Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исследование классового невроза



Классовый невроз - это одна из основных диагностических категорий во французской клинической социологии. Это состояние зачастую свойственно людям, чья жизненная траектория стремительно пересекает различные социальные слои и группы общества. В результате происходит конфликт самоидентификации, конфликт стремления реализации желаний и ограничений, навязанных обществом и окружением.

В ситуации стабильно установившихся в тот или иной исторический период обществах как, например, американское во второй половине ХХ века, это человек движется через социальные поля, пытаясь изменить свой статус и положение относительно этих полей. Его личная воля как, впрочем, и его подсознание, хранящее отпечатки всех влияний общества на своего носителя, рисует вектор этого движения. Уже в начальной точке отсчета присутствуют выбор сознательный и бессознательный. Индивид эволюционирует быстрее общества во всех смыслах.

Классической работой о классовом неврозе с использованием метода рассказа о жизни является исследование, проведенное во Франции В. Де Гольжаком, материалы которого легли в основу книги "Классовый невроз".[25] По мнению автора, современным обществам соответствуют ситуации, в которых вмешательство клинической социологии представляется необходимым. В данном случае речь идет о клинической работе с индивидами, психологические расстройства которых связаны с изменением их места в социальной структуре. В этиологии некоторых неврозов социальные факторы играют столь же важную роль, как и сексуальные факторы, значимость которых в детском развитии уже общеизвестна со времен Фрейда. В данном случае мы имеем дело с так называемым «классовым неврозом», который характеризует клиническую картину конфликтов и психологических расстройств, проживаемых индивидами.

Известно, что для З. Фрейда невроз являлся психическим конфликтом, уходящим своими корнями в детство, в сферу сексуального. Среди причин, запускающих невротический процесс, он выделяет две главные: фрустрацию и неспособность приспосабливаться к реальности через фиксацию. Не преуменьшая значимости сексуальности как движущего элемента психического развития, В. де Гольжак выдвигает гипотезу, что у определенного числа индивидов появление невроза может быть спровоцировано социальным положением, где ими доминируют другие. Таким образом, фрустрация может развиться в тот момент, когда ребенок начинает констатировать, что его родители недооцениваются или подавляются вследствие своей социальной принадлежности, что другие более обеспеченные дети подтрунивают над его манерами вести себя или говорить, давая ему в зеркальном отображении его негативный образ и провоцируя тем самым нарциссическую рану.

К носителям классового невроза можно отнести иммигрантов второго и третьего поколений, подвергающихся противоречивым предписаниям:

- Будь мужчиной/женщиной, интегрированным/ой в то общество, в котором ты живешь.

- Ты должен/на оставаться верным/ой традициям твоей семьи, твоих предков и твоей родной страны.

Речь, тем не менее, не идет о том, чтобы противопоставить социальное сексуальному в этиологии неврозов, или о том, чтобы углубляться в научные споры о способах измерения соответствующего веса этих столь отличающихся факторов. Речь идет о том, чтобы анализировать сочетание, соединение, взаимодействие между элементами разной природы, которые усиливают друг друга в развитии психических расстройств.

Главной характеристикой классового невроза - осуществление склеивания между сексуальными и социальными элементами в запуске и психогенной эволюции того или иного аффекта. Первые аффекты связаны с детским сексуальным опытом, а он коррелирует с конфликтами социальных целей.

В этом, в частности, лежит причина, по которой одна и та же социальная ситуация не вызывает одинаковые психические реакции: попадая в подобные ситуации изменения своего места в социуме, некоторые индивиды испытывают невроз, а другие нет. Невроз возникает в тот момент, когда конфликты, связанные с социальной траекторией, и конфликты, связанные с психо - сексуальным развитием, взаимно дополняются и усиливаются. Психика действует как фильтр, который берет в социальном те элементы, которые будут поддержать подавление (ингибиции), усиливать защиты или же подпитывать внутренние конфликты. В свою очередь социальные и семейные конфликты, с которыми имеет дело индивид, выстраивают его личность, резонируют в его психическом функционировании, сводя на нет попытки исследователей установить первопричину того или иного фактора. Не следует забывать, что невроз представляет собой напластование нескольких действовавших с момента рождение друг за другом воздействий на индивида.

