Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура Древнего Рима



История Древнего Рима начинается с царского периода, когда образовалось маленькое государство воинственных латинян с центром в Риме. В сравнении с греками римляне были более практичными, суровыми и агрессивными. Отчасти это можно объяснить историей возникновения самого города. Есть предание о том, что Рим первоначально существовал как разбойничье поселение. В конце VII в. до н.э.установилось господство этрусков, загадочного народа, проживавшего на территории современной Италии в начале I тыс. до н.э., носителя своеобразной, высокоразвитой культуры, повлиявшей на формирование многих направлений культуры Древнего Рима. Происхождение этрусков, как и этрусский язык, до сих пор остаются тайной, хотя существует около 10 тыс. памятников, созданных на этом языке. Этруски были отличными архитекторами, скульпторами, ювелирами, художниками, славились изготовлением прекрасных изделий из металла. Поселки этрусков напоминали греческие города-государства, а пантеон богов - древнегреческий пантеон. Во главе городских общин первоначально стояли цари, а с распадом родового строя власть перешла в руки аристократии. Известно, что последние римские цари были этрусками и что за время их царствования в Риме были проведены большие строительные работы: построен первый цирк, храм на Капитолии и подземный сточный канал, существующий и по сей день, -Великая клоака. Предполагают, что и бетон, так широко использовавшийся римлянами, в том числе и при строительстве в 312 году до н.э. Аппиевой мощеной дороги, был разработан этрусками. Рим республиканский, вышедший на широкую арену мировой истории в III—II вв. до н.э., силой оружия подчинил себе огромные территории. Это совпало по времени с периодом, когда на смену первоначальному, патриархальному рабству пришло рабство развитое, что повлияло на развитие древнеримской культуры и на характер ее носителя, свободного римлянина. Класс рабов оставался самым многочисленным на протяжении всей истории Древнего Рима. Свободные люди составляли меньшинство, во многом зависимое от своих рабов. Класс рабов не представлял собой однородной массы. Все это приводило к хаосу в общем состоянии культуры, которая никогда не была однородной. Рабство, в тех масштабах и формах, которые оно приобрело в Древнем Риме, отрицательно влияло на психологию господина, давая простор для развития жестокости, презрения к труду как занятию низменному ("рабскому"). Особенно позорным считался труд одного человека на другого, труд за плату. Исключением являлся лишь труд юриста. Для оплаты труда этой категории служащих было введено особое слово "гонорар", что в переводе означает "почетное вознаграждение". Для древних греков подобное не было типичным. Гесиод, который является основоположником древнегреческой этики, искренне советовал всем трудиться, потому что "человек праздный внушает отвращение и богам, и людям". В Греции пользовались почетом и уважением и скульпторы, и художники, и архитекторы, и ремесленники. Их имена греческая история бережно сохранила.


 
 


В Риме, хотя и было создано немало великолепных образцов скульптуры, живописи и архитектуры, мы знаем лишь имя одного Витрувия, жившего во времена Августа, архитектора, теоретика, автора труда " Об архитектуре ". Рабовладельческий Рим эпохи республики и империи создал великую культуру. Среди авторов было много вольноотпущенников и рабов. Рабом, например, был основоположник древнеримского театра и первый римский драматург Ливий Андроник, вольноотпущенниками были великие комедиографы Плавт и Теренций и т.д. Диапазон трудовой активности свободного, полноправного римского гражданина был крайне ограничен, что неизбежно толкало его на путь поисков личной славы и почестей на поприще государственной деятельности. Римляне считали честолюбие не пороком, а нормальным качеством свободного человека. Честолюбие не сдерживалось римской языческой религией, которая была в высшей степени формалистична и не включала в себя понятия морали. Отношения с богами носили характер откровенной сделки по принципу "я дал тебе, чтобы ты дал мне": я приношу тебе жертвы с соблюдением формальностей ритуала, а ты должен выполнять мои просьбы; если ты этого не будешь делать, то я не буду тебе приносить жертвы и буду искать себе других богов. Чужим богам римляне поклонялись охотно, если считали это для себя выгодным, и презирали лишь религиозный экстаз. Римский народ (populus Romanus) официально состоял из патрициев (древней знати) и плебеев (массы свободного населения, владеющего земельной собственностью). В конце республиканского и в императорский период значительная часть плебеев, утратив свои земельные владения, превратилась в праздных людей, которых, поскольку они римские граждане, имеющие право голоса в народном собрании, государство взяло на содержание. В соответствии с законом 73 г. до н. э. каждый неимущий гражданин, проживающий в городе Риме, ежедневно получал полтора килограмма хлеба. Впоследствии императоры ввели также выдачу масла и мяса, а иногда устраивали раздачу денег. Во II-I вв. до н.