Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ювелирное дело



Период Среднего царства был временем подлинного расцвета ювелирного дела. Трудно выбрать лучшее из множества диадем, нагудных украшений, ожерелий, браслетов и перстней.

Царские нагрудные украшения – типичные произведения египетского искусства. Они отмечены явным влиянием архитектуры. Их декор рассказывает о победах фараона и выглядит как исторический барельеф, выполненный в ювелирной технике. Все нагрудные украшения обычно ярки и красочны

МЕТАЛЛЫ

Наряду с благородными металлами египтяне обрабатывали медь и бронзу. В области декоративного искусства мы знаем медные сосуды, тазы и кувшины эпохи Древнего царства; а также бронзовыецеремониальные топоры, сосуды и подставки для них, светильники, косметические пинцеты. Среди предметов туалета заметное место принадлежит зеркалам, бронзовые ручки которых выполняются в виде колонны или фигурки стоящей девушки. Замечательное искусство египетских бронзовщиков демонстрируют также статуэтки сидящих и лежащих кошек.

ДЕРЕВО

К числу деревянных изделий принадлежит в основном мебельи, кроме того, некоторые предметы обихода.

Древнейшие сохранившиеся образцы мебели принадлежат к эпохе Древнего царства. Это ложа, ножки которых имитируют ного быка, а также резные кресло, носилки и ложе.

От Среднего царства сохранился ларец для драгоценностей царевны Сит-Хатор, выполненный из эбенового дерева и инкрустированный слоновой костью (которая часто использовалась для декорирования деревянных изделий, а также для создания различных резных предметов туалета), золотом и фаянсом; внешний вид его уподоблялся архитектурным формам.

Новое царство оставило нам много предметов из мебели Тутанхамона: кресла, стулья, кровати, табуреты, треножники, складные стулья, ларцы, игорные столики. Эта мебель пленяет своей многоцветностью, ноей весьма далеко до благородной простоты мебели матери Хеопса.

Все эти произведения дают нам основные сведения о мебели египтян, дополняемые живописными и скульптурными изображениями. Из местных пород дерева использовались сикомор и акация, из привозных – кедр, кипарис, чёрное дерево.

ТКАНИ

От Древнего Египта благодаря сухому климату уцелело больше тканей, чем от всех древних цивилизаций вместе взятых. Основным текстильным сырьём был лён, шерсть и конопля применялись очень редко.

Наиболее интересные образцы тканей были найдены в гробнице Тутанхамона и представляют собой остатки семи царских одеяний, некоторые из них с вышивкой.

В узорах тканей преобладали растительный и анимационной орнаменты, также часто встречается употребление иероглифов, царских картушей и символических мотивов.

18.Канон в искусстве Древнего Востока

Искусство Древнего Египта развивалась с первыми годами зарождения Древнего Египта, принося с собой всё больше и больше новых проявлений и особенностей. Искусство и культура Древнего Египта были одними из передовых среди искусств различных народов Древнего Востока.

Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру; замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла.

Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости.

Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства. Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам. Поэтому в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых затем в образцах, ставших каноническими. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой); избражение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев); сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху; у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги — в профиль). Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Однако позднее соблюдение канонов сыграло консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций.

Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую и рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала, погребения человека. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Нигде в мире не строили столь грандиозных усыпальниц для правителей, обожествлённых при жизни и после смерти. Величие пирамид высоко ценили египтяне. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков.
Одним из семи чудес света в античном мире считали пирамиды, горделиво вознёсшиеся на западном берегу Нила (ныне плато Гиза близ Каира).
Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперёд левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками.

Рельеф, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Поэтому в рельефе, на рисунке или скульптуре изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее подходящим для счастливой и вечной загробной жизни.

19.образ человека в искусстве Древнего Востока

В начале 3 тысячелетия до нашей эры, когда в искусстве появляется образ человека, мы видим и на печатях изображения человека как в сцепах явно культового характера — торжественных шествиях, обрядах, выполняемых перед храмом, — так и в быту: доение коров, лепка горшков, занятие ткачеством и т. д.
Однако вероятно, что и эти изображения каким-то образом связаны с культом. Мифологические сцены еще редки. Фигурки на оттисках печатей выпуклы, осязаемы, объемны, прекрасно моделированы. Охотно применяется техника сверления бутеролью — быстро вращающимся инструментом с шариком на конце. Изображения выполнены очень тщательно.

Стилистически близки к ним изображения на некоторых культовых сосудах, которые дошли в значительно меньшем количестве.

