Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЗАДАНИЕ 3. Рассмотрите микросоциологические концепции Дж. Г. Мида и Ч. Х. Кули. Почему они так называются?



Микросоциология рассматривает проблематику личности непо-средственно в поле межличностного взаимодействия.

В социологии понятие личность означает устойчивую систему социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу чело-века и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

1. В социологической концепции личности Чарльза Хортона Кули (1864-1929 нашла отражение теория зеркального "Я", в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в про-цессе социальной жизни.

Каждый человек, по предположению. Кули, строит свое Я, основы-ваясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт.

Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспри-нимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению. Именно через отношения с другими и их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.

Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых - заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.

В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичны группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.

Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе - родителей, друзей, соседей.

Мнение окружающих становится настолько важным и сущест-венным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного "я", называемое «зеркальным я». Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное "я", как некая сумма зеркальных "я", т.е. человеческое "я" оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.

2. Социологическая концепция личности Джорджа Герберта Мида (1901-1978) «Обобщенного другого». Дж. Мид развил идеи Кули. Он разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного дру-гого», дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеоб-щие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые форми-руют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли — это действия, связанные с действительным роле-вым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в ран-нем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе, вылива-ющиеся затем в стабильную концепцию собственной личности.

Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию Я.

Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого — все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение «Я», таким образом, целиком социально.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 334 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...