э. число иждивенцев государства доходило до 200 000 человек. "Хлеба и зрелищ!" — в эти три слова укладывалось своеобразное "мировоззрение" этой праздной толпы, которая заполняла Рим и все свое время проводила на площадях, в харчевнях, банях, цирках и амфитеатрах, где развлекалась созерцанием конных состязаний, гладиаторских боев и травли диких зверей, привезенных из экзотических стран. Вот что, например, пишет о римских плебеях Аммиан Марцеллин: "А теперь я перехожу к праздной и ленивой черни. Всю свою жизнь эти люди проводят за вином и игрой в кости, в вертепах, увеселениях и на зрелищах. Великий цирк является для них и храмом, и жилищем, и местом собраний, и высшей целью всех их желаний. На площадях, перекрестках, на улицах и в гостиницах собираются они группами, ссорятся и спорят друг с другом. Безделье так въелось в их нравы, что лишь только забрезжит утро желанного дня конских ристаний, как все стремглав мчатся в цирк чуть ли не быстрее самих колесниц, которым предстоит состязаться". Оценка точно отражает существовавшие нравы. Театр никогда не имел в Риме высокого общественного значения, какое он имел в Греции, хотя у сельских жителей пользовались популярностью сатурналии, театрализованные древнеримские празднества, проводимые два раза в год. По художественной и общественной значимости их нельзя сравнить с грандиозными дионисиями Древней Греции. Но все же существовала и объединяющая тенденция, сумевшая спасти культуру Рима от деградации: почтительное отношение к образцам древнегреческой культуры и попытках подражания ей. Аристократы говорили и писали по-гречески. Скульпторы создавали копии древнегреческих скульптур. Архитекторы использовали декоративные элементы греческих ордеров. Из греческой философии в Риме были распространены учения академиков, эпикурейцев и стоиков. Эпикуреизм был представлен поэмой Лукреция Кара "О природе вещей", которая отражала взгляд автора на природу и человека. Возникновение религии Лукреций объяснял страхом перед непонятными природными явлениями и перед силами рока, в существование которого он сам верил. Избавление от страха для него являлось условием счастливой и справедливой жизни. Древнегреческая поэзия также пользовалась большой популярностью в Древнем Риме. Образцы древнегреческой культуры стали основой культуротворческих процессов в сложнейший период гражданских войн и восстаний рабов (II -сер.I вв. до н.э.). В конце эпохи Республики римская культура становится двуязычной — высшие римские фамилии говорят и читают по-гречески, что считается признаком образованности и хорошим тоном; в то же время активно развивается латинский язык. Так, Апулей писал по-латыни, а Марк Аврели й — по-гречески. Предания старины, легенды, по мнению римского историка Саллюстия, стали лекарством от тяжелой болезни, которой болен Рим, он считал, что государство приходит в упадок, причиной является порча нравов, а изучение наследия старины может способствовать излечению общества. Было очевидно, что спасти римское общество от разложения может лишь общая вдохновляющая идея величия и вечности Рима. Подобную идею попытался воплотить Октавиан Цезарь Август, преемник Юлия Цезаря, заложивший основу государства, которое фактически было монархией, но сохраняло республиканскую внешность. В течение своего долгого правления он 21 раз получал почетный военный титул императора, который тогда еще не был синонимом высшей власти. (Императором в Древнем Риме называли полководца, добившегося существенных побед и признанного войском "повелителем") Спасительная идея была выражена в краткой формуле "Пакс Романум", т.е. "мир Рима". Слово "пакс" имело несколько значений: мир как противоположность войне; мир как отсутствие внутренних распрей, смут, гражданских войн; мир как единение вокруг Рима земель, образующих Империю. "Сэкулюм Августум" — так называлось время правления Августа. "Век Августа" стал " золотым веком " римского искусства, он покровительствовал поэтам, живописцам, скульпторам. Одним из высших достижений римской прозы эпохи Августа стал 142-томный исторический труда Тита Ливия. В творчестве Ливия в наиболее завершенной форме представлена полная нравственных поучений история Рима "от основания города". Истории Рима посвящены труды Публия Корнелия Тацита, Гая Светония Транквилл а "Жизнь двенадцати цезарей", который остается ценнейшим источником сведений о Римской империи в эпоху Юлиев – Клавдиев и Флавиев. Выразителями идеологии эпохи были поэты Вергилий и Гораций. Вергилий изображал быт крестьян, их добрые и здоровые нравы. Он был убежден, что возвращение к старым обычаям, отчасти сохранившимся в деревне, поможет возрождению римского народа. Поэму Вергилия "Энеи훢а", повествующую о создании Рима, ставят рядом с творениями Гомера, поскольку она является не только "национальной эпопеей", но и своего рода "библией" культа Рима и Августа. Горацию характерны философские размышления, что подтверждают его "Послания". В одном из них ("О поэтическом искусстве") Гораций изложил взгляды на принципы поэзии: поэт обязан сочетать талант и культуру, изучать философию, чтобы знать сущность вещей, осознавать свой долг перед родиной, семьей, друзьями. Новым и популярным жанром стал роман— латинский и греческий. До нашего времени дошли отрывки из "Сатирикона" Петрония и роман Апулея "Метаморфозы". В первом из них даны хотя и шаржированные, но вполне реaлиcтичecкиe зарисовки римской провинциальной жизни середины I в. н.