Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средневековье. Августин Аврелий, Блаженный (354 – 430) – епископ Гиппонский, богослов, причисленный к лику святых



Августин Аврелий, Блаженный (354 – 430) – епископ Гиппонский, богослов, причисленный к лику святых. Августин стоит на позиции защиты учение о предопределении мира, согласно которому блаженство или проклятие заранее предопределено Богом. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», представлена как борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира, и царства Божия, которое отождествляет, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Августин явился родоначальником неоплатонизма в христианской философии или августинизма, господствовщего в Западной Европе вплоть до XIII века. Августин написал автобиографию под названием «Исповедь»

Боэций Аниций (480–524) – римский государственный деятель, философ-эклектик, христианский теолог. Основываясь на сочинения Платона, Аристотеля, он написал несколько монографий по наукам квадривиума (музыка, арифметика, геометрия и астрономия) и логике. Деятельность Боэция как переводчика и комментатора аристотелевских текстов имели большое значение для средневековой философии. Важная заслуга Боэция в западноевропейской философии заключается в определение личности как индивидуальной субстанции разумной природы.

Ибн Си́на или Авице́нна (980–1037) – средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Основная тема творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки. Медицинская энциклопедия в 5 частях Ибн Сины – «Канон медицины» представляет собой обобщение знаний и опыта индийских, греческих, римских и среднеазиатских врачей. На латинском языке энциклопедия переиздавалась около 30 раз и до конца XVII века была обязательным руководством в Европе и в странах Востока. Главные философские труды Авиценны: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» (на языке фарси).

Ансельм Кентерберийский (1033–1109) – теолог, представитель схоластики, архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». Сторонник онтологического доказательства бытия Бога и выводит бытие вещей из самого понятия Бога как всесовершенной сущности. Разделял традиции августинианства, признавая непосредственное интеллектуальное созерцание Бога. В полемике об универсалиях стоял на позициях схоластического реализма. Занял позицию крайнего теологического рационализма в трактате «Почему Бог вочеловечился?», где пытался чисто логически доказать необходимость воплощения Бога в человеке.

Абеляр Пьер (1079–1141) – французский философ и теолог, сыгравший значительную роль в разработке схоластического метода философствования, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Учился у Иоанна Росцелина, Гильома из Шампо и других. Большинство учёных считают Абеляра представителем концептуализма в вопросах об универсалиях. Его религиозное учение состояло в следующем: «Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера же зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности».

Аверроэс (Ибн Рушд) (1126–1198) – знаменитый арабский философ, переводчик с сирийского и комментатор ряд сочинений Аристотеля, сторонник наиболее аутентичного аристотелизма. Направление западноевропейской средневековой философии, основателем которого был Ибн Рушд, получило название аверроизм. Его сторонники, интерпретируя учение Аристотеля, не стремились согласовать философию Аристотеля с христианским вероучением.

Росцелин Иоанн (1050–1122) – французский философ-схоласт, теолог, один из основателей номиналистической традиции в средневековой философии. По свидетельству Ансельма Кентерберийский, Р. утверждал, что общие понятия – это только имена, названия, просто «сотрясения воздуха», а реально существуют только единичные чувственно воспринимаемые вещи. Из его сочинений сохранилось лишь одно письмо к Абеляру, где отражены принципы номинализма применительно к учению о триединстве Божьем, в результате чего Р. пришёл к положениям, во многом несовместимым с догматикой католицизма: интерпретировал святую троицу как совокупности трех отдельных богов. Это учение было осуждено церковью и Р. был вынужден отказаться от него на соборе в Суассоне (1092).

Фома Аквинский (1221–1274) – средневековый теолог и философ, монах-доминиканец, создатель логически стройной и энциклопедически универсальной системы христианской теологии и философии на базе аристотелевских понятий. Системе А. характерна тенденция подтверждать истины Откровения философским рассмотрением, что не могло не вызвать оппозицию среди современных ему теологов: никто не отрицал компетентности разума в познании природного мира, но спорным был вопрос о приложимости разума к теологии, поскольку ее предмет был признан неподотчетным разуму. В споре об универсалиях А. стоял на позициях умеренного реализма: всеобщее(универсалии) существует трояко: «до вещей», (в разуме бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», (как те же идеи, получившие конкретное осуществление) и «после вещей», (в мышлении человека как результат абстракции).