Представленная В. Де Гольжаком концепция классового невроза позволяет уйти от стерильных дискуссий между сторонниками подходов, которые рассматривают невроз как продукт общественных противоречий, и теми, кто пытаются увидеть причину в генетической наследственности или в психических нарушениях. Поиск первопричины, превалирующего фактора ведет к механицистской концепции индивидуального развития. Классовый невроз является одновременно продуктом сексуальных конфликтов, конфликтов отношений с близкими и социальных конфликтов, создающих друг с другом систему взаимного влияния.

В классовом неврозе сексуальное подавление (inhibition) способствует усилению подавления социального и наоборот. Оба фактора тесно переплетены, и мы не можем выделить исключительный элемент, запускающий процесс. То, что отличает классовый невроз от других форм невроза, - это значимость в проявлении в болезненной форме конфликтов, связанных с социальной мобильностью. Индивид проживает конфликтный раздрай (dйcalage) между своей изначальной принадлежностью к определенной социальной группе, которая находится в отношениях господства над группой, к которой он принадлежит в настоящее время. Этот конфликт оказывает влияние на его психическое развитие вплоть до провоцирования умственных расстройств.

Инверсный классовый невроз. Описанная выше модель классового неврозане полностью отражает современную российскую ситуацию. В “новой” России чаще само общество движется “через” индивида. Движение различных слоев общества происходит с разной скоростью. Социум в целом эволюционирует[26] быстрее, чем его отдельные члены. Если в предыдущем случае мы рассматриваем ситуацию, где индивид движется через относительно стабильное социальное пространство, то здесь ситуация меняется на обратную. В нестабильном социуме, даже если индивид неподвижен, то есть не предпринимает никаких усилий, чтобы изменить свое положение в обществе, в результате он все равно рискует проложить свою траекторию через разные социальные страты, так как они сами находятся теперь в движении.

Не меняя свое социальное статус-кво, человек вдруг открывает, что его настоящее социальное и экономическое положение значительно изменилось. В этот момент рождается беспокойство и фрустрация. В зыбком, движущемся пространстве перемешанных новых и старых ценностей, часто противоречивых, индивид теряет идентификацию. Фрустрация, порождаемая социальными, политическими и идеологическими изменениями, усугубляется фатальностью этих изменений, невозможностью уловить верное их направление, чтобы “плыть по течению” или невозможностью “вписаться” в этот поток, чтобы быть им несомым не куда-нибудь, а к благу индивида.

Методы изучения явления классового невроза представляются переносимыми на российскую почву. Ситуация вокруг строительства третьего транспортного кольца в г. Москве становится более прозрачной, если мы ее проанализируем в понятиях инверсного классового невроза: агрессия жителей Кутузовского проспекта на строительство является выплескиванием (экстериоризацией) ранее накопленных раздражений, обид, а у бывших работников аппарата ЦК КПСС, составляющих большинство жителей дома, их могло быть немало:

- роспуск КПСС и отмена привилегий, повлекшие падение социального статуса и уровня жизни в постперестроичные годы,

- коррумпированность всей управленческой вертикали, начиная от уровня Дирекции единого заказчика (ее бесконтрольность перед жителями, сдача в аренду подвалов и первых этажей сомнительным коммерческим структурам под сауны и другие увеселительные заведения),

- динамичное вытеснение жильцов "новыми русскими", для которых приобретаемые квартиры - лишь перевалочный пункт по пути на дачу,

- криминализация обстановки в микрорайоне и вытекающее отсюда постоянное беспокойство о собственной безопасности.

На приведенном выше примере видно как часто поведение людей уходит корнями в их давно ушедшие годы. Поэтому для того, чтобы достичь понимания ситуации, социологи должны собирать информацию об истории объекта и ранних этапах биографий жителей и проводить ее содержательный анализ.



[1] Ионин Л. Свобода в СССР/ статьи и эссе. СПб.: Фонд "Университетская книга", 1997.

[2] Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о "качественной социологии"// Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-41.

[3] А. Шюц. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. №2, С. 129-138.

