Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Новое время



Бэкон Фрэнсис (1561–1626) – английский философ, историк, политический деятель, основоположник и популяризатор эмпиризма и индуктивной методологии научного исследования. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», в котором он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого – быть использованным человеком.

Гоббс Томас (1588–1679) – английский философ-материалист, создавший первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики». Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история. Гоббс является одним из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета.

Декарт Рене (1596–1650) – французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии. Метод Р. Декарта выражен в четырех правилах для ума: первое – включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению; второе – делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить; третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с простейших и легкопознаваемых, и восходить до познания наиболее сложных; четвертое – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой и мыслящей, при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам

Спиноза Бенедикт (1632–1677) – нидерландский философ-рационалист, натуралист, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Единая Субстанция (природа) обладает множеством модусов двух типов – протяжением и мышлением. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой, Бог – существо из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность. Философия Спинозы обосновывает тезис о субстанциональном единстве мира.

Локк Джон (1632–1704) – английский педагог и философ, представитель эмпиризма. и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Л. считал, что только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия, которое носит личный, индивидуальный характер. Именно в этом особенность сенсуализма как составной части эмпиризма, – убежден был Л. Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Л. полагал, что голова новорожденного – чистая доска (tabularasa), на которой жизнь рисует свои узоры – знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, – основной тезис Л. Как политик и либерал Л. обосновал принцип разделения властей в государстве на судебную, законодательную, исполнительную.

Лейбниц Готфрит (1646–1716) – немецкий философ-плюралист, математик, юрист, историк, языковед. Основной труд«Монадология» (1714). В качестве исходных принципов философии Л. служат основные законы логики, которые реализуется в полной мере в мире «умопостигаемом», то есть в том, который можно только помыслить, но не воспринять чувствами. Этот мир состоит из бесчисленных деятельных психических субстанций, первоэлементов – монад. В каждой монаде в миниатюре потенциально представлен весь мир.

Монтескье Шарль-Луи (1689–1755) – французский просветитель, правовед и философ. Он пытался вывести характер, нравы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй из географических условий. Ш.-Л.М. явился одним из основателей современной географической школы в социологии и политологии, которая рассматривает географическую среду (климат, реки, почву и т.п.) как определяющий фактор развития общества и государства. Исходным принципом в ней служил географический детерминизм.

Юм Дэвид (1711–1776) шотландский философ, представитель идеалистического эмпиризма и агностицизма, предшественник позитивизма, экономист и историк. Агностицизм сформировался в результате развития эмпирической философии Д. Локка, Д. Беркли доведенного до ее логического конца. Если Локк видит источник наших ощущений во внешнем мире, а Беркли – в духе, или боге, то Юм отвергает оба эти решения. Существует ли внешний мир как источник наших ощущений, этого доказать мы не можем. Наши восприятия так же мало говорят как о его существовании, так и о его не существовании. Вывод: мир непознаваем, ведь человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя, потому и следует по привычке.

Мальтус Томас Роберт (1766–1834) – английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле. М. рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы.

Гольбах Поль (1723–1789) французский философ-энциклопедист, писатель, апологет французского просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук. Философские взгляды Г. носят атеистический характер, основанием которых является идея о первичности и несотворенности материального мира. Г. автор нескольких десятков атеистических, естественнонаучных, философских работ. А благодаря своему благосостоянию, Г. открыл в Париже «просветительский» салон, где собирались все виднейшие мыслители того времени: Дени Дидро, Д’Аламбер, Руссо, Гримм, Бюффон, Монтескье, Кондильяк и многие другие.

Кант Иммануил (1724–1804) – немецкий философ-идеалист и дуалист (в теории познания). В философском развитии Канта различают два периода: «докритический» до 1770 г. Кант–эмпирик, создавший космогоническую картину мира (теория Канта-Лапласа) и автор работы «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в которой Кант практически исключает идею сотворения; «критический» с 1770 г. Кант защитил диссертацию: «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира». К. – сторонник трансцендентального идеализма, суть которого в исследовании неэмпирических условий эмпирического знания. Все человеческое познание начинается опытом, но самый опыт осуществляется только потому, что находить в нашем разуме как априорные формы, то есть заранее данные условия всякого познавания. Кант агностик, признавая «вещь в себе», как принципиально не доступную познанию.

Фихте Иоганн (1762–1814) – немецкий философ, субъективный идеалист. Развивал идею Канта о философии как науке, понимая ее как наукоучение. Философия есть основополагающая наука, способная выработать единый метод познания. Ф. указал на противоречие понятия «вещи в себе»: непознаваема и не влияет на мир явлений и, одновременно, заключает в себе причину явлений. Устранив это противоречие, он стремился преобразовать критический метод Канта в субъективный идеализм. Для Ф. подлинная реальность – единство субъекта и объекта; мир – это «субъект-объект, причем ведущая роль за субъектом», что сыграло важную роль в теории познания.

Гегель Георг (1770–1831) – немецкий философ-идеалист, панлогист, создатель неформальной – диалектической логики. Исходя из принципа развития, создал впечатляющую систему бытия мира во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития, которая изначально определяется абсолютной идей. Проблема соотношения идеи и реальности реализуется у Г. в переходе от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Природа оказывается ее инобытием или ее иным воплощением. Панлогизм Г. выражен от первого лица: «Все разумное действительно, все действительное разумно». Г. конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи.