Прекрасный образец пластики древнего Двуречья, позволяющий судить о характерных чертах искусства этого времени, представляет собой сосуд, найденный в Уруко.
На культовом сосуде из Урука, который показывает нам праздничное шествие с дарами, мы ясно видим эти характерные для древневосточного искусства особенности изображения: фигуры с поворотом торса в фас, лицом в профиль, с глазом в фас, ногами в профиль; животные представлены целиком в профиль, река передала волнообразными линиями. Вводится также чуждый искусству позднего неолита повествовательный характер изображения: сосуд разделен пустыми полосами па три регистра (все сцены следует читать снизу вверх): в нижнем регистре — идущие друг за другом бараны и ягнята, во втором — обнаженные фигуры мужчин-жертвователей с сосудами и чашами в руках, в третьем — приношение даров богине.
Каждый раздел, возможно, отражал отдельный этап обряда, а самый верхний — заключительный момент шествия.

20. Скульптура классического периода Древней Греции.

В стиле греческой классики слиты чувственная напосредственность и рациональность.

"Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности",- говорил Перикл. Греки ценили разумность, равновесие и меру, но, вместе с тем, признавали силу страстей и чувственные радости.

Когда сейчас мы говорим "античное искусство", нам представляются музейные залы, уставленные статуями и увешанные по стенам обломками рельефов. Но тогда все выглядело иначе. Хотя у греков и были специальные здания для хранения картин (пинакотеки), в подавляющей массе произведения искусства вели не музейный образ жизни. Статуи стояли на открытом воздухе, озаренные солнцем, возле храмов, на площадях, на берегу моря; возле них проходили шествия и праздники, спортивные игры. Как и в эпоху архаики, скульптура расцвечивалась. Мир искусства был живым светлым миром, но более совершенным.

Излюбленный комплекс мотивов - спортивные состязания. Мирон. Дискобол. Римская копия, около 460 г. до н.э. Темы рукопашных схваток, конных состязаний, соревнований в беге, метании диска научили ваятелей изображать человеческое тело в динамике. Теперь появляются сложные позы, смелые ракурсы, широкие жесты. Ярчайшим новатором выступил выступил аттический скульптор Мирон. Таков его знаменитый "Дискобол". Атлет наклонился и размахнулся перед броском, секунда - и диск полетит, атлет выпрямится. Но на эту секунду его тело замерло в положении очень сложном, однако уравновешенном.

В искусстве древних греков на этом этапе преобладали образы мужественные, но, к счастью, сохранился и прекрасный рельеф с изображением Афродиты, выходящей из моря - скульптурный триптих, верхняя часть которого отбита.

Рождение Афродиты. Рельеф сер. V в. до н.э.

В центральной части богиня красоты и любви, "пенорожденная", поднимается из волн, поддерживаемая двумя нимфами, которые целомудренно ограждают её лёгким покрывалом. Она видна до пояса. Её тело и нимф просвечивают сквозь прозрачные хитоны, складки одежд льются каскадом, как струи воды, как музыка. На боковых частях триптиха две женские фигуры: одна обнаженная, играющая на флейте; другая, закутанная в покрывало, зажигает жертвенную свечу. Первая - гетера, вторая - жена, хранительница очага, как два лика женственности, обе находящиеся под покровительством Афродиты.

Преклонение греков перед красотой и мудрым устройством живого тела было велико. Язык тела был и языком души. Греки владели искусством передачи "типовой" психологии- они выражали богатую гамму душевных движений на основе обобщенных человеческих типов. Не случайно портрет в Древней Греции был развит сравнительно слабо.

Эфеб из Антикиферы. ок.340 г. до н.э. Афины Поликлет. Дорифор. сер.V в. до н.э.

Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия. IV в. до н.э. Долгое время эта скульптура оценивалась как вершина античного искусства, "бельведерский кумир" был синонимом эстетического совершенства. Как это часто бывает, высокие хвалы со временем вызвали противоположную реакцию. Ее стали находить помпезной и манерной. Между тем Аполлон Бельведерский - произведение действительно выдающееся по своим пластическим достоинствам; в фигуре и поступи повелителя муз сочетаются сила и грация, энергия и легкость, шагая по земле, он

вместе с тем парит над землей. Для достижения такого эффекта, нужно было изощренное мастерство ваятеля; беда лишь в том, что расчет на эффект слишком очевиден. Аполлон Леохара словно приглашает любоваться его красотой, да и в эпоху поздней классики виртуозное исполнение очень ценилось.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...