[4] Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях М., 1999.с.347

[5] В исследовательском проекте: “Стратегии выживания домохозяйств», проводимым под руководством профессора Саймона Кларка (Уорвикский университет, Великобритания) в 1998 году командой созданных под его руководством социологов, первоначально было проведено масштабное количественное исследование 4000 домохозяйств. В исследовании затрагивались формальные и неформальные механизмы трудоустройства, однако не все сферы можно было затронуть с помощью анкеты. В итоге для разъяснения данных и получения более полной и глубокой информации было проведено качественное исследование: интервью как с членами домохозяйств, так и интервью респондентов в центрах занятости. В Люберцах было также проведено включенное наблюдение, в результате эти данные существенно дополнили картину выживания семей в России. (Заказчик – ODA, ESRC (Великобритания)).

[6] Miles M., Huberman A. Qualitative Data Analysis. An Expanded Sourcebook. L., 1994.

[7] Reik Th. Ecouter avec la troisiиme oreille. Paris, Epi,1976.

[8] Rosny, Eric de. Les Yeux de ma chиvre. Paris, Plon, 1981.

[9] Gay P., Freud, une vie, Paris, Hachett, 1991.

[10] Robert Marthe, La Rйvolution psychanalytique. – Paris, Petite Bibliothиque Payot, 2 vol., 1989; и Roudinesco Elisabeth, Histoire de la psychanalyse, 2 vol. – Paris, Le Seuil, 1986.

[11]Jung C. G., Essai d’exploration de l’inconscient. – Paris, Gallimard, rййd. (1988), Folio, Essai, et Dialectique du moi et de l’inconscient, Paris, Gallimard, rййd. (1986), Folio, Essai.

В одном из американских информационных бюллетеней 1980-х годов Бруно Беттельгейм вновь обращается к "подлинным этическим причинам" разрыва Фрейда с Юнгом и освещает его в свете жалоб травматизированных клиенток – и, в частности, Сабины Шпильрейн: Фрейд не одобрял, что терапевт "встречается" со своими молодыми клиентками, - упрек, который Юнг якобы плохо воспринял. Об этом см.: Spielrein Sabina (1980), Entre Freud et Jung, textes commentйs de Sabina Spierlein; dossier dйcouvert par Aldo Carotenuto, Carlo Trombetta; йdition franзaise par Michel Guibal et Jacques Nobecourt; trad. de l’all., Paris, Aubier

[12] См. La Famille: l’individu plus un, Marseille, Hommes & Perspectives, 1991. В этой поучительной книге о психоаналитическом и системном подходах в семейной терапии Роберт Песслер утверждает: "Психоаналитики и сторонники теории систем приближаются друг к другу (не сливаясь однако), когда речь идет о том, чтобы рассматривать семью в клинической практике... Клиника должна по необходимости поставить себя выше поляризации и взаимного исключения".

[13] Клиент – термин, введенный Карлом Роджерсом, который отдает ему предпочтение перед терминами "субъект" или "больной", чтобы обозначить того, кто спрашивает совета или приходит на терапию, подчеркивая свободную связь.

[14] См. работы Гриндера и Бэндлера: каждый из нас ориентирован преимущественно на визуальное, слуховое или кинестетическое восприятие.

[15] Эмпатия - это еще не значит симпатия.

[16] Со-бессознательное (по Морено) уже предчувствовал Фрейд, когда говорил о плавающем внимании терапевта.

[17] «Когда больше не остается никакой возможности воздействовать на мир, мы начинаем разрушать сами себя. Свое же оружие мы обращаем против нас самих»

[18] http://prognoz.org/article/statistika-samoubiistva

[19] http://www.levada.ru/proekt-demokratiya-v-rossii/07-04-2011

[20] Gaulejac V. (de) La société malade de la gestion. Paris, Points – Seuil, 2009.

[21] Morin E. Introduction à la pensée complexe. Paris, ESF, 1990.

[22]По отношению к такому рода матерям было введено понятие «шизофреногенная мать»

[23] Нардонэ Дж., Вацлавик П.Искусство быстрых изменений: Краткосрочная стратегическая терапия. М.: Институт психотерапии, 2006

[24] Бейтсон Г. Экология разума. — М.: Смысл, 2000.

[25] Gaulejac de. V. La Névrose de classe. Paris, Hommes et groupes, 1987.

[26]Под термином "эволюция" здесь понимаются “весомые изменения” и отметается всякое указание на направление этих изменений (прогресс, регресс)





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 638 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...