э. В романе "Метаморфозы" ("Золотой осел") обыгрывается расхожий сюжет о юноше, превращенном в осла, который с помощью богини Исиды вновь превращается в человека. Сатирические сценки из этого романа часто использовались писателями в поздние времена. Главную роль в философии того времени играл с тоицизм. Крупнейшими римскими стоиками в I—II вв. были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Первый был сановником, второй — рабом, а затем вольноотпущенником, третий — императором. Сенека рассматривал философию как учение о достижении нравственного идеала. Мудрец должен всеми силами служить другим людям и помнить, что он гражданин мира, а не только своего города. Сенека учил ценить каждый момент жизни, а не хлопотать об увеличении ее продолжительности. Лучшим способом сделать жизнь длиннее является умение не укорачивать ее. Сенеке принадлежат "Нравственные письма к Луцилию", ряд этических сочинений, форма которых приближается к философскому диалогу, и серия литературных трагедий, написанных в подражание Еврипиду. Как и Сократ, Эпиктет проповедовал стоическую мораль в уличных беседах и спорах. Жил он в нищете, полагая, что нужно довольствоваться малым. Человеку, учил он, нельзя считать что-либо своим, поскольку в этом мире ему ничего не принадлежит. Эпиктет сравнивал жизнь с театром, людей — с актерами. Человек должен играть роль, предназначенную ему богом. Существующий порядок изменить нельзя, поскольку он не зависит от людей. Человек не может изменить и других людей. Можно лишь изменить свое отношение к существующему порядку и к людям. Человек должен жить, сознавая, что всякую пользу и всякий вред он может ожидать только от себя самого. Выдающимся стоиком времен ранней Империи был император Марк Аврелий (время правления 161—180 гг.). После смерти у него были найдены записки, которые составили философское сочинение, условно названное "К самому себе". Марк Аврелий благодарил бога за то, что полюбил философию. Философия научила его умению смотреть на каждый свой поступок как на последний в жизни. Марк Аврелий считал, что в душе человека есть две общие с богом черты — способность не смущаться внешними обстоятельствами и видеть свое благо в праведных мыслях и делах, ограничивая ими свои желания. А на огорчения и обиды, которые доставляют нам люди, нужно обращать внимания не больше, чем на случайные удары, которые мы можем получить во время спортивных тренировок. Лучший способ мстить - не походить на обидчика. Марк Аврелий был убежден, что изменять других людей - пустое занятие. Полезнее заняться исправлением в самом себе того, что не нравится в других. Эпоха ранней Империи оказалась неблагоприятной для ораторского искусства, которое было высоко развито в Риме времен республики и гражданских войн. Уже во времена оратора, политического деятеля и философа Цицерона наблюдался упадок риторики. В начале 46 г. до н.э. в диалоге "Брут" он связывал это с упадком республиканской свободы в годы диктатуры Цезаря. В период правления Августа ораторское искусство из средства политической борьбы превратилось в "чистое искусство". Организовывались состязания ораторов, турниры красноречия. Зал, где выступал оратор, называли "аудиториум", а преподавателя красноречия — "профессор". Ораторское искусство стало средством воспитания культуры слова, а не "культуры духа", как того хотел Цицерон. По его мнению, ораторское искусство необходимо сочетать с занятиями философией. Для культуры эпохи ранней Империи было характерно оформление культа цезарей, начало которому положил Август. Август принес с собой мир, и римские поэты не уставали восхвалять Августа как миротворца. Император, власть, сама Империя - этим мотивам была подчинена вся культурная политика. Человеку все вокруг должно было напоминать об императоре, о несокрушимости власти, о величии Рима. Строятся форумы, прославляющие деяния императоров, возносятся к небу колонны с памятниками в их честь (колонна императора Траяна, высота которой достигает 60 метров, покрыта рельефом, изображающим военные подвиги императора, и увенчана скульптурным портретом императора в рост), триумфальные арки (по обычаю, в честь победителя римляне устраивали триумфы - церемонии торжественного въезда полководца-победителя в город). Август построил величественный Алтарь Мира, а Веспасиан, подражая ему,- Форум Мира и т.