Оккам Уильям (1280–1349) – английский философ, логик и писатель, представитель поздней схоластики, монах-францисканец. Сторонник номинализма: универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме. Существование Бога как бесконечной актуальности недоказуемо вне теологии, как и существование общих идей всего сущего в Божественном уме, – таково его убеждение. О. разработал методологический принцип, требующий устранения из науки всех понятий, не являющихся интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте: «Сущности не следует умножать без необходимости». Принцип это вошел в мировую философскую культуру как «бритва (лезвие) Оккама».

Возрождение

Фраческо Петрарка (1304–1374) – итальянский поэт-гуманист, один из деятелей итальянского Ренессанса. Роль Петрарки в истории гуманизма в следующем: положил основание направлению гуманистической литературы, которой характерен глубокий интерес ко всем сторонам внутренней жизни человека, критическое отношение к современности и к прошлому, попытки найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей. Оставаясь католиком, Петрарка критически относился к церковной современности, усматривая противоречие между личными стремлениями человека и традиционной аскетической моралью, что способствовало формирование повышенного самосознания человека.

Кузанский Николай (1401–1464) – крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ-неоплатоник теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель. Основой его философии являлась концепция соединения противоположностей в Едином, где разрешаются все видимые противоречия между несовместимыми. Он считал, что Бог есть Единое, доказывая методологический принцип совпадения противоположностей математически. За два века до Коперника он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве. Одно из первых упоминаний о солнечных пятнах (позже открытых Галилеем) принадлежит К. Он отметил плохую точность юлианского календаря и призвал к календарной реформе.

Лоренцо Валло (1407–1457) – известный итальянский гуманист-гедонист. Автор таких работ как: «Диалектика», где критикует метод мышления и способ аргументации схоластов, пытаясь упростить диалектику, приблизить ее к жизни. «О свободе воли», в которой выступает против средневековой теологической концепции соотношения свободы воли и божественного провидения. «Об истинном и ложном благе» – апология Эпикура, которого противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков.

Пико делла Мирандола (1463–1494) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Первым среди гуманистов изучил многие языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и «натуральной магией». В 1486 обнародовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему философских и религиозных учений, сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными христианского мира (введением к ним явилась «Речь о достоинстве человека») Фрагмент её предстает как свидетельство ренессансного мировосприятия: «...принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире ». Так идеи гуманизма отражают антропоцентрическое мышление.

Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский живописец, скульптор, музыкант, архитектор, литератор, театральный художник-постановщик и режиссер, дизайнер одежды, учёный и инженер. Испытывая страсть к моделированию Л. пришел к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху: наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также конструкции летательных аппаратов и парашюта. Как живописец Л., в противоположность мрачному средневековому искусству, создает художественные образы глубоко человечными, прекрасными не только внешней, физической, но и исполненные духовной, внутренней красотой и благородством, что отвечало гуманистическим идеалам и создавала основы искусства Высокого Возрождения.

Фичино Марсилио (1433–1499) – итальянский гуманист и философ-неоплатоник, основатель платоновской Академии во Флоренции. Перевёл на латынь сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла. Развил философскую систему, представляющую собой оригинальную переработку неоплатоновской эманации. Тем самым, религия и религиозно-философские учения Ф. рассматривал как этапы развития «всеобщей религии». Достоинство человека, одарённого способностью к познанию и свободной волей, – в его божественном происхождении, в бессмертии души, в способности на высшей ступени созерцания, к слиянию с богом. Для Ф. характерна апология земной красоты, созерцание, которой он рассматривал как ступень к высшему мистическому созерцанию.

Бруно Джордано (1548–1600) – итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Он развивает философские представления Кузанского, вслед за которым он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадение как абсолютное тождество. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно мыслить Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Дж. Бруно стремится возвеличить личность через пантеизм. В центре внимания человек разумеющий и максимально деятельный. Права человека для Дж. Бруно – вне всяких ограничений. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени.

Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский политик и дипломат. М. создал оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, М. становится родоначальником такого социально-политического течения как реальная политика.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 451 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...