Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эмфатическое (эмоциональное) ударение



В разговорной речи не редки эмоции, и для их передачи очень активно используется специальное ударение, которое называется эмфатическим.

Эмфатическое ударение по своей природе является разновидностью логического ударения, поскольку выделяет любое слово или часть слова во фразе в зависимости от смысла, в данном случае нагруженного эмоциональной информацией. Фактически эмфатическое ударение – это создание эмоционально-смыслового эпицентра во фразе. Другими словами, эмфатическое ударение – это эмоционально-логическое ударение.

Пионером в изучении эмфатического ударения в русском языке является Л.В. Златоустова, которая в Ученых записках Казанского университета (т. 117, кн. 2) опубликовала статью «Типы эмфатического ударения в русском литературном языке»

Важнейшим отличием эмфатического ударения от логического является нестандартное использование гласного звука, а также использование согласных звуков.

Эффект эмфатического ударения при передаче эмоции восхищения достигается протяжением ударного гласного (Чуде-е-есный день! и под.)

Отрицательные эмоции могут передаваться при помощи эмфатического ударения, формально выраженного удвоением или удлиненнием согласного.

Приведм в качестве примера диалог из современного американского фильма:

-С-с-с волочь! м-мерзавец!

-Д-дрянь!

(мы не даем названия фильма, потому что такой диалог можно встретить в любом из них).

Конечно же, в таких диалогах велика роль интонации, которая также способна передавать эмоции.

Завершая разговор об ударении, отметим, что существует специальная фонетическая дисциплина, изучающая ударение и его типы – акцентология.

Интонация

Интонация представляет собой намеренное варьирование тоном голоса, которое выполняет комплекс задач:

- всегда выполняет задачу связи фонетических слов в синтагмы, а синтагм - в фонофразы;

- реже – задачу различения смысла фраз;

- довольно часто – задачу передачи эмоций.

Важнейшей функцией интонации является придание высказыванию коммуникативной цели – побуждения, вопроса, повествования, восклицания

Интонация является типичным суперсегментным средством, накладывающимся на материю ударных гласных звуков. Именно ударные гласные звуки позволяют мелодически повышать или понижать тон голоса, образуя тем самым интонацию как суперсегментную единицу русского языка.

Русская интонация отличается богатством, однако может быть описана при помощи восьми стандартных интонационных конструкций движения тона.

И.Г. Торсуева пишет «Изучение интонации ведется с конца 19 века (Г. Суит, Д. Джоунз). В отечественном языкознании основы изучения интонации заложены В.А. Богородицким, А.М. Пешковским, Л.В. Щербой. До –середины 20 в. интерес исследователей состредотачивался в основном на выявлении роли интонации в различении типов высказываний (вопрос, побуждение и т.д.), в 40-50 –ых гг. в центре внимания была прооблема соотношения интонации и синтаксиса, в 60-х годах велся интенсивный поиск единиц интонации, в 70-80 –х гг. возрос интерес к исследованиям в области фоностилистики и интонации текста. Интонация изучается при помощи анализаторов и синтезаторов речевог сигнала с применением ЭВМ. Акустические параметры обязательно соотносятся с данными восприятия. Результаты исследований интонации используются при обучении иностранному языку, при разработке систем автоматического распознавания и синтеза речи, идентификации личности говорящего и его эмоционалного состояния по акустическим характеристикам речевого сигнала, диагностике некоторых заболеваний» (Лингвистический энциклопедический словарь, с. 197-198)

Эффективным средством для точной фиксации интонации является такой физический прибор, как интонограф, который фиксирует и отражает на экране или бумаге движение основного тона голоса при произнесении фонофразы. В настоящее время интонограмму можно получить на компьютере со звуковой платой.

Е.А. Брызгунова, впервые в книге «Звуки и интонация русской речи» выделила семь интонационных конструкций (в зарубежной лингвистике можно встретить синонимичный термин «интонема»).

В каждой интонационной конструкции имеется три части – предцентр, центр и постцентр. Предцентр характеризуется средним положением основного тона голоса. В центре происходит изменение тона голоса, т.е. он повышается или понижается с разной степенью резкости. Постцентр продолжает сохранять тот тон голоса, который возник после его изменения в центре ИК.

Охарактеризуем семь ИК, описанных Е.А. Брызгуновой в книге «Звуки и нтонация русской речи», а затем добавим к ним еще одну.

ИК-1 наблюдается в повествовательных предложениях, состоящих из одной синтагмы, с информационной установкой простого сообщения. Кроме этого, чаще всего с ИК-1 мы встречаемся в конечной синтагме многосинтагменной фонофразы.

Соотношение предцентра, центра и постцентра ИК-1 таково:

-----------------------------------------------------------------------

- - - - - В центре планое и небольшое понижение





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 6516 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...