д. Римская империя впитала в себя многие культурные и технические достижения покоренных народов, ассимилировала, сохранила их и придала им статус универсальности. Сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не духовность, факт, а не воображение доминируют в римском искусстве. Римский скульптурный портрет беспощадно реалистичен. "Сила, облеченная в величие" - римский идеал скульптурного произведения. Впитывая инокультурные ценности и образцы, римская культура эволюционирует в соответствии с собственной логикой, заимствуя лишь то, что этой логике не противоречит. От этрусков римское искусство получило свое основное наследство - архитектурные приемы: круглую форму плана и арки. Арочной архитектурой принято называть способ возведения крупных фундаментальных построек, внедренный в практику древними римлянами. С помощью арочных перекрытий римляне могли создавать колоссальных размеров здания, такие как огромный амфитеатр Флавиев (Колизей), вмещавший до 50 тысяч зрителей. Базилики - прямоугольные в плане конструкции, разделенные внутри на продольные части (нефы). В базиликах вершился суд и проводились сделки. Строились форумы, термы, амфитеатры, дворцы, храмы, акведуки, крепостные стены и т.д. В области оригинальной скульптуры, не воспроизводящей греческие творения, римляне также являются последователями этрусков. Римский скульптор не создавал идеализированные образы современников, как это делали скульпторы греческие. Он изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства, что было принято у этрусков, делавших портреты на основе снятой с лица маски. Римская скульптура не создавала обобщенных образов атлетов, как было принято у греков. Обнаженное тело редко встречается у римлян. Римская монументальная скульптура создает статуи, облаченные в тогу. Это представлялось в большей степени соответствующим идее величия. Культура Древнего Рима представляла собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными традициями. Сложные отношения между патрициями и плебеями вынудили последних к активной борьбе за свои права. Они буквально вырывали у противников различные законы, гарантирующие им более прочное положение в обществе. Это и обусловило особую роль права в культуре древнего Рима. Значительным достижением римской юриспруденции был факт равенства граждан перед законом, при отсутствии равенства в политической и социальной сферах. В результате длительной эволюции римское право стало гибким, способным адекватно реагировать на изменения социальной действительности. В Риме тратились на никчемные развлечения фантастические суммы денег (Золотой дворец Нерона, украшенный золотом и драгоценными камнями). Сенека приводил множество примеров утонченной извращенности. Деньги становились главной жизненной ценностью, а духовные шли на убыль. Но в то же время сохранялись старинные представления о нравственном и должном, коренящиеся в натурально-общинных формах жизни. Денежное богатство было желанным, но в то же время и каким-то постыдным. Жена Августа Ливия сама пряла шерсть в атрии императорского дворца. Некоторые из принцепсов (императоров) проводили законы против роскоши. Веспасиан экономил по грошу, Плиний старший в своем энциклопедическом труде "Естественная история" славил древнюю бережливость. К тому же по традиции свободнорожденный римский гражданин проводил большую часть своего времени в толпе, заполнявшей Форум, базилики, термы, собиравшейся в амфитеатре или цирке. Такое пребывание в толпе воспринималось как ценность, источник коллективной положительной эмоции, ибо создавало ощущение общинной солидарности и равенства, почти уже исчезнувшее из реальных общественных отношений, но гнездившееся в самом основании народной культуры. Именно в этой внутренней предрасположенности жителей Рима к единению, равенству, скромности, противостоящей извращенным нравам властьимущих, рождалась потребность в новой идеологии, способной заменить уже утратившую какую-либо реальную силу религиозную идею прошлого. И такая идея пришла в Рим с проповедниками христианства, системы религиозных воззрений, основанной на вере в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Многие религии соперничали между собой, но победила религия, в которой провозглашалось равенство всех людей перед Богом, посмертное воздаяние за праведную жизнь. Император Константин вынужден был признать христианство равноправной религией наряду с другими (313 год), существовавшими в Империи. В 392 г. император Феодосий официально запретил языческие культы. Единственной государственной религией Древнего Рима стало христианство. В конце V в. (478 год) Падение Древнего Рима как мировой империи не означало забвения его культуры, которая и по сей день является существенной частью культурного наследия человечества.




Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 693 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...