Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Народная культура



XIII–XIV вв. – расцвет городской культуры, выступающей как оппозиция против строгой догматичной церковной культуры. Она, прежде всего, выразилась в творчестве бродячих актеров, трубадуров, а также в бытовой жизни городских жителей: народная речь, праздники, ремесла.

Важную роль здесь играет площадная культура, выразившаяся в празднествах карнавального типа, словесных смеховых произведениях разного рода, пародиях. М.М. Бахтин говорит об особой двойной роли смеха – для него характерна своеобразная логика обратности, логика перемещения верха и низа. Народный смех, отвергая реальную жизнь строгих правил, иерархии и догм, одновременно возрождает и обновляет. Он веселый, ликующий и одновременно насмешливый, высмеивающий, он и утверждает и отрицает, и хоронит и возрождает.

Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа занимали в жизни средневекового человека огромное место. Праздничность отражала утопические идеи всеобщности, свободы, равенства и изобилия. В противовес официальной серьезной жизни жизнь карнавала торжествовала временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов. Для народного праздника характерны такие фигуры, как шуты и дураки.

Причинами легализации смеховой культуры были: слабость официальной церковно-феодальной культуры; сила народной культуры; сила традиций римских народных праздников; приуроченность христианских праздников к местным языческим; празднества, связанные со смеховыми культами. И рядом с каноническими формами средневековой культуры возникают параллельные формы смехового характера.

Наиболее распространенными являются «праздники дураков». Праздники дураков в основе своей были пародией на официальный культ, сопровождались переодеваниями и маскировками, непристойными танцами. Почти все обряды праздника дураков являются гротескными снижениями различных церковных обрядов и символов путем перевода их в материально-телесный план: обжорство и пьянство прямо на алтаре, обнажение тел и т. п. До нас дошла апология этого праздника, в которой защитники праздника дураков отмечают, что глупость – вторая природа человека и ей необходимо время от времени выходить наружу. Человек подобен бочке с вином, которая может лопнуть от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха Божьего.

Таким образом, эпоха средневековья не может рассматриваться как период провала в развитии западноевропейской культуры от античности к новому времени. Именно в эпоху средневековья закладываются основные черты западноевропейского христианского типа культуры: линейное восприятие пространства и времени, немонолитный характер культуры – выделение субкультур (церковная, светская, народная). Институт церкви занимает доминирующие позиции во всех сферах культурной жизни средневекового общества.

Литература:

Даркевич В. П. Народная культура Средневековья / В. П. Даркевич. – М.: Либроком, 2010 – 288 с.

2. Иванов К. Н. Многоликое Средневековье / К. Н. Иванов. – М.: Алетейя, 2000 – 432 с.

3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – Екатеринбург: Изд. У-Фактория, 2005 – 568 с.

4. Хейзинга Й. Осень Средневековья / Й. Хейзинга. – М.: Айрис-Пресс, 2004 – 544 с.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 654 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...