Шеллинг Вильгельм (1775–1854) – немецкий философ-идеалист. Всё творчество Ш. делится на три периода: 1. натурфилософия, в которой природа подобна безличному духовному началу, как живой организм, как целое, как реализация некоторой цели, к которой стремится все сущее; 2. философия тождества отражает соотношение природы и духа, субъекта и объекта как тождество. Природа разумна и духовна. Абсолют – это самостоятельное, не зависящее от Я, воплощающее себя в социальной жизни через природу. Абсолют не идеален и не материален, является равновесием духовного и материального; 3. философия откровения – период, характеризующийся интересом к истории и религии. Абсолют толкуется как Бог, в котором Ш. выделяет некую основу первоначального волевого импульса, направленного к отделению от Бога. «История в качестве целого представляется беспрерывным и постепенно осуществляющимся откровением абсолюта».

Шопенгауэр Артур (1788–1860) – немецкий философ, представитель иррационализма, мизантроп. Будучи последователем Канта, Ш. толкует волю как «вещь в себе», представление как мир единичных вещей. Опыт переоценки ценностей разума Ш представляет собой пассивный нигилизм. Онтология Ш. – учение о воле как первооснове бытия, тогда как «воля к жизни» – непознаваемый научными способами иррациональный мировой принцип. Согласно Ш. у жизни цели нет, она бездушное движение, жизнью правит слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние. Это приводит к тому, что человека постоянно мучает чувство неудовлетворенности. Поэтому жизнь – сумма мелких забот, а само счастье человека – недостижимо. Человек сгибается под тяжестью жизненных нужд, он постоянно живет под угрозой смерти и страшится ее. Таким образом, философия и религия, по Ш, создают иллюзию жизненной цели, принося лишь временное облегчение людям, поверившим в эти миражи.

Шпенглер Освальд (1880–1936) – немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления. Предметом философско-культурологических исследований Ш. была «морфология всемирной истории»: всемирно-исторический процесс – циклическая история возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу «великих культур», реализовавших свои потенции, Ш. относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской – «магическая», западной – «фаустовская». Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет, таким образом, умирание всякой культуры, характеризуется переходом от культуры к цивилизации.

Фейербах Людвиг (1804–1872) – выдающийся немецкий философ - материалист, атеист. Особенность материализма Ф. – антропологизм, как следствие выражения идеала революционной буржуазной демократии в Германии. Мораль, сконструированная Ф., носит абстрактный, внеисторический характер и создана по единой мерке для всех времен и народов. Философская эволюция Ф. берет начало с критики идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, которая сводилась к самосознанию, позже, идеализма Гегеля вообще, в том числе, диалектики. Заслуга Ф. заключается в том, что он усматривает связь идеализма и религии.

Маркс Карл (1818–1883) – немецкийфилософ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике – теорию прибавочной стоимости, в политике – теорию классовой борьбы. Будучи младогегельянцем, Маркс, используя достижения современного ему естествознания, успешно вернул гегелевскую умозрительную диалектику на реальную почву, то есть придает диалектике материалистический характер. Маркс – автор работ: «Манифест коммунистической партии», «Капитал».

Ве́бер Максимилиа́н Карл Эми́ль (1864–1920) – немецкий социолог, историк, экономист. «Понимающая социология». М.В. характеризует выдающуюся личность тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером. Страсть – это полная самоотдача тому делу, которому человек служит. Настоящий лидер рождается и вскармливается страстью. Если страсть не будет дополнена и слита с ответственностью именно перед этим делом, то не станет человек лидером, Третьим решающим качеством, считает М.В., является глазомер – особая способность быть внутренне собранным, спокойным, расчетливым.

Пирс Чарлз (1839–1914) – американский философ, логик, математик, основоположник прагматизма. Предпосылкой становления и развития философии Пирса было размежевание с классиками философии нового времени – Декартом и Кантом. В мире нет неких врождённых идей и вечных истин. Истина по Пирсу, всегда относительна. Истинно всё то, что помогает человеку решать свою проблему и достигать успеха. Пирс ввел термин «прагматизм» и основополагающий принцип прагматизма – «принципа Пирса»: «Наши убеждения суть фактические правила для действия. Для того чтобы выявить смысл какого-либо утверждения, мы должны лишь определить тот способ действия». Идеи Ч. Пирса оказали влияние на У. Джейм, Дж. Дьюи, К. Поппера, Б. Рассел.

Джемс Уильям (1842–1910) – американский философ и психолог, один из популяризаторов и ведущий представитель прагматизма и функционализма. С оздал гипотезу о роли сознания, способного дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям различными способами: 1. повторять уже выработанные формы поведения; 2. изменять формы в зависимости от обстоятельств; 3. осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два класса: первые называются непроизвольными, вторые – произвольными.

Ницше Фридрих (1844–1900) – немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, создатель философии жизни. Влияние на его творчество оказали работы Артура Шопенгауэра. Центральными понятиями у Н. являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Согласно Н., воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; воля к власти может быть энергетической основой всего космоса в целом. При этом Н. не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой, сильный должен быть вне морали и обращал к примерам «сверхчеловеческой» силы, воплощенной в таких людях, как Г. Гёте и Леонардо да Винчи. Н. выступает за свободу духа, за способность подняться выше озлобления и обиды, за безграничное принятие этого мира, поставив под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений.

Соловьев Владимир (1853–1900) – русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик. Основной идеей его религиозной философии была идея Софии как Души Мира. София – мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии. Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии: формируется представление о ней, в теургии: она обретается, а в теократии: она воплощается.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 339 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...