Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Флорентийская школа ХУ в



В архитектуре Италии только в ХУ в. начинают проявляться черты нового стиля. Филиппо Брунеллески (1377-1446) завершил гигантским куполом Флорентийский собор, в общем готическом здании. Применил античные арки, пилястры, использовал греческие архитектурные ордера, купольную систему. Эти черты еще более проявили себя в светской архитектуре.

Кватроченто создало свой образ светского городского дворца, палаццо: как правило трехэтажный, носит крепостной характер благодаря использованию грубо отесанных камней, но ясного и четкого в своей конструкции: палаццо Медичи, палаццо Руччеллаи. Четкость этажного деления, парные окна, подчеркнутый карниз – характерные черты этих дворцов. Обратившись к использованию античного наследия, к ордерной системе, ренессансное зодчество явило собой новый этап в архитектуре.

Годом рождения новой скульптуры кватроченто можно считать 1401 год, когда был объявлен конкурс на скульптурное оформление дверей баптистерия. В конкурсе одержал победу Лоренцо Гиберти (1381-1455), мастер утонченного, аристократического направления. Известен и как теоретик искусства Возрождения.

Скульптором, которому выпало в искусстве на целые столетия вперед решить многие проблемы европейской пластики – круглой скульптуры, монумента, конного монумента – был Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) – (1386 – 1466).

Донателло решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным в античные времена Поликлетом: мраморная фигура Давида, фигура апостола Марка для флорентийской церкви Ор-сан-Микеле (ХУ в.).

Реалистическое начало искусства Донателло полностью выразилось в образах пророков для колокольни Джотто, которые он исполнил с конкретных лиц, что сделало эти образы портретами современников. Занимался Донателло и специально портретом. Одним из первых портретных бюстов, типичных для Возрождения, считают портрет Никколо Удзано, политического деятеля Флоренции тех лет.

В бронзовом «Давиде» Донателло вновь возвращается к античным традициям, но уже поздней греческой классики. Догнателло изобразил его совсем юным, идеально прекрасным. Но Донателло не побоялся ввести такую деталь, как пастушеская шляпа – знак его простого происхождения.

Донателло принадлежит и честь создания первого конного монумента в эпоху Возрождения. 1443-1453 г. – в Падуе он отливает конную статую кондотьера Эразмо ди Нарни. Использовав лучшие традиции искусства средневековья, изучив античную пластику, Донателло пришел к своим собственным решениям, что объясняет его огромное влияние на последующую европейскую скульптуру. Недаром его назвали одним из трех отцов Возрождения, наряду с Брунеллески и Мазаччо.

Ведущая роль в живописи флорентийского кватроченто выпала на долю художника Томмазо ди Симоне Гвиди, известного под именем Мазаччо (1401-1428). Мазаччо решил те проблемы живописного искусства, которые поставил за столетие до этого Джотто. Уже в двух главных сценах росписи в капелле флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине – «Подать», «Изгнание из рая» - Мазаччо показал себя художником, для которого было ясно, как помещать фигуры в пространстве, как связывать их между собою и пейзажем, каковы законы анатомии. Сцены Мазаччо полны драматизма, жизненной правды. Мазаччо первый решил проблемы линейной и воздушной перспективы.

Фрески Мазаччо с момента их появления способствовали тому, что церковь Санта Мария дель Кармине превратилась в своеобразную академию, где учились поколения художников. Умение связывать в единое действие фигуры и пейзажи, вполне естественно передавать жизнь природы и людей – в этом огромная заслуга Мазаччо, определившая его место в искусстве.

Целый ряд художников вслед за Мазаччо разрабатывали проблемы перспективы, движения и анатомии человеческого тела, поэтому они получили в науке название перспективистов и аналитиков.

В 1434 г. власть во Флоренции перешла к банкиру Козимо Медичи. Полвека династия Медичи стояла во главе Флоренции.

Медийская культура носит глибоко светский характер. Религиозные темы, которые воплощали художники флорентийского кватроченто, превращались в светские произведения с массой бытовых подробностей, с портретами современников, наполненные живым человеческим чувством и переживаниями.

