающий раб».

С 1520 – 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значительных и трагических скульптурных произведений – над гробницей Медичи (флорентийская церковь Сан Лоренцо). Он сам сооружает пристройку к Флорентийской церкви Сан-Лоренцо – небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом и оформляет две стены скульптурными надгробиями. Одну стену украшает фигура Лоренцо, противоположную – Джулиано, а внизу у их ног размещает саркофаги, украшенные аллегорическими скульптурными изображениями – символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» – в надгробии Лоренцо, «Ночи» и «Дня» – в надгробии Джулиано. Оба изображения – Лоренцо и Джулиано – не имеют портретного сходства. В капелле Медичи архитектурные формы и пластические образы находятся в нерасторжимой связи, выражая единую идею.

В 1534 г., прервав работу над гробницей, художник уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле по заказу папы Климента У11: росписи западной стены фреской «Страшный суд» (1535-1541).

Микеланджело был и гениальным архитектором. Им исполнена лестница флорентийской библиотеки Лауренцианы, оформлена площадь Капитолия в Риме, возведены ворота Пия. С 1546 г. он работает над собором св. Петра, начатым еще Браманте. Микеланджело принадлежит рисунок и чертеж купола, который был исполнен уже после смерти мастера и до сих пор является одной из главных точек в панораме города.

В конце своей жизни Микеланджело создает самые сильные по трагичности и по лаконизму выражения произведения. В основном это скульптурные композиции и рисунки на тему «Оплакивание» и «Распятие».

Микеланджело умер в Риме в возрасте 89 лет. Похоронен во Флоренции в старейшей церкви города Санта Кроче.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 858 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...