Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Т н т н безударные



Примечание. Само слово «тон» является моделью слога, потому что волна нарастает от шумного /т/ к вершине тона гласного /о/ и затем спадает к сонанту /н/.

Думается, излишне пояснять, что слог может начинаться с более чем одного согласного и заканчиваться на более чем один согласный, т.е. иметь вид шум-шум-шум-тон-шум - шум и под. (например, слоги в слове вспо-мнил).

Слог в акустическом аспекте фонетики представляет собой волну нарастания и спада амплитуды колебаний воздушной среды. Это объективно существующее физическое явление можно зарегистрировать физическими приборами, например, осциллографом, и получить очень убедительную картину слога на осциллограмме. Амплитуда колебаний лучика будет нарастать от согласного слева и достигать максимума у гласного, затем затухать к согласному справа. При этом своими глазами мы можем убедиться в том, что вершиной слога является гласный (редко – сонант и почти никогда – шумный).

В этой связи мы убеждаемся в том, что жизнь гласных в языке намного труднее: они должны работать как «нормальные» звуки и подрабатывать как слогообразователи. Со-гласные (приставка со- означает «рядом») живут более легкой жизнью «принятых в дом», так сказать, приймаков. В результате гласные от такой непосильной нагрузки в русском языке стали деградировать, за последнюю тысячу лет их немало исчезло, а звуковая система в целом развивается по закону Бодуэна (гласные сокращаются, согласные усложняются и увеличиваются).

Слогоделение в русском языке превратилось в сложную проблему с тех пор, как перестал действовать закон открытого слога. В древности все слоги были открытыми, т.е. оканчивались обязательно на гласный звук.

После падения редуцированных гласных (видимо, первыми не выдержали двойного ярма) возникла ситуация, которая наблюдается по сей день – слоги стали разными, но самое неприятное – между слогами мы можем обнаружить несколько согласных: костёр, мастак и т.д.

В этой связи возникает вопрос: как делить такие слоги?

Не мудрствуя лукаво, примем в целом технологию слогораздела Московской фонологической школы, но уберем из нее исключения и предложим такой ответ: слогораздел всегда внутри слова должен проходить между согласными, если они образуют стык, т.к. именно здесь кончается одна волна и начинается вторая. Это означает, что не только слова кос-тер, мас-так будут делиться так, но и слова под-дать, раз-дать, рус-ский, ска-мей-ка, лож-ка, у-лыб-нуц-ца,. мас-са, тон-на, ком-пью-тер, го-лан-ский, мар-ксис-ский, у-ни-вер-си-тец-кий и т.д.

Эту концепцию слогоделения можно назвать фонетической. Ниже мы предложим еще одну концепцию слогораздела, которая будет сугубо фонологической.

Фонетическое слово

Более крупной, нежели чем слог, единицей речи является фонетическое слово.

Фонетическое слово представляет собой часть фонофразы, которая содержит в себе одно или несколько слов (чаще знаменательное слово и предлог или частицу), объединенных одним словесным ударением.

Примером фонетического слова являются объединение слов (ударного и безударного) типа път стал`ом, зъ стал`ом, заш`ол бы и т.д.

Слово без самостоятельного ударения, примыкаюoая к ударному слову слева, называется проклитиком. Подобное слово, примыкающее к ударному слову справа, называется энклитиком.

В русском языке бывают случаи, когда знаменательное слово становится энклитиком, а предлог принимает на себя ударение: н`а пъл, з`а угъл, п`од руку и т.д. Такое смещенное ударение польский лингвист Ежи Курилович назвал «рецессивным». Поразительным является тот факт, что такой процесс возникновения рецессивного ударения возможен только в тех словах, которые относятся к группе энклиномена (по терминологии Р. Якобсона), т.е. к словам, не имевшим обязательного ударения в древности (В.А. Виноградов напоминает, что такие слова и сегодня встречаются в фольклорных текстах, например «синё море» с одним ударением (Лингвистический энциклопедический словарь, с.531)

Некоторые логические трудности возникают при характеристике слов с побочным ударением. Нельзя согласиться с мнением М.В. Панова, который утверждает: “В каждом слове может быть лишь один ударный слог (следовательно, выс`окоуваж ` аемый, переп`ончатокр ` ылые – два фонетических слова)” (“Русская фонетика”, с.182). Конечно же, в каждом из этих случаев мы имеем дело с одним фонетическим словом, в каждом из которых есть одно основное ударение и одно побочное. При этом основное ударение – более сильное и длительное, по сравнению с побочным.

Синтагма (речевой такт)

Синтагмой (или речевым тактом) называется одно или несколько фонетических слов внутри фонофразы, объединенных одним синтагматическим ударением и единой интонацией.

Синтагмпа, как правило совпадает с темой (известной информацией) или ремой (новой информацией) в предложении. В этом состоит смысловая целостность синтагмы. Другими словами, деление фонофразы, соответствующей предложению, на синтагмы не столь уж и случайно и в целом стремится соответствовать делению предложения на тему и рему.

Другим мотивом для деления фонофразы на синтагмы является биологическая необходимость сделать вдох, и в этом случае деление может быть случайным.

Средством, делящим фонофразу на синтагмы, является малая (краткая) пауза.

В целом количество и величина «нарезанных» синтагм зависят также от темпа речи. Так, например, в фонофразе Десять поросят / пошли / купаться в море можно нарезать две или три синтагмы в зависимости от темпа речи.

Примечание. Термин синтагма многозначен и используется в другом значени, восходящем к пониманю синтагмы Ф. де Соссюром как сочетания языковых единиц вообще, например, корня и суффикса (стол-ик), слов, словосочетаний, простых предложений в сложные.

В науке синтагмы классифицируются на таких основаниях:

1) по местоположению внутри фразы - синтагмы бывают начальные, серединные и конечные;

2)по интонационому оформлению – синтагмы бывают завершенные (и одновременно конечные) и незавершенные (все неконечные);

3) по смысловому содержанию – синтагмы бывают тематические, рематические и вводные (к последним относятся вводные конструкции, не входящие в смысловую структуру предложения).

Фонофраза

Фонофраза (или фраза) представляет собой предельно крупный отрезок звучащей речи, обладающий признаками интонационной цельнооформленности и конечности, которые придают фонофразе долгие паузы, отделяющие одну фонорфразу от другой.

Фонофраза включает в свой состав одну или несколько синтагм. В предельном случае фонофраза может состоять из одной синтагмы, состояшей из одного фонетического слова, состоящего из одного слога, состоящего из одного звука (например, вопросительного предложения - А?).

Фонофраза в кодифицированной литературной речи соответствует предложению, в разговорной речи такое соответствие выдерживается не всегда (мы можем встретить фонофразы, разрывающие единое по смыслу предложение, например: Пришел он// Вчера// Вечером).





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 759 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...