Во второй половине ХУ в. с усиление роли патрицианства в искусстве еще более приобретают значение изящество и роскошь. Особой изысканности флорентийское искусство достигает в конце века, в правление внука Козимо – Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным (1449-1492). Лоренцо был одним из образованнейших людей своего времени. Он превратил свой двор в центр художественной культуры того времени, где нашли приют такие писатели, как Полициано, ученые и философы, как Пико делла Мирандола, художники – Боттичелли и Микелянджело.

Типичнейшим художником конца флорентийского кватроченто, выразителем идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли (1444 –1510). Знамениты две его картины «Рождение Венеры» и «Весна» («Primavera») (Галерея Уффици).

Уже здесь сказались все основные черты письма Боттичелли: декоративность, нарядность, лирический и романтический характер образов, его способность создавать фантастические пейзажи, удлиненные, невесомые фигуры. Художник создает вполне определенный тип лица: удлиненный овал, пухлые губы, как бы заплаканные глаза.

В 80-х годах с Гирландайо и Перуджино Боттичелли расписывает стены Сикстинской капеллы. Последние работы, в основном «Оплакивания», навеяны образом Савонаролы, под влияние которого художник попал в 80-90-е годы. Проповеди доминиканского монаха, направленные не только против развращенности двора Лоренцо Медичи и папства, но и против культуры Ренессанса вообще. На кострах сжигались великие творения художников ренессансной культуры.

К концу ХУ века Флоренция, как и все передовые города Италии, вступила в полосу экономического и социально-политического кризиса. К 30-м годам ХУ в. Флоренция становится просто главным городом герцогства Тосканского, и перестает быть центром художественной жизни.

Помимо Флорентийской художественной школы существовали и другие: умбрийская, падуанская, венецианская. На северо – востоке расположены земли Умбрии. Через Венецию умбрийцы поддерживали связи с Северной Европой и Византией. Искусство Умбрии декоративно, нарядно, лирично, в нем главную роль играет колорит.

Ярким представителем умбрийской школы становится Пьеро делла Франческа (1420-1492). Вплоть до Тициана Франческа был одним из самых великих колористов. Он тончайшим образом разрабатывал цветовые соотношения, умело передавал разную светосилу цвета и объединял цвета световоздушной средой, что дало право называть его одним из первых пленэристов во всем западноевропейском искусстве. Кроме того, проявлял интерес к перспективе, изучая произведения флорентийцев, и создал по этому поводу трактат.

Но, все-таки, Франческа был величайшим монументалистом. Его работами украшена церковь Сан-Франческа в Ареццо.

Творчество падуанских мастеров развивается под знаком преклонения перед античным искусством, в основном римским.

Крупнейшим художником падуанской школы считается Андреа Мантенья (1431-1506). Он был преимущественно монументалистом: росписи в капелле Оветари падуанской церкви Эремитани.

Выполнял работы по заказу Лодовико Гонзаго.

У Монтенья четкий рисунок, жесткий контур, анатомически выверенные пропорции, смелая перспектива, холодный колорит. Он был певцом героической личности. Много занимался гравюрой и оказал большое влияние на Дюрера.

Культура Венеции развивалась несколько иначе, чем другие города Италии. Ее мощный флот и открытые торговые пути с Востоком, быстро сделали ее богатой. Но с конца Х111 в. начался процесс аристократизации ее политического строя. Патрицианство задерживало ростки новой культуры, поэтому Ренессанс в Венеции значительно запоздал.

С эпохой кватроченто связаны такие имена как Витторио Карпаччо и семейство Беллини.

Художники Венеции усовершенствовали масляную технику.

Венецианская школа завершает развитие искусства кватроченто. ХУ ст. принесло в итальянское искусство истинное возрождение античных традиций, но на новой основе. Каждый из видов искусств оставил после себя какие-то важные решения новых задач: архитектура – тип светского палаццо; скульптура – образ человека; живописи придан светский характер.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 584 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...